Программа курса для государственных университетов Специальность 0702 История

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Кафедра всеобщей истории и этнографии

АНТРОПОЛОГИЯ

программа курса

для государственных университетов

Специальность 0702 - История

Якутск 2002

Составитель ст. преподаватель кафедры

всеобщей истории и этнографии

Слепцов Е.П.

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии ИФ

от “_____”_________2002 г. протокол №

зав. кафедрой, д.и.н., проф.: А.И. Гоголев

Программа одобрена Методическим Советом ИФ

от”_____”_________2002 г. протокол №

Председатель МС ИФ, доц. О.А. Парфенова

Рабочая программа утверждена на заседании научно- методического совета ЯГУ

“_____”__________2002 года. Протокол №_____________

Председатель научно методического Совета ЯГУ: _______

А.Н. Яковлева

ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Факультет – исторический

Лекции - 20 часов

Практические занятия - 16 часов

СРС - 34

Экзамен - 9 семестр

Раздел I. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К УРОВНЮ СПЕЦИАЛИСТА

Специалист отвечает следующим требованиям:

1. Хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории и умеет применять свои знания в практической деятельности;

2. Знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

3. Знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

4. Имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

5. Владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно и логично оформить его результаты;

6. Свободно владеет государственным языком Российской Федерации – русским языком;

7. Способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

8. Знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

9. Умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использует достижения информатики в своей области;

10. Способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

11. Понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

12. Способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

13. Способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

14. Знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

15. Методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

16. Владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;

17. Умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

18. Обладает необходимыми знаниями в области библиографии;

19. Умеет применять и использует сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;

20. Обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации, владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач;

21. Способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

Раздел II. Принципы и цели курса

2.1. Принципы построения курса

Основание для чтения курса:

  • Настоящий курс разработан для студентов отделения психологии и исторического отделения в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) и на основе методических разработок утвержденных Учебно-методическим управлением МОПО РФ. “Антропология” преподается как самостоятельная дисциплина, изучающая процесс антропогенеза (эволюцию человека), закономерности изменчивости человеческого организма и проблемы классификации подразделений вида человек разумный (homo sapiens), представленного современным человечеством.

Адресат курса:

  • Студенты I курса отделения психологии и истории по специализации “Этнология”

Главная цель курса:

  • В общеинтеллектуальном плане изучение курса “Антропологии” необходимо для понимания процессов эволюционного развития человечества, морфологии человека, а также закономерностей изменчивости человеческого организма.

  • В теоретическом плане дает возможность ознакомиться с развитием антропологической науки, ее подразделениями, методами, изучить процесс антропогенеза и образования человеческих рас.

  • В практическом плане будущий специалист (студент) должен изучать первоисточники - труды основоположников антропологической науки, проработать и конспектировать.

Ядро курса:

  • Курс лекций представляет собой систематическое изложение основных фактов эволюционного развития человека

Основные понятия курса:

  • Понятия и термины, относящиеся к разделу “Эволюционная антропология (палеоантропология)”.

Австралопитек, антропоген, антропогенез, антропоид, архантроп, беспиализация, бранхиация, сигнальная система, гоминид, гоминизация, дриопитек, естественный отбор, кроманьонец, локомоция, неандерталец, общественный инстинкт, питекантроп, презиндонантроп, проплиопитек, синантроп, эволюция.

  • Понятия и термины, относящиеся к разделу “Популяционная и этническая антропология”.

Адаптация, адаптивный тип, антропологический покров, биосфера, биотическая Среда, брахикрания, генетико-автоматический процесс, дискретность, допихокрания, моноцентризм возникновения рас, меланин, пигментация, полиморфизм, политипия, полицентризм возникновения рас, популяция, очаг расообразования, раса, расовая классификация, таксономия.

  • Понятия и термины, относящиеся к разделу “Индивидуальное развитие человека и его конструкция.

Акселерация, андрогены, атавизмы, биологический возраст, гемоглобин, гемолиз, генотип, гипофиз, конституция, меланхолик, морфология, патология, половой диморфизм, постнатальный онтогенез, продолжительность жизни, рудименты, сангвиник, старение, темперамент, фенотип, физиология, флегматик, холерик, экзогенные, и эндрогенные факторы индивидуального развития.

