Ii игорь владимирович вишев.

Между тем этот вопрос обретает сегодня исключительно важное значение. Дело в том, что, стремясь сделать христианское вероучение более созвучным современности, некоторые представители интеллигенции, оставаясь его приверженцами, предпочитают реанимировать как раз учение об апокатастасисе. Однако это вряд ли может привести(52–53)к чему-либо, кроме оживления одной из многочисленных «ересей» и усиления религиозной конфронтации на почве инаковерия и религиозного инакомыслия.

Дело в том, что, в конечном счете, верх в конкурентной борьбе различных теологических версий одержала концепция, провозгласившая вечность адских мучений. И это было совершенно не случайно, потому что она лучше, чем другие, выполняла нужную для власть предержащих социальную функцию устрашения и принуждения. И вновь одним из наиболее ревностных сторонником этой теологической концепции был Августин Блаженный. Он со всей присущей ему категоричностью утверждал, что «так как вечная жизнь святых будет без конца, то для тех, для кого назначено будет вечное наказание, наказание это без всякого сомнения также не будет иметь конца» (Августин, 1910: 292). Так что вопрос о гуманности и справедливости в данном случае явно не имел приоритетного значения.

Не случайно, что именно данная христианско-теологическая концепция о посмертной участи людей вызывала и вызывает особое неприятие, в том числе и со стороны религиозных философов. Эти мыслители, не говоря уже о представителях иных убеждений, не могли сочетать учение о вечных адских мучениях с представлением о христианстве как религии любви, милосердия и т.п. «Я нисколько не сомневаюсь, – считал, например Н.А Бердяев, – что в жестоком учении о вечных адских муках трансформированы садические инстинкты» (Бердяев, 1991: 71). Этот русский религиозный философ утверждал, что «идея вечных адских мук, безобразная и садичная, в сущности, лишает ценности духовную и моральную жизнь человека. Она превращает жизнь в судебный процесс, грозящий пожизненной каторгой» (Бердяев, 1991: 71). И он так заключал свою критику этого учения: «Ад существует как человеческий опыт, как человеческий путь. Но безобразна вся онтология ада» (Бердяев, 1991: 71). Подобную дисгармонию Бердяев объяснял изначальным догматическим искажением христианства, однако с этим доводом согласиться более чем затруднительно.

Упомянутая «онтология ада» прежде всего выражается в красочных иконописных, художественных и теологических картинах мучений грешников в аду. Канонизированное церковью учение о вечности мучений предоставило поистине ничем неограниченную свободу для игры богословского воображения на эту тему. Так, уже упоминавшийся св. Иоанн Златоуст, например, взывал: «Представим же какое мучение быть сожигаемым непрестанно, находиться во мраке, испускать бесчисленные вопли, скрежетать зубами и не быть услышанными, мрак и(53–54)отсутствие света не дозволит нам распознавать даже ближних, но каждый будет в таком состоянии, как будто бы он страдал один» (Иоанн, 1906: 15). Подобные утверждения, действительно, довольно трудно воспринять за проявление «религии любви», на что всегда претендовало христианство. Но если в начале средневековья и в последующее тысячелетие такого рода богословские картины воспринимались более чем серьезно и надежно выполняли предназначенную им социальную функцию, то в новое время, не говоря уже о новейшем, эти картины стали вызывать все большее неприятие и осуждение даже у приверженцев христианской религии. Однако ни подобная «онтология ада», ни ее критика ни в коей мере не смущает современную христианскую иерархию и теологию, ибо им невозможно отказаться от традиционной социально-политической заостренности учения об аде и рае.

Вместе с тем следует также заметить, что не приемлют вероучения о рае и аде и уже упоминавшиеся Свидетели Иеговы. Так, человек после своей смерти, по их вероучению, будет ожидать второго пришествия Иисуса Христа и Страшный Суд в состоянии своего рода оцепенения. В то же время иеговистские теологи рисуют весьма радужные перспективы по сравнению с нынешним положением вещей, постоянно ссылаясь на те или иные библейские высказывания. «Наша непродолжительная и беспокойная жизнь, – говорится в одном из современных иеговистских сочинений, – не имеет ничего общего с «истинной жизнью», которую имеет в виду Иегова». «Истинная жизнь», которую хочет дать нам Бог, – это «вечная жизнь» в совершенных условиях». Мы не можем заслужить у Иеговы вечную жизнь. Вечная жизнь – это дар Бога» (Познание, 1995: 181–182).

