Учебное пособие Москва, 1998 ббк 63. 3(2) я73 о-82

Многие памятники культуры того времени не дошли до нас, т.к. погибли в огне пожаров, военных столкновений. Из творений феодального периода нам известны здания церквей, иконы, религиозная литература, кое–что из предметов религиозного культа. Это время отмечено сооружением памятников в честь побед русского народа или каких–либо исторических событий. Сохранилось предание о строительстве Софийского собора в Киеве по случаю победы над печенегами. В честь победы на Куликовом поле в Москве возведена церковь на Кулишках (на площади Ногина, ныне именуемой Китай–город).

Культура Киевской Руси произрастала из культур восточнославянских племен, вошедших в состав государства, и была под влиянием соседних народов и Византии, откуда было заимствовано христианство.

Ученые установили, что ко времени принятия христианства на Руси уже пользовались своим алфавитом. Христианство содействовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Обнаружено большое количество надписей на стенах древних соборов, на ремесленных изделиях, что говорит о высоком по тем временам уровне грамотности. Найдено более 600 берестяных грамот. Известно, что при Ярославе Мудром в Киеве была открыта школа для обучения детей.

От XI–XII вв. до нас дошло несколько десятков книг, древнейшая из них – Остромирово евангелие (переписанная
в 1056–1057 гг. для городского посадника Остромира, отсюда и ее название). Книги писали на пергаменте (выделанной телячьей коже), украшали миниатюрами. Стоили они дорого, поскольку их производство было трудоемким процессом. Существовали переводные сочинения с греческого и латыни, писались книги на русском языке.

Из выдающихся литературных произведений Киевской Руси известна "Повесть временных лет", кроме этого – "Поучение Владимира Мономаха", "Моление Даниила Заточника" и др. В них отражены проблемы того времени – призыв к единению против общих врагов, апологетика веры и сильной княжеской власти, патриотизм.

В искусстве и культуре периода феодальной раздробленности доминировала идея единения Руси. Летописи отдельных княжеств и земель повествуют о местных событиях.

Среди произведений периода феодальной раздробленности и знаменитое "Слово о полку Игореве". О героической борьбе и созидательном труде народ слагал былины.

В домонгольское время ремесло занимало видное место в жизни Киевской Руси: известно более 60 специальностей ремесленников. В Западной Европе славились изделия русских кузнецов, ювелиров, стекольщиков.

С середины Х в. широкое распространение получило производство кирпича, керамики, обработка дерева, кожи, производство оружия.

От домонгольского времени сохранилось более 150 памятников архитектуры. До Х в. на Руси постройки были, в основном, из дерева или деревянно–земляные. Одним из первых каменных зданий, сооруженным в Киеве, была Десятинная церковь (конец Х в.), разрушенная во время монгольского
нашествия.

В середине XI в. (при Ярославе Мудром) был сооружен
Софийский собор, подобные соборы были построены затем в Новгороде, Полоцке. От XI – нач. XII вв. осталось до 15 каменных храмов, близких по архитектурному стилю.

Искусство строительства храмов было принесено на Русь из Византии. Храмы украшались фресками (живопись водяными красками по сырой штукатурке) и мозаиками (узор или изображение из специальной стекловидной массы – смальты), а также иконами (по гречески – «образ, изображение»). Первоначально храмы расписывались греческими мастерами, позднее появились и русские художники и мастера.

С распадом Киевской Руси в каждом княжестве, государстве появляются свои местные художественные школы.

Монументальная скульптура не была распространена, т.к. церковь видела в ней напоминание о языческих богах. Зато поощрялась резьба по дереву и камню.

В итоге развития Киевской Руси и княжеств–государств периода феодальной раздробленности сложилась древнерусская народность, характеризующаяся единым языком, общей территорией, относительным политическим единством, близостью материальной и духовной культуры.

В заключение следует отметить, что Киевская Русь не была отгорожена стеной от своих соседей. Напротив, она занимала видное место в международных отношениях. Поэтому и развитие ее культуры происходило в условиях взаимодействия со странами Европы и Азии. Именно общерусская культура оказывала большое влияние на культуру народов Прибалтики, Поволжья, Польши, Чехословакии, Болгарии и других государств.

В историографии до 1917 г. имело место ошибочное мнение о том, что в период феодальной раздробленности культура Руси испытала упадок и утратила свое общерусское содержание, присущее ей во время расцвета киевского княжества. Наоборот, феодальная раздробленность способствовала укреплению феодальной формации и развитию новых центров культуры на
Руси, русская культура переживала подъем и достигла высокого, по средневековым меркам, уровня развития. Она имела много прогрессивных черт.

О дальнейшем поступательном развитии культуры на Руси свидетельствует формирование местных ее центров, образование местных литературных и художественных школ. Средством распространения грамотности и просвещения в народе служит национальный язык – его устное и написанное (а позже и печатное) слово, т.е. в качестве государственного и литературного языка на Русской земле применялся русский язык.

