Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

Тема 26. Отмена крепостного права и либеральные реформы. Социально-экономическое развитие России во второй половины XIX века.

Отмена крепостного права. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Социально-экономическое и внутриполитическое положение России накануне отмены крепостного права. Объективные и субъективные предпосылки крестьянской реформы. Основные этапы подготовки реформы и позиции основных государственных деятелей, принимавших активное участие в этом процессе. Противники и сторонники реформы, причины, определившие их позиции в отношении крепостного права. «Манифест» и «Положение», их подготовка.

Содержание и сущность крестьянской реформы 1861 года. «Манифест» и «Положения» 19 февраля 1861 года как исторические источники. Документы крестьянской реформы о правовом положении крестьян, вышедших из крепостной зависимости, о крестьянских наделах и повинностях, об управлении освобожденными крестьянами. Сущность выкупной операции согласно документам реформы. Проведение аграрной реформы в удельной и государственной деревне.

Общественное движение в ответ на реформу 1861 года. Крестьянское движение в ответ на реформу 1861 года. Социальное противостояние в Пензенской губернии. Позиция революционеров – демократов по отношению к крестьянской реформе. А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский. Студенческое движение начала 1860-х годов. Либерально-оппозиционное движение.

Буржуазные реформы.

Реформы в области местного управления. Земская реформа. Механизм выборов в земства и их реальные полномочия согласно «Положению» 1 января 1864 года. Утверждение Александром II в качестве закона «Городового положения», его характеристика, социальные функции городских дум.

Судебная реформа. Проекты судебных уставов 20 ноября 1864 года. Новая судебная практика: бессословность суда, независимость его от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов.

Финансовые реформы. Учреждение Государственного банка. Роль Министерства финансов в распоряжении доходами и расходами государства. Отмена системы откупов.

Реформы в области народного образования и печати. Утверждение императором 19 ноября 1864 года «Устава гимназий и прогимназий». Образование классических и реальных гимназий, 4-х классных прогимназий. Женское образование в России по уставу 10 ноября 1862 года. Университетский устав 1863, полномочия университетских органов в рамках предоставленной им автономии. Категории студентов. Ограниченность женского высшего образования. Введение 6 апреля 1865 года «Временных правил о печати», их положительные стороны и отрицательные моменты.

Военные реформы. Реорганизация военного управления и военно – учебных заведений, реформа системы комплектования армии путем введения всесословной воинской повинности. Проведение мер по перевооружению армии. «Устав о воинской повинности» 1 января 1874 года, сроки службы в армии и привлекаемый в нее контингент. Роль военного министра Д. А. Милютина в разработке и проведении военной реформы.

Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле.

Основные тенденции развития крестьянского хозяйства в пореформенный период. Изменения в землевладении и землепользовании крестьян после отмены крепостного права. Дифференциация крестьянского населения. Новые типы сельского населения: сельская буржуазия и сельский пролетариат. Общий уровень буржуазной перестройки крестьянского хозяйства к концу XIX века. Товарно-предпринимательская и товарно-потребительское хозяйства.

Развитие капитализма в помещичьих хозяйствах после отмены крепостного права. Основные черты барщинной, капиталистической и отработочной системы хозяйства. Роль ипотечного кредита в поддержании помещичьего землевладения. Общий уровень и производственно – технический потенциал помещичьего хозяйства. Влияние капиталистический эволюции помещичьего хозяйства на развитие внутреннего рынка страны. Рост торгового земледелия и торгового скотоводства как фактор создания внутреннего рынка на средства производства и на рабочую силу. Два пути аграрно-капиталистического развития России.

Развитие промышленности в пореформенный России. Завершение в 1880-е годы промышленного переворота в России. Начало индустриализации. Рост и размещение индустриального производства в пореформенной России. Развитие новых отраслей промышленности, география их размещения, обеспеченность кадрами рабочих. Роль промышленного производства во внутреннем и внешнем рынке. Мелкотоварное и мануфактурное производство. Развитие железнодорожной сети и парового транспорта. Сеть государственных кредитных учреждений. Роль иностранного капитала в экономике России.

Тема 27. Внешняя политика России во второй половины XIX века.

Международное положение Российской империи во второй половине XIX в.

Основные направления внешней политики России в 1860-е годы. Позиции России в Европе и ее место во взаимоотношениях с крупнейшими европейскими державами. Поиск союзников, способных поддержать планы России по ограничению условий Парижского мира. Русско-американские отношения. Продажа Аляски. Дальневосточная политика России. Закрепление договорных отношений с Китаем, подписание новых договоров.

Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов. Цели России на Ближнем Востоке. Национально – освободительное движение на Балканах в 1870 году. Политика России и государств Запада. Силы и планы сторон накануне войны. Бои за Плевну и Шипкинский перевал. Итоги русско-турецкой войны. Сан - Стефанский договор. Берлинский конгресс. Исторические значение победы в войне для внутренней и внешней политики России.

