Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ

по специальности

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Введение

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01- Общая психология, психология личности, история психологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по истории психологии, общей психологии и психологии личности. От экзаменующегося требуется знание материалов, включенных в данные разделы, а также умение кратко изложить содержание работы, представленной в качестве реферата, и владение всем кругом вопросов связанных с узкой областью, к которой относится реферат.

Соответственно, вступительный экзамен в аспирантуру включает три теоретических вопросов - по каждой из трех тем, краткое изложение сути реферата и вопрос по области, к которой относится реферат.

Тема реферата определяется совместно с предполагаемым научным руководителем и должна соответствовать предметной области паспорта специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии. В случае если имеются опубликованные научные статьи по предполагаемой теме диссертационного исследования, то написание реферата является не обязательным. В этом случае требуется краткое изложение сути вопроса, рассмотренного в научной статье и ответить на вопросы по предметной области, к которой относится научная статья.

РАЗДЕЛ I. Общая психология

Общие характеристики психологической науки. Общая характеристика психологической науки Предмет и задачи психологии как науки. Специфические особенности психологии. Основные отличия житейской и научной психологии. Методологически основы и место психологии среди других наук. Структура курса «Общая психология». Определение психики. Психология как наука о происхождении, функционировании и структуре психического. Психическое отражение как субъективный образ окружающей действительности. Динамическая модель психических явлений. Активный характер психики.

Основы общей психологии Этапы исторического развития научных взглядов на природу психического. Материалистический, идеалистический, дуалистический подходы. Становление психологии как науки. Отрасли в психологии. Связь теоретической и прикладной психологии.

Зарождение и эволюция психики. Общие представления о высшей нервной деятельности. Мозг и психика. Психофизиологический механизм. Анализ оппозиции инстинкт – разум. Формы отражения. Переход к историческому развитию и общественному производству, социальной организации людей. Общественные отношения. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Язык, общение, поведение. Сознание. Культурно-историческая теория психики.

Методы психологии. Различные подходы, концепции и точки зрения на понимание, отбор и систематизацию психологических методов. Достоинства и недостатки отдельных методов психологии.

Сущность психического. Психика как форма отражения окружающей действительности. Специфика психического отражения. Психическое отражение как механизм построения субъективной модели мира. Регуляторная функция психики. Уровни психического отражения. Понятие психической проекции. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Парадоксальность психического отражения. Проблема возникновения сознания. Принцип единства сознания и деятельности. Структурно – функциональное единство сознания. Биологическое и социальное в психике человека. Генезис высших психических функций. Социально опосредованный характер высших психических функций. Общие понятия о бессознательном. Подходы к изучению проблемы бессознательного в психологии. Возможности и проблемы исследования психики и сознания человека. Объективные методы исследования психических процессов. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования. Проблема выделения единицы анализа психического. Основные направления в психологии.

Общие представления о психических процессах. Познавательные процессы.

1. Внимание.

– Сущность и определение внимания. Функции. Физиологические основы. Виды внимания. Характеристики (свойства) внимания. Внимательность. Теории внимания.

2. Ощущения

– Определение. Сенсорная чувствительность. Сенсорный образ. Физиологические основы (анализатор). Классификации. Общие свойства. Измерение ощущений: абсолютная и дифференциальная чувствительность; сенсорные пороги; психофизическое шкалирование и основной психофизический закон. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация, синестезия. Сенсорные свойства человека.

3. Восприятие.

– Определение. Перцептивный образ. Физиологические основы. Классификации.

Характеристики (свойства). Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения. Наблюдение и наблюдательность. Восприятие человека человеком как специфический вид перцепции. Человек как объект и как субъект социальной перцепции.

4. Память.

– Общее понятие. Определение. Образы памяти (представления). Классификация. Роды памяти (генетическая, импринтинг, прижизненная). Психофизиологические основы памяти. Ассоциации. Виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, мыслительная). Уровни памяти (непроизвольная, произвольная). Формы памяти (мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная, оперативная). Сон как функция памяти. Процессы памяти (запоминание, хранение, забывание, воспроизведение).

