Информационный бюллетень 2 мая 2006 года

О двусторонних встречах Председателя Государственной Думы России Б.В.Грызлова

с руководителями палат парламентов Белоруссии, Латвии и Конгресса местных

и региональных властей Европы, Санкт-Петербург, 28 апреля 2006 года

28 апреля 2006 года Председатель Государственной Думы Борис Грызлов в Санкт-Петербурге провел двусторонние встречи с:

Председателем Палаты представителей Национального собрания Республики Белоруссия Владимиром Коноплевым,

Председателем Парламента Латвийской Республики Ингридой Удре,

Председателем Конгресса местных и региональных властей Европы Джованни ди Стази.

В ходе встреч были обсуждены вопросы работы парламентских делегаций в рамках проходящих в Санкт-Петербурге торжественных мероприятий, посвящённых 100-летнему юбилею Государственной Думы России. Также были затронуты вопросы межпарламентского сотрудничества и актуальные проблемы международных отношений в целом.

Сообщения пресс-службы Министерства иностранных дел России

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова

в неформальном заседании Совета Россия-НАТО в Софии

744-28-04-2006

28 апреля в Софии Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял участие в неформальном заседании Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел.

Участники заседания констатировали поступательное развитие политического диалога и практического сотрудничества в формате СРН. Состоялся обмен мнениями по актуальным проблемам международной и региональной безопасности, в частности ситуация на Балканах, в Ираке, Ближневосточном урегулировании.

Утверждены рекомендации по дальнейшему развитию нового качества партнерства Россия-НАТО, в соответствии с которыми намечен ряд конкретных мероприятий и проектов сотрудничества, призванных углубить наше взаимодействие.

В откровенном ключе были затронуты и некоторые сохраняющиеся проблемные вопросы в отношениях с альянсом. В рамках заседания состоялась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем НАТО Я. де Хооп Схеффером.

Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ

Министра иностранных дел России С.В.Лавров на пресс-конференции по итогам

неформального заседания Совета Россия-НАТО, София, 28 апреля 2006 года

745-28-04-2006

C.В.Лавров: На сегодняшней традиционной неформальной встрече Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел состоялся обмен мнениями о том, что сделано за пять лет прошедшие после создания Совета, какие совместные задачи стоят перед ним, как их лучше решать.

Состоялся обмен мнениями по ряду актуальных международных и региональных вопросов. Важнейшим результатом встречи стало одобрение документа о приоритетах развития отношений Россия-НАТО. В нем подведены итоги нашей деятельности за период после принятия Римской декларации и содержится набор рекомендаций по повышению качества нашего взаимодействия в таких вопросах, как реализация комплексного плана действий СРН по борьбе с международным терроризмом. В этом контексте будут проработаны возможности налаживания оперативного обмена информацией, опытом, проведения учений, тренировок антитеррористических подразделений, защиты объектов инфраструктуры, противодействия гипертерроризму.

Предусмотрены меры и по продвижению взаимодействия на направлениях обеспечения оперативной совместимости военных контингентов, систем противоракетной обороны и контроля за воздушным движением, укрепления потенциала реагирования на теракты, чрезвычайные ситуации, включая стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Предусмотрено сотрудничество в области военно-технических связей и оборонных исследований.

Мы удовлетворены такими договоренностями. Они показывают, что у нас есть много возможностей для углубления партнерства в противодействии реальным угрозам, которые сегодня существуют и которые являются общими для членов России и НАТО.

Выступаем за то, чтобы СРН вносил реальный вклад в обеспечение стабильности и предсказуемости в отношениях России со странами альянса. Это важно в контексте дальнейшей трансформации альянса, которая сейчас активно обсуждается в НАТО. Мы не являемся членами альянса, но нас не может не интересовать, конечно же, в каком направлении идет процесс преобразования этой организации, поскольку он окажет влияние на европейскую и глобальную архитектуру безопасности. Надеемся, что трансформация НАТО будет соответствовать философии сотрудничества в СРН. В этой связи мы придаем первостепенное значение соблюдению норм международного права и уважению прерогатив СБ ООН. Именно это является краеугольным камнем сотрудничества в Совете Россия-НАТО. Это распространяется и на возможные совместные операции.

Со своей стороны, мы затронули темы, которые у нас по-прежнему вызывают вопросы. Это, в частности, реконфигурация военного присутствия США в Европе, включая недавнее решение о размещении военных баз в Румынии и Болгарии. Исходим из того, что при принятии соответствующих окончательных решений будут соблюдаться политические и юридические обязательства альянса по военной сдержанности и учитываться законные интересы и озабоченности России.

Мы выразили нашим коллегам беспокойство и тревогу в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе. На обзорной конференции ДОВСЕ, которая предстоит в мае этого года, наверняка произойдет серьезный разговор о его дальнейшей судьбе.

Подтвердили свою позицию в отношении расширения НАТО. Убеждены, что сегодня есть все возможности для обеспечения национальной безопасности и для участия в международных усилиях по преодолению кризисов и угроз без присоединения к военным альянсам через развитие партнерства на открытой, а не закрытой основе.

