Конкурс исследовательских проектов учащихся Таборинского района моу кузнецовская основная общеобразовательная школа

5. Клички и дразнилки.

Всегда большой проблемой общения детей в школе являются клички (прозвища) и дразнилки.

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в классах. Ученики с 4-ого по 9-ый класс в проведённом анонимном опросе «За что вы не любите некоторых своих одноклассников?» ответили: «за то, что обзываются» - 34%, «за то, что сквернословят» - 22%, «за плохие поступки» - 22%, «за то, что придумали обидное прозвище» - 10%, «за то, что врут» - 6%, «за то, что со мной не дружат» - 6% (См. приложение, рис. №15.).

89% учащихся и 85% родителей отрицательно относятся к прозвищам, 11% учащихся и 15% родителей - равнодушны к ним. (См. приложение, рис. №16.).

Основными причинами обзывания детьми друг друга являются:

  • Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).

  • Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):

- игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

- провокация (дразнящий сознаёт, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например: заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);

- шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);

- самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

  • Месть (обиженный или униженный начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда так же поступает от зависти).

  • Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребёнку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» - западают в душу и травмируют её. Человек, чьим мнением ребёнок дорожит (родители, учителя, взрослые знакомые), может сказать ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе очень идёт, ты такой деловой стал!» Или: «О, тебе так идут веснушки, ты просто солнышко, в классе даже светлее стало», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то что я – курносый…». Иногда одна такая фраза способна повысить самооценку человека.

Как реагировать, если тебя обзывают, дразнят?

Можно дать несколько советов:

  • Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, одноклассник зовёт: «Заяц, заяц!» Нужно не отзываться в таком случае, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Можно сказать: «Меня вообще-то Иваном зовут. А ты разве меня звал?»

  • Ругательству можно противопоставить слово хорошее.

Заяви себе: «Сегодняшний день – мой главный день!». И приди в школу нарядным, наведи вокруг себя порядок, тепло улыбайся и сердечно похвали человека за мелочь. Помни о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так». А если не сдержались, попросите прощения.

  • Отреагировать нестандартно.

Тот, кто обзывает, всегда ожидает получить от жертвы определённую реакцию (обиду или злость), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, потому что ночью я лучше всех вижу, а утром поспать люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

  • Объясниться.

Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?».Одного мальчика (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым, на что он ответил: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это произвело такое впечатление на агрессора, что он извинился и перестал обзываться.

  • Не поддаваться на провокацию.

Одного из ребят в школе одноклассники обзывают Попрыгунчиком и всё время гоняются за ним. Он злится и дерётся с ними, бегает за ними. Ему было предложено не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал сегодня бегать за вами, дайте мне, пожалуйста, отдохнуть».

  • Не позволять собой манипулировать.

Очень часто ребята используют приём «брать на слабо» или при всех говорят, что он (объект обзывания) не делает что-то, потому что «трус», «размазня», «маменькин сынок», ставя его перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют, или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом».

  • Отговориться.

Отговорка – своеобразная защита от словесного нападения. Знание отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие, удивить и остановить нападающего. Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести сё к шутке. Например:

  1. Чёрная касса – ключ у меня,

Кто обзывается – сам на себя!

  1. Шёл крокодил, твоё слово проглотил,

А моё оставил!

  1. Кто так обзывается – сам так называется!

  1. - Дурак!

- Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.


5) - Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.


6) - Обзывай меня весь век,
Все равно я человек

7) - Я девочка Снегурочка,
Мой папа – Дед Мороз,
Мамочка – Снегурочка,
А ты сопливый нос.


8) - Обзывай меня весь год,
Все равно ты бегемот.

6. Духовность и бездуховность.

В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит. Вдумайтесь в слова поэта Э. Асадова, который написал своё знаменитое стихотворение «О скверном и святом» в 1970 году:

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека.

Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.

