Конкурс исследовательских проектов учащихся Таборинского района моу кузнецовская основная общеобразовательная школа

Конкурс исследовательских проектов учащихся Таборинского района

МОУ Кузнецовская основная общеобразовательная школа

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»

(проблема сквернословия среди подростков)

Авторы:

Качусова Дарья Вадимовна,

Качусова Наталья Вадимовна,

ученицы 7 класса.

Руководитель:

Адаменко Ольга Кондратьевна,

учитель русского языка и литературы.

Кузнецово – 2010 год

Оглавление

  1. Введение. стр. 3

  2. Откуда пришли «бранные слова» и что такое

«сквернословие»? стр. 6

    1. История появления «матерных слов».

    2. Отношение предков к сквернословию.

    3. Из «Словаря…» С. И. Ожегова.

    4. «Сквернословие» по В. И. Далю.

  1. Почему люди сквернословят? стр. 9

    1. Причины появления нецензурной лексики.

    2. Результаты исследования общественного мнения.

  2. Сквернословие и здоровье. стр. 12

    1. Слово человека – это энергия.

    2. Исследования учёных.

    3. «…как слово наше отзовётся…»? (результаты опыта)

  3. Клички и «дразнилки». стр. 16

    1. Причины обзывания.

    2. Как реагировать, если тебя дразнят?

  4. Духовность и бездуховность. стр. 19

    1. «О скверном и святом».

    2. Что такое духовность?

    3. От бездуховности к духовности.

    4. «Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу» (Т. Задонский).

  5. От сквернословия к экологии слова. стр. 23

  6. Как противостоять сквернословию и другим «плохим»

словам? стр. 25

    1. Государственные запреты.

    2. Способы реакции на «плохие» слова.

  1. Выводы («Современным быть — … это красиво уметь

выражаться»). стр. 29

  1. Список литературы. стр. 30

  2. Приложения.

1. Введение

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово – это и средство передачи информации, и возможность выразить своё отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить.

Очень часто приходится слышать от родителей и учителей жалобы на то, что дети употребляют в своей речи «плохие слова». Перед родителями и учителями встаёт вопрос, как реагировать на бранные слова в лексиконе учеников. А самих учеников, так же как их родителей и учителей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Словесная распущенность приобретает ужасающие масштабы. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

Вот поэтому сквернословие – одна из проблем речи современного ребёнка. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека»1.

Данное исследование посвящено проблеме засорения нашей речи ненормативной лексикой, распространению бранных и неприличных слов в лексиконе школьников, проблеме бездуховности и отсутствия культуры поведения у некоторой части учащихся.

Поэтому тема проекта «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…»(проблема сквернословия среди подростков) очень актуальна.

Социальный заказ: осознание учащимися того, что сквернословие – это примета бескультурья и безнравственности человека; научить учащихся противостоять сквернословию.

Вид проекта: исследовательский проект, межпредметный.

Объект исследования: общественное мнение, научная литература, результаты опыта.

Учебный предмет: русский язык, история, литература.

Участники проекта: учащиеся 7-ого класса.

Продолжительность проекта: проект полугодовой.

Цели проекта:

  • Выяснить, что обозначает понятие «сквернословие», откуда пришли в наш язык бранные слова.

  • Способствовать формированию знаний учащихся об истории, социальных корнях сквернословия, его разрушающей роли для личности и общества в целом.

  • Способствовать формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения учащихся.

  • Оказать помощь в определении собственной позиции, направленной на искоренение сквернословия в окружающей среде.

  • Развивать навыки здорового (духовного) образа жизни.

Задачи проекта:

  • Познакомиться с историей появления «бранных» слов, расширить знания школьников о вредных привычках.

  • Провести социологический опрос общественного мнения.

  • Выяснить отношение к сквернословию учащихся нашей школы и взрослых.

  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

  • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

  • Вырабатывать навыки противостояния сквернословию.

Методы исследования: проект полимодульный – за основу исследования взяты:

  • Метод сопоставления мнений учёных с мнениями учащихся и родителей.

  • Метод социологического опроса с последующей обработкой данных.

  • Рефлексивный анализ.

Организация проектной деятельности: работа в группе – 2 человека.

Цель проектной деятельности: поисковая, изыскательная.

По материальному воплощению: интеллектуально-информационный, этический.

По технологическим процессам: инновационный (компьютерная распечатка, подготовка презентации, буклета, выпуск стенгазеты и памятки для учащихся и родителей).

По интересам: познавательно-исследовательский – развитие интереса учащихся школы и родителей к истории по данной теме, интереса к научной литературе, культурно-нравственный – развитие эстетического вкуса, культуры поведения учащихся.

Воспитательные задачи: нравственные – формирование нравственных позиций, культуры поведения учащихся; эстетические – развитие эстетического вкуса; духовные – осознание учащимися порочности и греховности сквернословия.

Продукты: компьютерная презентация, буклет«Сквернословие и мат – это не наш формат!», выпуск школьной газеты «Сквернословие есть яд, умертвляющий душу», памятка для учащихся и родителей «Как избавиться от сквернословия».

Сфера применения: использование подготовленных материалов для духовно-нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Необходимое оборудование: толковые словари, материал для опыта – семена огурцов, чашечки для замачивания семян, компьютер, фотоаппарат.

2. Откуда к нам пришли «бранные слова» и что такое «сквернословие»?

Словом можно убить, словом можно спасти словом можно полки за собой повести…

В.Шефнер

Ежедневно мы с вами произносим большое количество слов, не задумываясь о том, что каждое наше слово несет в себе огромное значение, влияет и на окружающих, и на нас самих.

Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. У Л. Н. Толстого есть замечательное высказывание: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Мат являлся языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Раньше нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик”, громкий голос в звукоподражательном значении. А подражание было звукам животных в брачный период: “ма” и “мя”. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранились». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано:

Мат (прост.). Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова «мать».

Матерные слова – неприличные слова2.

В «Универсиальном словаре русского языка для школьников» читаем:

Мат. Бранные слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные3.

В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать, а в конечном счете – на образ Богородицы. Столетиями концентрировалось зло, проявляясь в современном языке бранными словами, каждое из которых – удар темноты, боли, разрушения, бросающий в душу и тело зерна, которые прорастут затем губительными побегами.

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика», лексика «телесного низа» и т.д. Но издревле мат в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. И. Даля написано:

Скверна – мерзость, гадость, пакость, касть, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина…; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растленье; всё богопротивное4.

Язык – глубинная основа мышления. Кто впускает в себя зло бранных слов, тот искажает свое мышление, мировосприятие, рушит мир вокруг себя. Такой человек не может жить в гармонии с миром и собой, а значит – не может быть счастлив. Беда в том, что такое же зло он вносит в души и жизнь окружающих его людей. Не случайно ещё Цицерон говорил: «Прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их сначала через верхнюю часть».

  1. Публичный отчет Итоги работы моу оверинская сош за 2007-2008 учебный год. Общая характеристика образовательного учреждения

    Публичный отчет
    Школа расположена на территории Кузнецовского поселения в 42 км от районного центра с. Таборы. До ближайшей железнодорожной станции г. Тавда 45 км. Удаленность от районного центра, безусловно, накладывает отпечаток на ее существование и деятельность.
  2. Российские сми о мчс мониторинг за 1 октября 2010 г

    Руководство
    СМИ сообщили, что официальных кандидатов на пост мэра Москвы объявят 2 октября. ЕР это опровергает. Но список предложат до 11 октября (, 30.09.2010) 46

Другие похожие документы..