Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» часть

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. З. БИИШЕВОЙ

Кафедра истории Отечества и МПИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ИСТОРИЯ РОССИИ»

ЧАСТЬ I.

«ИСТОРИЯ РОССИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII в.»

специальность 050401 «История»

Учебно-методический комплекс Составитель: к.и.н., доцент

обсужден и утвержден Семенова Н.Л.

на заседании кафедры

«_____»____________200__г.

Заведующий кафедрой _____________ профессор Самородов Д.П.

Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа

Пояснительная записка……………………………………………………...3

I. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………5

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий……………………………….6

2.2. Содержание разделов дисциплины………………………………….6

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.20

IV. Содержание промежуточного и итогового контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов…………………………………………21

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………..21

4.3. Примерная тематика курсовых работ………………………………23

4.4. Примерный перечень вопросов, вынесенных на

государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории…….24

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература………………………………………….25

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины……………………..28

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….28

VI. Словарь основных терминов……………………………………………28

Рабочая программа

Пояснительная записка……………………………………………………31

I. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)……………32

II.Содержание разделов дисциплины и тем

2.1.Тематика лекций……………………………………………………..35

2.2. Тематика семинарских занятий…………………………………….51

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1. Методические указания для преподавателей ……………………..86

3.2. Методические указания для студентов……………………………87

IV.Содержание итогового и промежуточного контроля.

4.1.Задания для самостоятельной работы студентов…………………88

4.2.Творческие задания (тематика эссе)………………………………98

4.3. Вопросы контрольных работ …………………………………….100

4.4. Тематика курсовых работ…………………………………………100

4.5. Контрольные тесты для внутрисеместровой проверки…………102

4.6. Контрольные задания для проверки остаточных знаний……….135

4.7. Перечень вопросов к курсовым экзаменам……………………...157

V.Материалы государственного итогового междисциплинарного

экзамена по истории……………………………………………………….160

VI.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Рекомендуемая литература………………………………………..161

6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины…………………..164

VII.Словарь основных терминов…………………………………………164

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «История России» является необходимой частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу базовых дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета. Данный учебный курс изучается студентами исторического факультета в течение шести семестров (1-6). Первой частью этого учебного курса является курс «История России с древнейших времен до конца XVIIIв.», который изучается студентами в 1-2 семестрах.

Курс «История России» относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального компонента ГОС ВПО по специальности 050401 (032600) «История». Особое место данного курса в профессиональной подготовке студентов обусловлено значительным учебным временем, которое выделяется на его освоение и обширными учебно-воспитательными задачами, которые реализуются в процессе изучения истории России.

Учебный курс «История России» имеет широкие межпредметные связи. Изучение данного учебного курса связано с такими дисциплинами, как вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение истории России, история древнего мира, история средних веков, историография истории России, история русской литературы и др.

Учебная программа курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» разработана на основе типовой, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования. Программа включает необходимый минимум дидактических единиц, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401 (032600) История (2005 г.). Программа построена в соответствии с требованиями ГОС ВПО, а также примерной программой изучения дисциплины.

Целью курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» является изучение совокупности фактов, событий и явлений истории России на основе анализа источников и исследовательской литературы. Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

- проанализировать основные этапы и важнейшие события отечественной истории,

-раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории России,

- показать место России в мировом историческом процессе,

- представить состояние источников по всем периодам российской истории и перспективы расширения источниковой базы,

- дать анализ историографии дискуссионных проблем истории Отечества.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная,

- научно-методическая,

- культурно-просветительная.

Изучение дисциплины «История России» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой,

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом,

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения,

- воспитание у студентов уважительного отношения к культурно-историческому наследию,

- воспитание у студентов чувств патриотизма, гордости за историческое прошлое своего народа.

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования,

в области культурно-просветительской деятельности:

-формирование общей культуры студентов.

