Программа Развития сферы туризма Зеленодольского муниципального района на 2011-2016 гг

Исходя из невозможности рассчитать стоимость входных билетов в планируемые музеи, стоимость проживания в гостинице, наши расчеты опираются на средний ценовой показатель посещения музейных туристских центров.

Допускаем, руководствуясь результатами маркетинговых исследований покупательской активности, что порядок стоимости разработанных однодневных интерактивных и театрализованных программ на острове-граде Свияжске не должен варьироваться в диапазоне от 500 до 2500 рублей на человека без стоимости питания.

На сегодняшний день определена стоимость турпакетов из Казани как «сборных» туров для индивидуальных туристов, так и организованных групп с посещением острова-града Свияжск, реализуемых компаниями-туроператорами РТ под разными брендами, составляет в рублях:

2дн,1н.//3дн,2н.

- для школьников и студентов 2555//3315

- для организованных групп (45 мест, взр.) 3830//4950

- для индивидуальных туристов 6500//7500

Следует отметить, опираясь на мнение экспертов-представителей туристской общественности, что вышеуказанный продукт имеет ряд особенностей применительно к острову-граду Свияжску и Зеленодольскому муниципальному району:

  1. Экскурсионные маршруты и посещение острова-града Свияжска не являются базовыми, вокруг которых формируется «турпакет», а выполняют функции «удержания» туристов в г. Казани.

  2. В большинстве туров посещение острова-града Свияжска совмещается с посещением Раифского монастыря. Свияжск не выделен как отдельный объект, так как в настоящий момент на острове отсутствует туристская инфраструктура.

Сильной стороной острова-града Свияжска как центра туризма является соединение великолепных природно-ландшафтных и историко-архитектурных комплексов, не потерявших «свое лицо» с течением времени, что формирует у туриста впечатление «путешествия в минувшую эпоху», которое наглядно выделяет «непреходящие ценности», нетронутые «урбанистической цивилизацией». В этом ключе на острове-граде Свияжск целесообразно, руководствуясь предпочтениями потребителей, выявленными в маркетинговом исследовании, указанном выше, предлагать разработанные в Программе «необычные интерактивные и театрализованные представления», элементы фольклора, демонстрацию быта, национальный колорит, чего так не хватает туристам, приезжающим в Казань. В этом направлении Свияжск имеет огромный потенциал «массового спроса», который сможет выделить его как самостоятельный туристский центр.

Более того, экспертами выявлено, что огромный потенциал острова-града Свияжск состоит в работе по привлечению целевых групп, готовых остаться на ночлег:

творческие люди: художники, иконописцы, ремесленники, возрождающие старинные традиции,

- православные и религиозные туристы, приезжающие как паломники или с целью ознакомления с духовной и материальной культурой, особенно в дни православных праздников.

На основании вышеизложенного представляется важной совместно с Казанской епархией, Союзом художников РТ, РФ реализация бренда «Волжский Иерусалим». Массовым компонентом этого бренда является позиционирование Свияжска как центра эксклюзивных и в то же время традиционных духовных празднований – встреча Рождества, Пасха, исполненных как театрализованные интерактивные представления на библейские темы для разных целевых групп посетителей, исповедующих православие, в ценовом диапазоне от 350 до 2000 рублей. Это предложение обоснованно тем, что в Казани на сегодняшний день нет подобных «представлений» и органичных для них «массовых» площадок. Большинство казанцев выезжают в Раифу, которая в дни праздников и выходные переполнена.

Для решения задач, поставленных в Программе, важно привязать ресурс туристско-рекреационного комплекса Зеленодольского района к острову-граду Свияжск:

1) организовать инфоценты, с информацией об объектах острова в крупных санаториях, профилакториях, гостиницах Зеленодольска и Зеленодольского муниципального района. С этой целью санаториям (Васильевский, Сосновый бор и др.) района, ГСОК «Казань» разработать специальные ценовые предложения «выходного дня» с включением в них предложенных Программой «интерактивных, театрализованных и др. программ»;

2) активно, в таком же ключе, работать с мотелями, мини-гостиницами трассы М-7.

