Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

Тема 37. Развитие революционной ситуации с июля по октябрь 1917 г. Октябрьское вооруженное восстание.

Сплочение правой оппозиции. Л. Корнилов. Государственное Московское совещание. Попытка военного переворота и ее крах. Директория. Позиция Петросовета в августе 1917 г.

Углубление дестабилизации российского общества в сентябре – октябре 1917 г. Кризисные явления в народной хозяйстве. Социальные конфликты в городах, армии и деревне Кризис правительственных партий. Всероссийское демократическое совещание. Предпарламент. Усиление позиций большевиков и левых эсеров. Положение на фронте осенью 1917 г. Вопрос о выходе России из войны. Обострение продовольственной проблемы.

Ленинская концепция Октября и основные направления ее идейной критики. Современная отечественная историография революции 1917г.

Разногласия в партии большевиков по вопросу о захвате власти. В. И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л..Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев. Подготовка II съезда Советов. Заседания ЦК большевиков 10 и 16 октября. Настроение населения города и гарнизона. Военные организации Петроградского Совета и большевистской партии. Переход к решительным действием 24 октября 1917 г. Бегство А.Ф. Керенского. Роспуск Предпарламента. Блокирование и штурм Зимнего дворца.

Захват власти большевиками. Арест Временного правительства. Второй Всероссийский съезд Советов и принятие первых декретов. Создание Советского правительства. Комитет спасения Родины и революции. Поход на Петроград А. Керенского, П. Краснова и его неудача. «Кровавая неделя» в Москве. Причины победы большевиков. Исторические последствия Октябрьской революции.

Тема 38. Внутриполитическое и международное положение Советской России. Ноябрь 1917 – весна 1918 гг.

Разработка В.И. Лениным теории государства и революции, и ее значение для создания основ государственного строительства в Советской России. Стратегия и тактика большевиков в борьбе за власть с другими политическими партиями.

Первый состав Совнаркома. Распределение власти между СНК и ВЦИК, их законотворческая деятельность. Правительственный кризис. Отставка А. Рыкова, В. Ногина, В. Милютина и других членов СНК и ВЦИК. Закрытие оппозиционных газет. Организация и проведение выборов в Учредительное собрание, их итоги. Чрезвычайный и II Всероссийский съезды крестьянских депутатов. Вхождение левых эсеров в правительство. Упразднение старых институтов власти. Организация работы народных комиссаров, создание ВСНХ., ВЧК.

Декрет об аресте вождей контрреволюции. Открытие и разгон Учредительного собрания. Преследования лидеров партии меньшевиков и эсеров. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Ш съезд Советов, его решения.

Борьба за власть и ее формы в провинции и национальных окраинах страны. Победа Советов в крупных городах России и на фронтах.

Декрет о мире, публикация тайных договоров России. Выход России из войны. Начало сепаратных переговоров о мире в Брест-Литовске. Позиции сторон. Борьба в партиях и Советах по вопросу о выходе из мировой войны. Л. Троцкий и его формула выхода России из войны. Начало германского наступления 18 февраля 1918г. Подписание мира между РСФСР и Четвертным союзом. Г. Чичерин. Основные положения Брестского мира.

Развитие германо-австрийской интервенции до лета 1918 г. Германская политика на оккупированных территориях. Берлинские соглашения августа 1918г. Оккупация Турцией Закавказья. Центрокаспий. Бакинская коммуна и ее падение.

Англо-французская дипломатия и раздел сфер влияния в России. Отношение Антанты к выходу России из войны, оккупации Румынией Бессарабии, германскому и турецком продвижению вглубь России. Высадка союзников в Мурманске, в Архангельске, на Каспии. Причины и цели высадки войск Антанты на Дальнем Востоке. Взаимоотношения правительств стран Антанты с лидерами белого движения.

Теоретические основы экономической политики правительства. Введение рабочего контроля на предприятиях. Национализация промышленности, банковского дела и противоречия этого процесса. Аннулирование внешних и внутренних займов государства. Монополизация внешней торговли государством. От рабочего самоуправления – к государственному управлению.

Декрет о земле и борьба за его реализацию. Введение уравнительного землепользования, конфискация имений. Принятие «3акона о социализации земли». Меры по организации продовольственного снабжения городского населения.

Положение общественных и религиозных организаций в России после октября 1917 г. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Социальная политика Советов. Упразднение сословий. Социальный аспект экономической и внутренней политики большевиков.

