Польское общественно-политическое движение в Беларуси 2-ой половины

ВСЕБЕЛОРУССКОЕ СОБРАНИЕ КУРСОВЫХ

Предмет:История

Тип:Диплом

Количество страниц:46

Тема:Польское общественно-политическое движение в Беларуси 2-ой половины XIX – начала XX вв.

Содержание

Введение …………………………………………….3

Глава I. Особенности польского общественно-политического движения на Беларуси второй половины XIX – начала XX веков…………………5

Глава II. Деятельность польских общественных организаций на Беларуси во второй половине XIX века………………………………………………….12

Глава III. Деятельность польских политических партий на Беларуси в конце XIX - начале XX веков………………………………………………...29

Заключение…………………………………………40

Примечания…………………………………………42

Литература………………………………………….44

Введение

В силу того, что Польша во второй половине XIX – начале XX веков была разорвана на части дер­жавами-соседями, польское освободительное движение развива­лось в довольно специфических условиях. Идея воссоединения и восстановления страны была настолько сильна у поляков, что, зачастую, заслоняла собой социальные программы. Подобные процессы имели место и в Белоруссии.

Вопрос о польских политических партий действовавших на территории Беларуси в конце XIX – начале XX веков интересовал и интересует широкий круг исследователей.

Задачами курсовой работы было исследовать причины создания польских политических партий действовавших на Беларуси, особенность их деятельности на территории Беларуси, изучение их политических взглядов. Несомненно большую роль при написании курсовой работы было в изучении исторической роли и места, которое оставили польские политические партии в истории Беларуси.

Входе написания курсовой работы был исследован широкий круг источников, таких как периодические публикации самих партий: Goniec Codzienny, Goniec Wiliocski, Курьер Литэвски. А также ряд работ таких исследователей как: Дьяков, Орехов, Смирнов, Снитко, Яжборовская и других. Наибольшую помощь при работе над курсовым проектом оказала работа В. Н. Черепицы «Истоки (Очерки из истории русско-белорус­ско-польских революционных и культурных связей XIX- начала XX веков)»

Проблема поднятая в курсовой работе очень актуальна. Ведь после распада Советского Союза многие политические партии современной Польши включили территорию Беларуси, особенно западные территории в ареал своего распространения.

Глава I. Особенности польского общественно-политического движения на Беларуси второй половины XIX – начала XX веков

Ликвидация польской государственности в 1815 году постави­ла формировавшуюся польскую нацию в драматическое положе­ние. Угроза потери национальной самостоятельности стала мощ­ным импульсом в деле защиты национального языка, культуры, традиций, религиозных верований. В течение всего периода утра­ты государственности национально-освободительная борьба поль­ского народа велась в разных формах и с разной степенью напря­женности.

Здесь одной из пассивных форм польского национального дви­жения являлась организация тайных польских школ.

Очевидно, что первые тайные школы преследовали цель сохра­нения польской культуры, письменности, поддержания особой атмосферы "польскости", основанной на уважении к собственной истории и почитании религиозных обрядов и верований в усло­виях официального запрета польского языка. Следует заметить, что тайная польская школа охватывала и значительное количес­тво белорусов-католиков.

Ужесточение политики царского режима в отношении Коро­левства Польского в последней четверти XIX века повлекло за собой подъем польского национального движения. Именно в это время происходят первые проникновения освободительных идей в область народного образования. Тайные польские школы не яв­лялись исключением в этом сложном процессе. В конце XIX века начинают проявляться первые признаки дифференциации между городскими и сельскими тайными школами. Городские школы постепенно становились хорошо организованными центрами, где, благодаря заслугам польских педагогов, сохранялись в чистом виде отдельные элементы польской культуры.

В конце 80-х начале 90-х годов XIX века польское обществен­ное движение претерпевало изменения, суть которых заключалась в политической активизации все более широких слоев и групп населения. К этому времени в нем в основном завершился процесс формирования новых политических концепций, начавшийся пос­ле поражения последнего национального восстания. Имущая часть общества стремилась приспособиться к существованию в услови­ях расчлененной страны. Общим для них во всех частях Польши был отказ от борьбы за национальное освобождение, примирение с разделами страны и утратой государственности. Социалисты противопоставляли лоялизму буржуазии стремление к социально­му и политическому освобождению. Единственно организован­ной силой была социально-революционная партия "Пролетари­ат". Провозглашенное ею положение о необходимости тесного сотрудничества с российским освободительным движением явилось продолжением и развитием традиций левого крыла польского освободительного движения. В Королевстве Польском после неко­торого спада социалистического движения обозначился новый общественный подъем. Патриотически настроенная и политичес­ки активная часть интеллигенции, особенно студенческая моло­дежь, втягивалась в зарождавшиеся массовые демократические движения.

