Учебное пособие Москва, 1998 ббк 63. 3(2) я73 о-82

По Брестской Унии (1596 г.), союзу, заключенному между православной и католической церковью, православная церковь Украины и Белоруссии подчинялась папе римскому, в перспективе ожидалось окатоличивание украинцев и белоруссов.

Тройной гнет – религиозный, национальный и феодальный, вызывал массовые выступления населения Украины и Белоруссии. Движущими силами этой борьбы были крестьянство, казачество, горожане, среднее и мелкопоместное национальное дворянство, духовенство.

В 40–50–х гг. XVII в. освободительная борьба украинского и белорусского народов достигла своего высшего размаха, когда гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий (1595–1657 г.). Хмельницкий понимал, что потребуется немало сил, прежде чем Украина станет свободной. Поэтому он обратился за помощью к России. Но Россия не смогла в то время откликнуться на призыв Хмельницкого, так как в России бушевали городские восстания, да и Речь Посполитая была сильна. Россия ограничилась экономической и дипломатической поддержкой Украине.

Только в 1653 г. Россия наконец сумела вплотную заняться проблемами Украины. В этом году Земский Собор принимает решение об оказании помощи Украине. 1 октября 1653 г. Россия объявила Польше войну, а на Украину выехало русское посольство.

8 января 1654 г. в г. Переяславле (ныне Переяслав–Хмельницкий) состоялась рада (совет), где было объявлено о воссоединении Украины с Россией. Россия признала органы власти, сложившиеся на Украине в период освободительной войны, включая выборность гетмана, признала и сословные права украинского дворянства, и временное ослабление крепостнических отношений (только во второй половине XVIII в. здесь оформляется юридически крепостное право). Украина оставалась самостоятельной во внешней политике, кроме отношений с Польшей и Турцией, могла иметь свои войска численностью до 60 тыс. чел. Но налоги с Украины шли уже в российскую казну.

Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от порабощения Польшей и Турцией, от национального и религиозного унижения и способствовало формированию украинской нации.

Воссоединение Украины с Россией благотворно сказалось и на самой России. Это укрепило и усилило Русское государство, что позволило вернуть смоленские и черниговские земли. С другой стороны, появились более благоприятные условия для расширения внешних связей России с другими странами.

Речь Посполитая не согласилась с решением Переяславской рады и началась продолжительная война России с Речью Посполитой за Украину и Белоруссию (1654–1667 г.). Вскоре эта война втянула в свою орбиту и другие страны – Швецию, Османскую империю и ее вассалов (Молдавию и Крымское ханство).

Весной 1654 г. начались военные действия. Русские войска действовали в двух местах. Часть русской армии двинулась на Украину для совместных боевых операций с воинством Б. Хмельницкого, а главные военные силы России избрали белорусское направление. Начало войны для русских войск оказалось весьма удачным. За 1654–1655 гг. к России были присоединены Смоленск и белорусские и литовские города – Могилев, Витебск, Минск, Вильно, Ковно, Гродно. Причем русские войска везде встречали поддержку от местного населения.

Успешно воевали русские войска и отряды Хмельницкого на Украине, им удалось осенью 1656 г. освободить от Польши западноукраинские земли до Львова.

Позднее военные действия между Россией и Речью Посполитой были прерваны перемирием. В 1656–1658 гг. Россия была занята войной со Швецией за прибалтийские земли, которая была неудачной для России, тем более, что Польша использовала ее для возобновления военных действий против России в 1659 г. Под нажимом польских войск Россия вынуждена была лишиться Минска, Борисова, Могилева. И на Украине русские войска потерпели поражение от объединенных польско–крымских сил. Вскоре наступление поляков удалось приостановить и настала долгая полоса затяжной войны. Только в 1667 г. в результате переговоров в Андрусово (близ Смоленска) было заключено перемирие на 13 с половиной лет. От России переговоры вел начальник Посольского приказа А.Л. Ордин–Нащокин (ок. 1605–1680). Россия удержала за собой Смоленск с землями и Левобережную Украину с Киевом, который передавался России на 2 года. Белоруссия и Правобережная Украина остались у Речи Посполитой.

Андрусовское перемирие 1667 г. не решило до конца всех вопросов, так как Украина оказалась разделенной.

Только в 1686 г. между Россией и Польшей был наконец заключен "Вечный мир". По нему смоленские и черниговские земли становились российскими, а также Левобережная Украина с Киевом. Однако значительная часть Украины и Белоруссии оставались польской территорией.

Таким образом, Андрусовское соглашение стало большим дипломатическим успехом Москвы. Оно имело большой международный резонанс, поскольку ему был придан характер акта общеевропейского значения. В случае осложнения дальнейших переговоров о "вечном мире" между Россией и Речью Посполитой предполагалось "призвати государей христианских за посредники". Кроме того, очень важным было обязательство, по которому Польша не могла заключать договоры с Турцией без участия Московского государства. Это, во–первых.

