Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

УЧЕБНИК

 

Ж. Т. ТОЩЕНКО

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Общий курс

 

Издание 2-е, дополненное и переработанное

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

 

Москва «Прометей» 2001

 

УДК 316

 

ББК 60.5я73

 

Т64

 

Тощенко Ж.Т.

 

Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

 

ISBN 5-7042-0893-2

 

ISBN 5-94227-012-0

 

Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, изложенная в соответствии с действующей программой курса социологии для вузов.

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

 

УДК 316

 

ББК 60.5я73

 

© Издательство «Прометей», 1994

 

© Издательство «Прометей», 1998, с изменениями и дополнениями

 

© ООО «Юрайт-М», 1998

 

ISBN 5-7042-0893-2

 

ISBN 5-94227-012-0

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

{ВВЕДЕНИЕ }

{Раздел I . СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА }

{Глава 1. Возникновение и развитие социологии (исторический очерк) }

{§ 1. Западноевропейская социология XIX –начала XX века }

{§ 2. Классическая зарубежная социология }

{§ 3. Современная зарубежная социология }

{§ 4. Социология в России в XIX – начале XX века }

{§ 5. Советская и российская социология }

{Литература}

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Объект и предмет социологии }

{§ 1. Объект социологии }

{§ 2. Современные дискуссии о сущности и содержании социологии }

{§ 3. Реальное сознание, поведение и их среда как предмет социологии }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Структура, категории и функции социологии }

{§ 1. Различные подходы к структуре социологии }

{§ 2. Основы структурирования социологического знания }

{§ 3. Категории социологии }

{§ 4. Функции социологии }

{§ 5. Место социологии в системе общественных наук }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Научный метод в социологии }

{§ 1. Виды социологического исследования }

{§ 2. Программа социологического исследования }

{§ 3. Методы социологического исследования (краткая характеристика) }

{§ 4. Методы организации социологического исследования }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел II . ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ }

{Глава 1. Социология труда }

{§ 1. «Экономический человек» }

{§ 2. «Технологический» человек }

{§ 3. «Биологический» человек }

{§ 4 «Социально-психологический» человек }

{§ 5. «Социально-политический» работник }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2 Социология города }

{§ 1. Современный город как объект социологии }

{§ 2. Население и трудовые ресурсы }

{§ 3. Благоприятная жизненная среда }

{§ 4. Управление городом }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социология села }

{§ 1. Социальная характеристика современного состояния деревни }

{§ 2. Социальные эксперименты на селе и их последствия }

{§ 3. Социально-экономические и культурные проблемы села }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Экологическая социология }

{§ 1. Экологические проблемы современности и роль социологии в их познании }

{§ 2. Состояние экологического сознания }

{§ 3. Пути формирования экологической культуры }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 5. Социальная инфраструктура }

{§ 1. Что такое социальная инфраструктура }

{§ 2. Основные объекты социальной инфраструктуры и их современное состояние }

{§ 3. Тенденции развития социальной инфраструктуры }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел III . СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА }

{Глава 1. Социальная структура }

{§ 1. Основные социально-экономические признаки стратификации и дифференциации }

{§ 2. Важные характеристики социальной дифференциации }

{§ 3. Социальная структура в условиях рыночных отношений }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Этносоциология }

{§ 1. Нации и этнические группы как объект социологии }

{§ 2. Национальные (этнические) аспекты общественных процессов }

{§ 3. Основные тенденции развития духовной жизни народов }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социология семьи }

{§ 1. Сущность, структура и функции современной семьи }

{§ 2. Женщина и семья }

{§ 3 Дети, семья и социальное окружение }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Социология молодежи }

{§ 1. Возрастная стратификация }

{§ 2. Теории юношеского возраста }

{§ 3. Опыт кпассификации социальных проблем молодежи }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 5. Отклоняющееся поведение }

{§ 1. Природа отклоняющегося поведения и опыт его изучения в социологии }

{§ 2. Основные группы отклоняющегося повеления }

{§ 3. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел IV . ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ }

{Глава 1. Политическая социализация }

{§ 1. Сущность и этапы политической социализации. }

{§ 2. Политическая культура }

{§ 3. Национальная идея и ее роль в политической социализации }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Человек и государство }

{§ 1. Типы и виды политической власти }

{§ 2. Формы и методы взаимодействия населения и государства }

{§ 3. Местное самоуправление }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социология права }

