Рекомендации к августовскому совещанию работников образования и науки Республики Татарстан 2010

ГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Рекомендации к августовскому совещанию работников образования и науки Республики Татарстан

2010

Дорогие друзья!

Новый учебный год ставит перед работниками образования Республики Татарстан важнейшие задачи. Этот год дает старт Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы. Не случайно в рамках ежегодного Республиканского августовского совещания работников образования и науки «Система образования как основа социально-экономического развития региона: новая модель Республики Татарстан» идёт активное обсуждение основных положений и мероприятий Стратегии.

В ходе городских и районных августовских совещаний предлагаем рассмотреть важнейшие вопросы обеспечения потребностей экономики Республики Татарстан и муниципальных образований в квалифицированных кадрах, организации поликультурного образования, внедрения новых моделей дошкольного образования в РТ, решения современных проблем нравственного и физического здоровья в школьном образовании РТ, формирования электронного образовательного пространства республики, а также вопросы интеграции науки и практики как ключевого фактора инновационного развития республиканской системы образования. Просим Вас направить выработанные в ходе обсуждения предложения и рекомендации по адресу irort@

Ректор, профессор
Р.Ф. Шайхелисламов

Содержание

  1. ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ СЕГОДНЯ ……..3

  1. ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПРИОРИТЕТЫ, ОПЫТ, ВОЗМОЖНОСТИ……………………………………..............................................................................17

  1. О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В 2010/2011 УЧЕБНОМ ГОДУ……………………………….….25

  1. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В 2009/2010 УЧЕБНОМ ГОДУ……………………………………………………………………………………………………....32

  1. О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 2010/ 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ……………………………………………………………………………………………………....36

  1. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 2010/2011 УЧЕБНОМ ГОДУ……………………………………………………………………………………………………..44

  1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………………………………...….59

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ…………………………………………………………………………………………...68

  1. НА ПОРОГЕ КАРДИНАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН………………………………………………………72

  1. НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………….…..73

  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ: ТЕКУЩАЯ И ПЕРСПЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………………………......................................................................81

  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ: РЕКОМЕНДАЦИИ К АВГУСТОВСКИМ СОВЕЩАНИЯМ 2010 г………………………………...…………………….…83

  1. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………………………………..………………………....84

  1. ОДАРЕННЫЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ФЕНОМЕН ДИССИНХРОНИИ……………………………………………………………………………………...89

  1. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ ………………………………………………………………………………..93

  1. ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………………………………95

  1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН…………………………...98

  1. БИБЛИОТЕКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………...101

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ СЕГОДНЯ

Г.Х. Ахбарова,

заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы

ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»,

доктор педагогических наук, профессор,

почётный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РТ и РФ

Т.О. Скиргайло,

доктор педагогических наук,

профессор ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»,

заслуженный учитель РТ и РФ

О.В. Волкова,

доцент ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»,

кандидат педагогических наук,

А.Ю. Закиева,

старший преподаватель ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»,

кандидат педагогических наук

Изучение состояния преподавания русского языка и литературы в муниципальных районах РТ показало, что приоритетным направлением деятельности отделов образования и общеобразовательных учреждений является работа по выполнению Закона РТ «О государственных языках РТ и других языках в РТ», Республиканской целевой программы «Русский язык в Татарстане» и «Государственной программы РТ по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы».

В сфере современной деятельности учителей русской словесности республики приоритетными стали способы формирования у обучаемых языковых и речевых компетенций. Это позволяет многим учащимся принимать активное участие в республиканских и всероссийских конкурсах, олимпиадах по русскому языку и литературе.

Важнейшим направлением в школьном обучении русскому языку и литературе учителя признали исследовательскую деятельность, которую ведут учащиеся разных классов под руководством педагогов. Так, на VIII Республиканскую научно-практическую конференцию школьников им. Л.Н. Толстого, ставшей традиционной, в 2010 г. поступило 1432 работы учащихся 5-11 классов. Из них 328 работ исследовательского характера. Большинство работ учащихся было посвящено 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, Году Учителя, юбилейным датам мастеров художественного слова – 150-летию А. П. Чехова, 100-летию А. Т. Твардовского. Много работ было написано по тематике, связанной с биографией и творчеством Л. Н. Толстого.

