Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

Тема 9. Основные направления исторической науки о петровских преобразованиях в России.

Реформы Петра I превратились с самого начала их осуществления в излюбленную тему для публичных дебатов, она была политизирована задолго до того, как началась ее научная разработка. По проблеме много дискуссионных вопросов. Эпоха Петра I в истории России, личность его самого – выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуются неизменным вниманием отечественных и зарубежных ученых, прежде всего историков, общественных и государственных деятелей. О Петре и его преобразованиях писали учены разных эпох: В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов, М.М.Щербатов. Н.М.Карамзин. М.П.Погодин, И.Г.Устрялов, А.Н.Радищев. А.С.Пушкин и т.д. В целом работ по эпохе написано много. К преобразованиям Петра I ученые всегда относились по-разному, это относится и к современным исследованиям. Комплексного труда, освещающие разные проблемы нет до настоящего времени, видимо это и невозможно, основная часть работ раскрывает отдельные аспекты темы.

Проблема личности Петра I, его личного вклада в реформы привлекала внимание многих авторов. Эта проблема рассматривалась как центральная в дореволюционной историографии. Каждый из историков видел Петра по-разному. М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин характеризовали Петра Великого как идеального монарха, видели в нем эталон государственного деятеля. М.М.Щербатов относился к Петру критически, считая, что новшества царя шли наряду с порчей нравов. Н.М.Карамзин осуждал царя за глумление над древними обычаями, за новшества в быту, за создание органов Политического сыска, учреждение Преображенского приказа, за нарушение самобытного развития России, за ликвидацию института Земских Соборов, за порождение сильнейшей бюрократии. «Западники» XIX века восхваляли деяния Петра I, «Славянофилы» порицали его за искажение самобытных начал, порчу национального характера. Личность Петра и его деятельность изучали историки: С.М.Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский, П.Н.Милюков, С.Ф.Платонов, Н.В.Воскресенский. Советский историк С.Г.Пушкарев выделил как важную заслугу Петра I его самоотверженное служение государству и народу российскому. Служа сам, Петр I требовал этого от всех сословий. Среди авторов биографического жанра о Петре I можно назвать В.И. Буганова, Н.И. Павленко, С.М.Троицкого.

Разное понимание у ученых по самой сущности реформ Петра I,итогам реформы. Здесь рассматриваются вопросы «модернизации», «европеизации», «регулярного государства», «общего блага», русского абсолютизма. Многие придерживаются мнения, что реформы дали толчок к дальнейшему развитию России, но при проведении их использовались методы насильственности и беспощадности по отношению прежде всего к простому народу. Об этом сейчас говорят и современные ученые.

Много дискуссий по вопросу планомерности, систематичности преобразований. Важны мнения С. М. Соловьева, П. Н. Милюкова, В.О. Ключевского.

Дискуссионным является вопрос о классовых интересах реформ. Характеризуя петровскую эпоху как раннюю фазу зарождения капитализма М.Н.Покровский считал, что реформы были выгодны прежде всего торговому капиталу, Рожков И.А. сделал акцент на то, что реформы были связаны прежде всего с интересами дворянства, своеобразную точку зрения дал Б.И.Сыромятников, считая, что социальная политика защищала интересы крестьянства. А.Я. Аврех стал зачинателем дебатов о сущности российского абсолютизма.

Основная часть работ посвящена отдельным аспектам преобразовательной деятельности Петра I. Экономическая и социальная политика Петра I подвергалась серьезному исследованию лишь с XX века; церковная реформа и преобразования в области культурной жизни России как составные части петровского комплекса преобразований стали изучаться уже с XVIII века. Интересы западных исследователей сосредоточились прежде всего на внешней политики России и биографии Петра I; после Наполеона – Петр I характеризовался ими как личность, наиболее поразительная в истории Европы, как «самый значительный монарх раннего европейского Просвещения». Здесь выделяется датский историк Ханс Баггер. Среди западных историков распространен взгляд о скачке России от отсталости, дикости к более передовым формам жизни при Петре I; о заимствованиях с Запада; об отсталом азиатском характере российского хозяйства; влиянии Византийских традиций; что Россия это «смесь восточного и западного» – сторонники т.н. « евразийской теории» и т.д.