2.2. Цели курса

После изучения курса “Антропология” студент должен будет:

1. Иметь представление:

1.1. о характере эволюционного процесса, в ходе которого сформировался современный вид человека разумного (homo sapiens);

1.2. о роли биосферы в процессе расообразования;

1.3. О природе и механизмах обеспечивающих индивидуальное развитие человеческого организма.

2. Знать:

2.1. основные этапы эволюции приматов;

2.2. критерии гоминизации: философский, археологический, морфологический, таксономический аспекты;

2.3. морфологические и психологические критерии биологического возраста;

2.4. факторы, влияющие на индивидуальное развитие человека;

2.5. факторы образования конституционального типа;

2.6. механизмы развития популяционного полиморфизма;

2.7. основной понятийно-категориальный аппарат;

2.8. методы классификации человеческих рас и антропологических типов.

3. Уметь:

3.1. конспектировать предлагаемые научные или научно-популярные монографии, статьи;

3.2. подготовить сообщение на выбранную тему или оппонировать его на одном из семинарских занятий;

3.3. планировать, организовать и вести научно-исследовательскую работу.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Морфологические признаки человека, относящие его к подтипу позвоночных животных и классу млекопитающих.

  2. Социальные механизмы в процессе расообразования.

  3. Характерные признаки приматов. Структура отряда приматов.

  4. Вторичная расовая дифференциация на западе Ойкумены.

  5. Человек как примат. Общие морфофункциональные особенности приматов и человека.

  6. Вторичная расовая дифференциация на Востоке Ойкумены.

  7. Специфические морфофункциональные особенности человекообразных обезьян.

  8. Характеристика основных антропологических типов большой азиатско-американской расы.

  1. Положение приматов в эволюционирующей системе живой природы.

  2. Характеристика основных антропологических типов большой евразийской расы

  3. Специфические морфофункциональные особенности человека, индивидуализирующие его положение в отряде приматов.

  4. Характеристика основных антропологических типов большой экваториальной расы.

  5. Эволюция приматов и дивергенция отдельных групп в процессе эволюции.

  6. Характеристика размеров и формы головы. Методика измерений головы.

  7. Эволюция и дивергенция гоминоидов. Методика палеонтологической классификации ископаемых приматов.

  8. Параллелизм в наследственной изменчивости родственных групп организмов (закон гомологических рядов Н.И. Вавилова)

  9. Гоминоиды неогеновой системы. Возможности адаптации.

  10. Взаимообусловленность эволюционного процесса и онтогенеза.

  11. Австалопитеки: морфологическая и экологическая характеристика.

  12. Эволюционная морфология в онтогенезе человека. Отражение эволюции живых организмов в процессе индивидуального развития человека

  13. Древнейшая культура человека. Качественное изменение в эволюционной линии развития.

  14. характеристика пренатального периода индивидуального развития.

  15. Развитие морфологического субстрата высшей нервной деятельности в процессе эволюции человека.

  16. Прогрессивная стадия онтогенеза от периода новорожденности до периода второго детства.

  17. Теория Эжена Дюбуа и ее практическое обоснование.

  18. Критерии определения биологического возраста.

  19. Род питекантропов – древнейших людей. Морфологические особенности и образ существования.

  20. Пубертатный период.

  21. Неандертальцы, их физический тип и территориальные группы.

  22. Факторы индивидуального роста и развития.

  23. Происхождение людей современного вида. Территориальные группы людей современного вида в эпоху нижнего (раннего) палеолита.

  24. Постпубертатное развитие человека.

  25. Теории поли – и моно центризма в научной проблеме происхождения людей современного вида.

  26. Процесс старения, его манифестации и физиологическая характеристика.

  27. Историческое развитие научных концепций популяционного полиморфизма. Критерии подразделения человечества на расы.

  28. Факторы видовой продолжительности человеческой жизни.

  29. Подразделение человечества на три большие расы по комбинациям морфологических признаков.

  30. Основные особенности онтогенеза на современном этапе его биосоциального развития.

  31. Зональные закономерности расообразования.

  32. Структурные сдвиги в морфологическом статусе человека современного вида в процессе его исторического развития.

  33. Геохимические факторы формообразования у человека.

