Рабочая программа по учебному курсу биологии для 8 класса Составитель

Муниципальное образовательное учреждение

«Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ

«Рассмотрено» Согласовано Утверждено и введено в действие на заседании ШМО зам.директора по УР приказ №_____

протокол № _____/ «____» _________ 2010г. от «___»__________2010 г.

от «___» _______ 2010 г. ____________________ Директор МОУ «Староромашкинская СОШ»

____________________ /Гизатуллина Р.Р./ ____________/Сабитов Р.Ш./

/Давлетшина Р.Г./

Рабочая программа

по учебному курсу биологии для 8 класса

Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Сабитов Роберт Шафигуллович

2010 – 2011 учебный год

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом авторской программы В.В.Пасечника.

Общая характеристика учебного предмета.

Одна из основных задач при преподавании курса биологии в 8 классе ( раздел «Человек.») состоит в том, чтобы формировать у школьников научное понятие о единстве организма и среды обитания.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания природы.

  • Овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры и поведения в природе.

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни:

  1. предупреждение травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), профилактике нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний,

  2. оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах, кровотечениях, спасении утопающих,

  3. проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

Задачи.

    • Обучения

Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности.

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека через систему уроков,

  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умение проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашнего задания,

  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников, умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.

  • Развития

Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников памяти, мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

  • Воспитание

Способствовать воспитанию социально- успешных личностей, формирование валеологической и коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органической связи с их нравственным воспитанием через учебный материал уроков.

Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.

Знать/ понимать:

  • Признаки сходства и отличия человека и животных;

  • Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • Особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь:

  • Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • Выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • Сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • Определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

  • Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

Тематический план.

Название темы

Количество часов

Тема 1 Введение. Науки, изучающие организм человека

Тема 2 Происхождение человека

Тема 3. Строение организма

Тема 4. Опорно-двигательная система

Тема 5. Внутренняя среда организма.

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы.

Тема 7. Дыхание.

Тема 8 Пищеварение.

Тема 9. Обмен веществ и энергии.

Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

Тема 11. Нервная система.

Тема 12. Органы чувств.

Тема 13.Высшая нервная деятельность.

Тема 14. Эндокринная система.

Тема 15.Индивидуальное развитие организма.

2

3

5

7

5

6

4

5

4

5

4

6

5

2

6

Содержание курса.

Тема 1. Введение. Науки, изучающие организм человека.(2 часа)

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина – науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, К.Гален, А.Везалий.

Тема 2. Происхождение человека (3 часа).

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.

Тема 3. Строение организма (5 часов).

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Органы человеческого организма. Система органов.

Тема 4. Опорно-двигательная система. (7 часов).

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединение костей.

Строение и функции скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опрно - двигательной системы. Нарушение опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Тема 5. Внутренняя среда организма (5 часов).

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э.Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов).

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфаобращения. Сердечно- сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Тема 7. Дыхание (4 часа).

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Тема 8. Пищеварение (5 часов).

Значение питания. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Тема 9. Обмен веществ и энергии (4 часа).

Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль. Витамины и их роль в организме. Появление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушение обмена веществ.

Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.(5 часов).

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Гигиена кожи.

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Заболевание органов мочевыделения и их профилактика.

Тема 11. Нервная система (4 часа).

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждение.

Тема 12. Органы чувств (6 часов).

Понятие об анализаторах. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушение работы анализаторов и их профилактика.

Тема 13. Высшая нервная деятельность (5 часов).

Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина о создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Сон и бодрствование. Значение сна.

Тема 14. Эндокринная система (2 часа).

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

Тема 15. Индивидуальное развитие организма (6 часов).

Воспроизведение человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Органы размножения. Оплодотворение. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Используемый учебно-методический комплект

      1. Колесов Д.В.,Маш Р.Д.,Беляев И.Н. Биология. Человек 8 класс: учебник- М: Дрофа,2007.

      2. Колесов Д.В. Биология. Человек 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа,2003.