Продуктивным, по-моему, был разговор по афганской наркоугрозе. Нас всех тревожит растущая связь наркотрафика и терроризма. Летом мы приступаем к практической реализации совместного пилотного проекта с НАТО по подготовке кадров для антитеррористических структур Афганистана и стран Центральной Азии. Проект стыкуется с теми усилиями, которые мы предпринимаем на многосторонней основе в рамках других организаций. Мы рассчитываем, что это поможет эффективно реализовать потенциал соответствующих стран в борьбе с наркоугрозой.

В связи с Афганистаном мы напомнили партнерам о нашем предложении налаживать совместную работу между НАТО и ОДКБ по противодействию наркотрафику из Афганистана. Здесь есть реальные возможности. В частности, мы вновь подтвердили приглашение странам НАТО принять участие в проводимой ОДКБ ежегодной операции «Канал», либо направить наблюдателей.

Как я уже сказал, мы обменялись мнениями по актуальным международным вопросам. Это - Балканы, Ближний Восток, ситуация в Ираке, вокруг ядерной программы Ирана.

В ответ на прозвучавшие от наших партнеров озабоченности в связи с ситуацией в Белоруссии мы разъяснили нашу линию на то, что любые вопросы, которые возникают к другой стране, необходимо решать через вовлечение, через диалог, а не через изоляцию. К сожалению, попытки избирать изоляцию как средство решения проблем применяются все чаще и, как показывает опыт, до добра не доводят.

Вопрос: Вы только что сказали в связи с американскими военными базами в Болгарии, нужно учитывать озабоченности России. Каковы они?

С.В.Лавров: Прежде всего, я сказал, что нужно соблюдать международно-правовые договоренности, которые существуют между нами и НАТО. Среди них – обязательство проявлять сдержанность и не размещать существенные боевые силы на территории новых членов НАТО. Мои болгарские и румынские собеседники, представитель США на заседании СРН заверили, что это будет именно так и данные обязательства будут соблюдаться. Мы хотели бы в этой связи вместе с нашими натовскими партнерами прояснить понятие «существенные боевые силы». Этот вопрос мы поставили перед ними.

Вопрос: Хотел бы задать вопрос об Иране. Сейчас мы входим в новую фазу, когда представляется доклад М. Эль-Барадея. Россия всегда говорит, что вопрос об иранской ядерной программе должен решаться именно МАГАТЭ. Как Вы отнесетесь к резолюции СБ ООН, если она будет принята на основе Главы 7?

С.В.Лавров: Необходимо обеспечивать возможности для работы МАГАТЭ в Иране. Только через усилия профессиональных инспекторов Агентства мы можем добиваться соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Отрадно, что Совет Безопасности месяц назад, принимая заявление по Ирану, поддержал усилия и роль МАГАТЭ в обеспечении режима нераспространения. Считаем, что в дальнейшем все наши шаги должны строиться таким образом, чтобы не подорвать возможности для МАГАТЭ продолжать работу в Иране. Доклад, который сегодня должен быть опубликован Гендиректором МАГАТЭ М.Эль-Барадеем, поступит и в Совет Управляющих МАГАТЭ, и в Совет Безопасности ООН. Мы будем соизмерять свои подходы к возможным действиям международного сообщества с нашей принципиальной позицией: главное – не допустить угроз для режима нераспространения и строить работу таким образом, чтобы уважалось право всех добросовестных членов Договора о нераспространении на мирное развитие ядерной энергетики. Цели у нас единые. В ближайшее время состоятся дополнительные контакты между «евротройкой», Россией, США, Китаем, в ходе которых будет обсуждаться ситуация вокруг иранской ядерной программы в свете последнего доклада Гендиректора МАГАТЭ.

Вопрос: Известно, что Вы обсуждали сегодня ситуацию в Косово. Много ли по ней расхождений?

С.В.Лавров: Если брать позицию, которая официально согласована в Контактной группе, то таких расхождений нет. В Контактной группе одобрены руководящие принципы, которые предусматривают необходимость переговорного решения, общеприемлемого для обеих сторон, и которые предусматривают многовариантность окончательных развязок. Мы целиком за это. Поддерживаем также двумя руками другие положения руководящих принципов, которые концентрируются на необходимости для руководства Приштины обеспечить, наконец, выполнение стандартов, установленных СБ ООН и касающихся, прежде всего, необходимости создать такие условия жизни в Косово, которые обеспечивали бы безопасность, свободу передвижения для меньшинств, гарантировали бы возможность возвращения беженцев и перемещенных лиц и в целом создавали бы условия для того, чтобы меньшинства в Косово получили право на нормальное самоуправление.

Что касается расхождений, то они уже выходят за рамки согласованных в контактной группе руководящих принципов и касаются отдельных, индивидуальных действий некоторых членов Контактной группы. Мы с этими действиями не согласны, поскольку всех нас, в том числе и сербов, пытаются убедить в безальтернативности независимости Косово. Это – достаточно опасный путь. Он может привести к очень нежелательным последствиям не только в регионе, но и создать прецедент для других конфликтных ситуаций.

