Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный университет»

Филиал Томского государственного университета в г. Прокопьевске

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ОПД.Ф.09 - Административное право

для специальности 030501.65 - «Юриспруденция»

(заочная форма обучения)

Прокопьевск 2010

ОДОБРЕНО кафедрой правоведения

Протокол № _____ от «_____» 20__г.

Зав. кафедрой, к.ю.н. ______________ А.В. Дворецкий

РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению учебно-методическим советом

Протокол № _____ от «_____» 20__г.

Председатель совета _________________________

подпись

Плешивцев И.Н. Административное право: учебно-методический комплекс. - Прокопьевск, 2010.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом 030501.65 "Юриспруденция" и предназначен для студентов 2 курса ЮФ ПФ ТГУ заочной формы обучения.

Учебно-методический комплекс содержит: программу учебного курса "Административное право", вопросы и задания для семинарских занятий, словарь терминов, вопросы к экзамену, тематику курсовых работ, методические указания для организации самостоятельной работы, тест, методические рекомендации преподавателю в организации учебной деятельности студентов перечень источников и учебной литературы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Выписка из Государственного образовательного стандарта по специальности 4

  2. Рабочая программа учебной дисциплины 5

    1. Организационно-методический раздел 7

    2. Содержание дисциплины 10

    3. Распределение часов по темам программы и видам занятий 20

    4. Примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен 22

    5. Тематика и методические указания по выполнению курсовых работ по административному праву 26

    6. Информация о формах текущего и итогового контроля знаний 33

    7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методические указания студентам по подготовке к практическим занятиям по административному праву 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Административное право» 89

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методические рекомендации преподавателю в организации учебной деятельности студентов 116

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Сведения об обеспеченности образовательного процесса 121

1 Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 «Юриспруденция»

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501.65 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Индекс

Наименование цикла дисциплин

Наименование дисциплин

Всего часов

ОПД.00

ОПД.Ф.00

Общепрофессиональные дисциплины

Федеральный компонент

ОПД.Ф.09

Административное право

Административное право как отрасль права; субъекты административного права; государственная служба и муниципальная служба РФ; административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти; законность в государственном управлении; административное право нарушение, административная ответственность и административно процессуальная деятельность; управление в экономической сфере; управление в социально-культурной сфере; управление в административно-политической сфере.

188

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный университет»

Филиал Томского государственного университета в г. Прокопьевске

УТВЕРЖДАЮ

Директор ПФ ТГУ

___________ Д.В. Воронин

«____» ___________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

ОПД.Ф.09 – Административное право

для специальности 030501.65 - «Юриспруденция»

(заочная форма обучения)

Курс 2

Семестр 3

Экзамен (семестр) 3

Лекции (часы) 14

Практические занятия (часы) 10

Самостоятельная работа (часы) 164

Всего часов 188

Прокопьевск 2010

ОДОБРЕНО кафедрой правоведения

Протокол № _____ от «_____» 20__г.

Зав. кафедрой, к.ю.н. ______________ А.В. Дворецкий

РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению учебно-методическим советом

Протокол № _____ от «_____» 20__г.

Председатель совета _________________________

подпись

Рабочая программа составлена на основании государственных требований образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Составитель: к.ю.н., доцент Плешивцев Иван Николаевич,

2.1 Организационно-методический раздел

Административное право РФ является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права. Это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений.

Административное право является важнейшей отраслью права, поскольку исполнительная власть непосредственно реализует функции государства. От административно-правовых норм в значительной мере зависят эффективность государственного управления, возможность реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.

Систему административного права принято рассматривать как отрасль российского права, как область юридической науки и как учебную дисциплину.

Как отрасль оно создает основу для правового регулирования государственного и некоторых областей социального управления, главной задачей которого является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех элементов, составляющих нашу общественную систему.

Наука административного права имеет целью исследование совокупности административно-правовых норм, административно-правовых категорий и практики применения административно-правовых норм. В этом смысле она играет роль необходимого источника знаний о правовом регулировании государственного управления, о системе исполнительной власти и механизме ее реализации.

Как наука и дисциплина, административное право сочетает в себе элементы многих отраслей знаний – теории государства и права, конституционного (государственного) права, муниципального, трудового, гражданского права, финансового права, уголовного права и процесса, что предопределяет их тесную взаимосвязь.

В то же время учебная дисциплина «Административное право» столь тесно связанная с другими юридическими дисциплинами имеет сугубо индивидуальные отличия, основные из которых заключаются в нестабильности, изменчивости ее предмета, постоянном обновлении, обогащении правового арсенала органов исполнительной власти.

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования управленческих процессов в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм административного права при решении конкретных практических задач.

Задачи изучения дисциплины:

  • творческое осмысление изучаемого материала, на основе полученных знаний выработка собственного личностного видения сущности правового регулирования происходящих в государстве управленческих процессов, которое обуславливает возможность понимания;

  • удовлетворение объективно возникающей потребности в дальнейшем самостоятельном более глубоком изучении предмета административного права, выявление и попытка имеющихся проблем правового регулирования разрешения организации и деятельности исполнительной власти;

  • изучение вопросов административно-правового регулирования с учетом современных условий и развивающихся на их фоне тенденций; анализ становления и развития соотношения сфер государственного и негосударственного управления; выявление проблем применения методов убеждения и принуждения, особенностей административно-правового статуса субъектов административного права и процесса; изучение взаимосвязи и разграничения таких понятий, как государственное регулирование и управление; выявление специфики административно-правовых отношений в различных сферах государственного управления.

