Учебное пособие Москва, 1998 ббк 63. 3(2) я73 о-82

Все службы, ведомства, места в Думе распределялись по старшинству. Такой порядок назначения определялся системой местничества, т.е. зависимостью от знатности и служебного положения предков, феодальная знать постоянно была занята борьбой за чины и звания.

При Иване III и Василии III к участию в заседаниях Боярской Думы стали привлекать дьяков, отвечавших за делопроизводство Думы и названных позднее "думными дьяками".

В конце XV – начале XIV в. боярская Дума, являясь органом власти крупных феодалов, была против дальнейшей централизации государственного аппарата.

В формировании исполнительных учреждений центральная роль принадлежала великокняжескому дворцу. Дворец управлял землями великого князя, а его казна имела значение государственной канцелярии. Важнейшими дворцовыми чинами начала XVI в. были: дворецкий, казначей, конюший, кравчий (подносил великому князю чаши с напитками во время пиров), оружничий (ведал огнестрельным оружием). Дворцовые должности занимали обычно представители старомосковского боярства. Дворцовые чины обеспечивались "кормлениями" (т.е. за счет местного населения).

Практическую работу в государственных учреждениях вели дьяки казны – в основном, выходцы из дворян. Казначей отвечал за государственные финансы, государственный архив.
Вместе с печатником (хранителем печати) занимался организацией дипломатической службы.

С конца XV в. выделяются отдельные отрасли центрального управления (посольские комиссии и т.п.), которые позднее стали называться приказами.

В конце XV – начале XVI в. изменяется состав вооруженных сил Русского государства. Основной частью войска оставалась дворянская конница. Но появляются и отряды пищальников из посадских людей. Возросло значение артиллерии (в Москве изготовлением пищалей и пушек занимался Пушечный двор). Постепенно возрастает значение "посошной рати" – пешего ополчения из крестьян и посадских людей. Дозорную службу на южных границах несли отряды казаков.

С конца XV в. происходят изменения в местном управлении. В связи с увеличением политического влияния дворянства на местах и дальнейшей централизацией местного управления власть наместников (живших за счет кормлений) постепенно ограничивалась. В городах с уездами появляются городовые приказчики из мелкого дворянства, осуществлявшие административно–финансовую власть.

Централизация государственного аппарата была отражена в законодательстве. В 1497 г. был составлен первый общерусский Судебник с едиными юридическими нормами. Основная часть статей судебника касалась судопроизводства и судоустройства Русского государства. Защищая интересы господствующего класса, Судебник вводил тяжелое наказание (смертную казнь) за убийство господина. Специальная статья Судебника фиксирует начало оформления крепостного права. Она ограничивала право ухода крестьянина от владельца: уход был возможен только раз в году за неделю до и после Юрьева дня (28 ноября) с уплатой за "пожилое", за пользование двором.

Российское централизованное государство с самого начала создавалось как феодально–крепостническая монархия.
Образование этого государства было прогрессивным явлением, так как с его появлением значительно укрепилась безопасность

страны, прекратились междоусобные войны, все это благотворно сказалось на развитии хозяйства и культуры.

Однако установление крепостничества в России стало тормозом для развития буржуазных отношений в стране, что явилось причиной ее отсталости от передовых государств Западной Европы, где эти отношения уже начали складываться.

Рост населения в России

Середина XIV в.

6,5 млн. человек

Конец XVII в.

10,5 млн. человек

Начало XVIII в.

15,5 млн. человек

Конец XVIII в.

37,0 млн. человек

Сословия в России к концу XVIII в.

Крестьяне

90% населения

Городские сословия

1,6% населения

Неоподатное население

(дворянство, духовенство,

чиновники, армия)

6,0% населения

Укрепление централизованного русского
государства и расширение его границ
при Иване IV. Опричнина

События отечественной истории середины XIV в. являются важным этапом в процессе формирования централизованного государства.

К началу XIV в. Москва завершила объединение русских земель. Но годы "боярского правления" после смерти великого князя Василия III ослабили русское государство.

В 1547 г. семнадцатилетнего великого князя Ивана IV впервые в истории России торжественно провозгласили царем.
Москва сделалась царствующим градом.

Управлять обширным государством с помощью архаических институтов и учреждений, сложившихся в мелких княжествах в период раздробленности, оказалось невозможным. С развитием поместья началась перестройка военно–служилой системы на новых основах, что позволило впоследствии ликвидировать удельный порядок.

Реформы 50х годов XVI в. При молодом царе сложилось правительство, которое, по определению А. Курбского, вошло в историю под названием "Избранной рады". В 50–е годы оно приступило к реформам. "избранная рада" по составу представляла все сословия феодалов. Реформ требовало дворянство, недовольное засильем крупных феодалов в период "боярского правления". Проводимые в 50–е годы реформы объективно способствовали усилению центральной власти и дворянства.

