Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х.М. Бербекова»

Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»

К.м.н. Тхабисимова И.К., к.м.н. Сабанчиева Л.А.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

060101

«Лечебное дело»

Нальчик 2009

УДК 61

ББК 5

Рецензенты:Гурциев О.Н., заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Бейтуганов Б.А., заведующий кафедрой факультетской терапии медицинского факультета КБГУ, к.м.н., доцент.

К.м.н. Тхабисимова И.К., к.м.н. Сабанчиева Л.А.

Общественное здоровье и здравоохранение: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.- 286с.

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» преподается на 4-6 курсах для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, задания для СРС, тестовые задания, ситуационные задачи, презентации лекций, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

«Согласовано» _____________ декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.

«Согласовано» _____________ председатель УМК факультета КБГУ

Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе .4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы .. 8

1.3. Учебно-тематический план …9

2. Программа дисциплины ..22

2.1. Темы лекций ..23

2.2. Темы лабораторных занятий ..28

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению ..43

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания ..47

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины ..47

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении 49

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) ..49

6.2. Формы итоговой аттестации ..54

6.3. Перечень контрольных вопросов ..55

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 72

7.1. Рекомендуемая основная литература ..72

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература ..73

7.3. Рекомендуемые сайты ..74

8. Приложения ..75

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель дисциплины “Общественное здоровье и здравоохранение”- дать знания, умения и навыки, необходимые будущему врачу для работы в сфере общественного здоровья по основополагающим вопросам:

  • общественное здоровье и факторы его определяющие;

  • системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения;

  • организационно-медицинские технологии;

  • управление здравоохранением;

  • тенденции развития здравоохранения в мире.

Задачи дисциплины - научить студентов:

    • исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и реабилитации;

    • организации медицинской и медико-профилактической помощи населению;

    • основам экономики, маркетинга, планирования и финансирования, менеджмента, инновационных процессов в здравоохранении, правовых и этических аспектов медицинской деятельности;

    • повышение роли врачей муниципального уровня.

Место дисциплины в образовательной программе

Преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических кафедрах, предусматривает преемственность преподавания этой дисциплины с гигиеническими, медико-биологическими и последующими клиническими дисциплинами. В связи с этим реализация задачи по интеграции преподавания общественного здоровья и здравоохранения с другими медико-профилактическими и с клиническими дисциплинами студентам 4-5-6 курсов специальности “Лечебное дело” приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с изменением подходов, оценочных критериев и критического осмысления системы здравоохранения в стране.

Общественное здоровье и здравоохранение как самостоятельная медицинская наука изучает воздействие социальных факторов и условий внешней среды (как оздоравливающее, так и неблагоприятное) на здоровье населения с целью разработки профилактических мер по его оздоровлению и совершенствованию медицинского обслуживания.

В отличие от различных клинических дисциплин, общественное здоровье изучает состояние здоровья не отдельно взятых индивидуумов, а коллективов, социальных групп и общества в целом в связи с условиями и образом жизни.

При прохождении курса общественного здоровья и здравоохранения, студенты познают всю систему государственных, общественных и других мероприятий, направленных на обеспечение населения высококвалифицированной медицинской помощью, предупреждение заболеваемости населения, сохранение работоспособности и долголетия человека.

Одной из главных задач дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» является воспитание у будущих врачей организационных навыков. Изучение общественного здоровья и здравоохранения преследует и еще одну чрезвычайно важную для будущего врача цель – дать возможность найти себя в новых социально-экономических условиях. Медицина все активнее выходит за рамки чисто лечебной деятельности и становится отраслью бизнеса, в котором врач не может преуспеть без знания социально-экономических законов, даже если он “лекарь от бога”.

Чтение лекций и проведение лабораторного практикума осуществляется в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.

По завершении курса “Общественное здоровье и здравоохранение” студенты должны:

ЗНАТЬ:

  • основные системы здравоохранения, существующие в мире (государственную, страховую, частную);

  • основы медицинской статистики;

  • основные разделы медицинской демографии и современную демографическую ситуацию в регионе, стране и мире;

  • методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;

  • методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп;

  • вопросы организации лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению

  • функциональные, профессиональные обязанности участкового терапевта, врача-ординатора в стационаре, заведующего отделением;

  • основные учетно-оперативные и отчетные формы документации медицинских учреждений;

  • вопросы организации экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности.

  • основные принципы отечественного и зарубежного здравоохранения;

  • основные законы экономики и методы управления в ЛПУ любой формы собственности;

  • основы маркетинга и его применение в здравоохранении;

  • вопросы планирования и финансирования здравоохранения в современных условиях;

  • основные инновационные процессы в здравоохранении;

  • правовые и этические аспекты медицинской деятельности.

УМЕТЬ:

  • анализировать здоровье населения и состояние здравоохранения;

  • проводить экспертизу временной нетрудоспособности и стойкой нетрудоспособности, определять сроки выдачи больничного листа в различных ситуациях, определять группу инвалидности;

  • применять современные методы управления в условиях государственного, муниципального или частного ЛПУ, т.е. организовать работу отдельного ЛПУ.

  • использовать гигиеническое обучение и воспитание населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

  • использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.

ВЛАДЕТЬ:

  • методикой проведения выборочного медико-социального исследования: сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп;

  • методикой вычисления и анализа общих и специальных санитарно-демографических показателей;

  • методикой анализа деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных ЛПУ на основе расчета показателей их деятельности;

  • методикой расчета и оценки показателей деятельности учреждений по охране материнства и детства;

  • методикой анализа эффективности использования коечного фонда;

  • методикой оценки качества амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

  • методикой расчета цены на медицинскую услугу;

  • современными методами обработки медицинской документации с применением компьютерных программ.

1.2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды занятий

8-й семестр

9-й семестр

11-й семестр

Кредиты за год

лекции

6

4

10

1,0

лабораторные занятия

24

19

24

2,0

СРС

15

12

16

1,0

форма итогового контроля

­­­­–––

экзамен

зачет

1,5

всего часов

45

35

50

5,5

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Семейная медицина (общая врачебная практика)» преподается на 6-ом курсе для студентов специальности «Лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлена рабочая программа, тематический план, тестовые задания, программные
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 - Лечебное дело).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  6. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Биомедицинская этика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  7. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101. 65 «Лечебное дело» Нальчик 2011

    Учебно-методический комплекс
    Биомедицинская этика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060101.65 «Лечебное дело». - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  9. Программа дисциплины ен. Ф. 04 Общая химия для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» направления

    Программа дисциплины
    – формирование системных знаний, которые необходимы студентам при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

Другие похожие документы..