  34. Историческое развитие учения о конституции.

  35. Биотические факторы расообразования.

  36. Критерии определения типов телосложения.

  37. Генетико-автоматические процессы в расообразовании.

  38. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением

  39. Первичная расовая дифференциация.

  40. Адаптивная изменчивость человеческих популяций. Характеристика адаптивных типов.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. Методика антропологических исследований. М., 1964.

Алексеев В.П. О первичной дифференциации человечества на расы. Аервичные очаги расообразования // Советская этнография, № 1, С. 12-24. 1969.

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

Алексеев В.В. В поисках предков М., 1972.

Алексеев Г.А., Токарев Ю.Н. Гемоглобинопатии. М., 1969.

Алексеева Т.И. Географическая изменчивость содержания холестерина в сыворотке крови человека. // Вопросы антропологии, вып. 38. 1971.

Алексеева Т.И. Биологические аспекты изучения адаптации у человека. - Антропология 70-х годов. М., 1972.

Алиман А. Доисторическая Африка. М., 1960.

Атлас народов мира. М., 1964.

Барнетт А. Род человеческий. М., 1969.

Белова Т.И. Архитектоника прецентральной области коры головного мозга высших обезьян и человека // Сов. антропология. 1958, т. II, № 3, С. 81-89.

Беритов И.С. Структура и функции коры большого мозга. М., 1969.

Блинков С.М. Особенности строения большого мозга человека. Височная доля человека и обезьян. М., 1955.

Блинков С.М., Гельзер И.И. Мозг человека в цифрах и таблицах. Л., 1964.

Борисковский П.И. Древний каменный век Южной и Юго-Восточной Азии. Л., 1971.

Борисковский П.И. Современная наука о происхождении человека. Л., 1959.

Бочков Н.П. Хромосомы человека и облучение. М., 1971.

Бунак В.В. Антропометрия. Практический курс. М., 1941.

Бунак В.В. Человеческие расы и пути их образования - “Сов. этнография”, 1956. № 1.

Бунак В.В. Череп человека и стадии его формирования у ископаемых людей и современных рас. - “Тр. инс-та этнографии АН СССР”. Т. XLIX. М., 1959.

Бунак В.В., Неструх М.Ф., Рогинский Л.Л. Антропология. М., 1941.

Вавилов Н.И. Пять континентов. М., 1962.

Величко. А.А. Природный процесс в плестоцене. М., 1973.

Вацуро Э.Г. Исследование высшей нервной деятельности антопоида (шимпанзе). М., 1948.

Вебер М. Приматы. М., 1976.

Войно М.С. Современное состояние проблемы пресапиенса.- “Сов. Антопология, 1959, № 1.

Волков -Дубровин В.П., Рогинский Л.Л. Гипсистенофалия как приспособительный признак в тропической зоне.- “Вопросы антропологии”. Выт. 1, 1960.

Герасимов М.М. Восстановление лица по черепу (современный и ископаемый человек). М., 1955.

Герасимов М.М. Люди каменного века. М., 1964.

Гершкович И. Генетика. М., 1968.

Гладкова Г.Д. Человеческие расы. М., 1960.

Гохман И.И. Ископаемые неантропы. Ископаемые гоминиды и происхождение человека.- “Тр. Ин-та этнографии АН СССР”, т. 92. М., 1966.

Григорьев Г.П. Начало верхнего палеолита и происхождение человека. Л., 1968.

Григорьев А.А. Типы географической Среды. М., ё970.

Гусева И.С. Еще раз об углах горизонтального профиля лицевого скелета человека “Вопросы антропологии”, Вып. 32, 1969.

Давиташвили Л.Ш. Эволюционная идея в палеонталогии после Дарвина. М.-Л., 1948.

Данилова Е.И. Эволюция руки в связи с вопросами антропогенеза. Киев, 21965.

Дарвин Чарльз. Происхождение человека и половой отбор. - Соч., т. 5. М., 1953.

Дебец Г.Ф. О принципах классификации человеческих рас. - “Сов. этнография”, 1956, № 4.

Дубинин Н.П. Горизонты генетики. М., 1970.

Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека (экологические системы и биосфера). М., 1968.

Зубов А.А. Человек заселяет свою планету. М., 1963.