Конкретизируется содержание обучения русскому языку в образовательных учреждениях, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов Государственного образовательного стандарта. ,

В школах республики осуществляется переход от знаниецентрической парадигмы обучения к культуросообразной. Усиливается коммуникативная направленность в преподавании школьного курса русского языка. В связи с подготовкой к ЕГЭ на уроках русского языка больше внимания стало уделяться анализу текстов различных стилей и типов речи. Так, учителя русского языка Азнакаевского, Альметьевскго, Бугульминского, Буинского, Арского, Верхнеуслонского муниципальных районов при чтении художественной литературы предлагают обучающимся подобрать отрывки из изучаемого текста и составить задания, соответствующие заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Учителя русского языка и литературы Е.П. Егошина, Ф.М. Давлетшина (МОУ «СОШ №2» Пестречинского муниципального района), Е.В. Макарова (МОУ «СОШ № 3» Аксубаевского муниципального района), И. В. Балашова (МОУ «СОШ № 173» г. Казани) и другие подбирают небольшие связные тексты. Работая над этими текстами, школьники учатся рассуждать на предложенную тему, приводя аргументы и делая выводы, что квалифицируется как одно из основных умений при сдаче ЕГЭ. Такие словесники, как С.В. Денисова, М.Р. Хасанова (МОУ «Айшинская СОШ» Зеленодольского района), Р.А. Ахтямова, Э.Л. Трифонова, И.В. Воронина (МОУ «Гимназия № 155», «Гимназия № 37», «СОШ № 54» г. Казани), Е.П. Нуртдинова (МОУ «Тюлячинская СОШ» Тюлячинского района), В.В. Оленина (МОУ «СОШ № 2» г. Чистополя), систематически используют задания, требующие исследовательских умений более высокого уровня: умения реферировать указанную литературу, осознавать проблему, оценивать задачи, требующие их решения, формулировать гипотезу, следить за последовательностью ее проверки.

Известные в республике учителя МОУ «Гимназия № 7», «СОШ № 54», «СОШ № 50», «Гимназия № 126» г. Казани, МОУ «Татарская гимназия №2» Чистопольского, «Столбищенская СОШ» Лаишевского, Азнакаевского, Альметьевского, Пестречинского, Верхнеуслонского, Мамадышского, Сабинского муниципальных районов больше стали использовать на изучающее чтение научно-популярной литературы. В процессе работы над такими заданиями у школьников формируется способность понимать логику изложения автором той или иной лингвистической точки зрения на языковое явление, оценивать приводимые аргументы и привлекаемый языковой материал для иллюстрации выдвинутых положений. Всё это помогает учащимся при подготовке и оформлении в письменном виде собственных суждений по той или иной проблеме, что лежит в основе КИМов ЕГЭ.

В опыте учителей русской словесности Мамадышского, Мензелинского, Буинского, Высокогорского, Кукморского, Нижнекамского муниципальных районов стало традицией изучение синтаксиса на материале связного текста или предложений, объединенных единой темой высказывания. В чем преимущества такого подбора материала?

Во-первых, связный текст, например, описание пейзажа, способствует формированию у школьников важнейшего умения в овладении речью - описанием природы (предметов) по личным наблюдениям. Во-вторых, текст дает возможность понять, как важно найти для выражения своих мыслей нужную конструкцию. Систематическая работа над текстом способствует формированию умений быстро ориентироваться в теме и проблеме текста, высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу, приводить доказательства. Именно такая работа готовит учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

В-третьих, в процессе работы с текстом учащиеся повторяют и закрепляют знания по орфографии и пунктуации.

В поисках эффективных методов и приёмов подготовки школьников к ЕГЭ учителя русского языка и литературы республики (А.Р. Хабибуллина (МОУ «СОШ № 1» Тетюшского муниципального района), С.Н. Луканкина, С.В. Новицкая (МОУ «СОШ 65», «СОШ № 18 г. Казани), Р.Д. Юсупова (МОУ «СОШ № 19» г. Нижнекамска), Е.В. Еремеева (МОУ «СОШ №110 г. Казани) и другие разрабатывают разноуровневые тесты и используют их в целях текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала в блоке. Педагоги предлагают школьникам выполнить тест из 7 - 15 заданий, расположенных по степени возрастания уровня их сложности, за определенный отрезок времени (10-15 мин).

При подготовке разноуровневых заданий учитываются следующие требования:

- дифференцированный характер (задания всех уровней сложности);

-последовательность выполнения заданий: от первого уровня к пятому.

Таким образом, использование разноуровневых заданий для контроля знаний умений и навыков школьников способствует:

- повышению активности и работоспособности на уроке;

- появлению интереса к собственной познавательной деятельности;

-качественному улучшению результатов ЕГЭ;

- созданию таких условий, когда при контроле учитель наблюдает за успехами и затруднениями каждого ученика, а ученик видит себя в развитии, сравнивает свои успехи в ходе учебного процесса.

Создавая свои системы подготовки школьников к ЕГЭ (МОУ «Гимназия № 7», «Гимназия № 155», «Гимназия № 65», «Гимназия № 90», «СОШ № 143» г. Казани, образовательные учреждения Бугульминского, Альметьевского, Азнакаевского, Чистопольского, Сабинского, Мамадышского, Камско-Устьинского муниципальных районов), педагоги уделяют внимание на уроках анализу фактов языка. Это позволяет учащимся осознавать взаимообусловленность между содержанием и формой в языке, понять, почему одно и то же содержание может быть представлено разными языковыми средствами, а разное содержание – одними и теми же средствами, что является особенно важным для обогащения грамматического строя речи старшеклассников.