Завоевание Россией Средней Азии в 1860 – 1880-х годах. Политико-экономическая обстановка в Средней Азии в середине XIX века. Начало завоевательной политики. Образование туркестанского генерал-губернаторства. Отношения России с Англией в среднеазиатском вопросе. Лондонские конвенции. Завоевательная политика России в Средней Азии в 1870 – 1880-е годы. Взятие Хивинского и Кокандского ханств, присоединение к России туркменских племен. Итоги и последствия завоеваний Средней Азии.

Тема 28. Идейная борьба и общественное движение в России второй половины XIX века

Официальная идеология и общественная жизнь.Идейные истоки движения народников и их первые кружки с тактической и программной деятельностью. Причины возникновения народнического движения в России и обусловленность его деления на либерально-демократическое и революционно-демократическое направления.

Демократическое, рабочее и революционное движение.

Революционно-демократическое направление и его идеологические течения. П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев. Общее в их позициях и отличительные черты. Складывание во II половине 1860-х годов народнических кружков. «Большое общество пропаганды», кружок А. В. Долгушина, кружок «москвичей». Программа, состав и деятельность кружков. Пензенские народнические кружки, их представители. «Хождение в народ», сущность явления, его судьба, действия правительства по отношению к нему.

Деятельность народнических организаций в России в 1870 – 1880-х годах. Становление народнических организаций. Деятельность «Земли и воли» (1876 – 1879 гг.), ее устав, программа, тактические методы. М. А. Натансон, С. П. Степняк-Кравчинский, А. И. Желябов, В. Н. Фигнер, Г. В. Плеханов. Причины распада «Земли и воли». Деятельность народнических организаций «Народная воля» и «Черный передел», их состав, программные требования и тактические действия. Причины недостижения народниками поставленных целей. Значение народнического движения как в общественном движении, так и в истории России в целом. Судьба лидеров народников.

Рабочее движение в пореформенный период. Рабочее движение как новое явление в социальной жизни пореформенной России. Рост стачечного движения в 1870-е годы. Появление «рабочего вопроса». Причины активизации стачечного движения. Требования рабочих на наиболее значительных стачках: на Невской бумагопрядильне 1870 года, на Кренгольмской мануфактуре в Нарве в 1872 году, Морозовской стачке 1885 года. Появление во II половине 1870-х годов первых рабочих организаций. «Южнороссийский союз русских рабочих», «Северный союз русских рабочих», их структура, программные требования.

Распространение марксизма в России. Деятельность группы «Освобождение труда». Г. Плеханов, В. Засулич, В. Ансельрод. Идеи организации, значение ее для распространения марксистских идей в самой России. Деятельность российских марксистских кружков. Группы Д. Благоева, П. Точисского, М. Бруснева, И. Федосеева, их состав, программа, тактика, практическая значимость работы.

Тема 29. Россия при Александре III.

Политика «контрреформ». Неурожай и голод 1879 – 1880 годов. Рост крестьянских выступлений и волны рабочих стачек и забастовок. Переход к реакции Александра III. Реформы в области цензуры. Реакционные меры в области народного образования. Контрреформы в вопросах земств, местного управления и суда. Окружение императора Александра III. К. П. Победоносцев, М. Н. Катков – вдохновители реакции в России. Решение аграрного вопроса, проведение военных преобразований, укрепление финансов и развитие экономики. «Контрреформы» и предпосылки позитивных внутриэкономических и внутриполитических мероприятий Александра III.

Тема 30. Внутренняя и внешняя политика России в начале XX века.

Социально-экономический облик России в конце XIX – начале ХХ вв. Государственный строй и аппарат управления Российской империей. Административно-территориальное деление страны. Социальная структура: рабочие, крестьяне, буржуазия, дворянство, интеллигенция. Национальный состав России. Общая характеристика экономики России: развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, темпы развития, размещение промышленных предприятий, отраслевая структура, концентрация производства, производительность труда, транспорт, сельскохозяйственное производство, распределение земли, землепользование, крестьянская община, всероссийский аграрный рынок, кооперативное движение. Монополизация промышленности. Формы монополий. Начало индустриализации. Формирование финансового капитала. Банковская система. Акционерное учредительство. Иностранный капитал в России.

Власть и общество на рубеже XIX и ХХ веков. Внутренняя политика в конце 90-х гг. XIX в. Николай II как государственный деятель. Ближайшее окружение царя, смена министров. Портрет-характеристика С.Ю. Витте, его программа реформ. Первые мероприятия: введение винной монополии, денежная реформа, закон о рабочем дне. Всероссийская перепись населения.

Разработка нового внутриполитического курса в начале ХХ в. Экономический кризис и депрессия в начале ХХ в. Изменение политического мировоззрения Николая II. Разработка им программы реформ. Проекты В.П. Мещерского, Д.С. Сипягина, программа В.К. Плеве. Опубликование программы реформ в Манифестах 1903 и 1904 гг.