По закону, утвержденному в 1549 г. боярской Думой, не боярский, а царский суд должен был судить детей боярских в наиболее важных для них тяжбах о землях и холопах. Эти изменения дали толчок к перестройке системы управления, расширили компетенцию судебных приказов. Помехой в их деятельности стало устаревшее законодательство. В 1550 г. был составлен новый судебник, ограничивающий права бояр – наместников как в суде, так и в управлении. Наместники были поставлены под контроль выборных местным населением "городовых приказчиков" и "губных старост". В 1555–1556 гг. наместники заменяются земскими или губными учреждениями. Губные старосты и городовые стали избираться из провинциального дворянства.

Царский приговор о "кормлениях" резко ограничил практику их раздачи. Оставшиеся кормленные поборы сопровождались регламентацией и упорядочением. На большей территории Московской Руси кормленщики были заменены выборными старостами, а шедшие в их пользу доходы стали поступать в государственную казну как "кормленный откуп".

Это была реформа местного управления. При Иване IV произошло укрепление и расширение приказной системы центрального управления, просуществовавшего в России до петровских времен. На протяжении двух десятилетий возникла разветвленная сеть приказов, включавшая до 80 изб. Военными делами стал ведать Разрядный приказ, поземельными – Поместный, судом – Разбойный и т.п. Приказная бюрократия превратилась со временем во влиятельное сословие. Служилой бюрократии, быстро набиравшей силу, суждено было стать одним из важнейших элементов российского самодержавия.

Важнейшее значение в это время приобрел вопрос о "землемерии" – наделении землей скудеющего дворянства. Длительная война с Казанью, ежегодные сборы дворянского ополчения разоряли мелкопоместных дворян. Главным последствием "поместной землемерии" явилось установление единой нормы службы для различных видов землевладения, что обусловило постепенное сближение положения дворян и бояр.
Каждый землевладелец должен был выставить вооруженного ратника на коне и в доспехах с каждых 100 четвертей земли, вотчинной или поместной.

В период реформ 1550 г. Московская власть окончательно ввела в жизнь принцип обязательной службы, распространив его на всех землевладельцев – бояр и дворян.

Приняв на себя обязательства в обеспечении поместными землями всех служилых людей и их сыновей, казна вынуждена была постоянно искать новые источники пополнения фонда поместных земель. С этой целью приводится частичная секуляризация церковных вотчин. С 1551 г. ограничивается монастырское вотчинное землевладение, запрещается приобретение новых земель монастырями; земельные вклады от бояр могли делаться только с разрешения царя. В этот период правительство предпринимает ряд мер, которые в своей совокупности подрывали привилегированное положение феодальной аристократии. Это, в первую очередь, – царские указы о местничестве
1549–1550 гг., предусматривавшие возможность назначения в помощники главнокомандующему воевод, не обладавших достаточной знатностью, но зато сведущих и одаренных. Во–вторых, распространение государственных налогов на вотчины крупных феодалов и лишение последних так называемых "тарханных грамот", освобождавших феодальные владения от "тягла".
Была проведена реформа податного обложения.

Для укрепления и усовершенствования военной силы, кроме дворянской поместной конницы (до 75 тыс. всадников), которая составляла основу русского войска, Иван IV в 1550 г. создает постоянное войско – стрелецкое. Через несколько лет оно состояло из 12 тыс. стрельцов и подчинялось непосредственно царю. Стрельцы жили в специальных слободах, служба их была пожизненной и наследственной. Получая жалованье из казны, они, в то же время, занимались торговлей, промыслами, огородничеством. Хорошее вооружение, военное обучение и четкая организация обусловили высокие боевые качества стрельцов.

Значительно была усилена артиллерия, насчитывавшая до 2000 пушек разного калибра.

Укрепив центральную власть, расширив ее социальную опору, усилив войско, Иван IV перешел к активной внешней политике.

Внешняя политика. Во внешней политике Иван IV начал с разрешения вопросов, выдвинутых положением в Поволжье, т.к. татарская опасность, несмотря на свержение монголо–татарского ига, не исчезла. Особенно опасными были набеги казанских татар, которые проникали вглубь Руси, грабили и захватывали пленных. В 1551 г. в Казани было около 100 тыс. русских пленных. Война с Казанским ханством началась в 1549 году. В то же время происходило постепенное продвижение вверх по реке Каме и ее притокам к границам Сибири. В 1551 г. Сибирский хан Ядигар признал свою зависимость от России. В 1562 г. 150–тысячное русское войско под руково-

дством Ивана IV пошло на Казань. Город был взят штурмом, земли Казанского ханства присоединены к Российскому государству. В 1556 г. последовало присоединение к России Астраханского ханства, пресекавшее попытки турецкой экспансии и имевшее огромное экономическое значение, т.к. этим в руках России объединялся весь Волжский путь. Перед Россией открылся выход в Каспийское море для торговли с Персией и Средней Азией. Трехвековому господству татарских ханов в Поволжье был положен конец.