Что такое духовность? Многие ребята вообще не знают, что это такое (63%). Другие к духовности относят «хорошее отношение к миру и к самому себе» (13%), «веру во что-либо» (12%), «состояние души» (4%), «вдохновение» (4%), «молитву» (2%), «душевное спокойствие» (2%) (См. приложение, рис. №17.).

42% опрошенных родителей вообще не знают, что это такое. Лишь 5% - ответили верно: «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» (См. приложение, рис. №18.).

На вопрос: «Какие душевные качества в себе Вам нужно развивать?» - ребята называли следующие качества: «спокойствие, уравновешенность» - 17%, «доброту» - 15%, «приносить пользу себе и другим» – 12%, «честность» - 12%, «не сквернословить» - 12%, «ответственность» - 11%, «быть любезнее со взрослыми» - 11%, «благородство» - 10% (См. приложение, рис. №19.).

Мы задали вопрос родителям: «Как Вы считаете, какие душевные качества нужно развивать у современных детей?». Родители назвали следующие качества: сострадание – 50%, доброту – 47%, терпимость – 20%, отзывчивость -20%, честность – 20% , уважение – 15%, хорошее отношение к людям – 15%, доброжелательность -5%, взаимопонимание – 5%, ответственность – 5%, милосердие – 5% (См. приложение, рис. №20.).

Какие качества нужно развивать в себе?

До необъятных размеров нужно развить в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремление к знаниям, чувство ответственности за свои мысли и поступки.

У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. “Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь – это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви”.

Язык – глубинная основа мышления. Кто впускает в себя зло бранных слов, тот искажает свое мышление, мировосприятие, рушит мир вокруг себя. Такой человек не может жить в гармонии с миром и собой, а значит – не может быть счастлив. Беда в том, что такое же зло он вносит в души и жизнь окружающих его людей.

«Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу», - говорилсвятитель Тихон Задонский. Многие современные учёные считают, что от слов, символов и мифов зависит не только судьбы отдельных людей, но и судьба всего народа. Неслучайно кирилловская азбука была дарована русскому народу вместе с православием и книжностью, и до сих пор Русь владеет ценнейшим сокровищем – церковно-славянским языком.

В одном из восточных преданий рассказывается: «Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них. Когда Али подошёл опять к Магомету, он с обидой сказал ему:

- Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?

- Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомет, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошёл и я». Стоит задуматься, не правда ли?

На иконе Божьей Матери «Семистрельная» изображена Богородица, пронзённая стрелами. Стрелы эти – бранные и матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников-сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…, - это строчки Федора Ивановича Тютчева. Благодать – это то, что дает каждому Бог по вере этого человека. Ясное, незамутненное, очищающее душу восприятие мира. Чем выше духовность человека, чем глубже его вера, тем легче ему дается сочувствие, то есть взаимопонимание. Там, где люди объединены верой, открыты Богу и друг другу, - только там их слова наполнены истинным, ничем не искаженным смыслом. Каждый из нас – уникальная личность, обладающая особым, только ей предназначенным даром, талантом. Потому у каждого неповторимого кирпичика в этом прекрасном здании – свое место. А объединяет их все в одно целое Любовь.

Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия.

О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. Некоторые наши слова и выражения заключают в себе особую силу.

Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. Мало того, что произнесенное слово производит взрыв в пространстве, оно в то же самое время поглощает энергию говорящего. Конечно, пустые слова, не подкрепленные мыслью и лишенные сердечной энергии, заряда огненной силы в себе не несут, но даже и они обессиливают пустослова.

7. От сквернословия к экологии слова.

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

В нашем анкетировании учащимся было предложено отметить «хорошие, добрые слова». Все 100% учащихся к таким словам отнесли слова приветствия, пожелания здоровья, слова благодарности, комплименты, похвалу, слова сожаления и участия. К «плохим, бездушным словам» отнесли следующие: обзывания, клички, брань, сквернословие, «мат».