Зубов А.А. Этническая однотология. М., 1973.

Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. М.. 1965.

Иванова И.К. Геологический возраст ископаемого человека. М., 1965.

Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.

Калеснин С.В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970

Кант И.О. О различных человеческих расах. Соч. Т. 2. М., 1964.

Келер В.Р. Homo sapiens - человек разумный. М., 1964.

Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М., 1969.

Кочеткова В.И. Эволюция мозга в связи с прогрессом материальной культуры. - “У истоков человечества”. М., 1964.

Купер Н.И. Четвертичные отложения Африки и Передней Азии. М., 1962.

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1938.

Лобашев М.Е. Генетика. М., 1967.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969.

Марков К.К., Величко А.А. Четвертичный период (ледниковый период-антропогеновый период). М., 1967.

Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. Т.1,2. М.-Л., 1950.

Народы Австралии и Океании. - “Народы мира. Этнографический атлас”. М.,1956.

Народы Африки. - “Народы мира. Этнографический атлас”. 1954.

Народы Передней Азии.- “Народы мира. Этнографический атлас”. 1957.

Народы Южной Азии. - “Народы мира. Этнографический атлас”. 1963.

Население земного шара. М., 1965.

Неструх М.Ф. Человеческие расы. М., 1965.

Неструх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970.

Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т. 1-6. М., 1951-1954.

Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы

Решетов Ю.Г. Природа земли и происхождения человека. М., 1966.

Россет Э. Процесс старения населения. Демографическое исследование. М., 1968.

Рычков Ю.Г. Антропология и генетика изолированных популяций. М., 1969.

Саркисов С.А. Очерки по структуре и функции мозга. М., 1964.

Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970.

Токин Б.П. Общая эмбриология. М., 1970.

Туманов А.К. Сывороточные системы крови. М., 1968.

Холодов Ю.А. Магнетизм в биологии. М., 1970.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков Е.П. Антропология. М., 1970.

Чубинский С.М. Биоклиматология. М., 1965.

Шевченко Ю.Г. Эволюция коры мозга приматов и человека. М., 1971.

Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции. Теория стабилизирующего отбора. М., 1968.

Шошин А.А. Основы медицинской географии. М.-Л., 1962.

Эфроимсон В.П. Иммуногенетика. М., 1971.

  1. Программа курса для государственных университетов Специальность 0702 История (1)

    Программа курса
    1.1. Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направления на изучение мировых цивилизаций, зарубежной и отечественной историографии, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания социально-политических
  2. Программа курса для государственных университетов Специальность 0702 История (5)

    Программа курса
    Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направлена на изучение мировых цивилизаций, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания социально-политических условий развития современного
  3. Программа курса для государственных университетов Специальность 0702 История (6)

    Программа курса
    1.1. Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направления на изучение мировых цивилизаций, зарубежной и отечественной историографии, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания социально-политических
  4. Программа курса Для государственных университетов Специальность 0702 История (3)

    Программа курса
    1.1. Практическая и исследовательская деятельность студента направлена на изучение истории Отечества и мировых цивилизаций, отечественной и зарубежной историографии, источниковедения, теории и методологии истории с целью углубления
  5. Программа курса Для государственных университетов Специальность 0702 История (4)

    Программа курса
    1.1. Практическая и исследовательская деятельность студента направлена на изучение истории Отечества и мировых цивилизаций, отечественной и зарубежной историографии, источниковедения, теории и методологии истории с целью углубления
  6. Программа курса для государственных университетов Специальность 070200 История (1)

    Программа курса
    Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направлена на изучение мировых цивилизаций, зарубежной и отечественной историографии, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания социально-политических
  7. Новые информационные технологии в учебном процессе (1)

    Программа
    1.1. Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направления на изучение технических средств, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания условий развития современного мира, прогнозирования будущего.
  8. Этнология

    Самостоятельная работа
    *Примечание: Рабочие программы по дисциплинам, которые преподаются другим специальностям, утверждаются дополнительно на методических комиссиях соответствующих институтов и факультетов
  9. Программа.

    Регламент
    Казьмин Г.П., председатель комитета инновационной деятельности Администрации г. Томска, представитель Фонда содействия развитию МФП в НТС по Томской обл.

Другие похожие документы..