«Очередные задачи Советской власти» как программа экономической политики. Причины ее срыва. Запрет частной торговли продуктами и установление продовольственной диктатуры. Милитаризация труда. Централизация управления экономикой. Дальнейший спад производства, его причины. Паралич транспорта. Природа и острота продовольственной проблемы.

Становление советской государственности. Государственное строительство. Реорганизация армии на новых принципах. Усиление исполнительной власти в центре и на местах. Начало создания ревкомов. Образование автономных республик и провозглашение федеративного устройства России. Разработка и принятие первой советской конституции. Создание в деревне комбедов, их функции, отношения с Советами, результаты деятельности. Полный разрыв с левыми эсерами. События 6 июля 1918 г. в Москве. Мятеж М. Муравьева. Складывание однопартийной системы.

Тема 39. Причины и начало крупномасштабной Гражданской войны.

Советская страна в период гражданской войны и интервенции.

Ленинская концепция Гражданской войны. Становление и развитие советской историографии войны. Оценка причин, характера, хода и итогов Гражданской войны в работах Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина, М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошилова, В.А. Антонова-Овсиенко и др. Изменение в оценках войны, роли отдельных личностей в 1930-е годы. Литература русской эмиграции о Гражданской войне. А.И. Деникин, П. Краснов, П.Н. Милюков, П.Н. Врангель, Н.И. Махно, С.П. Мельгунов и др. Проблемы истории Гражданской войны и интервенции в современной отечественной историографии. Зарубежная историография Гражданской войны в России.

Становление однопартийной политической системы и ее военно-коммунистический курс. Белое движение: формирование, идеология, властные структуры и их регионально-национальная специфика. Мятеж чехословацкого корпуса в России и его военно-политическое значение. Комитет членов Учредительного собрания в Самаре. Уфимская директория. Их политические программы, вооруженные силы. Создание Восточного фронта. Военные успехи антибольшевистского движения. Взятие Казани.

Новые принципы комплектования Красной Армии и ее руководящие органы. Распространение интервенции на севере летом 1918 г. Северный фронт и его значение. Германская оккупация и Донская армия П. Краснова. Южный фронт. Добровольческая армия А. Деникина.

Осенняя кампания на Восточном фронте и первые успехи Красной Армии. Окончание Первой мировой войны. Усиление роли Антанты в русских делах.

Превращение белого движения в главную силу антисоветской борьбы. А. Колчак во главе белого движения. Образование национальных правительств в Прибалтике. Возникновение фронта на Западе.

События на Украине. Образование Украинского фронта. Военные действия на фронтах гражданской войны весной – осенью 1919 г. Падение Колчака. Южный фронт в 1919 г. Генеральное сражение на Южном фронте осенью 1919 г. и его результаты.

Результаты гражданской войны в Прибалтике. Ликвидация Северного фронта.

Тема 40. Завершение Гражданской войны и ее итоги. Политика «военного коммунизма».

Причины войны Польши с Россией. Силы и планы сторон. Начало боевых действий весной 1920 г. Контрнаступление Западного фронта. Причины поражения Красной Армии под Варшавой и провала всей польской кампании. Рижский мирный договор 1921 г. и его условия.

Завершение разгрома Добровольческой армии. П. Врангель, его внешняя и внутренняя политика. Генеральное сражение в Северной Таврии и прорыв Красной Армией обороны в Крыму. М. Фрунзе. Эвакуация войск Врангеля из Крыма.

Военные и политические итоги Гражданской войны и иностранной интервенции. Причины победы советского лагеря и поражение антибольшевистских сил.

Отмена экономической блокады России, признание РСФСР де - факто странами лидерами мировой политики. Основы Версальской системы и интересы советских республик.

Политика «военного коммунизма». Экономическая и социальная политика большевиков в разгар гражданской войны. Решения VI съезда Советов о слиянии комбедов с Советами. Введение продовольственной разверстки и механизм ее осуществления. Рост антибольшевистских настроений в деревне. VIII съезд РКП(б) и провозглашение политики союза со средним крестьянством. Милитаризация труда в 1919 г. Рост хлебозаготовок в 1918- 1919гг. Финансы. Промышленное производство и темпы национализации промышленности. Главкизм. Пик политики «военного коммунизма» в 1920-начале 1921 г. и рост оппозиции. Крестьянские восстания периода гражданской войны. Политика «военного коммунизма», ее значение и итоги.

Тема 41. НЭП и ее итоги.