Тема преобразований Петра I остается актуальной и для настоящего времени. Современные историки (напр. Ю. А. Болдырев) дают свое понимание реформ. Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра I целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения – деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра I в составе Великого посольства в конце XVI века определили цель и направление преобразований.

Тема 10. Преобразования Петра I в области экономики и органов управления. Социальная и внешняя политика.

Экономика России в конце XVII – первой четверти XVIII века. Предпосылки петровских реформ. Развитие сельского хозяйства, некоторые изменения в нем. Идеи меркантилизма и протекционизма. Развитие промышленности: мелкотоварного производства и мануфактур. Новые промышленные районы. Казенные мануфактуры, особенности их развития. Применение крепостного труда в крупной промышленности. «Посессионные крестьяне». Развитие внутренней и внешней торговли. Транспорт. Налоговая политика Петра I. Косвенные и прямые налоги. Введение подушной подати. Социально-политический аспект податной реформы. Денежная реформа Петра I.

Российская империя в XVIII–XIX вв. Завершение формирования многонационального государства территории, решение геополитических задач.

Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Создание Российской империи.

Эволюция государственной власти. Реформы органов управления в целом способствовали складыванию системы абсолютистского государства. Верховная власть. Дело царевича Алексея. «Правда воли монаршей». «Указ о престолонаследии». Закрепление абсолютизма. Титул «Императора» и наименование «Великий». Учреждение Сената – высшего правительственного органа. Введение должности фискалов. Центральные исполнительные органы – коллегии и принципы камерализма, заложенные в них. Реформы местных органов власти: губернская, городское управлении. Церковная реформа Петра I. Учреждение Синода.

Социальная политика правительства: социальная структура общества и социальные движения. Упорядочение социальной структуры общества. Указ Петр I « О единонаследии», «Табель о рангах». Социальные движения: Астраханское восстание 1705 – 1706 годы. Причины, повод, место, состав, ход восстания. Восстание Кондратия Булавина 1707 – 1708 годы. Причины, повод, территория, ход восстания, итоги.

Внешняя политика Петра I. Северная война 1700 – 1721 гг. Цели, союзники, этапы, главные сражения: Нарвское поражение 19 ноября 1700 г., сражение у деревни Лесной 28 сентября 1708 г., Полтавская битва 27 июня 1709 г., Прутский поход 1711 г.; Морские сражения: у мыса Гангут – 27 июля 1714 г. и у острова Гренгам – июль 1720 г. Итоги войны. Ништадский мир 30 августа 1721 года. Каспийский поход 1722 – 1723 гг.

Тема 11. Основные направления и достижения отечественной культуры в первой четверти XVIII века.

Культурный переворот в первой четверти XVIII века. Особенности развития культуры, становление светской культуры. Преобразования в области просвещения. Общеобразовательные и специальные школы. Печатное дело. Появление периодики. Основание Академии Наук. Наука и техника. Становление исторической науки. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и арабских цифр. Создание музеев, библиотек, научных коллекций. Развитие литературы. Искусство: живопись, скульптура, графика, театр, музыка. Архитектура. Развитие новых принципов градостроительства. И.В.Зарудный, Д.Трезини, И.К.Коробков. М. Г. Земцов. М.П.Еропкин.

Общественно-политическая мысль первой четверти XVIII века. Вклад Петра I и его соратников в развитии общественной мысли ( Ф.Прокопович, Ф.С.Салтыков, П.П.Шафиров и т. д. ). Развитие экономической мысли, И.Т.Посошков. Церковь и культура. Новое в быту и образе жизни дворянства. Ассамблеи. Судьба культурного наследия петровской эпохи. Преобразования Петра I в культурной жизни России в работах историков.