А, во–вторых, Украине была дана царская жалованная грамота. Однако при этом:

  • царское правительство признало выборность гетмана и его утверждение царем;

  • гетман сохранял право дипломатических сношений со всеми государствами, кроме Польши и Турции;

  • сохранялся весь военно–административный аппарат Украины, сложившийся в ходе освободительной войны, и его выборность;

  • суд продолжал действовать на основе местных законов и обычаев;

  • казачий реестр устанавливался (по просьбе гетмана) общим числом в 60 тыс. человек;

  • царское правительство устанавливало свой контроль над украинскими сборщиками налогов (часть из них выделялась на нужды самой Украины).

Начало модернизации России.
Реформы Петра Великого

Первая четверть XVIII века – время важных реформ в России, почву для которых подготовило предшествующее столетие.

В течение XVII века произошли важные изменения в социально–экономическом, политическом и культурном развитии государства. Россия оставалась феодальной, но в недрах ее производительных сил зарождались качественно новые процессы. Начали развиваться товарно–денежные отношения, складывался единый всероссийский рынок, росло кустарное производство. Ремесло, все шире обслуживая рынок, постепенно превращалось в мелкотоварное производство. Появились первые мануфактуры. Наряду с крепостническими, государственными и вотчинными мануфактурными стали создаваться купеческие, с наемным трудом. Всего к концу XVII века в России насчитывалось около 40 мануфактур.

Заметно оживилась городская жизнь. В Москве и других крупных городах выделился слой богатых купцов. Новые явления были заметны в области культуры. В столице печатались не только церковные книги, но и книги светского содержания. Возникли первые светские школы (медицинская, школа наборщиков, корректоров при Московском печатном дворе). Изменился бытовой уклад богатых горожан и феодалов. Участились поездки русских людей за границу, чаще стали прибегать к найму иностранных специалистов.

Однако Россия, не имевшая выходов к Балтийскому и Черному морям, морских портов, торгового и военного морского флота, была обречена на прозябание и отсталость. Острые же классовые противоречия, выразившиеся в неоднократных городских восстаниях и грандиозной по своим масштабам крестьянской войне под предводительством Степана Разина, заставили господствующий класс встать на путь укрепления феодального государства.

Для того, чтобы поставить Россию на один уровень с европейскими державами, нарастить государственную силу и мощь, преодолеть экономическую слабость и невежество, нужны были глубокие изменения во всех сферах жизни Российского
государства.

Преобразовательная деятельность Петра I охватила экономику, государственное устройство, военное дело и культуру страны. Это был процесс активной европеизации России.

Государственные реформы первой четверти XVIII века носили ярко выраженный классовый характер. Однако нельзя не видеть того, какое сильное воздействие оказала на них личность Петра I (1672–1725 гг.) – одного из выдающихся политических деятелей России. Гений Петра, его незаурядная натура, несомненно, наложили отпечаток на способы, формы и содержание преобразований.

Определяющее влияние на ход реформ оказала война, длившаяся почти все царствование Петра I, сначала с Турцией, потом с Швецией и, наконец, с Персией.

По мнению выдающегося русского историка В.О. Ключевского, война указала порядок реформ, сообщила им темп и приемы. Она выдвинула на первый план перестройку военных сил страны.

Военная реформа повлекла за собой ряд мер, из которых одни были направлены на поддержание регулярного строя преобразованной армии и созданного флота, а другие – на обеспечение их содержания. В свою очередь эти меры изменяли положение и взаимоотношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения – военные, социальные и экономические – требовали от управления такой усиленной работы, ставили такие сложные и непривычные задачи, какие оно при сложившейся структуре и составе решить уже не могло. Поэтому постепенная перестройка управления всей государственной машины выступала в качестве необходимого общего условия успешного проведения прочих реформ.

Другим общим требованием была подготовка исполнителей, достаточно обученных, обладающих нужными знаниями и умениями. Отсюда усиленные заботы Петра I о распространении научного знания, о создании общественных и профессиональных технических школ.

Для успешного проведения реформ необходимо было добиться понимания их сущности и целей в масштабах всего общества. Это была колоссальная и едва ли реальная по тем временам задача. Преобразования Петра I вызвали, с одной стороны, яростное сопротивление родовитой боярской аристократии и высшего духовенства. С другой стороны, они породили негативное отношение крепостных крестьян и городского тяглового населения, т.к. усиливали феодальный гнет, налоговое бремя, крепостническую эксплуатацию крестьян. По образному выражению А.С. Пушкина – многие указы Петра "как будто писаны кнутом".

Петровские реформы представляют собой классический вариант государственных реформ, проведенных "сверху". Их особенностью было то, что ни одна область государственной и общественной жизни, подвергшаяся преобразованиям, не перестраивалась сразу, в одно время и во всем составе. К каждой подступались несколько раз, в разное время, изменяя по частям. Реформы растянулись на все время царствования Петра I.