Переход от войны к миру. НЭП. Образование СССР.

Политический и экономический кризис после окончания Гражданской войны. Ленинская концепция нэпа: ее зарождение, развитие и основные противоречия. X съезд. РКП(б) и его решения по хозяйственным вопросам. Начало и развитие реформ в экономике. Введение продналога, разрешение наемного труда. Перестройка отношений промышленности и сельского хозяйства, расширение торговли. Денационализация промышленности. Тресты и хозрасчет. Советская, современная русская и зарубежная историография НЭПа и его исторической перспективы.

Условия частного предпринимательства в РСФСР. Концессии и их роль в экономике СССР. Реформа банковского дела. Организация и формы кредита. Денежная реформа 1922 – 1924 гг. Ценовая политика государства. Расширение экономических свобод в сельскохозяйственном производстве. Налоговая политика государства. Реформа кооперации.

Результаты экономической политики Советской власти. План ГОЭЛРО и итоги его реализации. Динамика сельскохозяйственного производства. Земельный кодекс 1922 г.

Рост середняцких хозяйств. Проблема темпов экономического развития и накоплений. Основные этапы развития экономики в1921–1930гг. Проблемы повышения производительности труда. Кризис 1923 г. «Ножницы цен». Проблемы хлебозаготовок и товарного хлеба. Результаты внешнеэкономической деятельности государства: внешняя торговля, концессии, формы и объем поступления кредитов. Соотношение интенсивного и экстенсивного способов наращивания производства в народном хозяйстве СССР.

Современная историография об исторической перспективе НЭПа.

Тенденции централизма и сепаратизма в межреспубликанских отношениях после Гражданской войны. Образование Закавказской федерации. Подготовка и подписание союзного договора 1922 г.: проблема суверенитета. План автономизации или федерализации. Грузинский инцидент. В.И. Ленин о перспективах Союза. Дискуссия на XII съезде РКП (б) об основах союзной конституции. Конституция СССР 1924 г.

Тема 42. Советская модель модернизации экономики страны. Индустриализация и ее итоги.

Модернизация советского общества в 1920-х – 1930-х гг.: индустриализация, коллективизация, политические репрессии, изменения в области идеологии и культуры.

Новая фаза экономического развития СССР, его задачи и кризис нэпа: материальная база и уровень производства в промышленности и сельском хозяйстве, капиталовложения и их эффективность, источники социальной напряженности. Разработка перспективных планов развития народного хозяйства СССР. Н. Бухарин, М. Томский, А. Рыков о возможных путях социально- экономического развития СССР. Заготовительный кризис 1927 – 1928 гг., обострение противоречий аграрного и промышленного секторов. И. Сталин о методах решения экономических проблем. Экономические дискуссии 1920-х годов. Политический кризис 1929 г. и поражение «правых».

Промышленная модернизация как сквозная проблема России. Итоги ее решения и новая фаза, условия продолжения индустриализации в СССР. Форсирование индустриализации. Реализация первого пятилетнего плана, его основные итоги в промышленности. Темпы роста производства. Возникновение диспропорций в народном хозяйстве. Просчеты в инвестиционной политике, снижение фондоотдачи, проблема цен и внутренний рынок. Поиск источников новых накоплений. Результаты индустриального развития страны к 1941 г.: добывающие, перерабатывающие отрасли, оборонный комплекс, темпы развития легкой и тяжелой промышленности транспорт.

Тема 43. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия

Аграрный строй в СССР в конце 1920-х годов Экономические интересы крестьянства и возможности их реализации. Состояние кооперации в деревне. Планирование колхозного строительства и начало коллективизации. Курс на революцию «сверху» в деревне. Методы проведение коллективизации: изменения в законодательстве, налоговое политике, репрессии. Раскулачивание как катализатор «бешенных темпов». Итоги колхозного строительства к середине 1930-х гг. Аграрное производство в 1928–1935 гг.: причины и степень упадка и начало нового подъема. Государственная заготовительная политика и объемы заготовок. Хлебный экспорт. Голод 1932–1933 гг., его причины и размеры. Чередование уступок и ужесточений в 1933– 1935 гг., нормализация положения в области хлебозаготовок. Итоги революции «сверху».

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии. XX xxi века» для студентов III

    Учебно-методический комплекс
    Становление демократического государства, возрождение России, поиски модели общественного развития заставляют сегодня по-новому осмыслить драматичную историю нашего государства в ХХ в.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»

Другие похожие документы..