Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

Тема 32. Политические партии и становление парламентских институтов в России в н. ХХ в.

Противоборство классов и партий. Расстановка политических сил после 17 октября 1905 г.

Традиционализм. Русская монархическая партия. Союз русского народа. А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков. Взаимоотношения правительства и черносотенцев. Правый экстремизм.

Консервативный либерализм. «Союз 17 октября». Д.Н. Шипов. Братья Гучковы. Партия правового порядка и другие организации октябристского толка. Партия демократических реформ. Партия мирного обновления.

Радикальный либерализм. Конституционно-демократическая партия. П.Н. Милюков. Братья Долгоруковы. Д.И. Шаховский. Выборгское воззвание 1906 г. Пересмотр партийной тактики. Радикальная партия.

Неонародничество. Партия социалистов-революционеров. Боевая деятельность ПСР. Эсеры-максималисты. Народно-социалистическая партия. А.В. Пешехонов.

Социал-демократизм. РСДРП. Большевики и меньшевики. В.И. Ленин и А.А. Богданов. Ю.О. Мартов и Ф.И. Дан. «Внефракционные социал-демократы». Л.Д. Троцкий.

Анархизм. Анархо-коммунисты. Безначальцы. Чернознаменцы. Анархо-синдикалисты. Анархо-индивидуалисты.

Количественный и социальный состав политических партий. Политическая жизнь в центре страны и ее регионах. Национальные политические партии. Легальная и нелегальная политическая деятельность. Политическое масонство. Особенности российской системы политических партий.

Возникновение и эволюция российского парламентаризма.

I Государственная Дума. Выборы в Думу, ее состав. Речь царя при открытии Думы 27 апреля 1906 г. Решение II съезда партии народной свободы и кадетская тактика придать Думе права Учредительного собрания и сорвать «органическую работу Думы». Неоднократные представления Совета Министров о роспуске Думы. Указ царя от 8 июля 1906 г. о ее роспуске и назначении новых выборов. Состав II Государственной Думы. Деятельность думских фракций. Обсуждение аграрного вопроса. Разгон Думы. Принятие нового избирательного закона 3 июня 1907 г. – государственный переворот.

Тема 33. Думская монархия и внешняя политика России в 1906 – 1914 гг.

Думская монархия. Сущность думской монархии. Манифест царя 3 июня 1907 г. и новый избирательный закон как основа создания работоспособной Думы. П.А. Столыпин как государственный деятель. Его программа реформирования страны. Столыпин и Дума. Вопрос о терроризме и о борьбе против него.

III Государственная Дума и ее деятельность. Партийный состав, два большинства в Думе. Рабочий вопрос. Национальная политика. Введение земств в западных губерниях. Конфликт Столыпина с Государственным советом. Холмский вопрос. Законопроекты о Финляндии.

Продолжение противостояния общества и власти. Ленские события 1912 г.

Выборы в IV Государственную Думу. Состав и деятельность Думы. Оформление думской оппозиции правительству. М.В. Родзянко.

Противоборство классов и партий. Политические партии в России в 1907 – 1914 гг. Правые партии. Раскол Союза русского народа. Дубровинцы и обновленцы. Русский народный союз имени Михаила Архангела. В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков. Кризис традиционализма.

Октябристы и П.А. Столыпин. Раскол в Союзе 17 октября. Разделение фракции в IV Думе. Н.И. Гучков, М.В. Родзянко.

Конституционно-демократическая партия и ее тактика. «Вехи» и «Интеллигенция в России». Левый кадетизм. Н.В. Некрасов. Партия социалистов-революционеров. Тактика «боевизма». Разоблачение провокатора Е.Ф. Азефа. Легализм. Н.Д. Авксентьев. И. Бунаков (И.И. Фондаминский).

Социал-демократические партии в 1907–1910 гг. Отзовисты, ультиматисты, ликвидаторы, голосовцы и партийцы. Пражская конференция большевиков в 1912 г. Кризис меньшевизма. Августовский блок 1913 года. Политическое масонство в России, его подпольная деятельность в 1906 – 1914 гг. Источники по истории масонства. Масонские ложи и их руководители.

Столыпинская аграрная реформа. Подготовка законопроектов в 1905 – 1906 гг. Роль В.И. Гурко, А.В. Кривоошеина в комиссии И.Л. Горемыкина. Решение П.А. Столыпина проводить аграрную реформу в целях укрепления государственного строя России.

Основные направления реформы. Указ 9 ноября и закон 14 июня 1910 г. о выходе из общин. Община накануне 1906 г. Организация выхода из общин, сравнение выходов по периодам и по регионам. Мероприятия правительства по увеличению землевладения крестьян. Изменение деятельности Крестьянского банка после 1906 г. и ее итог. Землеустройство крестьян – одно из главных направлений столыпинской аграрной реформы. Указ 4 марта 1906 г. и закон 29 мая 1911 г. о землеустройстве. Итоги землеустройства и их значение.