А затем следуют поистине лучезарные обещания. «В свое время, – сказано в этой книге, – люди избавятся от всех болезней… Хромые смогут встать и ходить, бегать и танцевать. После долгих лет жизни в мире безмолвия, глухие люди услышат восхитительную симфонию звуков. С благоговением слепые откроют для себя богатый мир красок и форм… И наконец, они увидят лица близких им людей! Никогда больше психические расстройства и депрессии не лишат людей радости. Разрушительное действие старости обратится вспять. Мы станем здоровее и сильнее» (Познание, 1995: 183–184). Так будет побежден, как и для Оригена, главный враг – смерть. Следовательно, эта вероучительная картина ничем принципиально не отличается от многих других, ей подобных. Но все они непременно переориентировывают достижение естественной мечты людей о нескончаемо долгой, здоровой и достойной(54–55)жизни из реального, земного, мира в мир трансцендентный, потусторонний, из сферы реального дела в сферу эсхатологической веры.

Разумеется, упомянутый Н.А. Бердяев – ни первый и ни последний радикальный критик христианского учения о вечности адских мучений. Оно критиковалось и до него, и после. Существовали и существуют различные тенденции и приемы адаптации к такого рода верованиям. В этом отношении показательна статья Кеннета Вудуорда «Отрицание ада». В ней приводятся мнения главным образом протестантских и других теологов по данному вопросу, а также разнообразная статистическая информация о религиозности американцев. В этой статье, в частности, отмечается, что «многие протестантские проповедники не любят говорить о вечной жизни и принципиально избегают упоминания о рае и, соответственно, об аде» (Вудуорд, 1990: 12). А далее отмечается: «Одни пасторы хотят избежать традиционной риторики – прихожанам столько веков рисовали реалистические картины прелестей рая и ужасов ада, что сегодня некоторые проповедники стесняются описывать места, которых никто не видел. Для других это вопрос убеждений» (Вудуорд, 1990: 12). Последнее обстоятельство, естественно, особенно важно. В статье, например, приводится мнение, что «основная часть протестантского духовенства просто не верит в загробную жизнь ни в библейском, ни в каком-либо ином смысле» (Вудуорд, 1990: 12). Однако среди их паствы умонастроения существенно иные, если так можно сказать, неоправданно оптимистические. Американцы, среди которых по приводимым данным исключительно высок процент верующих, как подчеркивается в статье Вудуорда, «жаждут проявления и умножения добра в этом мире и райского блаженства на том свете» (Вудуорд, 1990: 12). Так что, как опять оказывается, по-прежнему характерно принимать желаемое за действительное. Неудивительно, что три четверти верующих американцев считают, будто у них хорошие или даже отличные шансы попасть именно на небо. При этом для одних главным является встреча с богом (геоцентрическое представление), для других – с родными и друзьями (антропоцентрическое представление). Истоки подобных упований весьма давние. В статье напоминается, в частности, что «в некогда пуританской Новой Англии универсалисты пришли к выводу, что – Бог слишком добр, чтобы отправлять кого-либо в ад, а унитарии – что люди слишком хороши, чтобы Бог стал их наказывать, если Он вообще существует» (Вудуорд, 1990: 13). Таким весьма наивным образом американцы пытаются избавиться от страха перед смертью.(55–56)

Разумеется, соответственно меняются акценты и в православии, и в католицизме. В этих конфессиях тоже не столь поспешно и охотно апеллируют к иоанно-златоустовским картинам. Так, среди сотен страниц официальных документов Второго Ватиканского Собора, опубликованных в течение двух лет (1963–1965 гг.) упоминаний об аде просто не встречается, хотя его, естественно, никто «не отменял».

