Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101. 65 «Лечебное дело» Нальчик 2011

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»

Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»

Инарокова А.М., Шомахова А.М.

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности 060101.65 «Лечебное дело»

Нальчик 2011

УДК 61

ББК 5

Ш-78

Рецензент: Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Авторы: проф. Инарокова А.М., Шомахова А.М.

Биомедицинская этика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060101.65 «Лечебное дело». - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011. - 40 стр.

Дисциплина «Биомедицинская этика» является дисциплиной для студентов 1-го курса специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлены рабочая программа, задания для СРС, тестовые задания, ситуационные задачи, презентации лекций, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету.

«Согласовано» __________________декан медицинского факультета КБГУ Захохов Р.М.

«Утверждаю» __________________председатель УМК факультета КБГУ Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Организационно - методический раздел ……………………………... 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе..4

1.2. Объём дисциплины и виды учебной работы; (Таблица №1) ……..9

1.3. Учебно-тематический план; (Таблица №2). Содержание самостоятельной работы и форма контроля по темам дисциплины. (Таблица №3) ……………………………………………………………..9

2. Программа дисциплины………………………………………………….. 13

3. Тематика рефератов………………………………………………………. 21

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания… 27

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины:

5.1. Рекомендации для преподавателей краткое описание структуры

занятия ………………………………………………………………. 28

5.2. Рекомендации для студентов.

6. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

6.1. структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) …………….28

6.2. форма итоговой аттестации (зачет) ……………………………….. 29

7. Перечень контрольных вопросов………………………………………… 29

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

8.1. Рекомендуемая основная литература …………………………….. 38

8.2. Рекомендуемая литература дополнительная ……………………. 39

8.3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов …………………………………… 40

9. Приложения

1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ:

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ:

Место дисциплины в образовательной программе. Во всех медицинских вузах РФ идет переход к формированию специа­листа нового качества на основе интеграции профессиональной и гумани­тарной подготовки студентов. Основой гуманитаризации высшего меди­цинского образования в стране стали Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2000 г,), позволяющие студентам получить знания о современном мире, обществе, человеке в единстве философских, психологических, культурологических моментов, усвоить систему современных морально-этических и социально-политических ценностей.

В Государственных стандартах (2000 г.) впервые введена новая дис­циплина – биоэтика и наряду с другими гуманитарными дисциплинами вузов (культурология, психология и педагогика, отечественная история, история медицины, правоведение, философия) она призвана улучшить гуманитарную подготовку студентов, нацеленных на формирование мыслящего специалиста, личности современного типа.

Цель дисциплины. Преподавание биоэтики должно способствовать на­полнению сознания студентов- медиков гуманным смыслом жизни и деятельности, усвоению ими моральных и нравственных ценностей и использованию их в своей повседневной жизни и профессиональной
деятельности.

Биоэтика (биомедицинская этика) быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. Этой важной проблеме посвящены многие международные конференции, стали издаваться монографии, пособия- специализированные журналы, многочисленные публикации на страницах "Медицинской газеты" и других изданий. Созданы специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике при национальных врачебных ассоциациях, МАВ, РМА и др., а также при ряде международных организаций (Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д.).

В 1996 г. Советом Европы принята Конвенция "'О правах человека и биомедицине". С момента вступления России в Совет Европы принципы и положения указанной Конвенции приобрели силу закона и для нашей страны

В стране созданы Национальный этический комитет, этический коми­тет при РМА, в РАМН, в Минздраве РФ. Предстоит формирование этиче­ских комитетов при Министерствах здравоохранения республик, Департа­ментах управления здравоохранения субъектов РФ, в крупных лечебно-профилактических учреждениях и учебных заведениях по разбору много­численных острейших этических проблем, возникающих в медицинской науке и практическом здравоохранении.

Рабочая программа предполагает двухуровневое преподавание меди­цинской этики будущим врачам и касается пока первого уровня- пропедев­тического курса общетеоретической подготовки в данной области. Про­грамма второго уровня с конкретизацией применения и приложения общетеоретических положений к реалиям научной и практической деятель­ности в различных областях клинической медицины, для клинических кафедр, должна быть разработана позднее.

Нравственные проблемы, возникающие в сфере врачебной деятель­ности, не новы и являются предметом заботы общества с давних времен. Во все времена, у всех людей, народов врачебная деятельность считалась одним из самых важных и почетных занятий.

Это объясняется тем, что медицина основывается на возвышенных на­ чалах человеколюбия и милосердия, издавна она связана с гуманизмом. Врач всю жизнь сопровождает человека, он первым слышит крик ребенка, возвещающий рождение новой жизни, он же отчитывает и последние удары сердца человека.