Вопрос: США призвали остановить продажу оружия Ирану для того, чтобы надавить на Исламскую Республику. Примет ли Россия такую позицию? Что касается проблемы Ирана. Будет ли Москва продолжать сотрудничество с ним?

С.В.Лавров: Будь то военно-техническая, ядерная или любая другая сфера, зависит это от международных режимов, которые существуют в соответствующих областях. Каких-либо запретов на деятельность, связанную с поставками обычных вооружений в Иран или на мирное ядерное сотрудничество с Ираном, которое осуществляется под полным контролем МАГАТЭ, не существует. Запреты эти вводятся не по призыву того или иного политического деятеля, а по решению СБ ООН. Таких решений Совет Безопасности не принимал.

Вопрос: Вы сказали о разочаровании в отношении планов по расширению НАТО. Что Вы можете сказать в связи с расширением и укреплением партнерства за пределами альянса, а именно - в Азии? Есть ли у России озабоченности по этому поводу?

С.В.Лавров: Мы не можем диктовать, той или иной стране действовать, какими способами обеспечивать свою безопасность. Такова наша принципиальная позиция. Но безопасность в современном мире настолько неделима, что любые изменения в архитектуре безопасности неизбежно затрагивают большое количество стран. Россия с ее географическим и геополитическим положением, конечно же, заинтересована в том, чтобы по периметру наших границ и в регионах, которые близки к нашим рубежам, были проходили понятные нам процессы.

Что касается партнерства НАТО со странами Азии, то данная тема обсуждается сейчас в контексте составления иерархии партнерств. В том числе упоминаются некоторые азиатские страны, которые участвуют в операциях НАТО, но не имеют какого-то особого статуса при альянсе. Думаю, что это касается, прежде всего, внутренних натовских дел, сферы сотрудничества организации с соответствующими странами. Мы за то, чтобы эти процессы развивались транспарентно, чтобы мы, по крайней мере, понимали, что происходит и что угроз для наших интересов в сфере безопасности не создается. Именно в таком ключе я обсуждал сегодня данную тему с Генеральным секретарем НАТО Я. де Хооп Схеффером. Он заверил, что наши подходы не противоречат тому, что планирует сделать альянс. Он обещал обеспечить соответствующую транспарентность.

О телефонном разговоре Министра иностранных дел России С.В.Лаврова

с Министром иностранных дел Ирана М.Моттаки

751-29-04-2006

29 апреля по инициативе иранской стороны состоялся телефонный разговор С.В.Лаврова с М.Моттаки. Министры обменялись мнениями в отношении развития ситуации вокруг иранской ядерной программы в контексте подготовленного 28 апреля доклада Гендиректора МАГАТЭ М.Эль-Барадея по этому вопросу. С российской стороны вновь была подчеркнута настоятельная необходимость принятия Ираном конкретных шагов, направленных на восстановление доверия к его ядерной деятельности со стороны международного сообщества, в частности приостановления НИОКР по обогащению урана, а также обеспечения полноформатного сотрудничества с Агентством в деле скорейшего прояснения остающихся у МАГАТЭ вопросов в отношении иранской ядерной программы.

  1. Информационный бюллетень 6 июня 2006 года

    Информационный бюллетень
    О встрече первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова с советником Президента Грузии по вопросам урегулирования конфликтов И.М.Аласанией и заместителем Министра иностранных дел Грузии М.
  2. Информационный бюллетень 18 мая 2005 года

    Информационный бюллетень
    Стенографический отчет о совещании Президента России В.В.Путина с руководителями приграничных областей России и Казахстана, Челябинск, 17 мая 2005 года
  3. Информационный бюллетень 30 июня 2006 года

    Информационный бюллетень
    Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции министров иностранных дел «Группы восьми» по итогам встречи,
  4. Информационный бюллетень 21 декабря 2006 года

    Информационный бюллетень
  5. Информационный бюллетень 5 мая 2012 года

    Информационный бюллетень
    Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича в связи с предстоящим заседанием Совета министров иностранных дел государств – членов Шанхайской организации сотрудничества
  6. Информационный бюллетень 13 марта 2006 года

    Информационный бюллетень
    О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова со Специальным посланником Генерального секретаря ООН по выполнению резолюции 1559 СБ ООН Т.Род-Ларсеном
  7. Информационный бюллетень 25 мая 2007 года

    Информационный бюллетень
    Статья статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина "Черноморское равновесие", опубликованная в "Российской газете" 23 мая 2007 года
  8. Информационный бюллетень 22 мая 2012 года

    Информационный бюллетень
    Выступление первого заместителя Министра иностранных дел России А.И.Денисова на церемонии подписания Соглашения о сотрудничестве между МИД России и Союзом нефтегазопромышленников России,
  9. Информационный бюллетень IV квартал 2006 года Пермь 2006 Впомощь библиотекарю : информ бюллетень IV кв. 2006 г

    Информационный бюллетень
    III. Информационный список новых поступлений литературы специальных форматов, поступивших в Пермскую областную специальную библиотеку для слепых за 2 квартал 2006 года «Говорящая» книга.

Другие похожие документы..