«Часто говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего»6. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучают, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».
Сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Человек, привыкший сквернословить, находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.
Часто брань применяют, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без нее обойтись. Даже от слов-паразитов («таксказать», «короче», «ну» и т.д.) очень трудно бывает избавиться, тем более — от сквернословия. Но если убрать из языка иного сквернослова весь мат, мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матершинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки. Можно ли достучаться до такого человека, как показать ему красоту и выразительность русского языка?

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо.

«Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает»»7.

Экология слова - есть сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.

8. Как противостоять сквернословию и другим «плохим» словам?

Речь – это показатель ума.
Сенека

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословие, за него строго взыскивали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.

К сожалению, запреты этой проблемы никогда не решали. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, тогда спрашивается, зачем же они вводят их в обиход? Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово.

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Сквернословие не только российская проблема.

Например, в США по требованию Федеральной комиссии по связи во всех телевизорах, выпущенных после 01.01.2000 г., должна быть реализована специальная технология V-чипов. Она позволяет осуществлять определённый контроль над тем, что смотрят дети, не допускать просмотра фильмов и программ, для них не предназначенных. (Технология основана на оценочных системах, разработанных в т.ч. и американской киноассоциацией).

Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие, звучащее с экранов телевизоров на платных каналах. Здесь слова и выражения, вошедшие в специальный список (он включает 400 позиций), при просмотре автоматически закрываются в титрах и заглушаются.

Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. На каждом углу продаются кассеты зарубежных фильмов, в синхронном переводе которых то и дело проскакивают нецензурные словечки. Тем более что цензуры, по крайне мере нравственной, уже больше и не существует. Но господа взрослые, неужели деньги дороже морального и физического здоровья населения всей страны, особенно молодежи?! Необходимо обязательно фильтровать то, что показывают на телевидении.
Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.

Родители должны быть действительно родителями для детей. Они не должны терять свой авторитет перед ними. А то иногда получается, что родители говорят ребенку, что то или иное делать «нельзя», а сами прямо при нем это же и делают. Это убивает родительский авторитет в глазах ребенка. И в итоге ребенок идет на улицу, где возможно из-за обиды на родителей или чего-то подобного и начинает набираться «плохого».

Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям.
Школа даёт представление о богатстве языка, формирует знания, знакомит с лучшими образцами русской литературной речи, закладывает основы мировоззрения.

Литература, особенно русская, обладает высочайшим нравственным потенциалом, имеет не только познавательное, но и воспитательное значение.
В СМИ должна звучать речь только правильная, грамотная, выразительная, соответствующая нормам современного русского языка. СМИ должны воспитывать человека.

Общественность не должна быть равнодушна к негативным проявлениям в речи.

Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова, поэтому я считаю, что подрастающему поколению нужно прививать основы толерантного, терпимого отношения к другим и друг другу. И в первую очередь, господа взрослые, на собственном примере, ведь вы для молодёжи - образец поведения. В китайской пословице сказано: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю»

Как противостоять сквернословию? Ребятам мы задали такой же вопрос. «Не знаю» – ответило 33%. Остальные учащиеся предлагают: «самим не сквернословить» (14%), «молчать в ответ» (12%), «штрафовать» (12%), «договариваться» (11%), «ругать себя» (11%), «не обращать внимания» (11%), «быть умнее, не брать пример с плохих людей» (11%) (См. приложение, рис. №21.)

Родители дают следующие советы: «с детства воспитывать у детей отрицательное отношение к сквернословию» - 20%, «не сквернословить самим взрослым» - 20%, «молчать в ответ» - 20%, «не обращать внимания» - 15%, а 36% опрошенных родителей не знают ни одного пути решения данной проблемы (См. приложение, рис. №22.)

Работая над данным проектом, мы поняли, что причин, почему подростки сквернословят, много. Чтобы избежать раннего появления в лексиконе подростков ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух всё, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются. Часто мы, подростки, не понимаем, что говорим, или не понимаем, как оскорбительны и обидны бывают слова, которые мы произносим. Наверное, нужно чаще объяснять подросткам, что употреблять «бранные» слова просто неприлично.