      3. Пугал Н, А, Тематическое и поурочное планирование по биологии 8 класс: к учебнику- М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Дополнительная литература

  1. Пименов А.В.,Пименова И.Н Биология: Дидактические материалы к разделу «Человек» 9 кл. – М.: Изд- во НЦ ЭНАС,2002.

  2. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ - Санкт- Петербург: Изд-во «Акцидиент», 1998.

  3. Сухова Т.С. Тесты по биологии 6- 11 кл.- М.: Дрофа, 2001.

  4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6- 8 кл.: Дрофа, 1997.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю

Практических работ и лабораторных – 10

Контрольная работа – 1, продолжительностью 1 час

Форма проведения промежуточной аттестации обучающихся:

- зачет

-тестирование

-биологические диктанты

Учебно-тематическое планирование по биологии . 8 класс.

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Виды учебной деятельности

Виды

контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата

План

Дата

Факт

I Введение. Науки изучающие организм человека (2 часа)

1

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

1

Формирования новых знаний и умений

Работа с текстом учебника, записи в тетради

Фронтальный опрос

Доказывать, что человек –существо биосоциальное. Характеризовать предмет и методы наук о человеке.

§ 1, стр. 3,

знать определения

2

Становление наук о человеке.

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника,заполнение таблицы в тетради

Тестовый контроль

Знать основные этапы развития наук

§ 2, вопросы

II Происхождение человека (3 часа)

3

Систематическое положение человека

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, записи в тетради

Фронтальный опрос

Определять место человека в систематике, приводить доказательства эволюции

§ 3, вопросы

4

Историческое прошлое людей.

1

Комбинированный

Записи в тетради

Фронтальный опрос

Знать этапы эволюции человека

§ 4, вопросы

5

Расы человека

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать признаки вида человека разумного, признаки рас

§ 5, вопросы

III Строение организма (5 часов)

6

Общий обзор организма.

Органы и системы органов.

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Фронтальный опрос

Знать план строения организма

§ 6, вопросы

7

Клеточное строение организма

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, с таблицей

Индивидуальный опрос

Доказывать единство органического мира. Знать строение и функции клетки

§ 7 стр. 27-30, заполнить таблицу на стр. 33

8

Физиология клетки

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать процессы жизнедеятельности клетки

§ 7стр. 30-32

9

Ткани

Л.р № 1 «Ткани организма человека»

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, лабораторная работа

Индивидуальный опрос

Знать основные типы тканей и их строение. Умение распознавать ткани и органы, которые ими образованы

§ 8 до нервной ткани, вопросы стр.39 с 1-5

10

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция организма.

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, в тетради, с таблицей

Индивидуальный опрос

Знать особенности строения нейрона, принцип рефлекторной регуляции

§ 8 (нервная ткань), § 9, вопросы

IV Опорно-двигательная система (7 часов)

11

Строение костей

1

Комбинированный

Работа с анатомомичес. таблицей

Фронтальный опрос

Знать типы костей и их строение, химический состав костей

§ 10, вопросы

12

Скелет человека.

Соединение костей

1

Комбинированный

Работа с анатомомичес. таблицей

Фронтальный опрос

Знать типы соединения костей. Уметь работать с анатомической таблиц

§11,.12,

вопросы

13

Строение мышц

П.р № 1 «Мышцы человеческого тела»

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, п.р

Индивидуальный опрос

Знать морфологию мышц. Умение определять местоположение мышц

§13, вопросы

14

Работа скелетных мышц и их регуляция

Л.р № 2 «Утомление при статической работе»

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, в тетради, проведение опыта

Фронтальный опрос

Знать механизм регулирующий работу мышц. Уметь проводить исследования утомления

§14, принести отпечатки своей ступни

15

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л.р № 3 «Осанка и плоскостопие»

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, лаб. исследования

Фронтальный опрос

Знать методы самоконтроля и коррекции осанки. Выявлять признаки нарушения

§ 15

16

Первая помощь при повреждениях скелета

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника

Индивидуальный опрос

Знать виды травм и уметь оказывать доврачебную помощь

§ 16, повторить

§§ 10-15

17

Обобщение знаний по теме «Опорно-двигательная система»

