Методическое пособие по педиатрии ббк

Методическое

пособие по

педиатрии

ББК

УДК 616-053.2: 616\18-005

Методическое пособие подготовлено: Быковым В.О., Водовозовой Э.В., Душко С.А., Губаревой Г.Н., Кузнецовой И.Г., Кулаковой Е.В., Леденевой Л.Н., Мироновой Э.В., Поповой Т.А. Стременковой И.В, Щетининым Е.В,

Методическое пособие написано в соответствии с требованиями «Программы для студентов по «Педиатрии» педиатрических факультетов. В пособии содержатся современные данные об этиологии, патогенезе, клинике, принципах диагностики и лечения важнейших заболеваний и детей младшего и старшего возраста, а также у новорожденных детей.

Методическое пособие рассчитано на студентов педиатрического факультета, интернов, клинических ординаторов.

Рецензент:

 Ставропольская государственная медицинская академия, 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время для обучения студентов педиатрических факультетов вопросам педиатрии широко используются учебники Н.П. Шабалова «Детские болезни» и «Неонатология». Отдавая должное качеству изложения материала, охвату всех разделов педиатрии, наличию современной информации по этиологии, патогенезу и лечению заболеваний в тоже время необходимо указать и некоторые недостатки указанных учебников, связанных в первую очередь с не всегда обоснованным обилием предлагаемой для освоения информации.

Многолетний опыт преподавания студентам педиатрического факультета «детских болезней» свидетельствует о том, что не все разделы существующих учебников по «Педиатрии» и «Неонатологии» одинаково доступны для восприятия студентами.

Указанные проблемы настоятельно требуют создания методических пособий для студентов, которые бы не подменяя собой, существующие учебники облегчали бы освоение обучающимися сложных разделов педиатрии.

Разработанное сотрудниками Ставропольской медицинской академии методическое пособие по педиатрии включает в себя материал, соответствующий требованиям «Программы для студентов по «Педиатрии» педиатрических факультетов.

В первой части пособия представлены заболевания детей младшего и старшего возраста, освещенные с современных позиций и требований консенсусов, национальных программ, руководств и методических указаний, выпущенных в последние годы. Вторая часть методического пособия посвящена вопросам неонатологии.

Авторы надеется, что данное пособие будет полезным при обучении студентов педиатрии.

ЧАСТЬ I. БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Глава I. Аномалии конституции

ДИАТЕЗЫ (аномалии конституции) являются наиболее спорной проблемой в педиатрии. В последние годы преобладает точка зрения, согласно которой диатезы - это своеобразная «дань традиции». Более того, данное понятие сохранилось только в отечественной педиатрии. За рубежом, в МКБ-10 шифры для данной патологии не предусмотрены.

В настоящее время в понятие конституция вкладывается следующий смысл – это совокупность гено- и фенотипических свойств и особенностей (морфологических, биохимических и функциональных) организма, определяющих возможность его защитно-приспособительных реакций, направленных на сохранение гомеостаза, т.е. здоровья. В то же время, здоровье всегда индивидуально и обусловлено, в том числе, и метаболическими особенностями детского организма. Особенности обмена веществ могут быть относительно одинаковыми у разных людей, что позволяет классифицировать их, различать их виды. Это и есть диатезы – или аномалии конституции, т.е. генетически детерминированные особенности обмена веществ (метаболическая индивидуальность), определяющие своеобразие адаптивных реакций организма и предрасполагающие к развитию определенных заболеваний.

Известно, что факторы риска формирования многих заболеваний заключаются не только в воздействии окружающей среды, но подчас, в большей мере, в конституциональных особенностях организма. Полагают, что большинство хронических заболеваний имеет в своей основе конституцию больных. В этом смысле диатезы рассматривают как предболезни.

Выделение того или иного вида диатеза помогает в разработке рекомендаций по первичной профилактике, возможных в будущем, заболеваний. Т.О. диатез – это предрасположенность, предболезнь, преднедостаточность тех или иных метаболических механизмов. Определить предрасположенность и степень риска возникновения заболевания значительно сложнее, чем поставить диагноз уже развившегося заболевания, даже в случаях его минимальных проявлений.

Предрасположенность (диатез) к заболеваниям определяется особенностями структуры и функции одной или нескольких систем организма: иммунной, ЦНС, нервно-гуморальной и т. д. Амплитуда колебания «нормального» функционирования организма очень индивидуальна. Крайние показатели нормы и компенсированные дефекты метаболизма и составляют сущность предрасположенности (диатеза). В тех случаях, когда организм не может обеспечить адаптацию к меняющимся условиям внешней среды, предрасположенность реализуется заболеванием.

В настоящее время выделяют около 20 диатезов, объединенных в группы:

  1. Иммунопатологические: атопический, аутоиммунный, лимфатический, инфекционно-аллергический.