В статье Вудуорда упоминается также о том, в какое смущение приводит верующих такой, например, вопрос: оправданно ли, что столь праведный человек, как Ганди, должен находиться в аду? Между тем такого рода вопрос справедлив не только в отношении этого выдающегося деятеля. Вместе с тем в ней подчеркивается, что «у фундаменталистов нет сомнения относительно ада и рая, а также того, кто куда попадет» (Вудуорд, 1990: 14). Так что проблема «воздаяния» по-прежнему остается более чем острой и актуальной, демонстрируя вновь и вновь исключительно разнообразные и всегда произвольные версии ее решения, в том числе и самые экзотические. Небезынтересно обратить внимание и на то, что 24 процента американцев, чуть ли не четверть населения, верит в перевоплощение душ, т.е. в какой-то мере и той или иной форме разделяют версии восточных верований, которые, как уже отмечалось, в принципе неприемлемы для христианства. Таким образом, всегда острейший вопрос, в какого, собственно говоря, бога верить, и для них остается более чем насущным.

Много общего, но и весьма специфичного в верованиях мусульман относительно рассматриваемого круга вопросов. Согласно мусульманской религии, сущность смерти, как подчеркивается в уже упоминавшейся безымянной статье, «это состояние ожидания, которое можно уподобить глубокому сну без сновидений» (Г.Д., 1994: 32). (Как представляется, нечто аналогичное присуще и иеговистским верованиям.) Но такого рода «ожидательное» состояние сразу же, не дожидаясь конца времен, минуют и получают вечную жизнь те, кто принял мученическую смерть «на пути Аллаха». Именно подобного рода обещаниями и вовлекают сегодня мусульманских смертников в акты терроризма.

Согласно мусульманским верованиям и обрядам, когда приходит срок смерти человека, о котором знает только Аллах, с дерева, растущего у его трона, падает лист с именем этого человека. Среди особенностей мусульманского погребального обряда (на него, естественно, как раз террористам-смертникам, как правило, рассчитывать(56–57)не приходится) можно отметить ту, что покойного пеленают и могилу для него делают по возможности просторней, обычно с нишей в боковой стене или углублением на дне могилы, чтобы покойный мог сесть, когда к нему явятся ангелы смерти. В течение сорока дней после рокового события (и тут тоже напрашивается определенная аналогия с христианством) ангел смерти Азраил должен разлучить душу и тело обреченного. Как бы человек не сопротивлялся такому трагическому исходу, победителем непременно выходит Азраил. Тем самым снова и снова подчеркивается обреченность человека, его бессилие в противостоянии реальной смерти, в том числе и естественной.

Коран, как и любое другое «священное писание», требует безусловного и неукоснительного принятия к исполнению всех содержащихся в нем представлений и предписаний, грозя за ослушание самыми суровыми карами. В нем можно прочитать, например: «Разве они не знали, что, кто противится Аллаху и Его посланнику, для того – огонь геенный на вечное пребывание в ней. Это – великий позор!» (К., 9: 64(63)). И далее следует строжайший наказ его посланнику: «О пророк! Борись с неверными и лицемерами, и будь жесток к ним. Их убежище – геенна, и скверно это возвращение» (К., 9: 74(73)). Все это звучит сегодня более чем жестко, однозначно и категорично.

За принятие именно такой веры и никакой другой обещаются, как и в христианстве за свою веру, вечные райские блаженства, а за ее отвержение – такие же вечные адские мучения, и тут религиозному воображению также поистине нет предела. Обнаруживаются вместе с этим, естественно, и характерные различия в картинах такого рода. В исламе, с характерной для него верой в посмертное существование в потустороннем мире, представления о рае и аде, по сравнению с христианскими, гораздо более детальны и колоритны. Как веруют мусульмане, в Судный день все люди должны будут пройти через мост ас-сират, который будет протянут над адом. Для грешников этот мост окажется тоньше волоса и острее лезвия меча, и они низвергнутся с него в адскую пучину; для праведников, напротив, он будет широк, и они пройдут через него с быстротой молнии и окажутся в вожделенном раю (джанне, т.е. саде).