Крестьянский вопрос в политике правительства. Крестьянское движение в начале ХХ в. Волнения крестьян Полтавской и Харьковской губерний в 1902 г. Формы крестьянской борьбы. Концепция «Крестьянской революции в России 1902 – 1922 гг.» В.П. Данилова. Крестьянский вопрос в правительственной политике. Разработка проектов аграрной реформы в «Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности» и в «Редакционной комиссии по пересмотру законодательства о крестьянах» (январь 1902 – январь 1905 гг.).

Рабочий вопрос в политике правительства. Рост численности рабочих, их положение. Новые формы рабочего движения. Первомайские демонстрации. Обуховская оборона (1901 г.). Стачка в Ростове-на-Дону (1902 г.). Всеобщая стачка на юге России (1903 г.). Декабрьская всеобщая стачка в Баку (1904 г.). С.В. Зубатов и его программа, зубатовские рабочие организации. Философия «полицейского социализма». Гапоновщина.

Власть и общество в начале ХХ в. Радикализация либерального движения, применение либералами нелегальных методов борьбы (журнал «Освобождение» и Союз освобождения). Парижская конференция оппозиционных партий Российской империи (1904 г.). Банкетная кампания. Проекты преобразования России. «Эра доверия» П.Д. Святополка-Мирского.

Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии социалистов-революционеров. Эсеровский террор. Убийство В.К. Плеве.

Социал-демократическое движение, образование РСДРП. Общероссийская нелегальная политическая газета «Искра». II съезд РСДРП. Возникновение большевизма и меньшевизма как идейных течений российской социал-демократии. В.И. Ленин, Л.О. Мартов, Г.В. Плеханов.

Международное положение России. Русско-австрийское соглашение о сокращении «статус-кво» на Балканах. Соглашения с Персией. Российский капитал в Персии. Предложение Николая II о созыве международной конференции об ограничении вооружений. Гаагская конференция 1899 г.

Дальневосточная политика России. Обострение борьбы великих держав на Дальнем Востоке в 80-90-е гг. XIX в. Положение России на Дальнем Востоке. Экономическая экспансия в Китай. Японо-китайская война и позиция России. Московский договор 1896 г. с Китаем. Строительство КВЖД. Поиски незамерзающего порта на Тихом океане. Захват Порт-Артура и договор 1898 г. о его аренде. Разногласия в правящих кругах России по вопросу о дальневосточной политике. Планы С.Ю. Витте и «безобразовской» группы. Участие России в подавлении восстания в Китае. Обострение отношений с Японией.

Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Силы и планы сторон. Внезапное нападение Японии. Ход военных действий на суше и на море в 1904 г. Осада Порт-Артура и его сдача Стесселем. А.Н. Куропаткин, С.О. Макаров. Мукденское сражение в 1905 г. Переход Второй Тихоокеанской эскадры. Решающий бой в Цусимском проливе. Русское общество в период войны. Патриотическое движение. Позиция революционных и либеральных партий и организаций. Нарастание пораженческих настроений. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Тема 31. Первая российская революция.

Революция 1905–1907 гг. Причины, характер, особенности первой российской революции в отечественной историографии.

Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Начало революции, ее первый этап (январь – апрель 1905 г.). «Собрание русских фабрично-заводских рабочих». Роль священника Г.А. Гапона и эсера П. Рутенберга. Шествие рабочих и их расстрел. Рост стачечного движения в стране. Политика правительства в первые месяцы 1905 г. (прием царем представителей рабочих, комиссия сенатора Н.В. Шидловского, рескрипт царя на имя А.Г. Булыгина о подготовке законосовещательной Думы).

Второй этап революции (май – август 1905 г.). Нарастание новой волны рабочего движения. Стачка ивано-вознесенских рабочих и создание Совета рабочих депутатов. Первые профсоюзы, их роль в революции. Восстание матросов броненосца «Князь Потемкин-Таврический». Крестьянское движение и создание Всероссийского крестьянского союза. «Булыгинская дума» и ее бойкот.

Высший подъем революции. Октябрьская всероссийская политическая стачка и ее значение. Нарастание крестьянского движения. Власть и общество летом 1905 г. Создание Союза союзов, земско-либеральное движение, его программа. Деятельность социалистических партий.

Манифест 17 октября. Содержание манифеста и его значение. Прекращение всеобщей стачки. Погромы 18 – 29 октября 1905 г. Восстание матросов в Севастополе в ноябре. Вооруженные восстания в Москве и в других городах в декабре 1905 г. Указ о военно-полевых судах. Карательные экспедиции. Стачки рабочих и крестьянское движение в 1906 – 1907 гг. Выступления в армии и флоте. Спад революционного движения.

Историческое значение первой российской революции, причины ее поражения.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии. XX xxi века» для студентов III

    Учебно-методический комплекс
    Становление демократического государства, возрождение России, поиски модели общественного развития заставляют сегодня по-новому осмыслить драматичную историю нашего государства в ХХ в.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»

Другие похожие документы..