«Святая блаженная Ксения Петербургская и храм св ап. Матфия (Покровская церковь)»

Министерство образования Республики Марий Эл

Муниципальное учреждение Отдел образования Администрации города Волжска

Республики Марий Эл

« Святая блаженная Ксения Петербургская и

храм св. ап. Матфия (Покровская церковь)»

Выполнила: БАШМАКОВА ТАТЬЯНА,

ученица 11 А класса Муниципальной

средней (полной) общеобразовательной

школы № 2 г. Волжска

Республики Марий Эл

Руководители: ЧЕРНИКОВА ЛИДИЯ

ИВАНОВНА, учитель литературы

ТОРБЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,

учитель истории

Муниципальной средней (полной)

Общеобразовательной школы № 2

г. Волжска Республики Марий Эл

г. Волжск

2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение стр. 3

Основная часть:

I. Святая блаженная Ксения Петербургская – первая святая

Санкт – Петербурга. стр. 4

II. Храм св. ап. Матфия и его связь со св. блаж. Ксенией

Петербургской.:

1. История храма св. ап. Матфия:

а) Первая церковь Санкт – Петербурга – церковь св. ап.

Петра и Павла. стр. 7

б) Полковая церковь и храм воинской славы. стр. 8

в) Строительство каменного Покровского храма. стр. 10

г) Судьба храма св. ап. Матфия в начале ХХ века стр. 13

2. Духовная жизнь храма св. ап. Матфия:

а) Чудо сохранения храма до 1806 г. стр. 14

б) Святая блаж. Ксения Петербургская и образ Покрова

Пресвятой Богородицы. стр. 16

в) Духовные связи храма св. ап. Матфия с другими

храмами Санкт – Петербурга. стр. 16

г) Возрождение духовной жизни храма св. ап. Матфия. стр. 18

Заключение стр. 20

Слово об авторе стр. 21

Цитаты стр. 22

Список использованной литературы стр. 23

Приложения стр. 24

Введение.

История России. История моей страны, моей Родины. Эти слова волнуют меня с тех пор, как мы осознанно стали изучать её в школе. И я поняла, что более всего мне интересна история тех давних лет, когда строились на Руси храмы, когда жили люди, которых причислили к лику святых.

Мой интерес к архитектуре храмов нашел выражение в выпускной работе на тему «Православные храмы XVIII – начала XXI веков» на экзамене по истории в 9 классе.

Я считаю, что данная тема очень актуальна, потому что лишь в последние десятилетия в нашей стране стало уделяться больше внимания возрождению памятников православной архитектуры.

В связи с этим появился интерес к житиям святых в том числе и к житию Ксении Петербургской.

Я исследовала большое количество литературы, посвященной теме, и обратила внимание на то, что судьба Ксении Петербургской связана с историей храма св. ап. Матфия (Покровской церкви). С интересом начала работать по теме и открыла для себя много нового.

Результаты моей работы предлагаю вашему вниманию.

I. Святая блаженная Ксения Петербургская – первая святая Санкт-Петербурга.

К числу лиц, истинно юродивых Христа ради, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно, принадлежит и столь всем известная и глубокочтимая святая XVIII века - Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище, в Петербурге. (см. приложение № 1)

К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была замужем за Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим.

Вот краткая история ее жизни. Родилась она, насколько возможно установить, в 1732-м году (по мнению других исследователей - в 1731 году), от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия, Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге в небольшом домике на Петербургской стороне, купленном Андреем Федоровичем на приданое своей жены. Дом этот стоял на улице, которая так и называлась - улица Андрея Петрова, по имени домовладельца. Нынешнее название улицы - Лахтинская. Дом же придворного певчего, полковника Петрова, стоял на пересечении улицы Лахтинской и Большого проспекта (сейчас на месте дома - пустырь).

Не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути - смерть разлучила их: Андрей Федорович заболел «жаром», «горел» (вероятно, у него был тиф) и скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году ее жизни. Перед смертью муж завещал ей: «Служи Господу Богу нашему, славь Всеблагое Имя Его...».1 С мужем Ксения прожила всего 3,5 года, детей у них не было.

Совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа так сильно поразила Ксению Григорьевну, так повлияла на молодую 26-летнюю бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, дом подарила своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой, а сама осталась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастья на небе в Боге. Для достижения же этого счастья она избрала тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже, никогда потом, не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем.

Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имеющей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над блаженной. Но перед блаженной всегда стоял образ Страдальца - Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и блаженная так же безропотно сносила всякого рода глумления над собою.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли, поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, носила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или зазябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях - красной кофточке и зеленой юбке, или, наоборот, - в зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.

Ночами она уходила за город, в поле и долго молилась, скрываясь от глаз людских. Когда же началось строительство новой церкви на Смоленском кладбище, Ксения тайно, под покровом темноты помогала каменщикам: до рассвета трудилась она, перетаскивая кирпичи и укладывая их на леса. Происходившее настолько удивляло недоумевающих рабочих, что они решили узнать: кто же этот незримый помощник? Оказалось, что тяжелую, чисто мужскую работу выполняла хрупкая Ксеньюшка…(см. приложение)

Где давала почти необутая и еле одетая блаженная Ксения во все время своего странствования отдых, покой своему телу - осталось известным одному только Господу Богу. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, старенькая и слабенькая, выдерживать наши проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, наши страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы, и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать организмом сверхчеловеческим или носить в себе такой сильный, внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным.

Но припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятные для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги блаженной считать небывалыми, невозможными для человека во плоти. Ксения блаженная действительно имела такую веру, при которой все возможно, а великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала она благодатный дар прозорливости.

Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о ее доброте, кротости, смирении, полном нестяжании, о ее чудном даре прозорливости - широко разнеслась по Петербургу. Все стали смотреть на нее как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; стали не только жалеть ее, но и глубоко уважать, и почитать, стали дивиться и умиляться ее строгой, подвижнической жизни.

Вот почему и купцы, и мещане, и чиновники, и другие обыватели Петербургской стороны душевно рады были принять у себя блаженную в доме, тем более что все стали замечать, в каком бы доме или семье не побывала блаженная, там всегда водворяется благодатный мир и счастье.

Прожила, таким образом, в постоянном стремлении к истинному счастью в Боге, в постоянной борьбе с врагом рода человеческого и в постоянной готовности оказать добро всем и каждому, эта подвижница после смерти своего мужа целых 45 лет. За все это время она не только не имела места, где главу приклонить, но не имела даже одежды, обуви, которыми можно было бы прикрыть и согреть озябшее тело. Несмотря на это она была вполне счастлива. Как птица небесная летала она по Петербургской стороне днем, желая всем и каждому оказать какую-нибудь услугу, а ночью вступала в беседу с Самим Господом Богом, предаваясь молитвенным и другим подвигам. Кротость, смирение, доброта постоянно сияли на изможденном трудами лице ее: видно было, что душа блаженной далека от мира, что хотя тело ее находится еще на земле, но дух ее находится на небе, куда она неустанно стремилась.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (на Поместном Соборе Русской Православной Церкви за границей в 1978г.)

Мощи св. блаж. Ксении Петербургской лежат под спудом в часовне на Смоленском кладбище. Часовня приписана к храму Смоленской иконы Божьей матери. ( cм. приложение)

Правый придел храма Смоленской иконы Божьей Матери был освящен 16 февраля 1990г. в день памяти св. прав. Симеона Богоприимца, учителя св. ап. Матфия, в храме которого прихожанкой была св. блаж. Ксения Петербургская. В этом храме она венчалась, исповедовалась и причащалась. Вся жизнь Блаженной проходила в приходе храма св. ап. Матфия, и отпевалась она также в храме св. ап. Матфия.

II. Храм св. ап. Матфия и его связь со св. блаж. Ксенией Петербургской.

1. История храма св. ап. Матфия:

а) Первая церковь Санкт-Петербурга – церковь св. ап. Петра и Павла

Начало церкви св. ап. Матфия связано с основанием, тогда ещё «земляной» Петропавловской крепости, или «города». Из летописи: «14-го мая 1703 года Царское Величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и острова и усмотрел удобный остров к строению города. «Когда сошел на средину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышан; взяв у солдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, сделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла» 2.

29 июня / 12 июля 1703 года первый храм города был освящен в честь его небесных покровителей святых апостолов Петра и Павла. Внутри крепости этот деревянный храм находился с 1703 по 1719 год.

