Горобец е. Г., Карлина о. А., Нарушевич а. Г., Нечепуренко м. Ю. Русский язык и культура речи (конспект лекций)

ГОРОБЕЦ Е.Г., КАРЛИНА О.А.,

НАРУШЕВИЧ А.Г., НЕЧЕПУРЕНКО М.Ю.

РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ
(конспект лекций)

ГОРОБЕЦ Е.Г., КАРЛИНА О.А.,

НАРУШЕВИЧ А.Г., НЕЧЕПУРЕНКО М.Ю.

РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ
(конспект лекций)

Учебное пособие

для студентов-нефилологов

ТАГАНРОГ 2008

ББК
Рецензенты:

Горобец Елена Григорьевна, Карлина Оксана Анатольевна,

Нарушевич Андрей Георгиевич, Нечепуренко Мери Юрьевна.

Русский язык и культура речи (конспект лекций): Учебн. пособие. – Таганрог: Изд-во

Практическое учебное пособие выполнено на кафедре лингвистического образования Таганрогского технологического института Южного федерального университета.

Данное пособие создано в рамках государственной программы «Русский язык и культура речи», одобренной научно-методическим советом Министерства образования России, и предназначено для студентов различных нефилологических специальностей.

Библиогр.: назв.

СОДЕРЖАНИЕ

ЯЗЫК КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ ………...……….....5

КАЧЕСТВА ГРАМОТНОЙ РЕЧИ…………………………………......................15

ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ....................................23

НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА..............................................34

ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ……………………….........58

СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА..………....68

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ ……….................………………………..…………………...87

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ……………………………………………..91

ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................101

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………107

ЯЗЫК КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ

  1. Теории происхождения языка

  2. Языковая картина мира

  3. Национальный язык и его формы

  4. Формирование русского литературного языка

  5. Функции языка.

Примерно 50-40 тысяч лет назад появился человек современного типа. К этому времени и относят начало формирования звукового языка людей. Язык возник раньше таких важных событий в истории человечества, как искусство наскальной живописи, приручение животных и окультуривание растений.

Существует множество гипотез и теорий, которые трактуют проблему возникновения языка, способы его формирования и пути развития. Различные религиозные концепции уверяют, что язык дан человеку некими сверхъестественными силами. По Ветхому Завету люди получили способность говорить от своего создателя. Язык Адама и Евы и их потомков был единственным на земном шаре. Только потом, во время строительства Вавилонской башни, как наказание, язык людей был приведен в беспорядок, и они перестали понимать друг друга. Один из самых глубоких мыслителей 18-го века в области языкознания Й. Гедлер, подвергая острой критике теорию божественного происхождения языка, одним из главных аргументов считал следующий: если бы язык был изобретен Богом, то он был бы значительно более логичным, более рациональным, чем фактически является.

Наука не склонялась перед предрассудками и догмами. Вполне естественно, что человек заинтересовался феноменом языка и старался понять его смысл, его причину. Например, античных философов интересовал вопрос о связях между предметами и их наименованиями. Софист Гермоген (середина 5-го столетия до н. э.) считал, что язык – это произвольное творение человека, результат соглашения между лицами, которые им пользуются. Другой греческий философ Гераклит (6-е столетие до н. э.) утверждал обратное: нельзя давать вещам названия по своему усмотрению, т.к. каждый предмет имеет свое собственное имя в зависимости от его природы.

Существуют различные гипотезы формирования языка. Например, согласно теории ономатопеического (звуковое подражание) возникновения языка, первобытные люди, слышавшие вокруг себя звуки природы, начинали называть животных, предметы, явления по их характеризующим звукам. Следующая гипотеза уверяет, что человек сам мог издать какой-то стон, крик, вздох. Эти звуки постепенно сделались названиями предметов, явлений. Крики или междометия в сочетании с жестами многие философы и лингвисты представляют как источник языка. Также, на основе проведенных исследований, советский лингвист и этнолог Н.Я. Марр представил теорию, согласно которой исключительно из языка жестов возник разговорный звуковой язык.

Не менее дискуссионным был и является вопрос о моногенезе или о полигенезе происхождения современных языков. Ученые, разделяющие теорию моногенеза (существование единственного общего праязыка), основывают свою точку зрения на некотором сходстве между несколькими современными языками, с одной стороны, и этими современными и старыми языками (санскритом, латинским, старославянским, древнееврейским), с другой стороны. Они классифицируют языки по группам, подгруппам, семьям и составляют генеалогические таблицы. Первым, кто системно классифицировал языки по этому методу, был немецкий лингвист А.Шлейхер, изобразивший происхождение индоевропейских языков в форме генеалогического древа. Другие лингвисты и философы считали, что когда-то существовало много праязыков (теория полигенеза), а общие черты различных языков связаны с перекрещиванием, случайным разветвлениям, заимствованием языков, которые принадлежали различным группам людей.