В сферу русского влияния попала обширная территория от Северного Кавказа до Сибири. Башкиры объявили о добровольном присоединении к России. Вассалами русского царя признали себя правители Большой Ногайской орды (Малая Ногайская орда откочевала к берегам Азовского моря, к Крыму), Сибирского ханства, пятигорские князья и Кабарда на Северном Кавказе.

В конце 50–х годов со стороны Южной степи началось строительство "засечной полосы" – укрепленных оборонительных линий, которые шли от р. Оки в глубь степи. Они представляли собой небольшие деревянные укрепления – засеки, охраняемые поселенными на степной окраине "служилыми людьми" с разработанной организацией станичной и сторожевой службы.

Перед Россией стояла еще одна важная внешнеполитическая задача – добиться выхода к Балтийскому морю, побережье которого было занято Ливонским орденом. Этот вопрос имел существенное значение для исторической судьбы страны, т.к. от его положительного решения зависело включение России в систему европейских государств. Иван IV, энергично готовясь к борьбе за выход к морю, искал опору в Западной Европе, пытался обеспечить себе поддержку Англии, но безуспешно.

В 1558 г. началась Ливонская война, в которой против России кроме Ливонского ордена выступила целая коалиция враждебных государств: Литва, Польша, Швеция. Война с перерывами продолжалась 25 лет.

Вначале военные операции разворачивались для России успешно. В течение двух первых лет русские войска заняли значительную часть Прибалтики с городами: Нарвой, Юрьевым (Дерптом), Мариенбаумом и др., осадили Ревель. В 1561 г.
Орден прекратил свое существование. Ливонская война вступила в новую фазу. Дипломатическим путем нейтрализовав Швецию и Данию, Иван IV сосредоточил свои силы против Литвы и начал борьбу за освобождение белорусских земель. Последним крупным успехом русских войск было взятие Полоцка в 1563 г.

Огромные военные расходы и тяготы войны обострили внутреннее положение в стране. Правительство "Избранной рады" фактически распалось, его руководители подверглись опале. Иван IV стал в своем правлении опираться на узкий круг доверенных лиц и на аппарат приказов. Влияние боярской Думы падало. Политический курс Ивана IV, направленный на дальнейшую централизацию власти в стране, сопровождался "опалой" ее противников. Ответом на эти действия стали боярско–княжеские заговоры. В 1564 г. последовало поражение русского войска между Улой и Оршей. Оно связывается с изменой ближайшего помощника царя, князя Андрея Курбского.
Внутренняя борьба ослабила военную организацию и подорвала экономические ресурсы Российского государства, и без того истощенного войнами, не прекращавшимися с конца 40–х годов. В конце 70–х годов большинство военных действий кончались для России неудачей.

В 1582 г. между Россией и Польшей было заключено
Ям–Запольское перемирие на 10 лет на условиях восстановления первоначальных границ. По перемирию со Швецией в 1583 г. Россия отдавала Швеции города: Ивангород, Ям, Копорне и теряла выход к Балтийскому морю. Положительно решить этот вопрос удалось только через полтора века Петру I.

  1. История россии (5)

    Учебное пособие
    История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней.
  2. Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25)(075. 8) Ббк 63. 3(5Каз)я73

    Учебно-методическое пособие
    Очерки колонизации Павлодарского Прииртышья царской Россией. Учебно-методическое пособие. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, издательство «КЕРЕКУ», 2008.
  3. Кураков Л. П., Краснов А. Г, Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    Подробно рассмотрены основные проблемы экономической теории. Многие положения проанализированы с учетом инновационных процессов в современных экономических системах.
  4. Кураков Л. П., Краснов А. Г, Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Издание осуществлено в соответствии с программой научно-исследовательских работ Поволжского отделения Российской академии образования и научной темой «Основные направления осуществления экономических реформ в регионах Российской Федерации».
  5. Учебное пособие Архангельск Поморский университет 2009

    Учебное пособие
    Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.
  6. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (1)

    Учебное пособие
    Социально-политические системы стран Корейского полуострова: учебное пособие / Шараев П.С. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009.
  7. Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

    Учебное пособие
    Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках регионального научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальные семейные традиции народов Поволжья в культурно-историческом наследии России (на примере Саратовской области)»,
  8. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,
  9. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,

Другие похожие документы..