Построили церковь довольно быстро. В конце марта 1704 года царь вернулся в Петербург и 1 апреля присутствовал при ее освящении. Была она в немецко-шведском стиле — со шпилем над колокольней и маленьким "фонариком" (декоративным куполком) наверху. Обликом своим церковь напоминала шведскую церковь в Ниешанце и, конечно же, противоречила привычным представлениям о православном храме. А приезжавшим в город иностранцам церковь безусловно нравилась. Один из них так писал о ней: "У канала стоит небольшая, но красивая деревянная русская церковь об одном, на голландский манер, шпице. На башне со шпицем висит несколько колоколов, на которых приставленными людьми каждый час разыгрывается, тоже по голландскому обычаю, небольшая прелюдия, а вслед за ней часы возвещаются звоном колокола, приводимого в движение, за неимением часового механизма, теми же людьми" 3. (см. приложение № 5)

В 1709 году в память о Полтавской победе к церкви пристроили с западной стороны, фланкируя главный вход, две башни. Сходство с западными костелами от этого стало очевиднее. Тем не менее, в нарушении православных канонов Петр пошел еще дальше — стал по воскресным дням и праздникам поднимать на церковных шпилях боевые вымпелы, а стены храма велел обшить и расписать под желтый мрамор. Лишь крестообразный план церкви говорил о ее принадлежности к православной ветви христианства. (см. приложение № 5)

Возводилась она, вероятнее всего, по проекту самого Петра I и была расписана снаружи «под каменный вид желтым мрамором». Церковь имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. Историки отмечают ее сходство с церковью святой Ульрихи в Стокгольме.

  1. Е. Литература. А. Введение: Значимость Собора св ап. Матфия (Покровская церковь)

    Литература
    1. Престол храма св. ап. Матфия был освящен 13 февраля ( 31 января ст. ст. ) 1720 года - Событие связано с воспоминанием о Петровской победе: взятии русскими войсками 9 (22) августа 1704 г.
  2. Св блаж. Ксения Петербургская. Тайна жития св блаж. Ксении Петербургской. Уточнение дат рождения и смерти, и смерти Петрова Андрея Федоровича

    Документ
    «… С верой и любовью благословляем и призываем всех отныне почитать Блаженную Ксению, как прославляемую Церковью святую, торжество прославления совершить в Синодальном соборе Знамения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке в воскресенье,
  3. История русский церкви

    Список учебников
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  4. «Шум и «глас» в Библии. Христианская онтология шума и психофизиология шума. Звуковой стохастический резонанс» Психофизиология православных песнопений

    Документ
    3.12. С другой стороны, техногенный шум на основе природного естественного шума для нашей поврежденной природы является формой защиты нашего организма,
  5. Исихазм в Санкт-Петербурге Кто первый «молчальник» в истории Санкт-Петербурга (продолжатель традиции исихазма)?

    Документ
    (Из книги автора: По благословению прот. Иоанна «Первая святая г. Санкт-Петербурга: св. блаж. Ксения Петербургская, прихожанка утраченного храма св. ап.
  6. Уроки батюшки Артемия. Небесные светила. Звезды (тк спас 2008-08-05). avi

    Урок
    Видеотека -> Общий архив -> =География православия= -> =Святая Русь= -> -=Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра=- -> Тайны Киево-Печерской Лавры ->
  7. По данным годового отчета общие сведения правящий архиерей епархии

    Содержательный отчет
    Правящий архиерей епархии – Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин (Мищук Тимофей Адамович). Назначен на кафедру 19 июля 1 года Постановлением Патриарха и Священного Синода (Указ № 3928 от 19.
  8. Saintkseniya orthodoxy ru / Санкт-Петербург, 2007 г. Временная и смысловая организация психологического воздействия, речевого и музыкального восприятия

    Документ
    Оказывается, можно с помощью калькулятора переорганизовать восприятие текста, речи и музыки, и приблизится к лучшим литературным и музыкальным канонам культуры.
  9. 1. Св. Благоверный великий князь Михаил Ярославич, Тверский

    Документ
    Потомственный Почетный гражданин, член Тверской ученой Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы "Собора

Другие похожие документы..