Учебное пособие Москва, 1998 ббк 63. 3(2) я73 о-82

Летописный рассказ о призвании варягов (норманнов) был использован для создания так называемой норманской теории возникновения древнерусского государства. Она была сформулирована немецкими учеными Байером, Шлецером, Миллером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Ее противником был М.В. Ломоносов.

Факт приглашения варяжских дружин на службу у славянских князей вполне реален, тем более, что существовали постоянные взаимные связи между варягами и Русью. Археология подтверждает это, но считает, что количество варягов на Руси было незначительным, так как нет заметных следов влияния варягов на жизнь славян, их язык и культуру. Версия же об иноземном происхождении династии достаточно типична для эпохи древности и средневековья и прослеживается в истории многих государств. Ученые считают, что появление в летописи рассказа о призвании варягов связано с политическими мотивами. Указание на иноземное происхождение княжеской власти, по идее авторов, усиливало ее авторитет. А приход власти с севера подчеркивал независимость Руси от византийского влияния. Наконец, актом приглашения варягов летописец оправдывал призвание на княжение Владимира Мономаха в Киев после восстания 1113 г.

Научная несостоятельность норманской теории доказана. Однако ее реанимируют, делают предметом спекуляции, используя для аргументации отсталости русского народа, неспособности его якобы, к самостоятельному историческому творчеству.

История свидетельствует, что государство восточных славян возникло на определенном этапе развития общества в силу внутренних причин.

Образование и расцвет
древнерусского государства

Образование Киевской Руси – закономерный результат социально–экономического развития восточнославянской этнической общности. Сложившееся государство представляло собой раннефеодальную монархию. Главой государства считался великий князь киевский. Его дружина правила страной, вершила суд, собирала налоги, дань.

Молодое государство вынуждено было напрягать усилия для защиты своих границ от набегов кочевников, домогательств Византии, хазар, Волжской Болгарии. Это накладывало свой отпечаток на внутреннюю и внешнюю политику киевских князей.

Возникновение Новгородско-Киевской Руси. Процесс складывания в единое государство восточных славян, как и происхождение династии киевских князей, недостаточно ясны. По версии летописца XII ., решающую роль в этом сыграл варяжский князь Рюрик с братьями. Но переход власти в Новгороде к Рюрику (даже если это была реальная историческая личность) не означал создания древнерусского государства.

Известно, что в 860 г. киевские князья Аскольд и Дир совершили удачный военный поход против Византии, из чего можно предположить существование в то время славянского государства в среднем Поднепровье.

После смерти Рюрика (ум. в 879 г.) власть в Новгороде захватил Олег – один из варяжских князей, т.к. Рюрик не оставил после себя наследника (существует версия, что наследником был Игорь, отсюда принятые в исторической литературе выражения – династия князей Рюриковичей, держава Рюриковичей). В 882 г. Олег захватил Киев, киевские князья Аскольд и Дир (как полагают, потомки Кия) были убиты. Киев стал центром объединенного государства.

Расцвет Киевской Руси. Сын Святослава Владимир (980–1015) собрал все земли восточных славян в составе Киевской Руси. При нем совершенствуется государственный аппарат. Крупные центры страны были переданы под управление княжеских сыновей и старших дружинников. Благодаря системе крепостей укрепились границы государства.

К этому времени в Киевском государстве утвердились феодальные отношения, сформировались и основные классы феодального общества – феодалы и крестьяне; феодалы возникли из родоплеменной знати, за счет оседания на земле дружинников князя и выделения наиболее богатых общинников.

Крестьянство формировалось за счет превращения бывших свободных общинников в феодально зависимых людей при захвате общинных земель феодалами, при раздаче князем земель дружинникам за службу и при разорении хозяйств общинников от стихийных бедствий, войн и т.д.

Феодалы выступали в роли владельцев земли, а крестьяне – ее держателями, получая от феодала участок земли на определенных условиях: либо отрабатывая на господской земле, либо внося натуральный или денежный оброк. Крестьянин был лично зависим от феодала, и в этом был смысл внеэкономического принуждения. Крестьянская собственность состояла из орудий труда, скота, жилища.

Распространенной хозяйственной единицей в то время стала феодальная вотчина (вотчина – отцовское владение, передаваемое по наследству) боярина или князя. Помимо вотчины, существовало хозяйство свободных крестьян – общинников, выплачивавших дань великому князю.

Все свободное население Киевской Руси называлось "люди", поэтому сбор дани – "полюдье".

