Образовательные программы теория и практика управления в образовательных системах 2009/10 учебный год

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

УТВЕРЖДАЮ


Ректор ВОИПКиПРО

__________________

Профессор Ю.А. Савинков

« 30 » 12 2009 год

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

2009/10 учебный год

Выпуск 2

ВОРОНЕЖ 2009

УДК 30

ББК 60я44

Д68

Ответственный редактор

А.И. Доровской

Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и практика управления в образовательных системах. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :
ВОИПКиПРО, 2009. – 185 с.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации руководящих работников образовательных учреждений отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора руководящими работниками образовательных учреждений модулей и блоков для включения их в учебно-тематический план курсов повышения квалификации.

Используются со второго семестра 2009/10 учебного года.

Печатается по решению кафедры теории и практики
управления в образовательных системах ВОИПКиПРО.

УДК 30

ББК 60я44

ã ВОИПКиПРО, 2009


1-И


Модуль

«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Пояснительная записка

Модуль предназначен для повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений

Цель модуля: познакомить слушателей с теоретическими основами и алгоритмом реализации моделей менеджмента в образовании.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Методологические основы менеджмент

2

лекция

2.

Управление социально-экономическими системами

2

лекция

3.

Функции менеджмента

2

лекция

4.

Природа управления и исторические тенденции его развития

2

защита

проекта

Итого

8

Содержание тем

Тема 1. Методологические основы менеджмента.

Понятия «управление» и «менеджмент»: их содержание и значение в различных культурах. Менеджмент как функция организации. Соотношение функций организации – функций целеполагания, интеграции, адаптации и снятия напряжения в системе (Т. Парсонс). Менеджмент как единство целеполагания к интеграции. Классическая теория организации и управления. Принципы научного менеджмента Ф. Тейлора. Научный и традиционный менеджмент. Критика Тейлором принципа сдельщины. Концентрация «мыслительного» компонента деятельности у администрации предприятия. Стандартизация и централизация как основа эффективного управления. Технические и организационные нововведения, использованные Тейлором для повышения производительности труда.

Тема 2. Управление социально-экономическими системами.

«Формирование моделей открытой и закрытой системы в общей теории систем. Процесс адаптации к внешнему окружению. Проблема сохранения стабильности «входа» и «выхода». Зависимость внутриорганизационных процессов от состояния внешней среды. Признаки моделей открытых систем. Принципы анализа организаций как открытых систем. Проблема границ организации.

Нормативный и ситуационный подходы к исследованию управления и организационного поведения. Нормативный подход как общая черта ранних теорий организации. Рационализм и универсализм как основы нормативного подхода. Ограничения нормативного подхода в исследовании организаций и управленческом консультировании. Понятие ситуации. Признание уникальности каждой организации. Попытки систематизации «уникальных» ситуаций.

Организация как социальная система. Элементы и функции организационной системы. Принцип доминирования функций над структурой организации как основы структурных преобразований. Задача определения функций организаций. Выделение экономической и социальной подструктур предприятия как исходный пункт анализа организационной структуры.

Тема 3. Функции менеджмента.

Планирование как функция менеджмента. Стратегическое и текущее планирование. Планирование в условиях рыночной среды. Процесс выдвижения целей стратегического планирования. Анализ средств и методов достижения целей. Учет «стихийных» факторов социального окружения при разработке долгосрочных планов.

Функционирование организаций как постоянное их изменение. Проблема взаимодействия организации со своим социальным окружением. Необходимость реагирования на изменения, происходящие в окружении. Понятие мотивации. Различные трактовки термина мотивации. Соотношение мотивов, стимулов, потребностей, интересов и целей. Возможность управления мотивацией.

Тема 4. Природа управления и исторические тенденции его развития.

Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Двухфакторная концепция Герцберга. Практика применения содержательных теорий мотивации. Ограничения содержательных теорий.

Задание для самостоятельной работы слушателей

Осуществление проектной деятельности.