С активизацией студенческого движения в Российской импе­рии и Королевстве Польском связано возникновение новых тай­ных польских школ на территории Гродненской губернии. Пре­подавателями в этих школах зачастую становилась патриотичес­ки настроенная студенческая молодежь, исключенная за свои взгляды из высших учебных заведений, но преобладали здесь все-таки люди с начальной подготовкой.

Согласно "Временным Правилам" от 1892 года, подобные шко­лы подвергались юридическому преследованию. Установить чис­ло таких школ невозможно, т. к. в архивных фондах имеются в наличии сведения только о тех из них, которые были обнаружены и закрыты властями, а обнаружить их удавалось относительно редко. По сведениям пристава 3-го округа Гродненского повета "при появлении в деревне чина полиции мальчики разбегаются по хатам и от школы никакого следа не остается, тем более, что они собираются не всегда в одном доме и приходится узнавать о существовании такого рода школы, когда в деревне между кресть­янами возникает какая-нибудь ссора". В НАРБ в Гродно имеется ряд документов, подтверждающих наличие подобных школ в последней четверти XIX века. Начальник Гродненской Дирекции Народных Училищ донесением от 30 марта 1884 года за № 1530 сообщал Гродненскому Губернатору о том, что "тайное обучение усиливается: почти в каждой деревне находится тайная школа. Особенно сложная ситуация наблюдается в Сокольском уезде. А полиция не обращает внимания". [1]

В результате принятых губернатором "мер" отношение поли­ции к тайному обучению изменилось. В январе 1886 года Сло­нимский уездный исправник докладывал Гродненскому губерна­тору о дисциплинарном взыскании, наложенном на пристава Пастернацкого о недонесении существования школы в деревне Яворской-Руде. Причиною недонесения было непризнание им школы, а обыкновенным обучением мещанкою Вилькевич молит­вам 4-х крестьянских детей: 3-х католиков и одного православно­го. В школе обучались: 1) Степан Осипов Каралька (православ­ный 9-и лет); 2) Осип Васильев Василькевич (католик 9-и лет); 3) Михаил Иванов Лебедзь (католик 8-и лет); 4) Михалина Ивано­ва Белуш (католичка 8-и лет). Школа существовала около 10 дней, после чего была закрыта. Особое возмущение Слонимского уез­дного исправника вызвало то, что среди старинных польских молитвенников, найденных в доме, были и недозволенные книги, нелегально перевезенные через границу.[2]

Начальник Жандармского Управления Слонимского и Волковысского уезда в своем донесении от 3 февраля 1888 года сообщал начальнику Гродненского Губернского Жандармского управле­ния, что унтер-офицером Жариным 17 декабря 1887 года был составлен протокол о существовании тайной польской школы в доме крестьянина Казимира Вилькевича в деревне Яворской-Руде Пацовской волости Слонимского уезда. Среди найденной литера­туры были также и нелегальные издания (какие именно не указы­ваются).

Полицейский урядник Вельского уезда 23 апреля 1888 года составил 3 протокола об открытии тайных школ в деревне Крин­ках-Соболях в доме мещанина Мартина Осипова Кринского; в деревне Селюках в доме крестьянина Секрюцкого (преподавала жена Антонина Иосифовна Секрюцкая); и в селе Долубовичи в доме, принадлежавшем Долубовскому римско-католическому при­ходу в квартире органиста того костела, мещанина Бронислава Маевского.

Обучение происходило на польском и русском языках по следу­ющим учебникам:

  1. "Новая и полная русская азбука" изд. П. А. Галушкова
    (Москва, 1876 г.). Книга дозволена Московской цензурой.

  1. Три русских разорванных букваря.

  2. Два польских букваря.

  1. Пять старых польских молитвенников. Польский букварь "Nauka czytania pisma polskiego" (дозво­лен Варшавской цензурой).

  2. Два польских молитвенника "Sluzba Boza" изд. Иосифа За­
    вадского в Вильно, 1875 г.

7. Два издания И. Завадского в Петербурге, 1869 г.
Помимо этого был обнаружен ряд недозволенных книг.[3]

О причинах медленного обнаружения школ ярко свидетельствует рапорт Белостоцкого уездного исправника Гродненскому губер­натору от 10 марта 1888 года. По его мнению, главной причиной такого положения служит "крайняя осторожность учителей. По­лиция не получает содействия от населения, так как десятские, сотники, старосты и даже старшины, ввиду принадлежности к польской нации, а также посылая своих детей в данные польские школы, склонны к сокрытию наличия оных. В процессе следствия находят множество книг с оборванными обложками, что значи­тельно затрудняет попытки узнать, дозволены ли они цензурой. Также часто встречаются рукописные тетради на польском язы­ке".