1

Повторения и обобщения знаний

Работа в тетради, с таблицами

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации

Творческое задание: составит кроссворд

V Внутренняя среда организма (5 часов)

18

Внутренняя среда организма

1

Формирования новых знаний

. Работа с текстом и рисунками учебника

Фронтальный опрос

Знать компоненты внутренней среды

§ 17 стр. 82-84

19

Плазма крови

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, анат. таблицей

Индивидуальный опрос

Знать хим. состав, функции; группы крови

переливание крови

Стр. 84, 97-98, 99 (!) № 2

20

Эритроциты и лейкоциты

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Индивидуальный опрос

Знать их образование, строение, состав, функции

Стр. 85-86, 88-89, 91, повторить термины

21

Иммунитет

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Биологический диктант

Знать защитные барьеры организма, виды иммунитета

§ 18, 19

22

Аллергия. СПИД

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, записи в тетради

Фронтальный опрос

Знать признаки и причины аллергии; пути передачи СПИДа и меры предосторожности

§ 19 стр. 97

VI Кровеносная и лимфатическая системы (7часов)

23

Транспортные системы организма

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника

Фронтальный опрос

Знать понятие кровообращение, строение сосудов

§ 20

24

Круги кровообращения

Л.р № 4 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебником, таблицей, практическая работа

Индивидуальный опрос

Знать большой и малый круги кровообращения. Уметь проводить лабораторные исследования

§ 21, вопросы

25

Строение и работа сердца

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника, таб.

Индивидуальный опрос

Объяснять связь строения сердца с его функцией

§ 22, вопросы

26

Движение крови по сосудам

Л.р № 5 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

1

Комбинированный

Работа с учебником, с рисунками

Индивидуальный опрос

Объяснять причину движения крови. Уметь проводить лабораторные исследования

§ 23, вопросы

27

Гигиена сердечно-сосудистой системы

Л.р № 6 «Подсчет пульса»

1

Комбинированный

Работа с учебником, проведение эксперимента

Фронтальный опрос

Знать физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Уметь находить пульс

§ 24, знать термины

28

Первая помощь при кровотечениях

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника,

Индивидуальный опрос

Знать типы кровотечений и способы их остановки

§ 25, вопросы

29

Обобщение знаний по теме: «Кровь»

1

Повторения и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Знать основные понятия темы

Творческое задание : составить

кроссворд

VII Дыхание (4 часа)

30

Строение и функции органов дыхания

1

Формирования новых знаний

Работа с текстом и рисунками учебника, таб.

Фронтальный опрос

Знать строение дыхательных путей

§ 26

31

Легкие. Дыхательные движения и их регуляция

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, заполнение таблицы

Индивидуальный опрос

Разъяснять связь дыхательной и кровеносной систем, механизм вдоха и выдоха

§ 27,28

32

Первая помощь при нарушениях дыхания

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника

Фронтальный опрос

Знать приемы первой помощи

§ 29, вопросы

33

Обобщение знаний по теме «Дыхание»

Повторения и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации

VIII Пищеварение (5 часов)

34

Питание и пищеварение

1

Формирования новых знаний

Работа с текстом учебника, анат. таблицей

Фронтальный опрос

Объяснять значение пищеварения. Знать строение пищеваритель ного канала

§30

35

Пищеварение в ротовой полости

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Фронтальный опрос

Знать типы и строение зубов, значение слюны, заболевания зубов.

