1. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области 7

Предполагается, что расходы стабилизационного фонда являются экзогенным параметром политики федерального правительства. Возможна реализация сценария с использованием средств резервного фонда. В этом случае произойдет изменение объемов стабилизационного фонда, а также показателей консолидированного бюджета, который увязан с динамикой государственных расходов, а через них и со всей системой межотраслевых расчетов.

В модели предполагается осуществлять прогнозирование ключевых параметров консолидированного бюджета Российской Федерации.

В рамках налогово-бюджетного блока модели CONTO прогнозируются показатели налоговых и неналоговых доходов и расходов консолидированного бюджета РФ. Структура доходов и расходов в модели основана на принятой бюджетной классификации.

Консолидированный бюджет представлен в модели достаточно подробно. Для отраслей экономики рассчитываются не просто совокупные объемы налоговых платежей в бюджет, но определяются величины отдельных налогов. Налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается от объема добычи нефти в натуральных единицах, мировых цен на нефть, налоговой ставки и уровня собираемости. Величина налога на прибыль, единого социального налога и налога на добавленную стоимость по нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности определяются на основе данных межотраслевых балансов в текущих ценах. Вывозные пошлины рассчитываются от объемов экспорта в натуральных единицах, мировых цен, ставок вывозных пошлин и уровня собираемости. Акцизные платежи определяются на основе физических объемов выпуска и экзогенно задаваемых ставок.

В результате расчетов формируются все ключевые параметры развития экономики, как на макроэкономическом, так и отраслевом уровнях; параллельно ведется расчет бюджета и энергетического баланса.

В число экзогенно задаваемых параметров модели входят мировые цены на нефть, экспортные пошлины на нефть, а также величина налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностей. Наряду с налоговыми ставками экзогенно задаются и уровни собираемости по видам налогов. Кроме того, экзогенным образом задаются и индексы снижения удельного потребления нефти и нефтепродуктов по отраслям экономики.

Динамика объемов производства нефти в межотраслевой макроэкономической модели CONTO в настоящее время может задаваться как экзогенным образом, так и на основе расчетов по отдельной модели нефтяного сектора. Величина промежуточного потребления нефти рассчитываются на основе межотраслевого баланса, в зависимости от коэффициентов прямых затрат и валовых выпусков отраслей экономики. Важную роль в этом играют и объемы производства в нефтеперерабатывающей промышленности. Величина экспорта нефти рассчитывается как разность между объемами добычи и внутреннего потребления.

Наряду с расчетными межотраслевыми балансами в сопоставимых ценах в модели также представлены межотраслевые балансы в текущих ценах. Также информация по нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности представлена в третьем квадранте межотраслевого баланса. Для перехода от сопоставимых цен к текущим, для каждой из отраслей в рамках ценовой подмодели рассчитываются значения дефляторов на основе экзогенно задаваемого общего изменения цен в экономике и гипотез изменения рентабельности отрасли. Помимо балансов в основных ценах, в межотраслевой модели также представлены балансы в ценах конечного покупателя.

При прогнозировании социально-экономического развития Саратовской области была использована система, состоящая из межотраслевой модели экономики Российской Федерации и модели региона. Необходимость такого модельного построения обусловлена тем, что, ориентируясь только на систему региональных показателей, невозможно предсказать факторы общероссийской экономической конъюнктуры, которые оказывают более чем существенное влияние на развитие регионов. Таким образом, кроме моделирования собственно региональной экономики, необходимо иметь прогноз развития экономики России, причем в отраслевом разрезе. Результаты сценарных расчетов по межотраслевой модели были использованы при построении регионального прогноза в качестве экзогенных параметров, описывающих динамику макроэкономических и отраслевых показателей.

Модель Саратовской области представляет собой совокупность взаимосвязанных регрессионных уравнений. Алгоритм расчетов по модели выглядит следующим образом - динамика производства по отраслям экономики рассчитывается на основе соответствующих индексов из межотраслевой модели российской экономики. Также в расчете учитываются параметры проводимой инвестиционной программы - объемы осуществленных инвестиций и капиталоемкости производств по отраслям экономики. В зависимости от объемов инвестиций также прогнозируется динамика основных производственных фондов, которая в свою очередь используется при оценке занятости. На основе численности населения и уровня реальных душевых денежных доходов производства прогнозируется динамика пассажирооборота, а на основе промышленного производства - динамика грузооборота и объемы перевозок продукции основных отраслей региональной экономики - металлургии, химической, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Индекс потребительских цен оценивается при помощи регрессионного уравнения от общероссийской уровня инфляции. На основе динамики промышленного производства оцениваются показатели баланса производства и потребления электрической энергии.

Основные зависимости в модели прогнозирования социально-экономического развития Саратовской области

В данном тексте содержится описание ключевых зависимостей использовавшихся при построении долгосрочного прогноза социально экономического развития Саратовской области.