Можно, например, детям сказать, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Если взрослые всё же произнесли при ребёнке какое-либо скверное слово, то нужно просто извиниться, дать понять, что искренне раскаиваетесь, что в следующий раз будете держать себя в руках. Лучше высказать всё, что накопилось, в одиночестве, чтобы своими необдуманными словами не оскорбить окружающих, своих близких и родных людей.

Мы в своей школе тоже ведём борьбу со сквернословием. Со всеми ребятами мы провели беседу и показали презентацию «О вреде сквернословия», выпустили большую стенгазету «Сквернословие есть яд, умертвляющий душу», подготовили буклет с памяткой «Как противостоять сквернословию» и раздали его ребятам и родителям, а также мы раздавали наш буклет жителям нашей деревни. Учащиеся нашей школы рисовали рисунки на темы: «Словом можно убить», «У того, кто ругается, некрасивое лицо», «Мы против брани!»(См. приложение №23.)

«Добро» и «зло» - это центральные понятия этики. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности.

В своём стихотворении «Слово» Ф. Васильев говорит:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость ядом отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить

Того, кто слушает тебя.

9. Выводы

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.

В народе говорят, что страшный нож не за поясом, а на конце языка, поэтому так хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание или разрушение. От мышления и слов человечества зависит их здоровье и здоровье планеты Земля, нашего космического дома, единого для всех людей Земли в необъятных просторах Вселенной.
Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но и вся наша личность несёт в себе отпечаток услышанного или увиденного. Обратите внимание на слова русского философа начала XX в. Бердяева: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве».

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

Но что значит, для нас
современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет!

Это только лишь казаться.
Современным быть —
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться.

Литература

  1. Библия. Российское библейское общество. Москва. 1994 г.

  2. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное писание. Москва: «Астрель»: АСТ, 2007 г.

  3. Курушина Т. А. и др. Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон. Волгоград: «Учитель». 2009 г.

  4. Лекция о сквернословии.

  5. Нецензурная брань, ее пагубная сущность. М., Благо, 2000 г.

  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва, ОНИКС, Мир и образование, 2007 г.

  7. «От мата ничего не растёт». «Комсомольская правда», 20. 10. 2004 г.

  8. Свиридова О. В. Работа с родителями в средней школе. Волгоград: «Учитель», 2008 г.

  9. Сквернословие. //Centre Magik. http://www.magik/ru/s68.asp

  10. Универсальный словарь русского языка для школьников. Екатеринбург: У – Фактория, 2007 г.

  11. Чекедов О. П. Нам не дано предугадать… (беседа для старшеклассников). Екатеринбург: Уральское отделение РАО, 2005 г.

1 Библия, Новый завет, Евангелие от Матфея, Мф 15:11, стр. 21

2 С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва, ОНИКС, Мир и образование, 2007 г., стр.333.

3 Универсальный словарь русского языка для школьников. Екатеринбург: У – Фактория, 2007 г., стр.225.

4 В. И. Даль. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное писание. Москва: Астрель: АСТ, 2007 г., стр.287.

5 «От мата ничего не растёт». «Комсомольская правда», 20 октября 2004 г., стр.5.

6 Лекция о сквернословии.

7 Нецензурная брань, ее пагубная сущность. М., Благо, 2000 г.

  1. Публичный отчет Итоги работы моу оверинская сош за 2007-2008 учебный год. Общая характеристика образовательного учреждения

    Публичный отчет
    Школа расположена на территории Кузнецовского поселения в 42 км от районного центра с. Таборы. До ближайшей железнодорожной станции г. Тавда 45 км. Удаленность от районного центра, безусловно, накладывает отпечаток на ее существование и деятельность.
  2. Российские сми о мчс мониторинг за 1 октября 2010 г

    Руководство
    СМИ сообщили, что официальных кандидатов на пост мэра Москвы объявят 2 октября. ЕР это опровергает. Но список предложат до 11 октября (, 30.09.2010) 46

Другие похожие документы..