  2. Дисметаболические: мочекислый, оксалатный, диабетический, геморрагический, адипозодиатез.

  3. Органотопические: нефротический, интестинальный, гипертонический, кардиоишемический, атеросклеротический.

  4. Нейротопические:психо-астенический, вегето-дистонический.

В самые последние годы описан энергетический диатез.

Педиатры чаще всего сталкиваются с четырьмя диатезами: аллергическим (атопический), экссудативно-катаральным, лимфатико-гипопластическим, нервно-артритическим.

Экссудативно-катаральный и аллергический диатезы имеют во многом сходную клиническую картину (оба могут реализоваться как атопический дерматит) и этиологические моменты, но различаются по патогенезу.

Профилактику заболеваний, к которым предрасположены некоторые дети можно вести исходя из: 1) выделения групп риска по развитию тех или иных заболеваний, или 2) отнесения таких детей к тому или иному диатезу. В настоящее время все большее распространение получает выделение групп риска (группа здоровья IIА и IIБ) по развитию хронической патологии. Т.О. в настоящее время диатезы являются основанием для отнесения этой категории детей к той или иной группе риска.

Профилактика заболеваний, к которым предрасположены дети с диатезами, должна начинаться до рождения ребенка. Еще до беременности необходимо позаботиться о лечении хронической генитальной и экстрагенитальной патологии у будущей матери. Беременная женщина должна соблюдать рациональную диету. Важное значение играет устранение с первого месяца беременности профессиональных вредностей, избыточного пребывания на солнце, прекращение активного и пассивного курения, неблагоприятного воздействия различный излучений, медикаментов. Следует иметь в виду, что пролонгированное естественное вскармливание является важным фактором при предупреждении многих заболеваний. Вопросы питания детей с диатезами являются ключевыми для предотвращения развития таких заболеваний как атопический дерматит, бронхиальная астма, пищевая аллергия. Важное место питание занимает и в предотвращении развитий обменных заболеваний.

Существенным моментом предупреждения развития заболеваний является контроль за состоянием окружающей среды. Хорошо известно, что частые инфекционные заболевания, аллергические болезни напрямую связаны с неблагополучием в состоянии окружающей среды.

Повышение адаптации организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, инфекциям особенно важно для детей с такими диатезами, как лимфатико-гипопластический и экссудативно -катаральный. Укрепление иммунологической реактивности организма таких детей путем закаливания, организации рационального образа жизни, применения адаптагенов, иммуномодуляторов поможет уменьшить частоту инфекционных заболеваний и патологических состояний к которым были предрасположены дети с диатезами.

Вопросы к экзамену. Понятие о конституции человека, конституциональных типах, диатезах. Современные направления профилактики развития заболеваний, связанных с диатезами.


ЭКССУДАТИВНО-КАТАРАЛЬНЫЙ (псевдоаллергический) ДИАТЕЗ (ЭКД) – своеобразное состояние организма, сопровождающееся наклонностью кожи и слизистых к возникновению инфильтративно-десквамотозных процессов, лимфоидной гиперплазией, лабильностью водно-солевого обмена, особенностями обмена гистамина, белка и углеводов.

Эпидемиология. ЭКД встречается у 40-60% детей первого года жизни.

Этиология и патогенез. В основе ЭКД лежит наследственная предрасположенность к особенностям обмена веществ, водно-электролитного баланса. Формированию указанных особенностей способствуют: патология беременности, заболевания матери, патология ЦНС у ребенка. В результате формируется своеобразие функций вегетативной нервной системы (ваготония с повышением уровня ацетилхолина), мастоцитарной системы (повышенная либерация медиаторов воспаления), регуляции внутриклеточных функций кальция, своеобразие структуры соединительной ткани и сосудистой стенки. Морфофункциональная незрелость ЖКТ приводит к неполному расщеплению пищи, нарушениям всасывания, гиперпродукции IgE.

При ЭКД имеют место многочисленные особенности обменов, которые проявляются: тенденциями к гипопротеинемии, гипергликемии, гиперлипидемии, дисфункции надпочечников (дискортицизм), формированию нестабильности клеточных мембран, снижению барьерной функции кишечника, снижению активности ферментов кишечника, анаэробному типом обмена веществ, неполноценности соединительной ткани, нарушению обмена трансферрина, лабильности водно-электролитного обмена.

Патогенез ЭКД в некоторых аспектах похож на механизмы развития атопического дерматита, однако при ЭКД отсутствует иммунологическая стадия, а есть лишь патохимическая и патофизиологическая. Характерны гистаминазные и либераторные нарушения (избыточный синтез гистамина, недостаточная активность гистаминазы), а так же нарушения в обмене циклических нуклеотидов (нарушения синтеза ц-АМФ и ц-ГМФ).