Мусульманский рай, согласно исламским верованиям, представляет собой тенистые сады с источниками, каналами, прудами. В суре «Мухаммед» этот образ дополняется новыми яркими красками: «Образ сада, который обещан богобоязненным: там – реки из воды не портящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного. И для них там всякие(57–58)плоды и прощение от их Господа». Не раз возвращаясь к этой теме, вот что еще говорит Коран, в частности, в суре «Весть»: «Ведь для богобоязненных есть место опасения, сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный» (К., 78: 31–34). Обитателям мусульманского рая, возлежащим в богатых одеждах на расшитых ложах, прислуживают вечно молодые мальчики, а в жены праведникам даны прелестные девственницы-гурии или, по более поздней версии, любящие мужа-праведника его земные супруги, снова ставшие девственницами. Возраст пребывающих в мусульманском раю – 33 года (как и в христианской легенде – Иисусу Христу). «Итак, основные наслаждения мусульманского рая, –подытоживает его подробную картину С. Рязанцев, – это прохлада, покой, роскошные одежды, приятные еда и питье, вечно молодые супруги из райских дев и собственных жен, которые станут девственными и вечно молодыми» (Рязанцев, 1994: 374). В других подробностях картина эта еще более впечатляюща. Ею и прельщают мусульманские теологи, причем отнюдь не только террористов.

Не менее впечатляющей являются и картина мусульманского ада (джаханнама). Поистине устрашающ его образ в исламе: «Как тот, кто вечно пребывает в огне и кого поят кипящей водой, и она рассекает их внутренности» (К., 47: 16(5)–17). Неверные и грешники, связанные цепями, горят в огне или мучаются в жгучем холоде; им постоянно меняется кожа, чтобы страдания продолжались с прежней силой; они едят плоды, похожие на головы шайтанов, пьют гнойную воду и т.п. В исламе различаются разные категории обреченных на адские мучения, а в соответствии с этим и сам ад имеет соответствующую «архитектуру». Так что мусульманским теологам, в отличие от христианских, не приходится особо напрягать свое воображение, поскольку и без этого все разложено по полочкам и красочно расписано. И все же параллель с оценкой Н.А. Бердяевым христианского учения о вечности адских мучений напрашивается сама собой.

Однако существует еще одна принципиальной значимости теологическая позиция, различающая ислам и христианство, на которой, хотя бы коротко, нельзя не остановиться. Так, по «высшему разряду» полагается кара тем, кто верит в троичность бога, отрицаемую мусульманской религией. «О обладатели писания! – обращается к ним Коран. – Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины» (К., 4: 169 (171)). А вот дальше как раз и сказано: «Ведь Мессия, Иса, сын Марйам – только посланник Аллаха и его слово, которое он бросил Марйам и дух Его». И Коран призывает: «Веруйте же в Аллаха и Его посланников, и не говорите – три!» Неверные(58–59)же предостерегаются так: «Удержитесь – это лучшее для вас. Поистине – Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему то, что в Небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя» (К., 4: 169 (171)). Разумеется, такого рода сравнение можно было бы без труда продолжить, однако объем статьи ограничен.

Библиография

Вишев И.В. Жизнь, смерть, бессмертие человека – центральные проблемы мировоззрения и современной политики //Дискурсология: методология, теория, практика: доклады четвертой Международной научно-практической конф.; ноябрь-декабрь 2009 года. Россия – Мексика / под общей редакцией М.А. Малышева, О.Ф. Русаковой, В.Е. Хвощева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010.

Сочинения Оригена. О началах. – Казань, 1899.

Августин Блаженный. О граде Божием. – Киев, 1910, изд.2. – Ч.2.

Диакон Андрей Кураев. Раннее христианство и переселение душ. – М.: Гнозис, 1996.

Г.Д. Когда приходит Азраил //Наука и религия. – 1994. – № 7.

Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соч.: В 2-х т. Т.II. – М.: Правда, 1989. (Приложение к журналу «Вопросы философии»).

