Учебно-методический комплекс экономическая теория высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

Раздел 1. Общая экономическая теория.

Тема 1. Предмет, содержание и метод экономической теории.

Введение в общую экономическую теорию.Человек в мире экономики. Блага и их ограниченность. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения.

Поведенческие модели в экономической теории. Модель «homo economicus». Максимизация полезности. Полная, ограниченная и органическая рациональность.

Предмет экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономическая политика.

Функции экономической теории.

Методы экономической теории. Анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Метод научной абстракции в построении экономических моделей. Функциональный анализ. Предельный анализ. Экономико-математический метод анализа. Теория игр.

Основные направления и школы в экономической теории и их краткая характеристика.

Источники: обязательные - 1,3,4,6,7,8,9

дополнительные -16,26,32,33,34,35,36

Тема 2.Основные закономерности экономической организации общества.

Фундаментальные проблемы экономики. Ограниченность ресурсов и безграничные потребности в них. Производство и экономика.

Производство, распределение, обмен и потребление и их характеристика.

Общественное производство и богатство общества. Экономические и неэкономические блага: классификация и характеристика.

Технологический выбор в экономике и кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость или издержки упущенных возможностей.

Источники: обязательные - 1,3,4,6,7,8,9

дополнительные -16,26,32,33,34,35,36

Тема 3. Координация выбора в различных хозяйственных системах.

Понятие хозяйственной системы и основные задачи хозяйственной деятельности. Способы координации: спонтанный порядок и иерархия. Субъекты и объекты экономики. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Понятие и классификация трансакционных издержек и их роль в выборе способов координации.

Понятие институтов и их влияние на эффективность экономической системы. Институциональные изменения.

Права собственности как правила игры в хозяйственных системах. Пучок прав собственности: структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Спецификация и размывание прав собственности.

Альтернативные системы прав собственности (частная, государственная, коммунальная и общая): характеристика, преимущества и недостатки. «Трагедия ресурсов общего доступа».

Смешанная экономика. Экономические интересы и цели. Экономические цели общества. Экономические средства (ресурсы) и проблема выбора оптимального решения.

Источники: обязательные - 1,3,4,6,7,8,9

дополнительные -16,26,32,33,34,35,36

Тема 4. Экономические блага. Затраты и результаты.

Потребности и их структура. Экономические блага и их классификации, полные и частичные. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

Фактор времени и дисконтирование. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Кругообороты благ и доходов.

Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).

Источники: обязательные - 1,3,4,6,7,8,9

дополнительные -16,26,32,33,34,35,36

Тема 5. Экономические ограничения. Классификация рыночных структур.

Редкость ресурсов и проблема экономии. Граница (кривая) производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.

Компромисс общества между эффективностью и равенством. Компромисс индивида между потреблением и досугом.

Конкуренция и ее сущность. Поведенческая, структурная и функциональная концепции конкуренции. Классификация рыночных структур. Характеристика рынка совершенной конкуренции. Оптимум Парето. Экономическая теория благосостояния.

Преимущества и провалы рынка.

Источники: обязательные - 1,3,4,6,7,8,9

дополнительные -16,26,32,33,34,35,36

Тема 6. Рынки с ассиметричной информацией.

Ассиметричная информация: понятие и проявления. Проблемы рынков с ассиметричной информацией. Цены и рыночные сигналы.

«Рынок лимонов» Дж. Акерлофа и его последствия. Эффект «рынка лимонов» на рынках товаров и труда.

Условия и приемы минимизации ассиметричности информации и эффективность взаимодействия.

Источники: обязательные - 1,3,4,6,7,8,9

дополнительные -16,26,32,33,34,35,36

Тема 7. Внешние и эффекты и общественные блага.

Понятие внешних эффектов (экстерналий). Положительные внешние и отрицательные внешние эффекты и их влияние на окружающую среду.

Совокупные внешние издержки, предельные внешние издержки, предельные индивидуальные издержки. Предельная внешняя полезность.

Предельная индивидуальная полезность, предельная внешняя полезность, совокупная внешняя полезность.

Государственное регулирование внешних эффектов. Административно-командные методы, корректирующие налоги и стимулирующие субсидии. Теорема Р. Коуза.

Общественные блага: виды и особенности. Чистые общественные и чистые частные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.

Источники: обязательные - 1,3,4,6,7,8,9

дополнительные -16,26,32,33,34,35,36

Раздел II. Микроэкономика

Тема 8. Введение в микроэкономику.

Предмет, объект и метод микроэкономики. Основные микроэкономические категории.

Рынок и цена. Модели и субъекты рынка.

Преимущества и недостатки рынка. Сегментация рынка.

Понятие и виды цены, функции цены.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36

Тема 9. Спрос и предложение. Рыночное и отраслевое равновесие.

Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос и определяющие величину спроса. Эффект замещения и эффект дохода. Изменения спроса и изменения объема спроса. Исключения из закона спроса парадокс Гиффена, эффект Веблена и эффект сноба.

Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение и величину предложения.

Механизм взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и ее функции.

Отраслевое равновесие. Проблема устойчивости равновесия. Государственное регулирование рынка. Излишки потребителя и производителя.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36


Тема 10. Спрос и поведение потребителя.