3.3.2. Туристские маршруты и программы на средне- и долгосрочную перспективу, необходимое ресурсное, инфраструктурное и кадровое обеспечение

Необходимо, учитывая результаты предварительного маркетингового анализа, разработать маршруты и интерактивные театрализованные программы на средне- и долгосрочную перспективу по следующим видам туризма в период 2013 по 2016 гг.

На среднесрочную перспективу:

- в сегменте религиозного и паломнического туризма интенсифицировать контакты с православной общественностью с целью разработки маршрутов для религиозных туристов, сделав остров-град Свияжск местом набожности и паломничества, центром православной духовной и материальной культуры;

- в сегменте ностальгического туризма интересны экскурсии в старинные купеческие усадьбы. Предлагается разработка проекта «Купеческие династии»;

- в сегменте водного и экологического туризма: маршруты по ГПЗ комплексного профиля «Свияжский», с путешествиями на маломерных судах и яхтах;

-в сегменте «отдых, охота и рыбалка»: острова ГПЗ комплексного профиля «Свияжский» для организации любительской и спортивной охоты и рыбалки.

На долгосрочную перспективу:

- в сегменте круизного туризма предлагается включение острова-града Свияжск в полифункциональные водные маршруты зарубежного и российского туризма «Большое водное кольцо Европы» (р. Волга–р. Дон–Азовское море–Черное море–р. Дунай–р. Майн–Балтийское море–р. Волга).

Большой потенциал на долгосрочную перспективу имеет научный туризм на острове-граде Свияжск в разных областях науки от археологии до биологии.

В табл. 1.10 указаны характеристики имеющихся туристских ресурсов по каждому из вышеуказанных видов туризма Зеленодольского района и острова-града Свияжск, ресурсное и кадровое обеспечение.

3.4. Мероприятия по продвижению турпродукта на внутренний и международный туристские рынки

Результаты маркетинговых исследований, проведенных в рамках «Программы развития в сфере туризма и увеличение турпотока Спасского района и г. Болгар на период 2011-2016 годов», выявили следующее:

- на сегодняшний день отсутствуют грамотные маркетинговые программы продвижения дестинаций РТ с изучением характеристик целевых сегментов, поиском целевых рыночных ниш и удачных критериев позиционирования турпродукта, характерного для туристской дестинации на внешнем и внутреннем рынках туризма. Следует учитывать, что современный динамично развивающийся рынок туризма требует к себе повышенного внимания, профессионального мониторинга и эффективных маркетинговых стратегий, позволяющих на основе выявленных сильных сторон успешно продвигать турпродукт, сводя к минимуму рыночные угрозы и стопроцентно используя рыночные возможности;

- уровень информированности населения о туристических центрах Республики Татарстан достаточно слабый, и составляет всего 4,7 балла по 10-тибалльной шкале.

- отношение к новым турпакетам и программам. Потребители продемонстрировали в целом положительное отношение к новым турпакетам, на первое место поставив, «оригинальные новые программы и экскурсии» (совокупный результат по трем городам 47%), что подтверждает покупательское предпочтение к маршрутам и интерактивным театрализованным представлениям, разработанным в Программе, в том числе в русле православия (совокупный результат Ульяновска и Тольятти 26 %);

-заинтересованность туристов сувенирной продукцией. Выявлен интерес к покупке местных сувениров характерных для дестинации. Этот факт определяет перспективы развития декоративных промыслов на острове-граде Свияжск.