Ким Хёп Янг. Святость жизни: дискуссии вокруг эмбриональных стволовых клеток с точки зрения восточноазиатского христианина // Человек. – 2009. – № 5.

Гаврилов И.А. О загробной жизни человека до страшного суда. – Ленинградская духовная академия. Кандидатское сочинение. Рукопись, 1951.

Т Мисюк Н. Христианское учение о бессмертии души. – Ленинградская духовная академия. Рукопись, 1951– 1952. ворения Иоанна Златоуста. – СПб., 1895. Т. 1, кн. 2.

Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.

Скворцов К. Философия Отцов и учителей Церкви: Период апологетов. – Киев, 1868.

Ириней, еп. Лионский. Соч. в пяти книгах. – СПб., 1900.

Арнобий. Семь книг «Против язычников». – Киев, 1917.

Реверсов И. Очерк по западной апологетической литературе: II–III вв. – Казань. – 1892.

Рутерфорд И. Арфа Божия. – Лондон, [Б.Г.]

Бережной С.Б. Учение об анатмане и нирване буддийской философии //Вестник ЮУрГУ. – 2010. – ;№ 8 (184). Секция «Социально-гуманитарные науки». Вып. 14.

Деяния Вселенских соборов. – Казань, 1868, т. V.

Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). – М.: Книга, 1991.

Иоанн Златоуст. Полн. Собр. творений. – СПб., 1906, т. 12, кн. 1.

Познание, ведущее к вечной жизни. – Нью-Йорк (Бруклин, США), 1995.

Вудуорд К. Отрицание ада //Америка. — 1990. — № 404.

Рязанцев С. Танатология — наука о смерти. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994.(59)

1 Вышла из печати статья: Новая веха в истории российской философии // Технополис.- Челябинск, 2002.- № 11 (25 нояб.).

2 В. Травин - псевдоним А.Ф. Тюленева - зам. гл. ред. газ. "Время".

1 Вишев И.В. XXI век может и должен стать временем достижения практического бессмертия людей //Экономика и социум на рубеже веков: сборник тезисов участников межвузовской научной конференции (21–22 февраля 2002 г.). – Челябинск: Изд-во «ЮжУралИнформ», 2002, с.44–46; Проблема клонирования человека (в оригинале: и возможности его практического бессмертия.//Экономика и социум на рубеже веков: материалы межвузовской научной конференции (27–28 февраля 2003 г.) — ч. II Социум. — Челябинск: ЧИ(ф)РГТЭУ, 2003, с.72–75).

2 Вишев И.В. Рационализм в поиске решения проблемы бессмертия человека //Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского философского конгресса (16–20 сентября 2002 г.) В 3 т. Т.2: История древней средневековой философии, история философии Нового и новейшего времени, Русская философия, философия Востока, философия культуры, этика, эстетика. Коллоквиумы. Круглые столы. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002, с.280–281.

3 Вишев И.В. Впервые на Всемирном философском конгрессе //Вестник РФО. — 2003. — № 3, с.62–67; Современное человечество перед лицом глобальной проблемы жизни, смерти и бессмертия человека //«Философский пароход»: Материалы XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к мировым проблемам». Доклады участников российской делегации. — Краснодар–Москва, 2004. — С.56–59.

4 Глобалистика: Энциклопедия. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. – С.362-363; 1286.

5 www.imminst.org

6 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. — М.: Издательская группа Прогресс; Традиция. — 1995 — 1999.

7 Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровских чтений. 8–10 декабря 1995. Вып.1 и Вып.2. — М.: Наследие, 1996.

8 Кравков Н.П. Данные и перспективы по оживлению тканей умерших //Бессмертие. — 1922. — № 1, с.2–3.

9 Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в контексте философской антропологии //Антропологические конфигурации современной философии: Материалы научной конференции, 3–4 декабря 2004 г. — М., 2004, с.32–35

10 Вишев И.В. Достижение практического бессмертия человека и решение проблемы его отчуждения: Тезисы доклада на VII Международном философско-культурологическом конгрессе (27–31 августа 2004 года, Санкт-Петербург) .