Борьба народов Руси под предводительством
А. Невского против шведского и немецкого
нашествия

Наряду с монгольским нашествием русскому народу пришлось испытать натиск шведских и немецких феодалов.

В июле 1240 г. шведская флотилия через Финский залив, пройдя по Неве, оказалась в устье Ижоры. Здесь шведы и разбили свой лагерь. Возглавляли шведские войска ярл (князь) Ульф Фаси и зять шведского короля – Биргер. Целью шведского похода являлся захват Ладоги, затем Новгорода. Идейным прикрытием этой цели было стремление обратить русское население в католическую веру.

Получив известие о высадке шведов, 20–летний Новгородский князь Александр Ярославич (сын Ярослава Всеволодовича) двинулся со своей дружиной и новгородским ополчением навстречу противнику.

Шведы численно превосходили русское войско, поэтому Александр решил нанести шведам неожиданный удар. Утром 15 июля конная дружина Александра ударила в центр шведского лагеря, а пешие новгородские ополченцы, следуя вдоль берега Невы, напали на корабли противника. Шведское войско было захвачено врасплох и оказалось неспособным противостоять напору русских. Враг был сброшен в море.

В этом сражении проявился талант полководца Александра Ярославича, который, используя фактор внезапности в сочетании с героизм простых русских воинов, одержал быструю и убедительную победу. Русские потеряли около 20 человек. За эту победу на Неве князь Александр стал называться "Невским".

Борьба за устье Невы была для русской земли борьбой за сохранение выхода к морю. И победа Александра Невского над шведскими феодалами сохранила для Руси берега Финского залива и торгово–морские пути, связывающие ее с другими
странами.

Эта победа облегчила затем борьбу русского народа с татаро–монгольским игом.

Однако борьба со шведами не гарантировала Руси спокойствия на ее западных границах.

В 1240 г. немецкие и датские феодалы захватили г. Изборск, после него немецкие рыцари, благодаря измене бояр, подчинили Псков и установили в нем свое правление.

В это время из–за раздоров с новгородским боярством Александр Невский с дружиной зимой 1240 г. покинул Новгород и уехал в Переяславль.

В начале 1241 г. немецкие рыцари оказались вблизи Новгорода, взяв предварительно Тесово, Лугу и Копорье.

Близость немецких отрядов вызвала народное восстание в Новгороде, и по требованию веча Александр Невский был вновь приглашен в город. В том же году русские полки под командованием князя Александра освободили Копорье, что послужило сигналом к освободительному движению в Прибалтике.
К Александру Невскому пришли на помощь полки из Суздальской земли, затем последовало освобождение Пскова.

Дальнейшее продвижение русского войска было приостановлено к западу от Чудского озера основными немецкими силами, князю Александру пришлось отступить на озеро, покрытое льдом.

5 апреля 1242 г. на Чудском озере произошла битва, получившая впоследствии название Ледового побоища. Рыцари, построив войска в форме клина, надеялись расчленить русское войско и потом уничтожить его по частям. Но Александр Невский, разгадав тактический замысел противника, атаковал рыцарей с флангов. Русские одержали блестящую победу.
Было убито 400 рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. Участвовало в сражении примерно по 15 тыс. воинов с обеих сторон.

Победа на Чудском озере имела огромное значение для последующей истории русского и других народов Восточной Европы. Этой битвой был положен конец грабительским притязаниям немецких феодалов, которые в течение веков настойчиво пытались присоединить к себе территорию восточных соседей, опираясь на Германскую империю и папу римского.

Ледовое побоище сыграло большую роль в борьбе за независимость литовцев, пруссов и др. народов Прибалтики.

Однако монголо–татарское нашествие на Русь не давало ей возможности изгнать немецких феодалов из эстонских и латвийских земель.

В течение XIII в. немецкие рыцари продолжали набеги на Русь и Литву, но неоднократно терпели поражения.

Народы Руси в борьбе за независимость
против монгольского ига

В начале XIII в. в Центральной Азии (на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге) образовалось монгольское государство. Одно из кочевых племен этого государства называли татарами. Позднее все кочевые народы, с которыми пришлось столкнуться Руси, стали называться монголо–татарами.

В XII в. у монгол–татар происходил переход от первобытно–общинного строя к феодализму. Социально–экономические процессы, в конечном итоге, закономерно привели к появлению единого государства кочевников. Раннефеодальные государства обычно отличаются силой и монолитностью. Это было свойственно и Монгольскому государству. В 1206 г. на съезде монгольской знати вождем монгольских племен был избран нойон Темурчин, получивший имя "Чингис–хан" – великий хан (1206–1227). С ним связаны завоевания земель ближайших к монголам соседей, затем Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Иран и Закавказье. Были разрушены богатые цветущие земледельческие районы, оседлое земледелие вытеснялось кочевым скотоводством, что значительно затормозило дальнейшее развитие завоеванных народов.

