Учебно-методический комплекс дисциплины: общая и региональная эстетика специальность: 080504 Государственное и муниципальное управление

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

кафедрой, протокол №__ Проректор по учебно-методической

от "___"_________2004г. работе_____________Сойников С.Г.

Зав. кафедрой:__________ "___"_____________________2004.

ПРИНЯТО

УМС, протокол №

От "___"___________2004г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины: ОБЩАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА

Специальность: 080504 Государственное и муниципальное управление

080507 Менеджмент организации

080103 Национальная экономика

020802 Природопользование

031001 Филология

Факультет: "Управление", "Экономика и природопользование", "Филология"

Кафедра: Философии, культурологии и истории

Формы обучения: очная и заочная

Курс: 2, 3 (Природопользование) Зачет: 3 семестр

5 семестр (Природ.)

Семестр: 3, 5 (Природопользование)

Автор: ______________________________В.В. Селиванов

______________________________И.В. Мишина

Санкт-Петербург

2004

СОДЕРЖАНИЕ УМК

  1. Программа учебной дисциплины (рабочая программа).

  2. Приложение к программе

  3. Перечень программного обеспечения.

  4. Конспект лекций.

  5. Экзаменационные билеты.

  6. Фонд контрольных заданий.

  7. Методическое обеспечение.

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    1. Цель курса

Эстетика – раздел философии, в котором рассматриваются природа и основные закономерности развития и связей эмоционально-чувственного и рационально-познавательного отношений к окружающему миру, включая и художественно-творческую деятельность как одну из форм эмоционально-духовного освоения мира человеком. Изучение эстетики позволяет осмыслить одну из важнейших граней взаимодействия человека с окружающей действительностью, освоить и уяснить природу и законы развития искусства, художественной культуры, открыть для себя путь в глубины человеческой духовной истории и накопленного человечеством духовного опыта.

Региональная эстетика представляет собой вариант общей эстетики и сочетает в себе особенности теоретической (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель) и практической (Г.Земпер, Г.Т.Фехнер) эстетики как это определено традициями науки XIX-XX вв. В региональной эстетике рассматриваются природа, общие и специфические закономерности развития и связей эмоционально-чувственного и рационально-познавательного отношений к окружающему миру, включая и художественно-творческую деятельность как одну из форм эмоционально-духовного освоения мира человеком.

Основная цель изучения общей и региональной эстетики – расширение культурного кругозора, духовное развитие личности и формирование навыков самостоятельного освоения духовных ценностей эстетической и художественной культуры, национальных, традиционных и всеобщих ценностей, объединяющих людей высокой культуры всего мира.

Реализация курса организуется с учетом личностных особенностей студентов ГПА, характерных черт их этнического сознания, специфики будущей профессиональной деятельности в различных регионах России.

    1. Задачи курса

Курс представляет собой краткий очерк современной общей и региональной эстетики, изложение основных её законов и положений. Основная задача курса – способствовать созданию у студентов целостного системного представления об особенностях эстетической и художественной культуры, специфике искусства, его видах и закономерностях развития, способах и принципах взаимодействия с ним, месте и роли эстетической, художественной культуры и искусства в жизни каждого человека, отдельного региона и общества в целом.

Освоение курса общей и региональной эстетики должно содействовать:

  • формированию знаний о природе, особенностях и функциях эстетической и художественной культуры как общества в целом, так и каждого человека, об особенностях и природе искусства как важной составляющей части художественной культуры общества;

  • выработке навыков эстетического и художественного восприятия, коррекции развития взыскательного и зрелого эстетического и художественного вкуса;

  • формированию общих представлений о возникновении и богатстве исторических форм искусства, его творческих достижениях как источнике духовного развития всех поколений человечества, региональных особенностях художественного процесса и художественных традициях народов России;

  • выработке навыков взаимодействия с искусством, навыков его восприятия и понимания как важных условий накопления и развития духовного опыта, эстетической и художественной культуры;

  • приобретению навыков обсуждения и оценки эстетических и художественных явлений, ведению полемики и дискуссий по проблемам эстетической и художественной культуры, истории искусства;

  • развитию наиболее значимых ценностных ориентаций в окружающем мире.