Опираясь на результаты маркетингового исследования, указанные выше, для успешной реализации Программы предложены следующие маркетинговые мероприятия по продвижению туристского продукта, созданного и обоснованного в Программе на период 2011-2013 гг.:

1. Создать на острове-граде Свияжске туристско-информационный центр (или единый и централизованный туроператор по данному направлению), который будет представлять собой орган, аккумулирующий информацию о туристском продукте и сопутствующим услугам на данной территории с целью обеспечения приема и информирования туристов, «прозрачности» работы туроператоров, содействия органам местной администрации в области развития, координации туристской деятельности и продвижения турпродуктов на национальном и международном рынках. Важнейшими функциями туристско-информационного центра острова-града Свияжска станут:

– обеспечение качества приема и обслуживания туристов;

– формирование маркетинговой стратегии продвижения экскурсионных маршрутов, турпакетов и интерактивных программ.

Одна из важнейших задач для увеличения турпотока внутренних туристов – это развитие туристско-информационного центра в масштабах всей Республики Татарстан с последующим развитием полноценной сети, что станет основой для формирования единого туристского информационного пространства на уровне городов и районов РТ и позволит не только улучшить организацию приема и обслуживания туристов, обеспечить проведение крупномасштабной маркетинговой деятельности, но и станет мощнейшим аналитическим ресурсом для управления, получения статистки туризма, мониторинга спроса на маршруты и турпакеты.

Исходя из этого, можно обобщить, что в процессе создания системы республиканских туристско-информационных центров будут решаться следующие задачи:

– повышение качества приема и обслуживания российских и иностранных туристов на территории РТ путем разработки электронных программ, регламентов и внедрения стандартов качества обслуживания и т.д.;

– обеспечение туристов необходимой информацией о туристских ресурсах острова-града Свияжска;

– обеспечение безопасности пребывания туристов и правовое регулирование их пребывания;

– продвижение национального турпродукта на внутреннем и на международном туристских рынках;

- создание условий для содействия процессу подготовки кадров как для туристско-информационных центров, так и для предприятий индустрии туризма и гостеприимства;

– содействие региональным органам власти в вопросах развития туристского бизнеса путем ведения статистики, проведения анализа работы республиканских туристско-информационных центров с последующей подготовкой соответствующих аналитических отчетов о проделанной работе, выработки рекомендаций для региональных властей по вопросам развития туризма;

– разработка маркетинговой стратегии и маркетингового плана: позиционирование на рынке острова-града Свияжска и брендирования маршрутов как экскурсионных, интерактивных программ, так и турпакетов. Разработка рекламной кампании 1-, 2-, 3-хдневных турпакетов и турпакетов выходного дня с выделением острова-града Свияжск как объекта культурного наследия с «эксклюзивными интерактивными центрами» в концепции этнографии и православия;

– создать «высокотехнологичную» информационную систему продвижения острова-града Свияжска как туристского центра с объектами мирового культурного наследия на внутреннем и внешнем интернет-пространствах с возможностью продажи разработанных программ в режиме on-line;

– для эффективного продвижения действующих программ «сборных туров 2-, 3-х дневных турпакетов» под маркой «Weekend Kazan», разработанных ООО «ТИЦ г. Казань», включить в состав туров интерактивные и театрализованные программы острова-града Свияжска и заключить соглашения с туристско-информационными центрами Самары, Ульяновска, Тольятти, Москвы и др., провести серию рекламных туров для крупных туроператоров разных туристских специализаций этих городов;

– провести серию рекламных туров для СМИ (российских и зарубежных) с презентацией разработанных маршрутов и интерактивных программ;

– через СМИ (Казани, Самары, Ульяновска, Тольятти, Москвы) стимулировать продажи разработанных маршрутов и интерактивных программ путем участия населения в розыгрышах бесплатных экскурсий на остров-град Свияжск;

– регулярно участвовать в международных туристских и внутренних выставках-ярмарках, а также в выставках, связанных с туризмом, например, «Рыбалка, спорт», посвященных православной культуре «Благовест» и др.