Тема 12. Вопросы внутренней и внешней политики России во второй четверти XVIII века, правителей эпохи дворцовых переворотов.

Причины дворцовых переворотов. Особенности данной эпохи: борьба дворянских группировок за власть, частая смена монархов, внутренняя политическая нестабильность, значимость дворянской гвардии, фаворитизм.

Внутренняя политика эпохи дворцовых переворотов, для которой характерно: укрепление самодержавия, расширение прав и привилегий дворянства, дальнейшее закрепощение крестьян. Основная характеристика дел периода правление Екатерины I (28 января 1725 – 6 мая 1726 гг.), Петра II (6 мая 1726 – 19 января 1730 гг.), деятельность «верховников» при них. Правление Анны Иоанновны (15 февраля 1730 – 17 октября 1740 гг.). Бироновщина. Деятельность кабинета министров. Мероприятия в интересах дворянства. Отмена единонаследия. Правление Елизаветы Петровны (25 ноября 1741 – 25 декабря 1761 гг.). Возрождение петровской системы государственного управления. Укрепление купечества. Ликвидация внутренних таможен. Учреждение дворянского и купеческого банков. Развитие торговли. Правление Петра III Федоровича (25 декабря 1761 – 28 июня 1762 гг.). Манифест о вольности дворянства. Дворцовый переворот 1762 года и приход к власти Екатерины II. Историческая наука о дворцовых переворотах.

Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов. Основные направления внешней политики во второй четверти XVIII века. Война с Речью Посполитой (1733 – 1735 гг.), борьба за «польское наследство». Война России с Турцией (1735 – 1739): ход военной кампании и ее итоги. Война России со Швецией (1741 – 1743 гг.). Абосский мир. Вхождение Малого и Среднего Казахских жузов в состав России. Причины и начало Семилетней войны. Вступление в нее России. Особенности войны. Главные сражения: Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф и взятие Берлина. Выход России из войны. Итоги Семилетней войны.

Тема 13. Культура России во второй четверти XVIII века.

Основные тенденции и особенности развития культуры в 30 –50 е годы XVIII века. Для культуры этого времени характерны две особенности: во-первых, светская образованность, насажденная Петром I, начала приносить свои первые плоды; эта эпоха ознаменовалась дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства; во-вторых, наблюдалось засилье иностранцев, начавшееся с Петра, в эпоху 30-50-х годов оно достигло своего апогея. Кроме того, дворцовая культура приняла пошлый оттенок: императрицу развлекали шуты и карлики, иногда знатного происхождения.

Развитие образования, науки, искусства в эпоху дворцовых переворотов. Образование Система дворянского обучения. Шляхетский корпус. Место М.В.Ломоносова в истории русского просвещения, науки и культуры. Развитие науки. Научные экспедиции В.Беринга и И.С.Крашенинникова. Деятельность Академии наук. Становление исторической науки. Основание Московского университета. Искусство: архитектура, скульптура, живопись, театр. Ф.В.Растрелли и расцвет барокко к середине XVIII века. Д.Ухтомский, Антропов, Открытие Академии художеств. Основание профессионального театра. Ф.Г.Волков.

Развитие литературы и общественной мысли. Литература второй четверти XVIII века. М.В.Ломоносов, А.Д.Кантемир, В.Д.Тредиаковский, А.П.Сумароков. Общественно-политическая мысль в 30-50 годы XVIII века. В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России первой половины XIX века» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии второй половины XIX начала XX века» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России второй половины XIX – начала XX вв.» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии. XX xxi века» для студентов III

    Учебно-методический комплекс
    Становление демократического государства, возрождение России, поиски модели общественного развития заставляют сегодня по-новому осмыслить драматичную историю нашего государства в ХХ в.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»

Другие похожие документы..