Основную массу сельского населения составляли "смерды", жившие либо в свободных крестьянских общинах, либо в вотчинах. Жизнь смердов в вотчинах была более тяжкой, поскольку они находились в крепостной зависимости. В крепостную зависимость смерд попадал через закупничество, т.е. когда брал у феодала в долг "купу" – часть урожая, деньги, скот. Таких крестьян называли "закупы", они освобождались от зависимости при возвращении долга. Кроме смердов и закупов в вотчине были рабы – "холопы", или "челядь", пополнявшиеся за счет пленных и обедневших соплеменников. Развитие феодальных отношений требовало соответствующего идеологического обеспечения, что было связано в то время с религиозными представлениями.

Владимир попытался реформировать языческую Древнюю Русь. С этой целью в Киев свезли статуи всех племенных богов. Но превратить язычество в государственную религию Владимиру не удалось, поскольку каждое племя поклонялось своим богам.

В 988–989 г.г. Владимир проводит еще одну религиозную реформу. Государственной религией было выбрано христианство византийского толка. Около 988 г. Владимир крестился сам, а затем приказал крестить бояр и народ. Христианство внедрялось медленно, особенно на окраинах государства, народ сопротивлялся.

Принятие христианства имело большое значение для Киевской Руси. Оно укрепляло власть феодалов, государственную власть и территориальное единство страны. Русь стала теперь равной другим христианским странам, значительно возросли внешние связи. Христианство оказало свое влияние и на культуру Руси.

С принятием христианства появляется особая организация – церковь. Во главе ее был поставлен митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом, в отдельных областях Руси появились епископы, которым подчинялись священники на местах. Все население было обязано платить церковную "десятину" (десятую часть дохода). Церковные учреждения вскоре становятся крупнейшими феодальными собственниками, оказывающими огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.

После смерти Владимира Ярослав, названный Мудрым (1019–1054), укрепил границы государства от набегов кочевников. Возросший авторитет Руси позволил Ярославу впервые назначить митрополита, минуя Константинополь. Им стал русский писатель и государственный деятель Илларион. Сам великий князь стал называться царем, как и правитель Византии.

При Ярославе Мудром Киевское государство пользовалось широким международным признанием, крупнейшие королевские дворы Европы стремились породниться с киевским князем.

С именем Ярослава связано появление "Русской правды" – своеобразного кодекса законов, регулирующего взаимоотношения между отдельными группами населения. Так, "Русская правда" ограничивала кровную месть между ближайшими родственниками, разбирала споры между свободными людьми и т.п. Она была дополнена рядом статей в защиту вотчины. Новый документ получил название "Правда Ярославичей".

Из этого документа стало известно, как была устроена вотчина. Центром ее был княжеский или боярский двор с хоромами феодала, домами приближенных, скотным двором, конюшней. Вотчиной управлял огнищанин ("огнище" – дом). Богатством вотчины была земля, она охранялась огромным штрафом. На господской земле работали феодально–зависимые смерды, холопы, челядь. За их работой следили старосты. В вотчине жили и ремесленники.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, защитив собственность, жизнь феодалов и близких к ним людей.

В 1113 г. после народного восстания в Киеве по приглашению киевских бояр великим князем стал Владимир Мономах (1113–1125). Владимир Мономах вынужден был пойти на уступки народу, дополнив "Русскую правду" Уставом, по которому упорядочивалось взимание процентов ростовщиками, улучшалось положение купечества. Уделялось Уставом внимание холопам и закупам, тем более, что закупничество стало распространенным явлением и закабаление смердов ускорилось.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю, хотя признаки раздробления все более усиливались. При нем возрос международный авторитет Киевской Руси. Была составлена летопись "Повесть временных лет".

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава в 1132 году Киевская Русь окончательно распалась. Наступил период феодальной раздробленности.

Распад Киевской Руси
(древнерусского государства)

Причины феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – закономерный этап в поступательном развитии феодализма. Этот процесс внутри Киевской Руси назревал давно. Сам период феодальной раздробленности начался с 30–х гг. XII в. и продолжался до конца XV в. Феодальная раздробленность стала в этот период новой формой феодальной государственности. Для феодальной раздробленности характерно:

  • повсеместное распространение пашенного земледелия;

  • совершенствование орудий труда (по подсчетам археологов, в хозяйстве применялись более 40 видов металлических орудий труда);

  • крупное боярское землевладение;

  • рост числа городов (к середине XIII в. на Руси было до 300 городов);

  • господство натурального хозяйства (удовлетворение своих потребностей за счет внутренних ресурсов при слабости рыночных отношений);

  • усиление политической власти местных князей и бояр.

Главной силой раздробленности Киевской Руси было боярство, поддерживающее местных князей в интересах усиления наступления на права свободных смердов и зависимого населения.