К концу XIX века тайное польское обучение было поставлено уже на достаточно высокий уровень, что значительно снижало возможность их обнаружения.

В 1894-1895 годах наблюдается новый всплеск в тайном поль­ском обучении. Это было связано не только с деятельностью ППС, но движением народовцев (в 80-е годы XIX века это понятие употреблялось в значении "народник", "друг народа" и лишь с конца 90-х годов XIX века - в значении "националист"). Аван­гард нации народовцы видели в интеллигенции, мыслящей кате­гориями "национальных интересов". Под эгидой народовцев в 1891-1894 годах в Королевстве Польском проводились дни "на­ционального траура", уличные шествия, посвященные памятным датам национально-освободительной борьбы - столетию консти­туции 3 мая (отмечалось в 1891 г.), столетию со дня победы Т. Костюшко в битве под Рацлавицами - 5 апреля 1894 г., столетию восстания под руководством Я. Килиньского - 17 апреля 1894 г. Организаторами манифестаций была студенческая молодежь. Подобные выступления имели место и на территории Гродненс­кой губернии.

Очередной этап польского нелегального обучения был напря­мую связан с революцией 1905-1907 гг., которая имела отголосок и в Белоруссии. Революция временно внесла ряд изменений в дело народного образования. На некоторое время была достигнута возможность легального обучения на польском языке. Однако после подавления революции наступает период реакции и тайное обучение набирает новую силу. Развивается целая сеть нелегальных школ, многие из которых существовали вплоть до восстановления Польского государства в 1918 году, а впоследствии были преобразованы в городские и сельские общеобразовательные школы. Таким образом, дело тайного обучения не прошло бесследно для польского общества. Оно не только способствовало подъему общественного движения, но и сыграло важную роль в дальнейшем развитии польской культуры.

  1. Наталья Ивановна Макарова

    Документ
    Нет ничего случайного в мире. И поэтому для действительно мыслящего человека возникновение и действие тайных обществ не являются странными и необъяснимыми явлениями.
  2. Научно-популярное издание (1)

    Документ
    Это вполне ясный и предвиденный результат определенных причин. Во все века и во всех государствах существовали места, где кончалось владычество силы, где кумирам не поклонялись, где фетиши были осмеяны.
  3. Уводзіны ў гісторыю беларусі праблема перыядызацыі гісторыі Беларусі

    Документ
    Васюк Г.У., кандыдат гістарычных навук, дацэнт, дацэнт кафедры ўсеагульнай гісторыі (Установа адукацыі “Гродзенскі дзяржаўны універсітэт імя Я.Купалы”)
  4. Вопрос 1: Предмет, значение и цели дисциплины "История Беларуси" (в контексте мировой цивилизации). Периодизация истории Беларуси. Источники по истории Беларуси

    Документ
    Вопрос 1: Предмет, значение и цели дисциплины "История Беларуси" (в контексте мировой цивилизации). Периодизация истории Беларуси. Источники по истории Беларуси.
  5. Сергей кара-мурза сергей смирнов политический бестселлер манипуляция сознанием 2

    Реферат
    Требуются их укрепление и модернизация, и долг всех, кто ценит свою духовную сво- боду, — помогать в этом друг другу У Сергея Смирнова это — вторая книга, и, на мой взгляд, очень цен- ная.
  6. Альманах Центра общественных экспертиз Выпуск Апрель 2008 г. Альманах Центра общественных экспертиз: Научное издание. № История. Политология. Философия. Экономика. Юриспруденция. Москва: нп «Центр общественных экспертиз», 2008. – 208 с (1)

    Документ
    Альманах Центра общественных экспертиз: Научное издание. № 1. История. Политология. Философия. Экономика. Юриспруденция. Москва: НП «Центр общественных экспертиз», 2008.
  7. Альманах Центра общественных экспертиз Выпуск Апрель 2008 г. Альманах Центра общественных экспертиз: Научное издание. № История. Политология. Философия. Экономика. Юриспруденция. Москва: нп «Центр общественных экспертиз», 2008. – 208 с (2)

    Документ
    Осипенкова О.Ю. Аспект совершенствования учебного процесса в рамках Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу ……
  8. Конкурс является составной частью программы «Обновление гуманитарного образования в России». Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос (1)

    Конкурс
    По замыслу автора, название книги призвано отразить: процесс социализации международных отношений, как общий знаменатель их эволюции; преемственность с политической наукой, вытекающую из констатации того, что государства и межправительственные
  9. Конкурс является составной частью программы «Обновление гуманитарного образования в России». Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос (2)

    Конкурс

Другие похожие документы..