Потребительские предпочтения и полезность. Аксиомы полной упорядоченности, транзитивности предпочтений и насыщаемости потребностей. Общая (совокупная) и предельная полезность.

Эффект дохода и эффект замещения и их взаимодействие.

Количественная (кардиналистская) и порядковая (ординалистская) полезность. Убывающая предельная полезность. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замещения. Равновесие потребителя.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36

Тема 11. Спрос индивидуальный и рыночный.

Индивидуальный и рыночный спрос и их характеристика. Понятие эластичности, коэффициент эластичности.

Формы эластичности спроса и предложения. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.

Эластичность предложения по цене.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36

Тема 12. Производство. Издержки производства. Прибыль.

Понятие процесса производства. Массовое и мелкосерийное производство. Технология производства. Производственная функция и технический прогресс. Изокванта и изокоста. Отдача от масштаба.

Сущность и структура бухгалтерских издержек. Явные и неявные издержки. Альтернативные издержки и экономический выбор. Альтернативные издержки и эффективность производства.

Взаимосвязь бухгалтерских и экономических издержек.

Концепции прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная, балансовая и предельная прибыль. Соотношение экономической и бухгалтерской прибыли.

Эффект масштаба.

Постоянные, переменные и валовые (общие) издержки. Средние издержки. Предельные издержки.

Трансакционные издержки: понятие, природа и классификация.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36

Тема 13. Совершенная конкуренция: понятие, признаки. Концепции фирмы.

Признаки и условия совершенной конкуренции, ее достоинства и недостатки. Значение рынка совершенной конкуренции.

Концепции фирмы: неоклассическая, институциональная и бихевиористская и их характеристики.

Деятельность конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Открытие предприятия, мотивы поведения фирмы. Критерий целесообразности производства в краткосрочном периоде. Максимизация прибыли. Кривая предложения конкурентной фирмы. Равновесие в краткосрочном периоде.

Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36

Тема 14. Монополистическая конкуренция. Равновесие монополистической фирмы.

Понятие и особенности монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Пределы монополистического завышения цен. Выбор оптимального объёма производства в условиях монополистической конкуренции.

Основные черты рынка монополистической конкуренции. Оптимизация выпуска в краткосрочном периоде. Равновесие в долгосрочном периоде.

Последствия монополистической конкуренции.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36

Тема 15. Олигополия. Модели олигополии.

Особенности олигополистического рынка. Поведение олигополистической фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Определение цены и объема производства. Модель Курно.

Роль неценовой конкуренции.

Модели олигополии: модель, основанная на сговоре, модель ценового лидерства.

Проблема эффективности олигополистического рынка.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36

Тема 16. Монополия. Социальная цена монополии.

Основные черты монополии. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль. Преимущества крупного производства. Нечестная конкуренция. Индекс монопольной власти Лернера.

Рыночное равновесие в условиях монополии. Ценовая дискриминация и ее разновидности. Х-эффективность.

Естественная монополия и ее регулирование.

Необходимость антимонопольной политики. Объективные трудности демонополизации. Регулирование деятельности отечественных монополий.

Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий: цели и средства. Признаки монополизации рынка: степень концентрации, переплетение ведущих фирм с конкурентами.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36


Тема 17. Конкурентные и неконкурентные рынки факторов производства.

Совершенно конкурентный рынок ресурсов. Рыночный и отраслевой спрос на ресурсы. Предельная доходность и предельные издержки производственного ресурса.

Спрос фирмы на ресурсы. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы.

Отраслевое и рыночное предложение ресурсов.

Монопольная власть продавцов на ресурсы производства. Рынки ресурсов производства с монопсонической властью.

Источники: обязательные - 1,4,6,7,8,9

дополнительные – 1,9,13,14,16,17,18,22,26,29,32-36

Раздел III. Макроэкономика.

  1. Учебно-методический комплекс управление качеством Высшее профессиональное образование Специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации»
  2. Учебно-методический комплекс история экономики высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История экономики» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучает основополагающие принципы существования экономических моделей (типов), в которые организуется хозяйственная деятельность человека,
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» Специальность 080507. 65 Менеджмент организации (1)

    Исследование
    Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» Специальность 080507. 65 Менеджмент организации (2)

    Исследование
    Цель преподавания дисциплины «Исследование систем управления» заключается в том, чтобы дать будущим специалистам представление о сущности субъекта управления; познакомить с его различными формами и основными компонентами; указать на
  5. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Бухгалтерского учета и аудита дисциплин протокол от 21 января 2011года №5 Рецензент Дроздов В. В., доктор экономических наук (1)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям : 080507.
  6. Учебно-методический комплекс менеджмент гостиничного и туристического бизнеса Высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Менеджмент гостиничного и туристического бизнеса» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по
  7. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (6)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация и деятельность гостинично-туристических комплексов» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального
  8. Рабочая учебная программа по дисциплине антикризисное управление для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 "Менеджмент организации"

    Рабочая учебная программа
    Антикризисное управление. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 080507.65 "Менеджмент организации" – М.; ВЗФЭИ,
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины аналитика Интернет проектов Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Понятия «интернет-аналитика», «веб-аналитика». Развитие технологии и практики в анализе посещаемости сайтов и оценке эффективности интернет-проектов в целом.

Другие похожие документы..