Предлагаемые варианты наименований проектов

  1. Американский менеджмент – исходная модель менеджмента.

  2. Японский менеджмент как вызов западному стилю управления.

  3. Процесс вестернизации и развитие менеджмента в третьих странах.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Понятие о функциональных стратегиях.

  2. Принципы тактического и оперативного планирования.

  3. Принципы управления по целям.

  4. Принципы управления по результатам.

  5. Человек и организационное окружение.

  6. Содержательные теории мотивации: теория А. Маслоу

  7. Содержательные теории мотивации: Двухфакторная модель Герцберга.

  8. Содержательные теории мотивации: Теория Макклеланда.

  9. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости.

  10. Теория ожидания В. Врума, модель Портера-Лоулера.

  11. Типология основ власти.

  12. Проблема лидерства в современных организациях.

  13. Теория лидерских качеств и ее недостатки.

  14. Теории лидерского поведения. Взгляды У. Бенниса на лидерство.

  15. Три стиля руководства. Исследования университета штата Огайо.

  16. Исследования Мичиганского университета.

  17. Системы 1–4 Р. Лайкерта.

  18. Управленческая сетка Блейка и Моутон.

  19. Теории X и Y Д. Макгрегора.

  20. Ситуационные теории лидерства.

  21. Теория Фидлера. Теория «путь-цель».

  22. Теория Херси и Бланшара.

  23. Теория Врума – Йетонна-Яго.

  24. Информационный подход к коммуникациям.

  25. Коммуникация как процесс с обратной связью.

  26. Формы межличностных коммуникаций.

  27. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Вопросы для зачета

1. Школа научного менеджмента Ф.У. Тейлора. История формирования и основные принципы.

2. Административная школа в менеджменте по А. Файолю.

3. Хоторнские эксперименты и формирование школы «человеческих отношений» в менеджменте.

4. Системный подход и количественные методы в менеджменте. Классификация систем.

5. Ситуационный подход.

6. Организационная культура как феномен менеджмента.

7. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

8. Процессный подход в менеджменте.

9. Внутренняя среда организации. Внутренние процессы и внутренние переменные.

10. Внешняя среда организации как условие ее функционирования и выживания.

11. Организационный треугольник: стратегия, структура, организационная культура.

12. Сущность стратегического управления. Система стратегического управления.

13. Анализ внешних и внутренних переменных. Модель
«7-с» Маккинси.

14. Понятие о миссии организации.

15. Пять сил М. Портера.

16. SWOT – анализ.

17. PEST-анализ.

Контрольные процедуры

Контроль качества подготовки слушателей по модулю – зачет или защита выпускной курсовой работы (проекта).

Список литературы

Основная

  1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М. : Гардарики, 2004.

  2. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 511 с. : табл..

  3. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. – М. : Дело, 2002.

Дополнительная

  1. Атватер И. Я вас слушаю... : Советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И. Атватер. – М. : Экономика, 1984.

  2. Акофф К. Планирование будущего корпорации / К. Акофф. – М. : Прогресс. 1981.

  3. Американские буржуазные теории управления (критический анализ) / под ред. Б.З. Мильнера, Е.А. Чижова. – Я. : Мысль, 1978.

  4. Бачурин А.В. Экономические методы в системе управления / А.В. Бачурин. – М. : Мысль, 1988.

  5. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М. : ИНФРА-М, 2000.

  6. Бизюкова И.В. Кадры: подбор и оценка / И.В. Бизюкова. – Киев : Мосховский рабочий, 1984.

  7. Бизнес и менеджер / сост. И.С. Драховский и др. – М. : Азимут-Центр, 1992.

  8. Блази Дж. Р. Новые собственники / Дж. Р. Блази, Д.Л. Круз; пер. с англ. – М. : Дело, 1995.

  9. Васильев Ю.П. Управление развитием производства: опыт США / Ю.П. Васильев. – М. : Экономика, 1989.

  10. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения / А.Г. Венделин. – М. : Экономика. 1977.

  11. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы / X. Виссема. – М. : ИНФРА-М, 1996.