§31

36

Пищеварение в желудке

Л.р № 7 «Действие слюны на крахмал»

1

Комбинированный

Работа с таблицей, в тетради, проведение лабораторных исследований

Индивидуальный опрос

Характеризовать переваривание пищи в желудке. Проводить лаборат . исследования и делать выводы

§32, вопросы

37

Кишечное пищеварение. Всасывание

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника,

Фронтальный опрос

Знать изменения пищевых веществ в кишечнике, барьерную роль печени

§33,34

38

Гигиена органов пищеварения

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Обосновывать правила гигиены питания, знать кишечные инфекции

§35, вопросы

IX Обмен веществ и энергии (4 часа)

39

Виды обмена веществ

1

Комбинированный

Записи в тетради

Фронтальный опрос

Характеризовать виды обмена веществ

§ 36

40

Витамины

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, заполнение таблицы

Индивидуальный опрос

Разъяснять значение витаминов, содержание их в пищевых продуктах

§ 37, докончить таблицу

41

Энерготраты человека и пищевой рацион

Л.р № 8 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена»

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника, проведение лабораторной работы

Фронтальный опрос

Взаимосвязывать энерготраты и качество пищи. Уметь проводить лабораторные. исследования

§ 38, повторить

§§ 30-37

42

Обобщение знаний по теме: «Пищеварение и «Обмен веществ»

1

Повторения и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации

Написать сочинение «Путешествие по пищева-

рительному тракту»

X Покровные органы Терморегуляция. Выделение. (5 часов)

43

Строение и функции кожи

1

Формирования новых знаний

Работа с таблицей, записи в тетради

Фронтальный опрос

Знать значение кожного покрова и его строение

§ 39, вопросы

44

Уход за кожей.

Гигиена одежды и обуви

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Соблюдать основные правила гигиены кожи, одежды и обуви

§ 40, вопросы

45

Терморегуляция организма. Закаливание

1

Комбинированный

Работа с текстом учебником

Индивидуальный опрос

Оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях. Знать приемы закаливания

§ 41, вопросы

46

Выделение

1

Комбинированный

Работа с анатомической таблицей, в тетради

Индивидуальный опрос

Знать строение и функции выделительной системы

§42, вопросы, повторить

§§ 39-41

47

Обобщение знаний по теме «Терморегуляция»

1

Повторения и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации

Составить памятку о гигиене одежды или обуви

XI Нервная система (3 часа)

48

Значение и строение нервной системы

1

Формирования новых знаний

Работа с таблицей, в тетради

Фронтальный опрос

Знать роль нервной системы, ее строение.

§ 43, 44,

вопросы

49

Головной мозг

1

Комбинированный

Работа с рис. учебника, в тетради, с анат таблицами

Индивидуальный опрос

Знать отделы головного мозга и их функции Умение работать с анатом. таблицей

§ 45, 46,

вопросы

50

Вегетативная нервная система

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника, с таблицей

Индивидуальный опрос

Объяснять значении симпатической и парасимпатической подсистем

§ 47, вопросы

XII Органы чувств (6 часов)

51

Анализаторы

1

Комбинированный

Работа с рисунками учебника

Итоговый тест

Знать строение анализатора

§ 48, вопросы

52

Зрительный анализатор

1

Комбинированный

Работа с анат. таблицей, в тетради

Фронтальный опрос

Объяснять значение зрения, строение и функции глаза

§ 49

53

Гигиена зрения

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Биолог. диктант

Знать причины глазных инфекций, травмы и заболевания глаз

§ 50, вопросы

54

Слуховой анализатор

1

Комбинированный

Работа с анат. таблицей, в тетради

Фронтальный опрос

Знать строение и функции органа слуха

§ 51, вопросы

55

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Индивидуальный опрос

Объяснять механизмы работы органов, их взаимодействие

§ 52, вопросы, повторить

§§ 48-51

56

Обобщение знаний по теме

«Органы чувств»

1

Повторения и обобщения знаний

Работа в тетради

Итоговый контроль

Применять полученные знания в новой ситуации

XIII Высшая нервная деятельность (5 часов)

57

Вклад ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Л.р № 9 «Двойное изображение»

1

Формирования новых знаний

Работа с учебником, в тетради, с раздаточным материалом

Индивидуальный кнтроль

Знать вклад Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитие учения о ВНД

Проводить лабораторн.