Вместо некогда единого древнерусского государства появилось полтора десятка самостоятельных государств в границах бывших племенных союзов. Титулом великого князя стали обладать теперь все князья, а не только киевские. Дробление продолжалось делением образовавшихся новых государств на еще более мелкие уделы.

В период феодальной раздробленности на последующую историю русских земель большое влияние оказали Владимиро–Суздальское, Галицко–Волынское княжества и Новгородская республика. Дадим характеристику одному из них.

Владимиро–Суздальское княжество. Владимиро–Суздальская Русь (или Ростово–Суздальская земля – ее раннее название) охватывала междуречье Оки и Волги. К началу XII в. здесь сложилось крупное феодальное боярское землевладение на плодородных почвах.

Подъем экономики в Северо–Восточной Руси содействовал развитию городов: Нижнего Новгорода, Ростова, Владимира, Ярославля, Москвы, Костромы и др.

Леса и реки княжества служили естественной защитой от внешних врагов, что содействовало постоянному притоку сюда населения из районов, подвергшихся набегам кочевников, а это благоприятно сказывалось на экономическом подъеме территории.

Владимиро–Суздальская земля располагалась на выгодных торговых путях, связывающих ее с Востоком и Новгородом и далее с Западной Европой, что являлось также одной из причин, способствовавших отделению северо–востока.

Борьба за выход этой территории из–под влияния Киева связана с княжением здесь шестого сына Владимира Мономаха Юрия (1125–1157), прозванного "Долгоруким" за стремление расширить свое княжество и захватить Киев. При нем в сферу влияния Владимиро–Суздальского княжества попали Рязань и Муром. Юрий вел строительство городов на границах княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Захватив Киев, Долгорукий не забывал северо–восточные земли, которые перешли его сыну Андрею (1157–1174).

Андрей перенес столицу княжества из богатого Ростова в небольшой город Владимир–на–Клязьме. Здесь были сооружены Золотые ворота, Успенский собор. В 6 км от Владимира Андрей устроил себе резиденцию – Боголюбово, где проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище "Боголюбский". Здесь в июле 1174 г. Андрей и был убит боярами – заговорщиками.

В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев и разграбил его. Владимире–Суздальское княжество при нем стало играть

важную роль как центр политической жизни, влияющее на остальные русские земли. Андрей пытался собрать Русь воедино.

Политику Андрея продолжал его брат Всеволод Большое Гнездо (1176–1212), получивший свое прозвище за то, что имел много сыновей. Всеволод жестоко наказал бояр – убийц своего брата – и утвердил свою власть.

При нем велось большое строительство во Владимире и других городах княжества. Всеволод пытался подчинить себе Новгород, укрепил границу против Волжской Болгарии. В это время князь северо–восточной Руси считался сильнейшим и могущественным. И после смерти Всеволода Владимиро–Суздальское княжество сохраняло свое первенствующее положение на Руси, но в 1238 г. оно подверглось нападению монголо–татар и распалось на ряд мелких земель.

Итак, несмотря на то, что Русь не была больше единой, а существовала в виде отдельных княжеств и .земель, в сознании народа продолжала жить идея объединения русских земель, о чем высоким поэтическим слогом было сказано в "Слове о полку Игореве" (1185),

Культура Руси до монгольского нашествия. Русская культура формировалась и набирала силу в общем русле культуры европейских государств.

  1. История россии (5)

    Учебное пособие
    История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней.
  2. Врамках программы «Прометей» Павлодар удк 94(574. 25)(075. 8) Ббк 63. 3(5Каз)я73

    Учебно-методическое пособие
    Очерки колонизации Павлодарского Прииртышья царской Россией. Учебно-методическое пособие. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, издательство «КЕРЕКУ», 2008.
  3. Кураков Л. П., Краснов А. Г, Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    Подробно рассмотрены основные проблемы экономической теории. Многие положения проанализированы с учетом инновационных процессов в современных экономических системах.
  4. Кураков Л. П., Краснов А. Г, Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Издание осуществлено в соответствии с программой научно-исследовательских работ Поволжского отделения Российской академии образования и научной темой «Основные направления осуществления экономических реформ в регионах Российской Федерации».
  5. Учебное пособие Архангельск Поморский университет 2009

    Учебное пособие
    Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.
  6. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (1)

    Учебное пособие
    Социально-политические системы стран Корейского полуострова: учебное пособие / Шараев П.С. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009.
  7. Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры Балашов

    Учебное пособие
    Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках регионального научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальные семейные традиции народов Поволжья в культурно-историческом наследии России (на примере Саратовской области)»,
  8. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,
  9. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,

Другие похожие документы..