Очень долго человеческие коллективы удовлетворялись в качестве средства общения только звуковой речью. Не было необходимости говорить с теми, кого не было рядом, или говорить так, чтобы сказанное сохранилось для будущего. Но со временем такие потребности возникли и были осознаны. Это и вызвало к жизни письмо, первоначально предметное, а потом и графическое. История письма охватывает промежуток около 5 тыс. лет. Первыми письменными народами, по имеющимся историческим данным, были шумеры (3100 г. до н. э.- 75 г. н. э.) и древние египтяне (3000 г. до н. э.-400 г. н. э.). В развитии письменности выделяют пиктографическое – рисунчатое, идеографическое – основанное на условном изображении, иероглифическое – обозначающее целые понятия, фонетическое – звуковое письмо.

Общее число языков в современном мире определяется от 2,5 до 5 тысяч. Расхождение в подсчетах вызвано трудностями разграничения языка и диалекта, особенно при отсутствии письменности. Есть языки, которые, хотя и имели письменную форму, литературные традиции, утратили коллектив исконных носителей, и поэтому стали мертвыми. К ним, например, относятся древнеегипетский, старославянский языки, латынь. Возможно и возрождение языка: через 2,5 тысячи лет вновь стал средством живого общения древнееврейский язык – иврит.

Судьбы языков, их социальный статус и перспективы развития различны. «Языки равны только перед богом и лингвистом, - заметил один американский исследователь, - нет равенства между английским языком и вымирающим языком индейского племени».

Если структурные различия языков можно сравнить с антрополого-психологическими различиями людей, то социолингвистические черты языков напоминают различия между людьми в их социальном происхождении и статусе, в образовании, в образе жизни, роде занятий, наконец, в авторитетности в тех или иных социальных группах или в обществе в целом.

В социолингвистические «анкете» языков целесообразно учитывать следующие признаки:

1)коммуникативный ранг языка, соответствующий объему и функциональному разнообразию коммуникации на том или ином Языке;

2)наличие письменности и продолжительность письменной традиции;

3)степень стандартизированности языка;

4)правовой статус языка и его фактическое положение в условиях многоязычия;

5) конфессиональный статус языка.

Социолингвистические параметры отдельного языка определяются объемом и структурой коммуникации, осуществляемой на этом языке. Объем и структура коммуникации зависят от следующих показателей: 1) количество людей, говорящих на данном языке; 2)количество этносов говорящих на данном языке; 3) количество стран в которых используется этот язык; 4) состав общественных функций и социальных сфер, в которых используется язык.

Значительную часть объема коммуникаций составляет использование языка за пределами тех стран, в которых он является своим. С этой точки зрения первенствуют английский (в 47 странах), французский (в 26), арабский (в 21), испанский (в 20) языки. По числу говорящих в мире первую пятерку составляют китайский (мандарин), английский, хинди, испанский, русский языки (Таблица 1). С учетом данных фактов, в число мировых языков входят английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский языки.

Мировые языки - это языки межэтнического и межгосударственного общения, имеющие статус официальных и рабочих языков ООН.

Международные языки широко используются в международном и межэтническом общении и, как правило, имеют юридический статус государственного или официального языка в ряде государств.

Государственные языки имеют юридический статус государственного или официального языка или фактически выполняют функцию основного языка в одной стране. В неодноязычном социуме это, как правило, язык большинства населения.

Региональные языки - это языки межэтнического общения, как правило, письменные, однако не имеющие статуса официального или государственного языка.

Местные языки, как правило, бесписьменные. Таких языков многие сотни. Они используются в устном неофициальном общении только внутри этнических групп, нередко на них ведутся местные радио- и телепередачи.

Лингвисты мира бьют тревогу: языковое разнообразие планеты стремительно сокращается. Проводят параллели с исчезновением многих видов животных, растений, с экологическими катастрофами: вместе с умиранием сотен языков все это – разные проявления нарастающего неблагополучия в мире. Вслед за «красными книгами» фауны и флоры появились «красные книги» языков. Так, ООН объявляла годы 1994- 2004 Международным десятилетием коренных малочисленных народов мира. В России таких народов 63.

Тревогу вызывают не только угасание «больных» и «исчезающих» языков, но и сужение сфер использования «здоровых» языков, в том числе языков международного общения и великих культур, - вследствие экспансии мировых языков, особенно английского. Против засилья английского языка в международных коммуникациях, в рекламе, в бизнесе аудио-, видеозаписей и шоу-бизнесе, в Интернете, постоянно выступает национально озабоченная общественность Западной Европы, особенно Франции, Португалии, Испании, Германии, Италии. Однако это не только защита «родного языка в родной стране», сколько конкуренция сильных языков за регионы распространения в мире, за сохранение и упрочение своей роли в международной политике и культуре.

На территории отдельного государства имеет юридический статус официального языка государственный язык.