{§ 1. Правовая информированность }

{§ 2. Правовая убежденность }

{§ 3. Правовая активность }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Общественные организации }

{§ 1. Партии }

{§ 2. Профсоюзы }

{§ 3. Молодежные организации }

{§ 4. Самодеятельные организации }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел V . СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ }

{Глава 1. Социология личности }

{§ 1. Понятие о социализации личности }

{§ 2. Социальный статус }

{§ 3. Ролевая теория личности }

{§ 4. Нормативные концепции личности }

{§ 5. Сознание, его возможности и ограниченияв процессе социализации личности }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Социология образования }

{§ 1. Предмет социологии образования }

{§ 2. Эффективность и качество образования }

{§ 3. Актуальные проблемы социологии образования }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социология науки }

{§ 1. Наука и общество }

{§ 2. Социальные проблемы организации науки }

{§ 3. Социальный климат науки }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Социология культуры }

{§ 1. Культура как предмет социологического исследования }

{§ 2. Ценности как основная категория социологии культуры }

{§ 3. Эстетические параметры развития культуры }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 5. Социология религии }

{§ 1. Религия как социальное явление }

{§ 2. Уровни социологического изучения религиозности }

{§ 3. Теория и практика секуляризации }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел VI . СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ }

{Глава 1. Социальное предвидение }

{§ 1. Сущность социального предвидения }

{§ 2. Методы и требования к процессу социального предвидения }

{§ 3 Роль интуиции в социальном предвидении }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Социальное прогнозирование }

{§ 1. Сущность социального прогнозирования }

{§ 2. Методы социального прогнозирования }

{§ 3 Эффективность социальных прогнозов }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социальное проектирование }

{§ 1. Сущность социального проектирования }

{§ 2. О методологии социального проектирования }

{§ 3. Методы и этапы проектирования }

{§ 4. Виды социального проектирования }

{§ 5. Действенность социального проектирования }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Социальное планирование }

{§ 1. Сущность социального планирования }

{§ 2. Уровни социального планирования }

{§ 3. Формы социального планирования }

{§ 4. Методы социального планирования }

{§ 5. Показатели социального развития }

{§ 6. Резервы социального планирования }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 5. Социальные технологии }

{§ 1. Что такое социальная технология? }

{§ 2. Формы, виды и этапы социальных технологий }

{§ 3. Технологическая культура }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{БИБЛИОГРАФИЯ }

{Учебники и учебные пособия}

{Словари, справочники}

{Раздел I СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА}

{Теория и методология}

{История социологии}

{МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ}

{Вопросы методологии, методики и организации социологических исследований}

{Анализ документов. Контент-анализ}

{Наблюдение }

{Опросы: анкетирование и интервьюирование }

{Другие методы}

{Выборка}

{Математические и статистические методы}

{Обработка, анализ и интерпретация результатов социологических исследований}

{Раздел II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ}

{Социология труда}

{Социология города }

{Социология села }

{Экологическая социология}

{Социальная инфраструктура }

{Демография}

{Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА }

{Социальная структура }

{Социология наций }

{Социология семьи}

{Образ жизни}

{Социология молодежи}

{Отклоняющееся поведение}

{Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (общие проблемы) }

{Политическое сознание}

{Проблемы власти и государства}

{Общественные организации }

{Социология права}

{Международные отношение. Проблемы войны и мира }

{Раздел V СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ }

{Социология личности }

{Социология образования}

{Социология науки}

{Социология культуры}

{Социология религии}

{Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информаци}

{Раздел VI СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ }

{Общие проблемы теории и методологии}

{Социальное предвидение}

{Социальное прогнозирование}

{Социальное проектирование}

{Социальное планирование}

{Социальные технологии }

{Социология организации}

{Социальный эксперимент}

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социология в России после трудного становления приобрела статус самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль выжила и продолжает развиваться.

 

Наиболее успешно шла разработка отдельных направлений социологического знания. Постепенно приобрели силу и получили признание исследования социологии труда, молодежи, семьи, культуры, образования и т.д. Их результаты, хотя нередко в урезанном виде, публиковались и становились достоянием науки и практики. Именно эта группа публикаций составляет основную часть печатной продукции, которую до недавнего времени связывали с понятием «прикладная социология».