В мае 1223 г. на пути из Закавказья монголо–татары встретились в Приазовье с союзными войсками половецких и русских князей (р. Калка). Это было последнее совместное военное выступление русских князей и первая встреча русских с монголо–татарами, которая закончилась страшным поражением русских и половцев, только десятая часть русского войска вернулась обратно. Однако, разгромив на р. Калке русские войска, монголе – татары вступить в пределы Руси не решились, поскольку были ослаблены в предыдущих сражениях, включая и последнее, не удалось им захватить и Волжскую Болгарию.

Подготовка похода на Русь. Разведка боем показала, что для завоевания Руси и ее соседей требуется общемонгольский поход. Возглавил этот поход внук Чингис–хана – Батый (1227–1255), получивший от деда все земли на западе, которые надо было еще завоевать.

В 1236 г. монголо–татары разгромили Волжскую Болгарию. Осенью 1236 г. монголо–татары перешли Волгу и приблизились к Русским Землям, где знали об опасности, но феодальная раздробленность мешала объединить силы для отпора. Не было единого командования. Оборонительные сооружения городов не были рассчитаны на защиту от кочевников. Монголе–татарское войско имело численный перевес (120–140 тыс. воинов), а вся Русь едва могла собрать около 100 тыс. Княжеские конные дружины были вооружены лучше монголо–татарской конницы, но были малочисленны. Основную массу русского войска составляли плохо вооруженные и плохо обученные военному делу ополченцы. Обстановка вынудила русских применять оборонительную тактику в целях ослабления противника.

В 1237 г. монголо–татары осадили Рязань, которая не получила помощи от соседей, через 6 дней сожгли ее, перебив всех защитников. В январе 1238 г. монголо–татары вторглись во Владимиро–Суздальскую землю. У Коломны Владимиро–суздальское войско вступило в сражение с монголе–татарами и погибло. 5 дней сопротивлялось население Москвы, Москва была сожжена, а ее защитники были перебиты.

В феврале Батый осадил Владимир и на 4–ый день осады взял город, и город, и его жителей, как обычно, ждал жестокий печальный конец. Позднее на р. Сити погиб и сам Владимирский князь – Юрий Всеволодович.

После этого монголо–татары двинулись на северо–запад
Руси, но не дошли до Новгорода 100 км. На своем пути они встретили упорное сопротивление русских, поэтому не рискнули идти дальше. Монголо–татары отступили на юг, по пути уничтожая города – центры обороны.

В 1240 г. Батый двинулся на Южную Русь и взял после осады Киев. В 1241 г. было разгромлено Галицко–Волынское княжество.

Русский народ сопротивлялся захватчикам, но из–за раздробленности и раздоров князей это сопротивление не могло быть успешным.

Принято считать, что с 1240 г. Русь оказалась под монголо–татарским игом.

После разгрома Южной Руси монголо–татары двинулись в Западную Европу. Разорили Польшу, Венгрию, Чехию, Балканские страны, вышли даже к границам Германской империи, но после военных неудач в 1242 г. в Чехии и Венгрии повернули назад.

Решающую роль в спасении европейской цивилизации от монголо–татарского завоевания сыграла героическая борьба народов Руси, которые первыми приняли на себя удар монголо–татарских полчищ. На Руси погибла лучшая часть монголе– татарского войска, что и остановило монголо–татарское нашествие на Европу.

В совокупности в 1243 г. была основана Золотая Орда с территорией от Дуная до Иртыша. Столицей был город Сарай в низовьях Волги.

  1. История россии (5)

    Учебное пособие
    История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней.
  2. Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25)(075. 8) Ббк 63. 3(5Каз)я73

    Учебно-методическое пособие
    Очерки колонизации Павлодарского Прииртышья царской Россией. Учебно-методическое пособие. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, издательство «КЕРЕКУ», 2008.
  3. Кураков Л. П., Краснов А. Г, Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    Подробно рассмотрены основные проблемы экономической теории. Многие положения проанализированы с учетом инновационных процессов в современных экономических системах.
  4. Кураков Л. П., Краснов А. Г, Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Издание осуществлено в соответствии с программой научно-исследовательских работ Поволжского отделения Российской академии образования и научной темой «Основные направления осуществления экономических реформ в регионах Российской Федерации».
  5. Учебное пособие Архангельск Поморский университет 2009

    Учебное пособие
    Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.
  6. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (1)

    Учебное пособие
    Социально-политические системы стран Корейского полуострова: учебное пособие / Шараев П.С. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009.
  7. Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

    Учебное пособие
    Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках регионального научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальные семейные традиции народов Поволжья в культурно-историческом наследии России (на примере Саратовской области)»,
  8. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,
  9. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,

Другие похожие документы..