Переселение крестьян на окраины. Организация переезда и устройства переселенцев. Размеры и основные районы эмиграций. Новый курс переселенческой политики в 1910 – 1914 гг. Положительное значение переселения.

Итоги столыпинской аграрной реформы. Подъем сельскохозяйственного производства и увеличение в нем доли крестьянских хозяйств. Развитие сельской кооперации в 1906 – 1914 гг. Негативные стороны аграрной политики, насильственные методы ее проведения в некоторых районах. Крестьянские выступления против выходов из общин. Положительное влияние реформы, ее значение для крестьянства. Прекращение реформы в связи с войной, ее незавершенность.

Экономическое состояние России накануне I мировой войны. Рост сельскохозяйственного и промышленного производства. Районы товарного сельскохозяйственного производства и изменения отраслевой структуры промышленности. Развитие кооперативных потребительских обществ. Состояние русской армии и флота после русско-японской войны. Программа восстановления форта. Реорганизация армии. «Большая военная программа». Экономическое развитие Пензенской губернии накануне I мировой войны.

Россия в системе международных отношений после 1906 г. Отношения с Францией, Англией, Германией и Австро-Венгрией. Присоединение России к Антанте. Англо-русский договор 1907 г. Россия – организатор второй Гаагской мирной конференции. Соглашения с Японией и Италией. Обострение отношений с австро-германским блоком. Боснийский кризис. А.П. Извольский. Позиции Германии. Потсдамский договор 1911 г. С.Д. Сазонов. Русская дипломатия во время первой и второй Балканских войн. Проникновение Германии в Турцию. Миссия генерала Лимана фон Сандерса.

Тема 34. Российская империя в Первой мировой войне (лето 1914 – февраль 1917 г.). Углубление общественно-политического кризиса.

Вступление России в войну. События на Балканах. Вопрос о мобилизации. Объявление Германией войны России.

Характер начавшейся войны. Россия в межблоковых противоречиях на континенте и ее национально-государственные интересы. Первоначальные планы сторон и оборонительный потенциал России к лету 1914 г. Состояние армии и флота, программы по их модернизации, военная наука. А. Елчанинов, Н. Михневич.

Кампания 1914 г. Управление фронтом и тылом. Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич и военный министр В.А. Сухомлинов. Основные операции на Восточном фронте в 1914 г.: Восточно-прусская, Галицийская, Варшаво-Иваногородская, Лодзинская и ЧенстоховоКраковская. Боевые действия Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии, 1-я и 2-я русские армии П.К. Ренненкампфа и А. Самсонова. Сражение у Гумбиннена. Битва при Сольдау. Поражение русских войск в Восточной Пруссии. Военные действия против Австро-Венгрии. Галицийская битва. Подвиг капитана П.Н. Нестерова. Морской флот в первые годы войны. Адмиралы И.К. Григорович, А. Ливен, Н.О. Эссен. Значение военных операций на Восточном фронте для союзников России. Итоги первого года войны.

Великая (мировая) война и российское общество. Обращение Николая II к народу 20 июля (2 августа) 1914 г. Чрезвычайное заседание Государственного совета и Государственной Думы. 26 июля (8 августа) 1914 г. Патриотический подъем начала войны. Мобилизация и введение «сухого закона». Деятельность общественных и благотворительных организаций и фондов. Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др. Политические партии России и их отношение к войне. В.М. Пуришкевич, А.И. Гучков, П.Н. Милюков. Кризис мирового и российского социалистического движения. Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, В.М. Чернов.

Русские философы о войне и путях возрождения России. В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, И.А. Ильин.

Ход войны в 1915 – 1916 гг. Роль Восточного фронта на общеевропейском театре военных действий в 1915 – 1916 гг. Отступление русских войск из Галиции и Польши. Переход к позиционной войне. Вступление Николая II в должность Верховного главнокомандующего русской армии. Брусиловский прорыв. Морские операции А.В. Колчака. Стратегический поворот в войне в пользу Антанты. Состояние русской армии и флота к концу 1918 г.

Экономика России в годы войны. Длительности большой европейской войны и экономические возможности страны. Недостатки в вооружении и снабжении армии на начальном этапе войны. Мобилизация народного хозяйства. Законодательство военного времени. Особые совещания. Государственные (казенные) предприятия. Транспорт. Банки. Съезды предпринимателей. П.П. Рябушинский, А.И. Путилов. Военно-промышленные комитеты и их функции. Продовольственный вопрос. Разверстка А. Риттиха. Сельское хозяйство в годы войны. Специализация регионов. Землеустройство. Кооперативное движение. Земство и его роль в подъеме местного хозяйства. Динамика экономического развития страны и структурные сдвиги в народном хозяйстве. Экономическая наука и статистика. М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, С.Н. Прокопович.