5. Воображение.

– Определение. Образы воображения (представления). Функции. Механизмы. Способы формирования представлений. Виды воображения. Формы проявления: фантазия, мечта, идеал, грезы, галлюцинации, сновидения.

6. Мышление.

– Сущность мышления. Определение. Функции. Логические формы мышления (понятия, суждения, обоснования, умозаключения). Мышление как процесс (фазы и операции). Классификация мышления (предметное, образное, понятийное; практическое, теоретическое; дискурсивное, интуитивное). Индивидуальные особенности мышления. Ум. Интеллект.

7. Речь. Физиологические основы речи. Развитие речи

– Сущность речи. Определение. Речь и язык. Функции. Физиологические основы речи. Развитие речи (в онтогенезе). Классификация речи (внешняя, внутренняя; устная, письменная; монолог, диалог, полилог). Речевые свойства личности.

Характеристика эмоционально-волевых процессов.

1. Эмоции.

– Определение. Эмоциональная чувствительность. Единство эмоциональных процессов и состояний. Потребностно-мотивационная основа эмоций. Функции и общие свойства эмоций. Классификация. Формы переживания эмоций. Физиологические основы. Теории эмоций.

2. Чувства.

– Определение. Соотношение с эмоциями. Функции чувств. Классификация.

Характеристики чувств. Формы переживания чувств. Аффективные особенности личности.

3. Воля

– Определение. Проблема воли в философии и психологии. Место воли в системе психики. Природа воли. Действие как проявление воли. Филогенез воли. Уровни волевой регуляции. Функции воли. Физиологические основы. Общие характеристики воли. Волевые свойства личности. Теории личности.

О психологии деятельности. Понятие и строение человеческой деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности. Деятельность и психические процессы. Общие представления и психомоторика. Двигательная активность. Действие и движение. Характеристики и классификации движений. Фоновая моторика и основные двигательные реакции (сенсомоторика, идеомоторика). Субъект и деятельность. Мотивация деятельности. Интериоризация и экстериоризация в деятельности. Деятельность и активность субъекта. Теории деятельности. Предметный характер деятельности. Психологическое строение деятельности (мотивы, цели). Ориентировочная и исполнительская части деятельности. Основные виды деятельности. Игровая деятельность и ее особенности. Учебная деятельность. Трудовая деятельность.

Сознание – высший интегратор психики. Функции и свойства сознания. Патология сознания. Бессознательное. Самосознание.

Психические состояния. Общее представление о психических состояниях. Общие характеристики состояний. Виды и классификации. Экстремальные состояния. Тревожность.Напряженность. Фрустрация. Дискомфорт. Стресс.

Индивидуально-типологические свойства человека. 1. Предпосылки и условия. Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип. Высшие психические свойства индивида. «Индивидуализация индивида» (А.Н.Леонтьев). Психологические аспекты половых различий. Возрастные особенности развития индивида. Возрастная периодизация.

2. Темперамент. Общие представления о темпераменте. Типы темпераментов. Характеристики типов темпераментов. ВНД и темперамент. Проблемы изменчивости темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

3. Характер. Общие представления о характере. Свойства характера. Типология характеров. Формирование характера. Личность и характер человека. Характер и индивидуальность. Социально-психологическая обусловленность формирования характера. (К.Юнг, А. Леонгард, Личко, П.Б.Ганнушкин). Структура характера и взаимосвязь черт характера. Черты характера и отношения личности. Акцентуации характера.

4. Мотивационная сфера человека. Общие представления о мотивах. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Классификации мотивов. Направленность личности. Психологические установки личности. Личностный выбор и ответственность.

5. Способности. Общее представление о способностях. Индивидуальные различия познавательных способностей познавательных способностей. Способности и деятельность. Проблема измерения способностей. Общие и специальные способности. Компенсация способностей. Творческие (креативные) способности. Развитие способностей.