Объемы производства по отраслям в сопоставимых ценах рассчитываются по следующей формуле

, где (1)

– выпуск отрасли в году t в сопоставимых ценах

-индекс производства отрасли в году t

- фондоотдача от инвестиций (осуществленных в отрасль в году t-i)

- дополнительные капитальные вложения в отрасль в году t, осуществляемые в рамках соответствующей инвестиционной программы.

Объемы производства по отраслям в текущих ценах рассчитываются по следующей формуле

, где (2)

- выпуск отрасли в году t в текущих ценах

- индекс отраслевых цен к предыдущему году (рассчитывается по макроэкономической межотраслевой модели Российской Федерации).

Объем инвестиции в сопоставимых ценах рассчитывается следующим образом

, где (3)

- элемент технологической структуры инвестиций (строительно-монтажные работы, оборудование, прочее)

-индекс элемента технологической структуры (строительно-монтажных работ, машин и оборудования, прочих фондообразующих товаров и услуг) инвестиций

-дополнительные инвестиции по экзогенно заданной инвестиционной программе

Индекс инвестиционной активности

(4)

- индекс валового выпуска i-ой отрасли в году t

Nэкспертно оцененный индекс роста объемов производства, соответствующий нулевому уровню инвестиций

Инвестиции в i – ую отрасль в постоянных ценах рассчитываются по формуле

(5)

Блок прибыли модели социально-экономического развития Саратовской области включает расчет прибыли прибыльных предприятий. Основой для прогноза прибыли является динамика производственных показателей по видам экономической деятельности. На данном этапе, из-за отсутствия всей полноты данных о технологической структуре затрат по рассматриваемым видам экономической деятельности, не представлялось возможным реализовать прогноз динамики затрат по видам экономической деятельности и как следствие расчет прибыли балансовым способом. В тоже время является очевидным, что использование данного метода позволит более полно учитывать влияние на прибыль изменений относительных отраслевых цен и технологической структуры производства. В дальнейшем, это направление деятельности может существенно повысить качество и обоснованность прогнозных расчетов.

Прибыль прибыльных предприятий рассчитывается на основе объема производства по соответствующему виду деятельности и соотношения индексов цен в данном виде деятельности и по экономике в целом.

От полученной величины прибыли рассчитываются налоговые платежи в бюджет по налогу на прибыль.

Блок занятости и фонда оплаты труда

Заработная плата

Средняя заработная плата по видам деятельности рассчитывается от величины данного показателя в предшествующем году, динамики объемов производства и темпов роста потребительских цен.

Среднегодовая численность занятых в том или ином виде деятельности рассчитывается от объемов производства и капитальных вложений в данном виде деятельности.

Фонд оплаты труда по каждому виду деятельности рассчитывается от среднегодовой численности занятых и средней заработной платы в данном виде деятельности.

Суммарная величина фонда оплаты труда используется при определении объема поступлений от налога на доходы физических лиц.

Трудовые ресурсы

Численность населения (10)

Численность родившихся , где а, b и с – коэффициенты регрессии;

- душевой валовой региональный продукт в сопоставимых ценах

Миграционный прирост , где а, b, с – коэффициенты регрессии (11)

Численность умерших , где а, b, с – коэффициенты регрессии (12)

- валовой выпуск здравоохранения в сопоставимых ценах

Численность трудоспособного населения , где а – коэффициент регрессии (13)

Численность безработных (14)

Доля безработных в трудоспособном населении (15)

- основные производственные фонды

Среднесписочная численность занятых , где а – коэффициент регрессии (16)

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума

(17)

-реальные душевые доходы

Основные производственные фонды

,

где а, w – коэффициенты регрессии (18)

Демография

База для прогноза – численность половозрастных групп в Саратовской области в 2010 г. Экзогенно задаются следующие переменные:

  1. Возрастные коэффициенты рождаемости;

  2. Возрастные коэффициенты смертности;

  3. Численность прибывших в региона и выбывших из региона (отдельно для мужчин и женщин);

  4. Возрастная структура прибывших и выбывших (отдельно для мужчин и женщин).

Значения перечисленных экзогенных переменных и численность половозрастных групп в базовом году позволяют прогнозировать численность и структуру населения. Для этого используется метод передвижки возрастов. Для прогнозирования численности половозрастных групп в момент (t+1) согласно данному методу применяются формулы (1-3):

(1)

(2)

, (3)

где Xmk (t) – число лиц k-го пола, находящихся в момент t в возрасте от (m-1) до m лет, m = 1,2, …, M, k = 1 соответствует мужчинам, k = 2 – женщинам,

Ymk(t) – прирост мигрантов mk-й половозрастной группы на временном интервале (t, t+1),

bmk (t) – вероятность родить ребенка k-го пола у женщин m-й возрастной группы на интервале (t, t+1),

Pmk(t) – коэффициент дожития mk-й половозрастной группы до момента t+1, равный единице за вычетом возрастного коэффициента смертности.