В период с 2012 по 2016 гг. необходимо провести следующие мероприятия:

– разработать большое количество новых мероприятий событийного туризма и поддержать уже имеющиеся («Купеческие династии», фестивали «Колокольного звона», «Духовного хорового пения» и пр.), особенно в специализации «ностальгический туризм», и привлечь к ним внимание российских и зарубежных туристов;

– разработать и провести форумы, посвященные проблемам сохранения и пропаганды мирового культурного наследия: «Организация всемирного наследия ЮНЕСКО. Проблемы устойчивого развития туризма на территориях всемирного культурного наследия». Провести установочные и тематические семинары с целью привлечения внимания к проблемам развития туризма религиозной православной общественности «Взаимодействие светской и духовной власти в создании турцентров на территориях культурного наследия»;

– по экспертным оценкам, стратегическими «международными» рынками для продвижения маршрутов и интерактивных программ острова-града Свияжска являются Западная и Восточная Европа, что предусматривает необходимость налаживания контактов с туроператорами этих стран, в первую очередь, для продвижения туристского центра острова-града Свияжск – объекта мирового культурного наследия и включения его в маршруты «круизного туризма». Провести рекламно-информационные туры для представителей «круизных» туроператоров и др.

4. Механизм реализации программы

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2011–2016 гг. в три этапа.

В Программе предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных поэтапных мероприятий по созданию условий для развития внутреннего и въездного туризма на протяжении всего срока действия Программы.

Мероприятия, разработанные в целях реализации программы, приведены в Приложении в табл. 1.11 «Система программных мероприятий Республиканской целевой программы «Развитие туризма и увеличение турпотока в Зеленодольский муниципальный район и остров-град Свияжск на 2011-2016 годы».

Основными ресурсами реализации программы являются финансовые, трудовые, материально-технические.

Основные источники финансирования – бюджетные средства, средства инвесторов и прочие источники.

Для развития сферы туризма Зеленодольского муниципального района и острова-града Свияжска будут привлекаться средства федерального бюджета, бюджета РТ, а также органов местного самоуправления и внебюджетные средства в размерах не менее чем выделяемые из бюджета РТ.

5. Прогноз экономического эффекта

Макроэкономический эффект реализации программы проявляется в виде ускорения динамики основных социально-экономических показателей – роста валового регионального продукта Республики Татарстан и роста занятости населения.

Для оценки вклада в прирост валового регионального продукта вследствие повышенного спроса на товары и услуги в результате реализации Программы может быть оценен совокупный макроэкономический эффект, который складывается из следующих составляющих:

прямой экономический эффект – рост спроса на объем продукции и услуг, предлагаемых Татарстанскими предприятиями, и, как следствие, прирост валового регионального продукта и занятости населения в регионе;

мультипликативный экономический эффект межотраслевых взаимодействий – рост производства продукции, полученный в результате прямого экономического эффекта, вызывает рост потребления в смежных отраслях, поставляющих сырье и оборудование, что в свою очередь влияет на рост валового регионального продукта и занятости населения в районе;

эффект от роста доходов – повышение спроса на товары и услуги вследствие роста заработной платы и занятости населения.

Прирост регионального валового продукта осуществляется за счет:

1) поступления дополнительных денежных потоков от реализации туристских маршрутов и программ, разработанных в Программе;

2) прироста налоговых поступлений в бюджет РТ.

Кроме того, свой вклад внесет дополнительный эффект, который будет складываться из улучшения общеэкономического фона в регионе, ускорения темпов развития экономики Зеленодольского и близлежащих районов, что привлечет внимание инвесторов и будет способствовать росту деловой активности.

Общий прогнозный туристический поток, рассчитанный исходя из целевого показателя 150 000 человек к 2016 г., предполагает планомерное наращение туристического потока, начиная с 2011 г. Исходя из статистического распределения примеренное количество туристов, в прогнозируемый период может быть представлено следующими показателями:

Прогноз численности туристов (экскурсантов)

Таблица

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Количество посетителей:

8800

9000

18000

37000

62000

100000

100000

125000

150000

Общее приращение общего объема посетителей оценивается на уровне 40- 45% в год.