В учебной программе выделено два крупные раздела: история России с древнейших времен до начала XVII в.; история России XVII-XVIII вв. В разделах нашли отражение наиболее важные темы, характеризующие процессы экономического, политического, социального, культурного порядков в истории нашего государства. Изложение материала в программе дается по проблемно-хронологическому принципу. Отработка основных понятий рассматривается как важная часть методологической подготовки будущих учителей. В целях гуманизации исторического образования в программу включена характеристика исторических деятелей, военачальников. Для самостоятельной работы студентов предлагается подготовка необходимых материалов, профессионально ориентированных на последующее использование в школе. Среди них могут быть материалы, раскрывающие личность и деятельность людей, вошедших в историю, а также материалы по наиболее сложным и важным проблемам вузовского и школьного курса отечественной истории.

Специфика изучения данной учебной дисциплины связана с последовательным осуществлением следующих принципов:

- историографичность в изложении всех крупных проблем, в оценках исторических событий и личностей;

- опора на анализ источников при освещении каждого вопроса, проблемы;

- рассмотрение истории России через призму всемирно-исторического процесса, в связи с историей других государств;

- отказ от ориентации на одну универсальную теорию, которая выступает в качестве всеобъемлющей методологии и использование разнообразных концепций истории: цивилизационной, культурологической, стадиальной, историософской и т.п.;

- отказ от политизации исторической науки;

- следование объективности, историчности, системности в освещении и оценках исторических событий;

- использование новейших достижений и открытий исторической науки в процессе преподавания истории России;

- опора на современные методы исторических исследований;

- гуманизации исторического образования;

- формирование у студентов интереса к самостоятельной исследовательской работе;

- использование межпредметных связей;

- использование материала по истории России для воспитания патриотизма и чувства любви к своей родине.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, выполнение контрольных работ, курсовых и дипломных работ, сдача Государственного экзамена.

Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и практических занятий, сдачу коллоквиумов, монографий, подготовку рефератов и сообщений, докладов по предлагаемым темам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса студент должен знать:

  • основные эпохи и важнейшие события российской истории;

  • место и роль России во всемирном историческом процессе;

  • основные комплексы источников по истории России;

  • важнейшие историографические проблемы отечественной истории;

  • аспекты всех сторон исторического развития страны;

уметь:

  • решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

  • приемами и методами научного анализа и критики источников по истории России.

I. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

Общая трудоёмкость

390

Аудиторские занятия

200

124

76

Лекции

154

96

58

Практические занятия (семинары)

46

28

18

Лабораторные работы

-

-

-

Самостоятельная работа

190

110

80

Курсовые работы/рефераты

Х

-

курсовая работа

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

Курс «История России с древнейших времен до конца XVIII в.», общим объемом 390 часов (включая часы на аудиторную и самостоятельную работу), изучается студентами первого курса в течение 1-2 семестров. Формой итогового контроля знаний студентов является курсовой экзамен, который сдают студенты в конце каждого семестра. При этом курсовой экзамен включает проверку знаний причинно-следственных связей, дат, конкретно-исторических событий, терминов и понятий, карты. Важным показателем является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе; раскрывать суть концепции того или иного историка; ориентироваться в многообразии историографических и методологических школ; проводить анализ источников и литературы. Формами промежуточного контроля знаний студентов являются коллоквиумы, контрольные работы, задания по конспектированию научных статей, монографий и другой научной литературы. В целом программа нацеливает студентов на самостоятельное осмысление общего и особенного в истории России и других стран, выявление основных закономерностей и направлений исторического развития.

Изучение курса «История России» заканчивается сдачей итогового междисциплинарного государственного экзамена, в который включены вопросы и по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII в.». Особенностью итогового междисциплинарного экзамена является проверка не только конкретно-исторических знаний студентов, но и знаний в области источниковедения, историографии, методики исторического исследования.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» часть (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «История России» имеет широкие межпредметные связи. Изучение данного учебного курса связано с такими дисциплинами, как вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение истории России, история древнего мира, история
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (1)

    Учебно-методический комплекс
    У- Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917 – 2008 гг.» / Сост. Д.В.Ковалёв – Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России 1917– 2008 гг.» разработан в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя по специальности 050401 «История»
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История (3)

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России. 1861 1917 гг.» для специальности 032600 «история» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Отечественная история» для исторических факультетов педагогических университетов подготовлен и ведется с учетом требований, вытекающих из профессиональной характеристики специалиста – учителя истории, и в соответствии с новыми учебными планами.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.

Другие похожие документы..