Приложение 5

Организационно-функциональная матрица ответственности за реализацию Стратегии

№ п/п

Стратегические направления

развития Саратовской области

Ответственное подразделение Правительства Саратовской области

1.

Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации

1.1.

Развитие индустриального комплекса

Министерство промышленности и энергетики области

1.2.

Развитие агропромышленного комплекса

Министерство сельского хозяйства области

2.

Достижение качественно нового уровня конкурентоспособности экономики области на базе инноваций и развития новых бизнесов

2.1.

Приоритетные задачи инвестиционной политики области

Министерство инвестиционной политики области

2.2.

Развитие инновационного сектора области

Министерство промышленности и энергетики области

3.

Формирование дорожно-транспортно комплекса межрегионального значения

3.1.

Грузовой транспорт

Министерство транспорта и дорожного хозяйства области

3.2.

Дорожный комплекс

Министерство транспорта и дорожного хозяйства области

3.3.

Городской пассажирский автомобильный и электротранспорт

Министерство транспорта и дорожного хозяйства области

3.4.

Железнодорожный транспорт

Министерство транспорта и дорожного хозяйства области

3.5.

Воздушный транспорт и аэропортовая сеть

Министерство транспорта и дорожного хозяйства области

3.6.

Внутренний водный транспорт

Министерство транспорта и дорожного хозяйства области

3.7.

Ключевые инвестиционные проекты формирования транспортно-логистической системы

Министерство транспорта и дорожного хозяйства области

4.

Кардинальное повышение уровня и качества жизни населения. Создание условий для динамичного развития человеческого капитала.

4.1.

Демография

Министерство здравоохранения области

4.2.

Здравоохранение

Министерство здравоохранения области

4.3.

Социальная защита

Министерство социального развития области

4.4.

Образование

Министерство образования области

4.5.

Физическая культура и спорт

Министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области

4.6.

Развитие культуры

Министерство культуры области.

Комитет по охране культурного наследия.

4.7.

Рынок труда

Министерство занятости, труда и миграции области

4.8.

Доступное жильё

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.

Комитет капитального строительства области

4.9.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

4.10.

Обеспечение населения области питьевой водой

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

4.11.

Улучшение экологической ситуации

Комитет охраны окружающей среды и природопользования области

Оперативное управление и корректировка Стратегии

Министерство экономического развития и торговли области

Информационное сопровождение реализации Стратегии

Министерство информации и печати области

Методическое сопровождение разработки и реализации муниципальных стратегий социально-экономического развития в Саратовской области

Министерство по делам территориальных образований области

Стратегическое управление

Губернатор области

1Классификация промышленных предприятий обрабатывающей промышленности по уровню рыночного потенциала была произведена на основании анализа данных по уровню износа и рентабельности основных фондов, а также по уровню использования среднегодовой мощности

2 На конец марта 2011г.

3 Демографический прогноз для Саратовской области на 2011-2025 годы изложен в Приложении 1 настоящей Стратегии.

4 Стоимостные показатели выражены в текущих основных ценах

5 Стоимостные показатели ВРП на душу населения и ВРП на душу населения занятого в экономике выражены в долл. США по паритету покупательной способности

6 в колонках 2015 г., 2020 г. и 2025 г. представлены среднегодовые инвестиции в основной капитал в среднем за 2011-2015 гг., 2016-2020 гг., 2021-2025 гг.

  1. Программа социально-экономического развития Саратовской области

    Программа
    Создание условий для достойного уровня жизни населения, возможностей для самореализации граждан на основе устойчивого роста экономики, ориентированной на инновации
  2. Об итогах социально-экономического развития саратовской области в 2007 году

    Документ
    В 2007 году в Саратовской области экономический рост обеспечивался ускоренным ростом промышленного производства, обрабатывающих производств, сельского хозяйства.
  3. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 года N 1778-од «о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года»

    Закон
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  4. Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года Концепция Стратегии социально-экономического развития

    Статья
    Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического
  5. Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2012 годы

    Программа
    «Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», на 2009-2012 годы (далее - Программа)
  6. Общая характеристика Саратовской области

    Документ
    Саратовская область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины в Нижнем Поволжье. Протяженность Саратовской области с запада на восток составляет 575 км, с севера на юг - 240 км.
  7. Концепция развития транспортного комплекса саратовской области на 2009 2025 годы (1)

    Документ
    2. Министерству по развитию транспортного комплекса области осуществлять разработку и реализацию областных целевых программ по развитию транспортного комплекса Саратовской области с учетом основных положений Концепции развития транспортного
  8. Концепция развития транспортного комплекса саратовской области на 2009 2025 годы (2)

    Документ
    2. Министерству по развитию транспортного комплекса области осуществлять разработку и реализацию областных целевых программ по развитию транспортного комплекса Саратовской области с учетом основных положений Концепции развития транспортного
  9. Долгосрочная областная целевая программа "энергосбережение и повышение энергетической эффективности в саратовской области на период до 2020 года" Паспорт Программы

    Программа
    На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области", в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Саратовской области

Другие похожие документы..