Незрелость ЖКТ

Рис. 1.1. Схема патогенеза ЭКД

Исследования при ЭКД не требуются.

Анамнез, клиника. Начальныепоявления ЭКД обнаруживаются уже в первые месяцы жизни. Дети с ЭКД имеют избыточную массу тела. Кожа отличается бледно-розовой окраской. При прикладывании к коже кисти руки на ней остаются отпечатки ладоней, свидетельствующие о выраженной лабильности сосудистых реакций. Характерны пастозность (не отеки!) и снижение тургора мягких тканей. Часто возникают опрелости, которые носят упорный характер даже при хорошем уходе за ребенком. Отмечается неравномерная прибавка в массе тела. Периодически возникает поллакиурия и/или склонность к олигурии.

Наиболее частыми кожными проявлениями при ЭКД являются:

1) пастозность кожи щек, которая сопровождается легким шелушением;

2) гнейс, молочный струп;

3) преходящая эритема кожи щек, ягодиц.

Основной особенностью кожных проявлений считается их обратимость при применении элиминационных мероприятий, гипоаллергенной диеты. К 3-4 годам проявления ЭКД проходят. Несвоевременное и неадекватное проведение у ребенка с ЭКД лечебно-профилактических мероприятий приводит к трансформации ЭКД в атопический дерматит.

Диагноз ЭКД устанавливают при наличии характерных клинических проявлений. Лабораторные исследования бывают необходимы для проведения дифференциального диагноза.

Дифференциальный диагноз ЭКД проводят в первую очередь с атопическим дерматитом (табл. 1.1).

Табл.1.1. Дифференциальный диагноз экссудативно -катарального диатеза и атопического дерматита

Признак

Экссудативно -

катаральный диатез

Атопический дерматит

Атопия в анамнезе или

наследственная предрасположенность

Редко (10-15%)

Характерно

Зуд кожных покровов

Не характерно

Характерно

Реакция немедленного типа при кожном тестировании с аллергенами

Не характерна

Характерно

Высокий уровень IgЕ в сыворотке крови

Не характерен

Характерен

Дозозависимость (количество съеденной пищи)

Характерно

Не характерно

Кожные проявления

Гнейс, молочный

струп, опрелости,

сухость кожи.

Кожный синдром

нестойкий, локальный

Стойкая гиперемия или преходящая эритема, папуло-везикулезные высыпания на эритематозном фоне с экссудацией или инфильтрацией, лихинификации

* лихинификация – утолщение и усиление кожного рисунка

Лечение,задачи лечения: предупреждение развития атопического дерматита и других аллергических заболеваний.

Схема лечения:Обязательное лечение: уход, диета, воспитание.

Вспомогательное лечение: антигистаминные препараты, ферменты, витамины, препараты кальция, кетотифен, местное лечение.

Показания для госпитализации. Дети с ЭКД наблюдаются амбулаторно.

Диета: гипоаллергенная с исключением облигатных аллергенов.

  1. Методическое пособие крипкипро 2007 ббк 74. 3

    Информационно-методическое пособие
    Г. А. Спирина, дефектолог, заместитель директора по учебной работе МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9» г. Кемерово;
  2. Учебно-методическое пособие Ставрополь 2007 ббк 51. 1 (2) удк 614. 1/2 (06)

    Учебно-методическое пособие
    Автор — Максименко Людмила Леонидовна, к.м.н., доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Ставропольской государственной медицинской академии
  3. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (1)

    Учебно-методическое пособие
    В.И. Игошин, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского;
  4. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 «Сестринское дело»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы по специальности 060109 – «Сестринское дело» / Авторы – Ставрополь, Ставропольская государственная медицинская академия, 2011.
  5. Учебно-методичесое пособие липецк 2008 ббк

    Документ
    Проблемы внедрения управления, ориентированного на результат в органах местного самоуправления: учебно-методическое пособие под ред. Ю.И. Яцухина, Н.Н.
  6. Методические указания к занятиям по педиатрии для студентов по специальности «стоматология» Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве методического пособия для студентов

    Методические указания
    Инарокова А.М. доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения КБГУ
  7. Методические рекомендации по врачебной клинической производственной практике для специальности (1)

    Методические рекомендации
    Врачебная клиническая производственная практика для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»: методические рекомендации / Н.С.Парамонова, М.П.Волкова, В.И.
  8. Методические рекомендации по врачебной клинической производственной практике для специальности (2)

    Методические рекомендации
    В методических рекомендациях изложены требования к усвоению практических навыков и умений, которыми должен овладеть студент за время прохождения врачебной клинической практики; особенности оформления отчетной документации; примерные
  9. Ббк 611. 9: 616-089(072)

    Документ
    Заведующий кафедрой оперативной хирургии с топографической анатомией Казанского государственного медицинского университета, доцент Биккинеев Фарид Гакифович

Другие похожие документы..