11 Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. — М.: Изд-во «Академический Проект», 2005.

12 Фейербах Л. Избранные философские произведения. — В двух томах. — Т.I. — М.: Госполитиздат, 1955, с.298.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, с.90.

14 Там же, с.610.

15 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. — М.: Мысль, 1974, с.206.

16 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, с.553.

17 Там же, с.116.

18 Вишев И.В. Ювенология // Глобалистика: Энциклопедия. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003, с. 1286.

19 Вишев И.В. Иммортология // Глобалистика: Энциклопедия. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003, с. 362–363.

20 Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. — М.: МЗ Пресс, 2002. (с.10)

21 Вопросы статистики. 2006. № 2. С.61.

22 Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России // ЭКО. — 2004. — № 1, с.16.

23 Там же. С.17.

24 Там же.

25 www.gks.ru; www.statrus.info/common/check.jsp?enc=rus и др.

26 http://www.un.org/russian/documen/declarat/decl_clon.htm

27 Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Войдите в радость Господа своего. Размышление о вере, человеке и современном мире. — http://www.pravoslavie.ru

28 Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002; Вишев И.В.Проблема практического бессмертия и реального воскрешения //Философия и будущее цивилизации. М., 2005. Т.4. С.754–755; Вишев И.В.Проблема реального воскрешения человека: мировоззренческий и естественнонаучный аспекты //Вестник Российского философского общества. 2005. № 2. С.170–173.

29 Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. — М.: Академический Проект, 2005.

30 Трубников Н.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни (Через смерть и время к вечности) //Философские науки. — 1990, № 2. С.104–107; Демичев А.В. Дискурсы смерти. СПб., 1997; Идея смерти в российском менталитете /Под ред. Ю.В. Хен. СПб., 1999; Янкелевич В. Смерть. М., 1999.

31 Мацына А.И. Смерть как онтологическая категория (Метафизика смерти). Автореферат дисс. … канд. философ. наук. Челябинск, 2006.

32 Федоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995–1999.

33 Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. М., 2005.

34 Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990; Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002; Артюхов И.В., Кирилюк И.В. Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму //Вестник Российского философского общества. 2006, № 2. С.68–70.

35 Васильев Л.С. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

36 Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., 1966. С.261.

37 Литвинский Л.А. «Золотые люди»в древних погребениях Центральной Азии: Опыт истолкования в свете истории религии //Сов. Этнография. 1982, № 4. С. 34–43.

38 Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965. С.42.

39 Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. С.33.

40 Там же. С.34.

41 Там же. С.68.

42 Гильгамеш. Вавилонский эпос. СПб., 1919. С.50.

43 Там же. С.65.

44 Там же. С.67.

45 Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. С.100.

46 Гесиод. Теогония //Эллинские поэты. М., 1929. С.123.

47 Матье М.Э. Из истории свободомыслия Древнем Египте //Вопросы истории религии и атеизма. М, 1956. Сб.3.С.382.

48 Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С.335.

49 Вишев И.В. Проблема реального воскрешения человека: мировоззренческий и естественнонаучный аспекты //Вестник Российского философского общества. 2005, № 2. С.170–173.

50 Вишев И.В. Проблема практического бессмертия и реального воскрешения //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24–28 мая 2005 г.): В 5 т. М., 2005. Т.4. С.755.

51 /v-poslednee-vremya-v-politicheskikh.html

52 Вишев И.В. Концепция практического бессмертия человека и его реального воскрешения //Челябинский гуманитарий: Сборник научных трудов членов Челябинского отделения Академии гуманитарных наук. — 2006. — №1. — С.49–53.

53 Вишев И.В. Достижение практического бессмертия человека и его реального воскрешения — двуединая задача //Вестник Российского философского общества. — 2007. — №2. — С.109–112.

54 Лось В.А. История и философия науки: Основы курса: Учебное пособие.  — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кْ», 2004. — С.260.

55 Там же.

56 /press/obzor25.htm

57 Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире. — М.: МГУ, 2005. — С.8.

58 Там же. — С.9.