РАЗДЕЛ II. Психология личности

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Многообразие феноменологии в психологии личности. Практическая психология личности как ремесло и искусство в истории человечества.

Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Проблема личности и уровни методологии науки.

Человек и его место в различных системах. Человек и мир человека. Системный и историко-эволюционый подход к личности.

Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность – «безличные» предпосылки и основания развития личности.

Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Положение Д.Н.Узнадзе о функциональной тенденции как источника саморазвития поведения личности. Выделение функциональных потребностей, их характеристика и экспериментальное исследование потребность во впечатлениях, потребность в общении). Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности.

Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Общее представление об индивидных свойствах человека. (Б.Г.Ананьев). Индивидуальные свойства как предмет дифференциальной психологии. Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми. Гипотеза рассеивающего отбора как механизма эволюции человека в антропогенезе (В.П.Алексеев).

Личность и индивидные свойства человека. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности.

Органические побуждения индивида и их влияние на поведение личности.

Индивидно-типические свойства человека. Строение тела и особенности психики. Типы конституции, их соматические признаки. Типологии Э. Кречмера и В. Шелдона. Их критика.

Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни - источник развития личности. Личность в истории культуры. Культура и программы поведения. Проблема социально-типического в личности. Социальный характер и национальный характер. Сравнительные исследования личности в разных культурах. Социогенетические истоки развития личности.

Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий «социальная роль», «социальная группа», «социальный статус». Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция.

Социализация личности. Развитие моральной регуляции поведения. Социализация как интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский).

Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнопсихологии.

Персоногенез личности: Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психологическое и личностное здоровье. Личностная зрелость.

Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Выход личности за пределы самой себя (трансцевденция). Природа активности личности. Личность и творчество.

Инструментальные проявления личности. Личность и характер. Способности и их роль в обеспечении эффективности деятельности. Общие и специальные способности. Одаренность, талант и гениальность как разные уровни проявления способностей личности. Современные представления о компетентности личности. Индивидуальный стиль — интегральная характеристика индивидуальности.

Личность как субъект регуляции деятельности. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности. Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.

Личность в критических ситуациях. Динамика процессов переживания. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. Личностный выбор. Свобода и ответственность.

Структура «Я» и ее исследование в разных направлениях психологии. Положение Джемса с существовании трех компонентов эмпирического «Я»: физическая личность, социальная личность и духовная личность. Разработка представлений о структуре «Я», самосознание, самооценка и самоуважение. Строение и формирование самоотношения. Эгоизм в альтруизм. Диалогическая природа «Я» (М.Бахтин, М. Бубер, Л. Выготский).

  1. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии

    Программа
    1.1. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Про­блема предмета психологии. Развитие психологии в донаучный период (Аристотель, Платон, Р.
  2. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 01 Экономическая теория

    Программа
    Возникновение и основные этапы развития экономической науки. Определение предмета. Трудовая теория стоимости. Маркс и формирование концепции капитализма.
  3. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 00. 01 Теория и философия политики, история и методология политической науки (политические науки)

    Программа
    В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению – Политология и паспортами научных специальностей, разработанных экспертными советами ВАК комиссии Министерства в связи с утверждением Приказом
  4. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01- теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Программа
    Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 «Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве» (1)

    Программа
    Теория государства и права: Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12.00.01 – «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» Автор-составитель - доктор юридических наук, профессор В.
  6. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 «Теория и история права и государства, история учений о праве и государстве» (2)

    Программа
  7. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве (1)

    Программа
    Программа экзамена для поступления в аспирантуру содержит перечень разделов и тем, формирующих научную специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве, и основанных на общеправовых
  8. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве (3)

    Программа
    Программа экзамена для поступления в аспирантуру содержит перечень разделов и тем, формирующих научную специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве, и основанных на общеправовых
  9. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 01 теория, методология и история социологии

    Программа
    Современные представления об объекте и предмете социологии. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Основные подходы к построению структуры социологической науки.

Другие похожие документы..