Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра всеобщей истории

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СПЕЦКУРСУ

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН АФРО-АЗИАТСКОГО РЕГИОНА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ»

для исторического факультета

дневного отделения

Составитель: к.и.н., доцент

Емалетдинова Г.Э.

Учебно – методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «___»_______200___г.

Заведующий кафедрой _____________ Сиротин С.В.

Стерлитамак – 2008

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 3

Пояснительная записка 3

I. Объем дисциплины и виды занятий 4

II. Содержание дисциплины 4

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий 4

2.2. Содержание разделов дисциплины 5

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 9

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля. 9

4.1. Самостоятельная работа студентов 9

4.2. Тематика рефератов 10

4.4. Перечень вопросов для подготовки к зачету 11

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 11

5.1. Список рекомендуемой литературы 11

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины 13

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины 14

VI. Словарь основных терминов 14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 20

Пояснительная записка 20

I. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план) 21

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля. 31

4.1. Самостоятельная работа студентов 31

4.2. Тематика рефератов 32

4.3. Перечень вопросов для подготовки к зачету 34

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 34

5.1. Список рекомендуемой литературы 34

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины 36

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины 37

VI. Словарь основных терминов 37

СОДЕРЖАНИЕ 44

Тема 1. Особенности политических процессов на Востоке. 46

Тема 2. Особенности политической культуры современного Востока. 53

Тема 3. 58

Политические системы и политические культуры Китая и Тайваня в сравнительной перспективе 58

Тема 4. Политическая система и политическая культура Индии 63

Тема 5. Становление современных политических систем и по­литической культуры в странах Юго-Восточной Азии и хинаянский буддизм 70

Тема 6. Политическая система и политическая культура государств Корейского полуострова. 77

Тема 7. Политическая система и политическая культура Японии 84

Тема 8. Политические системы и политические культуры госу­дарств Центральной Азии 91

Тема 9. Политические системы и политическая культура арабских стран 100

Тема 10. Особенности политической системы и политической культуры современного Израиля 112

Тема 11. Особенности политических систем и политической культуры стран Среднего Востока 119

Тема 12. Политические системы стран Востока в сравнительной перспективе 126

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него широких слоев населения. В этих условиях важно выявить специфику политического поведения различных общ­ностей и отдельных личностей, мотивации их поступков, фор­мирование политических взглядов и т. д. в современной поли­тической системе и политической культуре восточных об­ществ. Без изучения специфики политических процессов, политических систем и политической культуры невозможно составить адекватное представление о характере и сущности конкретной политической жизни стран Азии и Африки.

Спецкурс «Политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» позволяет расширить рамки понимания политических процессов в странах Востока во второй половине ХХ века и является дополнением к дисциплине по курсу «Истории стран Азии и Африки в новейшее время».

Целью курса является привить адекватное профессио­нальное понимание современных политических процессов, происходящих в странах Востока, с учетом их исторического опыта и цивилизационной специфики.

В задачу курса, рассчитанного на один семестр (16 часов), входит дать студентам сравнительный анализ политических сис­тем в странах Востока как в теоретическом и историческом ас­пектах, так и по отдельным афро-азиатским государствам. Сту­дент получит возможность сравнить пути формирования и эво­люции политических систем в странах Азии и Африки, понять взаимодействие и борьбу различных политических сил, высту­пающих с позиций традиционализма и модернизма, оценить сте­пень зрелости гражданского общества, элементов демократиче­ской политической системы в странах Азии и Африки и т. д.

Спецкурс ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- научно-методическая;

- культурно просветительская.

Изучение спецкурса «Политическое развитие стран афро-азиатского региона» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-историческому наследию стран афро-азиатского региона;

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные события и процессы политической истории стран Азии и Африки в новейшее время;

- место и роль стран Азии и Африки во всемирном историческом процессе;

- основные комплексы источников по политической истории стран Азии и Африки в новейшее время;

- важнейшие историографические проблемы восточной истории;

- основные исторические понятия, уметь их формулировать и правильно применять.

уметь:

- решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

- приемами и методами научного анализа и критики источников по политической истории стран Азии и Африки в новейшее время.

I. Объем дисциплины и виды занятий

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

16

10

Аудиторные занятия

Лекции

16

10

Практические занятия (семинары)

10

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Коллоквиум/рефераты

10

Вид итогового контроля

Зачет - 10

Спецкурс «Политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время». Общим объемом 16 часов аудиторных занятий изучается в течение X семестра.

Спецкурс имеет прикладное значение и завершается зачетом в X семестре.

Обязательным условием допуска студента к зачету является выполнение всех видов учебной деятельности, связанных с изучением и освоением спецкурса, предусмотренных программой и планом индивидуальной, самостоятельной работы. На зачете студен, должен продемонстрировать комплекс знаний по общим проблемам развития политических сис­тем в странах Востока как в теоретическом и историческом ас­пектах, так и по отдельным афро-азиатским государствам; отчетливо представлять особенности эволюции восточной модели, показать знания фактологического и общетеоретического характера, умение оперировать необходимым блоком терминов, понятий и соответствующими положениями в учебной и научной литературе, умение анализировать источники.

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1.

Особенности политических процессов на Востоке

1

2.

Особенности политической культуры современного Востока

1

3.

Политические системы и политические культуры Ки­тая и Тайваня в сравнительной перспективе

1

4.

Политическая система и политическая культура Ин­дии

1

5.

Становление современных политических систем и по­литической культуры в странах Юго-Восточной Азии и хинаянский буддизм

1

6.

Политическая система и политическая культура госу­дарств Корейского полуострова

1

7.

Политическая система и политическая культура Япо­нии

1

8.

Политические системы и политические культуры госу­дарств Центральной Азии

1

9.

Политические системы и политическая культура араб­ских стран

1

10.

Особенности политической системы и политической культуры современного Израиля

1

11.

Особенности политических систем и политической культуры стран Среднего Востока

1

12.

Политические системы стран Востока в сравнительной перспективе

1

13.

Политические системы и политические культуры стран индо-буддийской и китайско-конфуцианской традиции

2

14.

Политические системы и политические культуры стран арабо-исламской традиции

2

  1. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (1)

    Пояснительная записка
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  2. Учебно методический комплекс по спецкурсу

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность изучения спецкурса «Радикальные исламские течения» обусловлена тем, что современный этап общественного развития арабских стран характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент (3)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  7. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  8. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для заочного отделения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для заочного отделения (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..