Предмет изучения – общественные отношения, возникающие в ходе организации и реализации исполнительной власти в сфере государственного управления.

В процессе усвоения учебной программы «Административное право» студент должен:

иметь представление о месте и роли административного права в системе права Российской Федерации; об организации государственного управления в Российской Федерации; о системе, структуре и компетенции органов исполнительной власти;

знать:субъекты административного права; механизм административно-правового регулирования; основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации; основные формы и методы деятельности органов исполнительной власти; основы государственной службы и правовой статус государственных служащих; основные стадии административного процесса; виды административных производств; содержание и способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти; административно-правовое регулирование в различных сферах управления;

уметь использоватьполученные познания в области деятельности органов исполнительной власти при решении конкретных дел, анализе отдельных административных норм;

владетьнавыками выполнения административно-процессуальных действий, связанных с осуществлением деятельности органов исполнительной власти.

Успешное изучение дисциплины возможно лишь при самостоятельной систематической работе студентов над источниками административного права, учебной, научной и учебно-методической литературой, а также над анализом имеющейся судебной практики, связанной с разрешением административных споров.

Учебный процесс включает лекционные, семинарские занятия, индивидуальные консультации с преподавателем и проведение тестирования студентов, самостоятельную деятельность студентов по изучению дисциплины

В ходе усвоения содержания «Административного права» студентам необходимо использовать знания, полученные ими при изучении следующих дисциплин: теории права и государства, конституционного права и других отраслей системы российского права.

Учебная дисциплина «Административное право» изучается в течение одного семестра.

В целях усвоения студентами учебной дисциплины проводятся лекции, семинары, консультации. Формами итогового контроля являются экзамен и курсовая работа.

На лекции выносятся ключевые и проблемные положения курса с учетом происходящих изменений в общественном и государственном строе России. Студентам рекомендуется предварительно ознакомиться с конкретными разделами учебников по административному праву и по КоАП РФ.

Цикл лекций сопровождается семинарскими занятиями по отдельным темам курса. Планы семинарских занятий основываются на необходимости органического сочетания теоретических и практических знаний, которые студенты должны усвоить в процессе подготовки и проведения занятий. Предусматривается, что на занятиях каждая тема изучается в двух аспектах: прежде всего, рассматриваются теоретические вопросы, а затем решаются практические.

Задачи содержат изложение конкретных примеров совершения органами исполнительной власти, местного самоуправления или должностными лицами тех или иных юридических действий. Каждая задача сопровождается соответствующим вопросом, отвечая на который студенты должны мотивированно, со ссылками на необходимые нормы юридически проанализировать данные действия, назвать конкретные нарушения правовых требований и указать правильное решение. Студенты должны знать наименование нормативных актов и органов, их издавших, а также те статьи, в которых содержатся нормы, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

Самоподготовку по определенной теме предлагается начинать с ознакомления с конспектом соответствующей лекции или разделом учебника. Затем следует привлечь рекомендованные к данной теме административно-правовые источники, научную и публицистическую литературу. Самостоятельная работа студента предполагает отбор, чтение, анализ, исследуемых источников и конспектирование их основных положений. В ней, главным образом, коренится суть познания настоящего курса, а следовательно, познания процессов политико-правовой и духовной жизни России.

В целях контроля над самостоятельной работой студентов проводится подготовка рефератов и докладов по отдельным темам с последующим обсуждением их на семинаре или консультациях.

В качестве общего перечня источников, необходимых для изучения тем данной учебной дисциплины, предлагается дополнительная литература.

В ходе изучения дисциплины для оказания помощи студентам предусмотрено регулярное проведение групповых и индивидуальных консультаций.

Итоговой формой контроля, предусмотренного учебным планом является экзамен и написание курсовой работы.

  1. Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 15 Экологическое право для специальности 030501. 65 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Экологическое право: Рабочая программа для студентов специальности 030501.65 – «Юриспруденция» / Разработчик к.юрид.н., А.В. Тихомирова. – Челябинск, УРАО, 2008.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11 Уголовное право часть особенная для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; принципы российского уголовного права; уголовный закон; уголовная ответственность; понятие преступления; состав преступления; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность
  3. Рабочая программа дисциплины опд. Н-р. 03 Российское предпринимательское право для специальности 030501. 65 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 030501.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 10 Для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Трудовое право : учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост. С.В. Брежнева; Кузбас. ин-т экон. и права. — Кемерово, 2007.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности 030501 юриспруденция (для всех форм обучения)

    Учебно-методический комплекс
    понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (91)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-исполнительное право»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Уголовно-исполнительное право» рассчитан на студентов и слушателей юридического факультета Ярославского Филиала Академии Труда и Социальных Отношений
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» для специальности/направления 021100/030501 Составитель (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации. При разработке программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению рабочей программы по курсу «Земельное право» высшего
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право» для специальности/направления 021100/030501 Составитель (2)

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации. При разработке программы учтены методические рекомендации по разработке и оформлению рабочей программы по курсу «Земельное право» высшего

Другие похожие документы..