Данное количество посетителей по годам рассчитано, исходя из полиномиального распределения в условиях исходных данных 2008-2010гг. и плановой величины 2016 г. (150000 человек). Данное распределение можно представить в виде графика:


Расчет экономического эффекта в виде увеличения денежного притока от внедрения мероприятий по организации туристического потока в Свияжск носит усредненный характер. В основу усреднения заложена прогнозная численность посещений Свияжска, время – основной фактор сезонности – варьирует данный показатель в большую и меньшую сторону. В летние месяцы, на которые приходится время отпусков большинства трудоспособного населения, а также в период функционирования речного флота количество туристов может достигнуть более 2000 человек в день. В холодное время года численность посетителей может регулироваться целевыми мероприятиями, а также организацией транспортных маршрутов в места их проведения. Средняя численность туристов с учетом даже этих мероприятий может снизиться до 100 человек в день.

Минимальные расходы 1 туриста включают следующие статьи затрат:

  1. Транспортные расходы 80 руб.

  2. Питание 150 руб.

  3. Приобретение билетов на посещение музеев 200 руб.

Таким образом, основные затраты 1 туриста оценивается на уровне 430 руб. Однако, необходимо учитывать вероятность осуществления дополнительных затрат, которые по уровню оцениваются не менее 10% от основных затрат на посещение.

Прогноз минимального уровня доходов от экскурсионной деятельности

Таблица

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Доходы от экскурсионной деятельности

15910000

26660000

43000000

43000000

53750000

64500000

Дополнительные доходы (10%)

1591000

2666000

4300000

4300000

5375000

6450000

Всего:

17501000

29326000

47300000

47300000

59125000

70950000

Общий положительный денежный поток от реализации проектов туристической деятельности за период 2011-2016 гг. минимально может составить 224,202 млн. руб.

В реальных условиях, предполагающих большую вариативность входящих параметров, чем заложены в расчетах, доходность деятельности от реализации турпродукта прогнозируется выше. В частности, индивидуальный подход к туристам в части оказания услуг гида, VIP–питание, предложение сувенирной продукции, а также дополнительные услуги прочей смежной инфраструктуры может вывести расходы туриста, посещающего территорию Свияжска до уровня 500-2500 руб. с человека.

При данных условиях экономический эффект выраженный в виде дополнительного притока денежных средств за счет операционной деятельности в инфраструктуру туризма может составлять от 75 до 375 млн. руб. в год. Оптимистичный вариант уровня данного показателя зависит от деловой активности инфраструктуры туризма, а также заинтересованности сторон, курирующих продвижение туристского продукта, как в рамках Республики, так и за ее пределами.

Экономический эффект от ежегодных бюджетных поступлений оценивается на уровне 20-35 % от уровня дополнительного денежного притока, что может представлять сумму от 14,190 до 24,830 млн. руб.

На увеличение денежных поступлений в бюджеты различного уровня в виде налогов и сборов оказывает прямое влияние и мультипликативный экономический эффект межотраслевых взаимодействий – рост.

Реализация Программы мероприятий развития туристической отрасли Зеленодольского муниципального района носит системный характер и направлена на развитие туристского центра мирового значение на объекте культурного наследия острове-граде Свияжске и интеграции в него ресурсов туристско-рекреационного комплекса Зеленодольского муниципального района РТ с целью развития туристской индустрии как высокодоходной отрасли экономики Зеленодольского муниципального района. Это приведет к созданию дополнительных рабочих мест, развитию других смежных отраслей экономики (транспорт, связь, торговля, общественное питание, строительство и реконструкция дорог, благоустройство города и населенных пунктов), а также повысит инвестиционную привлекательность района. Основная задача Программы состоит в создании туристского центра мирового значения на острове-граде Свияжск потенциал, которого представлен такими «специфическими» видами как «религиозный и паломнический» туризм, культурно-познавательный туризм с «яркой компонентой» объекта культурного наследия, ностальгический туризм, ярмарочный, круизный туризм и пр.