Военная реформа. В ходе Северной войны (1700–1721 гг.) была создана новая русская армия. Прежнее войско – стрельцы, дворянская поместная конница с дворовыми походными людьми и полки иноземного строя – сменила регулярная армия. Прежний способ комплектования "прибор" (вербовка "охотников") был заменен рекрутским набором. Рекруты принудительно набирались на пожизненную службу. Рекрутская система была оформлена указом 1705 г. Регулярная армия (которая вследствие продолжительной войны сама собой стала постоянной) вначале состояла из первых регулярных полков солдат и драгун, а также из двух гвардейских полков, образовавшихся из потешных – Преображенского и Семеновского.
Хотя армия носила всесословный характер, т.к. военная служба была обязательна и для дворян, и для тягловых людей, и для крестьян, она имела ярко выраженные классовые черты: рядовыми были крестьяне и горожане, командирами – дворяне. С введением полковых штатов (19 февраля 1711 г.) за особые заслуги дворян военных жаловали землями, населенными крепостными крестьянами, на вотчинном праве.

Изменены были обмундирование, вооружение и система управления армией.

Был создан военный флот, обеспечивший блестящие победы русского оружия при Гангуте, Гренгаме. Придавая огромное значение флоту, Петр I писал, что "всякий государь, который единое войско имеет – одну руку имеет, а который и флот – обе руки имеет".

В конце царствования Петра в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек, в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, – до 110 тыс. Была создана и укреплена новая вооруженная сила – флот в количестве 48 линейных кораблей и до 800 галер (гребное судно) с 28 тыс. человек экипажа. Появились отечественные инженеры и артиллеристы, моряки и кораблестроители. Были составлены первые морские карты и атласы.

Содержание всех сухопутных и морских сил стоило государству 6,5 млн. рублей, что составляло 2/3 всего российского дохода и почти впятеро превосходило сумму, шедшую на войско по бюджету 1680 г.

Промышленность и торговля. Перевооружение армии, создание флота, возросшие потребности на содержание регулярного войска ускорили создание металлургических, оружейных, суконных, кожевенных, парусно–полотняных и других предприятий. Началось освоение природных богатств Урала.

В своей экономической стратегии Петр I руководствовался двумя соображениями:

1) Россия не уступает другим странам, даже превосходит их обилием природных богатств, оставшихся пока нетронутыми.

2) Разработку этих богатств должно вести само государство принудительными мерами.

Большое внимание было уделено развитию мануфактур, особенно горнозаводского профиля. Государство приглашало иностранных мастеров и фабрикантов, предписывая своим промышленникам объединяться в компании для торгово–промышленных предприятий, помогало отечественным предпринимателям, давая им денежные ссуды, обеспечивая льготами, строило за казенный счет мануфактуры, часто сдавая их потом на выгодных условиях способным, знающим дело российским промышленникам. Так, "первенец" Урала – невьянский завод, основанный казной в 1699 г., – вскоре был передан предприимчивому заводчику, выходцу из тульских кузнецов, Никите Демидову

Наемные работные люди вербовались из горожан и отпускаемых на оброк помещичьих и государственных крестьян (последние работали вместо уплаты государственных налогов), но широко использовался и труд крепостных, особенно в городской промышленности Урала. Принудительный труд крепостных, "солдатских детей", винных (осужденных по суду) обходился владельцам мануфактур и казне намного дешевле, чем труд наемных работников. Купцам и хозяевам мануфактур разрешалось покупать у помещиков целые деревни с крестьянами. Такие крестьяне получили название "посессионные".

  1. История россии (5)

    Учебное пособие
    История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней.
  2. Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25)(075. 8) Ббк 63. 3(5Каз)я73

    Учебно-методическое пособие
    Очерки колонизации Павлодарского Прииртышья царской Россией. Учебно-методическое пособие. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, издательство «КЕРЕКУ», 2008.
  3. Кураков Л. П., Краснов А. Г, Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    Подробно рассмотрены основные проблемы экономической теории. Многие положения проанализированы с учетом инновационных процессов в современных экономических системах.
  4. Кураков Л. П., Краснов А. Г, Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Издание осуществлено в соответствии с программой научно-исследовательских работ Поволжского отделения Российской академии образования и научной темой «Основные направления осуществления экономических реформ в регионах Российской Федерации».
  5. Учебное пособие Архангельск Поморский университет 2009

    Учебное пособие
    Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.
  6. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (1)

    Учебное пособие
    Социально-политические системы стран Корейского полуострова: учебное пособие / Шараев П.С. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009.
  7. Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

    Учебное пособие
    Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках регионального научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальные семейные традиции народов Поволжья в культурно-историческом наследии России (на примере Саратовской области)»,
  8. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,
  9. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,

Другие похожие документы..