1.3 Место курса в системе социально-гуманитарного образования

Исторически эстетика сформировалась как один из разделов философии, но в ходе своего развития приобрела относительно обособленный характер, вобрав в себя элементы филологии, искусствоведческих дисциплин, других гуманитарных и смежных наук (социологии, психологии, культурологии, педагогики и др.). По своей структуре курс общей и региональной эстетики разделяется на четыре части. В первой из них происходит знакомство с общими проблемами и понятиями, составляющих фундамент эстетической науки (природа эстетических впечатлений, художественного творчества, категории эстетики), во втором разделе происходит более углубленное изучение природы и особенностей искусства, законов его восприятия, особенностей художественной культуры. Третий раздел эстетики знакомит с многообразием мира искусства, его видовыми особенностями и различиями. В четвертом разделе рассматриваются особенности исторической изменчивости искусства и региональные проявления этих процессов, закономерности развития искусства, его исторические эпохи, стили, методы творчества, течения и школы, в том числе, с эстетические ценности и своеобразие художественных традиций народов России. В заключительной части курса студенты знакомятся с состоянием эстетики, эстетической и художественной культуры, особенностями искусства в конце XX – начале XXI вв., проблемами и противоречиями современного художественного процесса, перспективами и прогнозами их развития современного искусства. Особенное внимание в курсе уделяется развитию индивидуальных навыков общения с искусством, развитию способностей и навыков «прочитывать» и понимать язык искусства любого направления и школы, развитию эстетической и художественной, целостно духовной культуры студента.

Курс предполагает предварительное знание основных теоретических положений философии и культурологии, в частности её разделов, посвященных структуре культуры и теории уровней культуры.

Работу по курсу эстетики полезно подкрепить внеучебной работой по организации экскурсий по городу и пригородам с обсуждением архитектурных памятников и монументальной городской скульптуры, по посещению художественных выставок и музеев, обсуждению литературных и музыкальных произведений,театральныхспектаклей и кинофильмов, выставок декоративно-прикладного искусства и показов работ модельеров одежды. В тесной связи с курсом полезным также может быть создание студенческих изостудий, театральных, музыкальных и хореографических студенческих коллективов, литературных объединений, киноклубов, других творческих объединений, способствующих развитию духовной, художественной и эстетической культуры.

1.4. Требование к уровню освоения содержания курса

Изучив курс эстетики, студент должен обладать следующими знаниями:

  1. знать содержание курса общей и региональной эстетики, основные понятия и принципы, место эстетики в системе научного знания о культуре человечества;

  2. иметь представление об этапах становления и исторических этапах развития эстетики как науки, ее направлениях и школах;

  3. ознакомиться к отдельными наиболее значимыми работами по общей и региональной эстетике как её классического, так и постклассического периода конца XX – начала XXI вв.;

  4. знать структуру общей и региональной эстетики и основное содержание ее разделов;

  5. приобрести навыки восприятия и оценки эстетических явлений и продуктов художественного творчества, общие представления по истории искусства и закономерностям его развития и региональным особенностям эстетической культуры и художественного процесса;

  6. знать функции эстетической культуры и искусства, место и роль эстетической, художественной культуры и искусства в жизни отдельного человека и общества в целом;

  7. иметь навыки обсуждения и анализа проблем эстетики и художественного творчества;

  8. обладать опытом обоснования и аргументирования своих оценок и мнений в области художественной культуры и современного искусства;

  9. иметь начальный опыт ведения дискуссий и споров по проблемам культуры и искусства, знать основные правила ведения дискуссий;

понимать место эстетических знаний в современном образовании и культуре;

10) обладать способностью применять эстетические знания в своей повседневной жизни и решении профессиональных задач.

    1. Самостоятельная работа студента включает в себя

  1. освоение теоретического курса;

  2. подготовку к семинарским занятиям;

  3. работу над первоисточниками;

  4. написание реферата и контрольной работы;

  5. посещение музеев, выставочных и концертных залов, просмотр театральных спектаклей и кинофильмов;

  6. подготовку к зачету.

1.6 Воспитательные задачи курса.