В рамках Программы предполагается возникновение следующих видов социально-экономического эффекта:

1) поступление денежного потока от реализации туристских маршрутов и программ, разработанных в Программе;

2) прирост налоговых поступлений.

Даже при инерционном сценарии развития посещаемость туристов оценивается в размере более 100 000 человек к 2016 г. Минимальный операционный доход субъектов предпринимательства в данном случае оценивается на уровне не менее 110 млн. руб. в год.

Размер денежных поступлений от оказания туристических услуг может повыситься за счет увеличения потока целевых групп туристов, повышения качества и дифференциация оказываемых услуг, а также за счет структурных сдвигов в составе туристического потока в сторону более состоятельных слоев населения.

Доходы от поступления в бюджеты различного уровня от деятельности экономических субъектов по прогнозным данным превысят 15 млн. руб., а с учетом деятельности дотационных организаций – более 25 млн. руб. ежегодно. Данный показатель имеет тенденцию к увеличению в условиях повышения деловой активности действующих экономических субъектов за счет повышения доходности деятельности, а также дополнительных инвестиционных поступлений на содержание объектов государственной и муниципальной собственности.

Социальная составляющая результатов реализации Программы:

1. Формирование современного туристского центра мирового значения на острове-граде Свияжск и в Зеленодольском муниципальном районе РТ.

2. Увеличение внутренних и въездных туристских потоков.

3. Увеличение поступлений налогов и сборов в бюджет острова-града Свияжск и бюджет РТ.

4. Прирост рабочих мест в туристической сфере и в сфере обслуживания.

5. Повышение средней заработной платы населения района.

Мероприятия, предусмотренные Программой, позволят сформировать ядро культурно-исторической туристической отрасли Республики Татарстан, что способствует созданию на территории Зеленодольского муниципального района и острова-града Свияжск современной конкурентоспособной туристической отрасли.

  1. Программа "развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы"

    Программа
    ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ МИНСПОРТТУРИЗМОМ РОССИИ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 5
  2. Татарстан от 21. 02. 2011 №134 Схема территориального планирования Республики Татарстан (1)

    Реферат
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации «…территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических,
  3. Татарстан от 21. 02. 2011 №134 Схема территориального планирования Республики Татарстан (2)

    Реферат
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации «…территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических,
  4. Татарстан от 21. 02. 2011 №134 Схема территориального планирования Республики Татарстан (3)

    Реферат
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации «…территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических,
  5. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные тенденции социально-экономического развития

    Документ
    Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную динамику демонстрировали все сектора экономики.
  6. «Итоги работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму рт за 2009 год и задачи на 2010 год»

    Доклад
    2009 год – молодежи в Российской Федерации, спорта и здорового образа жизни в Татарстане стал годом не только напряженной работы, ярких событий и достижений, но и этапом продвижения отрасли, когда в непростых экономических условиях
  7. Пресс-обзор рынка недвижимости с 02 ноября по 09 ноября 2011 года

    Документ
    Самыми не дорогими для покупки квартир городами России, если рассматривать исключительно вторичный рынок, стали Омск и Димитровград. В этих российских городах средняя цена одного квадратного метра, согласно данным Российской Гильдии
  8. Об утверждении целевой программы "развитие биотехнологии в республике татарстан на 2010 2020 годы"

    Документ
    В целях создания в Республике Татарстан инновационной биоэкономики, основанной на широкомасштабном внедрении современной биотехнологии в ключевые отрасли народного хозяйства,
  9. Стратегии и программы развития муниципального образования, участие в федеральных и региональных целевых программах, инвестиционная деятельность 32 Комплексный

    Программа
    1.4. Стратегии и программы развития муниципального образования, участие в федеральных и региональных целевых программах, инвестиционная деятельность 31

Другие похожие документы..