В соответствии с Федеральным законом, принятым Государственной Думой Российской Федерации 20.05.2005 года, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, что призвано способствовать взаимопониманию, укреплению межнациональных связей, приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

Национальный язык – средство письменного и устного общения нации. Это категория историческая, он формируется в период становления нации, ее развития из народности. Русский национальный язык по родственным связям, возникшим и сформировавшимся в процессе исторического развития, принадлежит к славянской группе индоевропейской семьи языков. В этой группе выделяется три подгруппы: восточнославянская (русский, украинский, белорусский), западнославянская (чешский, словацкий, польский и др.), южнославянская (болгарский, сербский, македонский и др.).

Славянские языки происходят из единого праславянского языка (I-VII в н.э.), выделившегося из индоевропейского языка-основы. ВVII-XIVвв. формируется древнерусский язык (язык Киевской Руси), в XIV-

XVII вв. - язык Московской Руси, в XVII-XVIII вв. происходит формирование общенационального русского языка и в XIX-XX вв. – дальнейшее развитие национального языка.

Национальный язык любого народа многолик и существует в целом ряде форм. Высшую форму национального языка составляет язык литературный. Он обслуживает важные сферы деятельности человека: политику, межнациональное общение, культуру, законодательство, делопроизводство, бытовое общение.

Литературный язык отличают следующие признаки:

  • обработанность,

  • нормированность,

  • устойчивость языковых элементов,

  • обязательность для всех носителей,

  • наличие функциональных стилей,

  • наличие устной и письменной формы.

Формирование русского литературного языка началось с возникновения древнерусского письменного языка на базе киевского койне в X-XI вв. На данном этапе существовало две разновидности литературного языка: книжно-славянская (церк.-слав.) и народно-литературная (древнерусская). В XII-XIV вв. письменный язык сблизился с новгородскими, псковскими, смоленскими и др. диалектами, а с XIV по XVI в. письменный язык формировался на базе московского говора. В XVIII- XIX вв. в условиях борьбы течений: народно-разговорного, церковно-книжного и западноевропейского – происходило установление литературной нормы на базе народно-разговорной речи. Конец XIX – начало XX в. отмечены закреплением и совершенствованием норм литературного языка, установлением образцового «московского произношения». Для XX в. было характерно расширение функций литературного языка: он стал основным средством общения нации, языком межнационального общения (Таблица 2).

Кроме литературной формы национального языка существуют просторечие, диалекты, жаргон. Просторечие включает в себя языковые явления (слова и их значения, грамматические формы и обороты, особенности произношения), которые употребляются для грубоватого, сниженного изображения предмета мысли (канючить, карга). Территориальные диалекты, имея общерусскую основу, обладают особенностями, которые распространены лишь на части территории, где используется национальный язык. Существуют фонетические (хвонарь, рякой), грамматические (у сестре, едуть), лексические (баско, рига, кочет) диалектизмы. Жаргоны принадлежат профессиональным и социальным группам людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения. Есть жаргон школьников, студентов, спортсменов, артистов, медиков и др.). Термин употребляется и для обозначения искаженной, вульгарной речи, называемой также арго. Жаргоны и арго формируются на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения («крыша»- прикрытие, «предки»- родители, «лопата»- гитара). Экспрессивность и эмоциональность лексики жаргонов способствуют проникновению ряда элементов в литературный язык, но в целом употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет разговорную речь (Таблица 3).

Итак, возникновение языка связано с появлением человека как мыслящего существа и формированием общественных отношений. Язык образовался естественным путем и представляет собой совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств.

Язык необходим одновременно индивиду и социуму, в результате чего он по своей природе полифункционален (многофункционален).

Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения, т.е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, душевные переживания и добиваются взаимопонимания. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека: язык является важнейшим средством получения знаний о действительности. Кумулятивная функция языка предполагает хранение и передачу знаний о действительности, традиций, культуры, истории народа, национального самосознания. Помимо перечисленных язык выполняет еще ряд функций: апеллятивную (функцию призыва), эстетическую (функцию эстетического воздействия), эмотивную (функцию выражения чувств и эмоций), метаязыковую (функцию истолкования языковых фактов) и другие частные функции.

Характеризуя язык как систему, следует определить, из каких элементов он состоит. Единицами (элементами) языка являются звук, фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Соответственно выделяются разделы изучения языка: фонетика, фонология, морфемика, морфология, лексика, синтаксис, лингвистика текста. Наука, объектом изучения которой является язык, называется лингвистика или языкознание (Таблица 4).

  1. Горобец е. Г., Карлина о. А., Нарушевич а. Г., Нечепуренко м. Ю. Русский язык и культура речи (конспект лекций) (1)

    План-конспект
    Данное пособие создано в рамках государственной программы «Русский язык и культура речи», одобренной научно-методическим советом Министерства образования России, и предназначено для студентов различных нефилологических специальностей.
  2. Отчет о выполнении мероприятий Программы развития

    Содержательный отчет
    Настоящий отчет содержит результаты работ по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» на 2007–2010 годы в рамках реализации

Другие похожие документы..