Преподавание курса общей и региональной эстетики призвано повысить уровень эстетической культуры студентов и направлено на развитие их эстетических потребностей, художественного вкуса, чуткости и восприимчивости по отношению к художественным явлениям, способности ориентироваться в художественной жизни регионов России и мира, поддержание высокой активности в самостоятельном освоении национальных и всеобщих художественно-эстетических ценностей.

    1. . Формы текущего и итогового контроля

В качестве средств контроля за успеваемостью студентов, для проверки их знаний применяются:

  1. аттестация студентов;

  2. контрольная работа по отдельным темам;

  3. реферат;

  4. индивидуальные собеседования;

  5. промежуточное и итоговое тестирование;

  6. зачет по окончании курса.

Балльно-рейтинговая система используется для контроля и оценки знаний студентов и включает в себя

  1. итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяется по100-балльной шкале, из них 60 баллов отводится на оценку работы студентов в течении учебного процесса и 40 баллов – на оценку знаний на зачете;

2) с этой целью весь курс общей и региональной эстетики разбивается на 8 тематических разделов, знания по которым оцениваются в следующем порядке:

а) посещение лекций – 10 баллов;

б) посещение семинаров – 10 баллов;

в) работа на семинарах – 20 баллов;

г) реферат, контрольная работа – 20 баллов;

д) зачет – 40 баллов.

  1. итоговая оценка расчитывается следующим образом:

0 – 39 – «неудовлетворительно»

40 – 59 – «удовлетворительно»

60 – 79 – «хорошо»

80 – 100 – «отлично».

К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов.

  1. Распределение часов курса по темам и видам работ

(для специальностей – английская филология, французская филология;

экология и природопользование)

№№

п.п

Т е м ы з а н я т и й

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Всего часов

всего

В том числе

Лекции

Семинары

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Эстетика, ее предмет и место в культуре

Природа эстетического отношения;

Прекрасное и возвышенное

Трагическое и комическое

Природа художественного творчества

Виды и жанры искусства

Основные закономерности исторического развития искусства

Эстетические ценности и

региональные художественные традиции народов России

Искусство и художественная культура конца XX – начала XXI вв.

2

4

4

4

6

4

8

4

2

2

2

2

2

2

4

2

-

2

2

2

4

2

4

2

-

2

2

2

2

2

4

2

2

6

6

6

8

6

12

6

И т о г о :

36

18

18

16

52

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины ( сд. В. 02, Опд. Ф. 13 ) Безопасность жизнедеятельности

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании _Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» и примерной программы дисциплины
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины культурология специальность: 061100 (080507) Менеджмент организации

    Учебно-методический комплекс
    Учебная программа по культурологии предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения ГПА, и составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 03 «Риторика»

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 030301 «Психология», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»,
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины: этика специальность: 021700 (031001) Филология

    Учебно-методический комплекс
    Этика одна из древнейших наук, изучающая мораль, нравственность. Этика часть философской антропологии - науки о человеке. Этика - «практическая философия», поскольку она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины: региональная культурология специальность: 021700 (031001) Филология

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс предназначен для студентов Государственной Поляр­ной Академии. Его основные цели – дать студентам общее представление об особенностях становления и развития культуры регионов Северной Евразии, о взаимосвязях между законами
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 00 «Мировая художественная культура»

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  7. Учебно - методический комплекс по дисциплине «Культурология» Федерального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин гос впо второго поколения

    Учебно-методический комплекс
    Образовательный минимум содержания согласно государственному образовательному стандарту по дисциплине «Культурология» предполагает рассмотрение следующих вопросов: структура и состав современного культурологического знания; культурология
  8. Ресурсный центр среднего профессионально-педагогического образования аннотированный каталог учебно-методического обеспечения образовательных учреждений среднего профессионально-педагогического образования Свердловской области

    Документ
    Аннотированный каталог учебно-методического обеспечения образовательных учреждений среднего профессионально-педагогического образования Свердловской области.
  9. Федеральное агентство по образованию гоу впо «Алтайский государственный университет» Кафедра политологии Коваленко Л. Г. Политология (учебно-методический комплекс)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 080503 «Антикризисное управление», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080504 «Государственное и муниципальное управление»,

Другие похожие документы..