исследования

§ 53,

Вопросы

58

Условные и безусловные рефлексы

1

Комбинированный

Записи в тетради

Фронтальный опрос

Приводить примеры и объяснять рефлексы

§ 54,

вопросы

59

Сон и сновидения

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Раскрыть природу сна и сновидений

§ 55,

Вопросы

60

Речь и сознание

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Определять роль речи как средства самоорганизации личности

§ 56

вопросы

61

Воля, эмоции, внимание

Л.р № 10 «Измерение числа колебаний усеченной пирамиды в различных условиях»

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника проведение опыта

Индивидуальный опрос

Определять волевые процессы, разъяснять причины негативизма и внушаемости

§ 57,

вопросы

XIV Эндокринная система (2 часа)

62

Роль эндокринной системы. Гормоны

1

Комбинированный

Работа с рис. учебника, записи в тетради

Фронтальный опрос

Характеризовать железы внутренней, внешней и смешанной секреции, свойства гормонов

§ 58, вопросы

63

Функции желез внутренней секреции

1

Комбинированный

Заполнение в тетради таблицы

Фронтальный опрос

Знать конкретные функции желез внутренней секреции, болезни

§59

XV Индивидуальное развитие организма (6 часов)

64

Жизненные циклы.

Размножение

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Объяснять преимущества полового размножения

§ 60,

вопросы

65

Развитие зародыша и плода

1

Комбинированный

Работа с текстом и рисунками учебника

Фронтальный опрос

Раскрыть значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни

§ 61,

вопросы

66

Заболевания, передаваемые половым путем

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Фронтальный опрос

Знать профилактику и симптоматику болезней

§ 62

67

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Темперамент

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Знать основы гигиены грудных детей, особенности развития подростка; типы ВНД

§ 63,

вопросы

68

Интересы, склонности, способности

1

Комбинированный

Работа с текстом учебника

Индивидуальный опрос

Различать эти понятия

§ 64

69

Контрольная работа по курсу «Человек»

1

Проверки и учета знаний и умений

Выполнение тестовых заданий

Итоговый контроль

Знать основные понятия курса, уметь применять полученные знания

70

Итоговый урок по курсу «Биология. 8 класс»

1

Повторения и обобщения знаний

Работа с анатомической таблицей

Итоговый контроль

Знать основные понятия курса, уметь применять полученные знания

Летние задания

Муниципальное образовательное учреждение

«Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ

«Рассмотрено» Согласовано Утверждено и введено в действие на заседании ШМО зам.директора по УР приказ №_____

протокол № _____/ «____» _________ 2010г. от «___»__________2010 г.

от «___» _______ 2010 г. ____________________ Директор МОУ «Староромашкинская СОШ»

____________________ /Гизатуллина Р.Р./ ____________/Сабитов Р.Ш./

/Давлетшина Р.Г./

  1. Рабочая программа по учебному курсу биологии для 11 класса Составитель

    Рабочая программа
    Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе ведётся по Программе среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Авторы: И.Б.Агафонова, В.
  2. Рабочая программа по учебному курсу биологии для 6 класса Составитель

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии.
  3. Рабочая программа по учебному предмету «окружающий мир» 1 класс

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального
  4. Рабочая программа учебного курса биология в 9 классе Составитель: учитель биологии Паршина Л. М

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов.
  5. Рабочая программа по учебному предмету «физика» для 7-8 и 11 классов на 2010 2011 год Составитель: Кунгурова Татьяна

    Рабочая программа
    Для 7-8 классов программа составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник и А.В. Перышкина «Физика 7-9 класс» в соответствии с выбранными учебниками: А.
  6. Приказ по школе от 29. 08. 11 г. №407

    Образовательная программа
    3.1. Основная общеобразовательная программа начального общего образования, реализуемая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы,
  7. Приказ № от 20 г. Рабочая программа учебного курса «Химия» для 9 класса

    Рабочая программа
    Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
  8. Рабочая программа по учебному природоведение для 5 класса Составитель

    Рабочая программа
    Программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом примерной программы основного общего образования.
  9. Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8 9 классов

    Рабочая программа
    Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни

Другие похожие документы..