59 Дубровский Д.И. Наука, философия и воинствующий клерикализм //Вестник Российского философского общества. — 2007. — № 4. — С.153.

60 /independent/2008/04/14/11:57:14/clones

61 Igor Vishev, Problema lichnogo bessmertiya [The Problem of Personal Immortality] (Novosibirsk: Nauka – Siberian Branch, 1990), 79–94.

62 Igor Vishev, Na puti k practicheskomu bessmertiyu [Towards Practical Immortality] (Moscow: MЗ-Press, 2002), 86–95.

63 Dmitry Merezhkovsky, “Iisus Neizvestnyi” [“Jesus Unknown”], in Oktyabr’ 10 (1993): 163. (p. 88–89)

64 Vissarion Belinsky (1811–1848), Alexander Gertsen (1812–1870), Nikolai Chernyshevsky (1828–1889), and others.

65 Konstantin Tsiolkovsky (1857–1935), Maxim Gorky (1868–1936), and others.(p. 89–90)

* Под концепцией (лат. conception – восприятие) понимается система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения; понимание чего-либо. Теологическая концепция – богословское понимание тех или иных вопросов, прежде всего, мировоззренческого характера.

  1. Игорь Владимирович Винокуров, Николай Николаевич Непомнящий Кунсткамера аномалий

    Документ
    Легко ли быть оборотнем? Есть ли на Земле люди кровососы? Будет ли продолжен «послужной список» Вампира Кислых Ванн? Жиль де Ре и Эржебет Батори — патология или сознательный вампиризм?
  2. Игоря Федоровича Глухова от всей души поздравляем с Днем Рождения! Удачи во всех делах. Спасибо за помощь, поддержку и внимание. Успехов во всех намеченных дела

    Документ
    Игоря Федоровича Глухова от всей души поздравляем с Днем Рождения! Удачи во всех делах. Спасибо за помощь, поддержку и внимание. Успехов во всех намеченных делах!
  3. │ Christof Gunzi H. Struktur und existenz. Гюнцль Кристофер Структура и Экзистенция doc

    Документ
    doc │ Michael A.De Budyon - Гитлер и Христос.txt │ Michael A.De Budyon. Гитлер и Христос.htm │ Pavla Jonssonov - Gender and Culture.doc │ Tragedy, Satyr-Play, and Telling Silence in Nietzsche s Thought of Eternal Recurrence.
  4. Человек может и должен стать практически бессмертным

    Документ
    Вашему вниманию предлагается необычная книга. В ней обосновывается принципиально новый, нетрадиционный взгляд на реальную возможность осуществления заветной мечты людей о неограниченно долгой и достойной жизни.
  5. Бессмертию

    Документ
    Рассмотрены предмет и содержание таких взаимосвязанных научных дисциплин, как философия жизни и виталогия, философия смерти и танатология, философия бессмертия и иммортология; изложены основные положения современной концепции практического
  6. Игорь Пыхалов (1)

    Документ
    Любой уважающий себя народ обязательно имеет свои святыни. Для народов страны, носившей когда-то гордое имя СССР, а до того называвшейся Российской империей, такой святыней является память о Великой Отечественной войне.
  7. Игорь А. Муромов (1)

    Документ
    Во всемирной истории воздухоплавания наряду с выдающимися достижениями есть и немало печальных страниц. Стремление человека подняться в воздух и даже прорваться в космос всегда было сопряжено с огромным риском.
  8. Игорь А. Муромов (2)

    Документ
    В 1783 году в небо впервые поднимается воздушный шар братьев Монгольфье. При попытке пересечь Ла‑Манш 15 июня 1784 года погибает отважный де Розье — первая жертва воздухоплавания или аэронавтики.
  9. План доклада на съезде рабочих, поселян и горцев черноморского округа 26 июня 1920 года 11 (1920 г.)|outline >

    Доклад
    Фотографии, помещенные в этом издании, предоставлены для воспроизведения Центральным государственным театральным музеем имени А. А. Бахрушина, Музеем МХАТ СССР имени М.

Другие похожие документы..