  12. Вихаский О.С. Стратегическое управление / О.С. Вихаский. –М. : ГАРДАРИКА, 1998.

  13. Грачев М.В. Суперкадры / М.В. Грачев. – М. : Дело, 1993.

  14. Греисон Дж. мл. Американский менеджер на пороге XX века / Дж. Греисон мл., К. О'Делли. – М. : Экономика, 1991.

  15. Джойнер Р. Лидер, менеджер и пять принципов успеха / Р. Джойнер. – М. : Прорыв, 1997.

  16. Дэниеле Дж. Д. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Дж. Д. Дэниеле, Ли. X. Радеба. – М. : Дело, 1994.

  17. Демин Е.В. Выход из кризиса / Е.В. Демин. – Тверь : Альба, 1995.

  18. Современное управление : энциклопедический справочник. – В 2-х тт. / пер. с англ. – М. : Издатцентр, 1997.

  19. Стерлин А.Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления / А.Р. Стерлин, И.В. Тулин. – М. : Наука, 1990.

  20. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме / Э.Е. Старобинский. – М. : Интел-Синтез, 1994.

  21. Стэк Дж. Большая игра в бизнес / Дж. Стэк. – М. : Деловая лига, 1994.

  22. Современный менеджмент: принципы и правила / под ред. В.И. Данилова-Данильяна – Нижний Новгород : НКЦП, 1992.

  23. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор; пер. с англ. – М. : Контроллинг, 1991.

  24. Тейлор Ф.У. Менеджмент / Ф.У. Тейлор; пер. с англ. – К. : Контроллинг, 1992.

  25. Удальцова М.В. Социология управления / М.В. Удальцова. – Новосибирск : НГАЭиУ, 1998.

  26. Управление организацией : учебник / под ред. А.Г. Поршнева и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 1999.

  27. Уткин Э.А. Профессия – менеджер / Э.А. Уткин. – М. : Экономика, 1992.

  28. Управление по результатам / Под общ. ред. Я.Л.Леймана; пер. с финского. – М. : Прогресс, 1988.

  29. Управленческое консультирование / под. ред. М. Кубра. – М. : Интерэксперт, 1992.

  30. Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль; пер. с франц. – М. : Контроллинг, 1992.

  31. Фишер Р. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. – М. : Наука, 1990.

  32. Форд Г. Моя жизнь – мои достижения / Г. Форд. – М. : Финансы и статистика, 1989.

  33. Xаника Ф. де П. Новые идеи в области управления : руководство для управляющих / Ф. де П. Xаника. – М. : Прогресс, 1969.

  34. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон. – М. : Прогресс, 1990.

  1. Теория и методика духовно-нравственного просвещения учащихся 2009/10 учебный год воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика духовно-нравственного просвещения учащихся . 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Теория и методика преподавания химии и биологии 2009/10 учебный год воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания химии и биологии. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения города Бузулука

    Образовательная программа
    Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ 4
  4. Образовательная программа моу «Якутский городской лицей»: Обоснование Образовательной программы ягл характеристика социального заказа на образовательные услуги 3

    Образовательная программа
    Якутский городской лицей создан в 1991 году на базе Якутской городской коммерческой школы, расположен на территории Центрального округа столицы Республики Саха (Якутия).
  5. Учебный план фгоу «московский кадетский корпус «пансион воспитанниц министерства обороны российской федерации» на 2009/2010 учебный год москва, 2009

    Пояснительная записка
    Учебный ФГОУ Пансион воспитанниц МО РФ разработан на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, введенного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.
  6. Образовательная программа гимназии №330. Общие положения. Оп предназначена удовлетворить потребности

    Образовательная программа
    ученика- в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения, в формировании гуманистической ориентации личности,
  7. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  9. Теория и методика преподавания информатики и информационно-коммуникационных технологий 2009/10 учебный год воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания информатики и информационно-коммуникационных технологий. 2009/10 уч.

Другие похожие документы..