Власть и общество в 1915 – 1916 гг. Царизм и Государственная Дума. Прогрессивный блок и его задачи. Министерская чехарда. Партии и их оценки текущих событий. Политическое масонство в России. Речь П.Н. Милюкова 1 ноября 1916 г. Падение престижа правящей династии. Убийство Г. Распутина. Радикальная оппозиция режиму и ее планы государственного переворота.

Рост социальной напряженности. Забастовочное движение в городах. Рабочие организации. Активизация социалистических партий и групп.

Тема 35. Культура России второй половины XIX – начала ХХ вв.

Состояние просвещения. Общественно-педагогическое движение 1860-х годов. К. Д. Ушинский, И. Н. Ульянов, И. Ф. Бунаков. Распространение различных форм внешкольного образования. Структура российского образования в пореформенный период. Уровень рынка книжной и журнальной продукции. Темпы книгопечатания. Роль библиотек и музеев в формировании нового культурного облика человека.

Научная мысль в пореформенной России. Прогресс научной мысли в пореформенной России. Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, П. П. Семенов Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, И. И. Валиханов, н. Н. Миклухо-Маклай, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, П. Н. Яблочков, А. С, Попов, К. Э. Циолковский, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. Международный авторитет российской науки. Научные общества в России. Всероссийские съезды ученых – естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов.

Художественная культура. Искусство критического реализма как основное художественное средство. Литература: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е, Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров. Музыка: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. Живопись: В. Г. Перов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. Е. Репин. Мировое значение русской культуры II половины XIX века.

Условия развития культуры в России в начале ХХ в.

Система образования. Школа и просвещение. Подготовка всеобщего начального образования: массовое открытие новых школ, педагогических учебных заведений, рост грамотности населения. Высшая школа, народные университеты. Создание сети коммерческих училищ.

Издательская деятельность и печать. Рост издания газет, журналов, книг. Значение издательской деятельности И.Д. Сытина.

Достижения науки. «Революция в естествознании». Научная и общественная деятельность Д.И. Менделеева. Развитие естественных наук, открытие новых направлений. К.Э Циолковский, В.И. Вернадский, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов. Изобретение радио А.С. Поповым. Историческая наука в конце XIX – начале ХХ в. В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский, Д.И. Иловайский. Русская философия. П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев, В.И. Ленин и др.

Художественная культура и ее ведущие направления. Развитие реализма в литературе. А.П. Чехов, М. Горький, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин. Поиски новых путей самовыражения личности. Новые течения: символизм, футуризм, декаденство, акмеизм и др. Реализм и модернизм в изобразительном искусстве. И.Е. Репин, В.А. Серов, братья Васнецовы, «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» и другие объединения. Бенуа, М.А. Врубель. Драматический театр. «Метод К.С. Станиславского». В.И. Немирович-Данченко, В.Ф. Комиссаржевская. Значение МХАТа.

Музыкальное и оперное искусство. Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Ф.М. Шаляпин.

Архитектура и скульптура. Реализм и модернизм. А.В. Щусев, Ф.О. Шехтель, С.М. Волнухин, С.Т. Коненков, А.С. Голубкина.

Развитие культуры народов России. Мировое значение русской культуры.

Тема 36. Политическая и социально-экономическая обстановка после Февральской революции. Двоевластие.

Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 г. Российская революция 1917 г.

Источники и историография по истории России 1917 г. Население страны по данным переписей 1916 и 1917 гг. Уровень образования, распределение по вероисповеданию. Изменения условий труда и быта за годы войны. Причины роста социальной напряженности в провинции и столице. Общественные настроения.

Основные политические партии и общественные организации, их состав и деятельность накануне Февраля. Причины двоевластия. Программные документы Временного правительства: Декларация 3 марта, Обращение к гражданам России 6 марта. Состав правительства. Дипломатическое признание Временного правительства. Поддержка Петроградского Совета.

Внутренняя политика правительства. Органы власти в центры и на местах. Преемственность права. Подготовка к созыву Учредительного собрания. Ослабление армии. Характеристика двоевластия.

Внешняя политика Временного правительства. Позиция Петроградского Совета. Положение России в Антанте. Нота 18 апреля союзникам и первый кризис правительства.

Экономическая политика правительства. Деятельность новых министерств (труда, продовольствия). Хлебная монополия. Проблема займов. Рабочий вопрос. Охрана частной собственности. Аграрная политика. Финансовая политика.

Первое и второе коалиционные правительства, их состав. А.Ф. Керенский. Подготовка июньского наступления его провал. Усиление политической нестабильности в июне – июле.

Партия большевиков в марте – июле, приезд В.И. Ленина. Его новый курс. Апрельская партийная конференция и ее решения. Съезды Советов и их ЦИК. Июльские события в Петрограде и репрессии против левой оппозиции.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии. XX xxi века» для студентов III

    Учебно-методический комплекс
    Становление демократического государства, возрождение России, поиски модели общественного развития заставляют сегодня по-новому осмыслить драматичную историю нашего государства в ХХ в.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»

Другие похожие документы..