Врач, в силу особенностей своей профессии, должен быть человеком высокой культуры, обладать нравственными качествами, которые делали бы его отношение к больным, населению и обществу, проникнутым глубо­кой человечностью, уважением и любовью.

Поэтому вопросы этики и деонтологии- учения о врачебном долге, а теперь и биоэтики становятся важнейшей частью учебной работы на медицинском Факультете университета. Вопросы деонтологии должны занимать важное место при изучении всех дисциплин и на протяжении всего периода обучения студента-медика в университете, "Деонтология-это душа медицины и мудрость врачевания (акад. А.Ф.Билибин), бывший министр здравоохранения Б.Л. Петровский на 1-й Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии говорил, что "преподавание меди­цинской этики и деонтологии студентам-медикам должно осуществляться на всех кафедрах со своих специфических для каждой медицинской специаль­ности позиций". При этом должны широко использоваться примеры врачебной, клинической, научной и гражданской деятельности лучших представителей отечественной и советской медицины,

В Кабардино-Балкарском государственном университете на ме­дицинском факультете как и в других медицинских вузах страны во­просы медицинской этики и деонтологии осуществляются; через обяза­тельное преподавание путем чтения специальных лекций курса на практических занятиях; через воздействие всей клинической обстанов­ки, поскольку деонтологии и медицинской этике нельзя научиться из лекций и книг, Личный пример преподавателя воспитывает лучше лю­бых лекций; факультативно в процессе всей идейно-воспитательной ра­боты, используя с этой целью беседы, клинические конференции» диспу­ты и др. формы, В последние годы на медицинском факультете стало традицией уже на первом курсе знакомить студентов с их будущей спе­циальностью, основами профессиональной этики, введен ритуал "Посвящение в специальность".

Органическое сочетание биоэтики и воспитания позволит подго­товить врачей, для которых врачевание станет не только профессией, но и определит весь образ жизни.

Рабочая программа по биоэтике предполагает систематическое и последовательное знакомство студентов-медиков с вопросами деонто­логии и медицинской этики, проблемами биоэтики. Она предусматри­вает преемственность в этой большой и сложной проблеме участия всех кафедр медицинского факультета и дисциплин гуманитарного профиля Кабардино-Балкарского государственного университета.

Перечень знаний и практических умений, которые должен получить студент после изучения курса биоэтики:

Студент должен знать:

1. Историю биомедицинской этики.

2. Теоретические основы биомедицинской этики.

3. Основные правила биомедицинской этики.

4. Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

5. «Конвенцию о правах человека и биомедииине» (Совет Европы, 1997 г.)

6. Клятву врача ("Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан", ст.60).

7. Права и моральные обязательства врача.

  1. Права пациентов.

  2. Моральные нормы внутри-профессиональных взаимоотношений.

10. Этические принципы проведения эксперимента на животных.

11. Существо моральных проблем медицинской генетики.

12. Существо моральных проблем трансплантации органов и тканей человека.

13. Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными
заболеваниями и со СПИДом.

14. Особенности морально-этических отношений в психиатрии,

15. Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

Студент должен уметь:

1. При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

2. Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и
свободу действий,

3. Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человечес­кого достоинства пациентов»

  1. Сохранять конфиденциальность.

  2. Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  3. Проявлять такт и деликатность при общении с больными и
    родственниками больных людей.

  4. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента

8. Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профес­сии.

Студент должен владеть:

  1. Методикой общения с больными, их родственниками, используя основные принципы биомедицинской этики и деонтологии.

  2. Основными нормами межколлегиальных отношений

  3. Тактикой соблюдения врачебной тайны в различных клинических ситуациях

1.2. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ:

Таблица 1

Виды работы

Осенний

семестр

Весенний семестр

Кредиты за год

Лекции(Л)

Практические занятия (ПЗ)

17

17

0,5

0,5

Самостоятельная работа

25

0,7

Итоговый контроль

Экзамен

–––

всего часов

72

2

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Общественное здоровье и здравоохранение: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Биомедицинская этика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  5. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб март апрель 2011 г

    Библиографический указатель
    Гигиенические требования к элекрическим и магнитным полям тока промышленной частоты 50 Гц при их воздействии на население : утв. постановлением от 21.
  6. Чеченский государственный университет (16)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  7. Чеченский государственный университет (18)

    Основная образовательная программа
    ООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом
  8. Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

    Рабочая программа
    Биомедицинская этика: рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности. - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  9. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб сентябрь -октябрь 2011 г

    Библиографический указатель
    Измерение и гигиеническая оценка инфразвука в производственных условиях : инструкция по применению № 110-1210 / ГУ "Республиканский научно-практический центр гигиены" ; сост.

Другие похожие документы..