 

Вторая группа публикаций по социологии начиная с 60-х годов – это работы по методологии, методике и технике социологических исследований, сыгравшие большую роль в повышении профессиональной культуры, подготовке и обучении молодых ученых, распространении социологических знаний.

 

Третьей группе – учебникам и учебным пособиям по социологии – «повезло» в наименьшей мере. Имеющиеся работы охватывали только часть проблем социологии: или освещали в основном методику и технику, или в самом широком плане рассматривали ее место среди других наук.

 

В настоящее время, когда социология стала преподаваться в каждом вузе, во многих средних специальных учебных заведениях, на первый план выдвигается подготовка учебников, в том числе и экспериментальных, опирающихся на все богатство социологического знания, упорядочивающих его и дающих возможность представить это знание в виде определенной логически законченной теории.

 

Учеными-исследователями, преподавателями проделана большая работа по созданию учебников и учебных пособий. По личной инициативе или инициативе отдельных кафедр и научных коллективов при поддержке международных и отечественных фондов вышли в свет работы, в которых в основном с позиций теоретической социологии рассматривались базовые основы науки. Кроме того, были подготовлены учебные пособия и учебники по отдельным отраслям социологического знания (см. приложение).

 

Что касается автора, то исходя из своей многолетней практики работы со студентами, и особенно студентами, для которых социология выступала в качестве общеобразовательной, но непрофилирующей дисциплины, он стремился на новой основе осмыслить имеющийся в отечественной и мировой литературе опыт и предложить читателю свое видение социологической теории.

 

Человек в обществе, а не общество для человека – суть авторской интерпретации социологии, которую он называет социологией жизни и которая ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа всей социальной жизни.

 

Принципиальной особенностью является трактовка объекта социологии как гражданского общества и предмета социологии как общественного сознания и поведения людей в конкретно-исторических условиях, ибо социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание и поведение людей.

 

Не менее важной принципиальной установкой автора является его убеждение в том, и это подтверждает история развития социологии, что все ее исследования так или иначе выходят за основные сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. И хотя отнесение отдельных направлений к той или иной сфере несколько условно, автор исходил из того, что является преобладающим при анализе данной проблемы. Именно поэтому все рассмотренные исследования соотнесены с экономическими, социальными, политическими и духовными процессами и отдельно описан механизм их регулирования в разделе «Социология управления», который имеет и самостоятельное значение и может быть применен в контексте каждой из сфер общественной жизни.

 

А открывается авторское изложение кратким анализом теоретических, методологических и методических проблем, которые при желании и необходимости могут быть развернуты, опираясь на исследования других авторов, в самостоятельные курсы.

 

За прошедшее с момента первого издания время автор во время обсуждений учебного пособия, в рецензиях и письмах получил ряд интересных предложений и замечаний, часть из которых он учел, особенно учебно-методического свойства. Вместе с тем в ряд глав были внесены значительные изменения, связанные с новой информацией, новым этапом жизни российского общества. Некоторые главы сняты, другие добавлены, третьи расширены. И все же некоторые темы остались за пределами учебного пособия – это проблемы демографии, геронтологии, социологии катастроф, здоровья, некоторые проблемы политики и духовной жизни, социологии международных отношений, которые могут быть при чтении курса добавлены, рассмотрены, обсуждены в студенческой аудитории, особенно если учитывать профессиональные интересы молодежи. Кстати, это касается отдельных разделов и глав, которые могут быть развернуты в самостоятельный учебный курс.

 

  1. Общий курс Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва «Прометей» 2001

    Реферат
    Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной
  2. Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» Москва • 2007

    Список учебников
    Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080 «Маркетинг»
  3. Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    Написано в соответствии с государственным стандартом по философии. Раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. Большое внимание уделено положению человека в мире культуры.
  4. Н. В. Шишовой Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва • «Логос» • 2000

    Документ
    Раскрываются становление культурно-исторического подхода к изучению общественного развития и воззрения его ведущих представителей. Представлены основные этапы и закономерности мирового культурно-исторического процесса от доисторического
  5. Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений

    Документ
    доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
  6. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

    Учебное пособие
    ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.
  7. Учебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений 2-е издание, переработанное и дополненное

    Учебное пособие
    Настоящее издание представляет собой учебное пособие, содержание ко­торого полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по учебной дисциплине “Эконо­мика”.
  8. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  9. Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Пер с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского

    Книга
    Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит.

Другие похожие документы..