Такая работа эффективна тогда, когда речь идет о синонимии на синтаксическом уровне, когда для воплощения одного и того же содержания говорящий /пишущий выбирает синтаксическую конструкцию с учетом речевой ситуации, решаемой коммуникативной задачи (Л. Е. Баскова – МОУ «СОШ № 141», Л. Т. Ибрагимова – МОУ «Гимназия № 37», Л.В. Воронина –МОУ «СОШ № 54» г. Казани, В. М. Сабирзянова - МОУ «Дубьязская СОШ» Высокогорского, Р.А. Усманова - МОУ «СОШ №2» Актанышского, Ф.С. Назимова – МОУ «Больше-Ошняковская СОШ» Рыбно-Слободского муниципального районов).

Педагоги Г.А. Шмелёва (Кощаковская СОШ Пестречинского района), А. Н. Вафина, С. Ю. Акимова (МОУ «СОШ № 1», «СОШ № 10» г. Зеленодольска), Г.Н. Шмелёва, В.В. Ермосина (МОУ «Столбищенская СОШ», «Рождественская СОШ» Лаишевского района), Р.Р. Загрутдинова (МОУ«Апастовская СОШ» Апастовского района) изучение творчества писателя или поэта завершают литературно-музыкальной гостиной. Такая форма работы позволяет решить целый ряд важнейших задач: прививать учащимся интерес к литературе, развивать у них навыки критического мышления, умение рассуждать, совершенствовать устную речь и выразительное чтение стихов и прозы.

На уроках обобщения и систематизации материала, ориентированных по содержанию на изучение пунктуации и орфографии, учителя В.А. Чикрина (МОУ «СОШ №12»Чистопольского муниципального района), В.А. Селезнева (МОУ «Cош № 3» Аксубаевского муниципального района), Ф.К. Зарипова, И.И. Бадретдинова (МОУ «Сарсак – Омгинский лицей» Агрызского муниципального района), И.В. Кузнецова (МОУ «СОШ №2» Рыбно-Слободского муниципального района) успешно решают задачи формирования не только языковой и лингвистический, но и коммуникативной, речевой, межкультурной компетенций.

Учителя русской словесности И.Г. Чиркова (МОУ «Гимназия № 9» г. Казани), А.Г. Лукьянова (МОУ «Нурлатская СОШ №4» Нурлатского муниципального района) ведут факультативы «Театр», «Литература и искусство». Основная цель этих занятий - активизировать с помощью театрального искусства интерес школьников к жанру сказки в 5-6 классах, драматическим произведениям в 8-10 классах, повысить уровень читательской и общей культуры учащихся. Этот вид внеклассной работы помогает приобщить учащихся к культуре народов Татарстана и страны, развивать их литературно-творческие способности, формировать эстетический вкус и потребность в общении с искусством театра, учить школьников высказывать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному и увиденному на сцене.

  1. Итоги деятельности министерства образования и науки рсепублики татарстан за 2006 год и задачи на 2007 год доклад министра образования и науки Республики Татарстан

    Доклад
    В 2006 году в рамках последовательно реализуемого республикой комплекса мероприятий по росту благосостояния населения и повышения конкурентоспособности национальной экономики республики Министерство образования и науки республики осуществляло
  2. Отчет о работе комиссии Общественной палаты рт по вопросам экономической политики и реализации приоритетных программ Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года. Заседание Общественной палаты Республики Татарстан от 23 декабря 2009 года

    Содержательный отчет
    1.2. Резолюция Общественной палаты Республики Татарстан по итогам обсуждения статьи – обращения к нации Президента Российской Федерации Д.А.Медведева «Россия, вперед!».
  3. Справка о состоянии работы по профилактике правонарушений в Балтасинском муниципальном районе Республики Татарстан

    Документ
    Во исполнение распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2010 года № 25/8р рабочей группой Правительственной комиссии Республики Татарстан по профилактике правонарушений в составе ведущего консультанта отдела правового
  4. Сетевой план по реализации приоритетного национального проекта "Образование". Создать Совет по приоритетному национальному проекту "Образование" в Республике Татарстан (далее Совет)

    Документ
    В целях обеспечения успешной реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан, направленного на государственную поддержку инновационного развития образовательной системы республики,
  5. «Становление и развитие гражданского общества в Республике Татарстан»

    Содержательный отчет
    Отчет Общественной палаты Республики Татарстан по итогам работы за 2008 год опубликован отдельной брошюрой. Все члены Общественной палаты Республики Татарстан получили его на заседании Общественной палаты Республики Татарстан 25 декабря 2008 года.
  6. Положение о республиканской системе оценки качества образования Общие положения

    Документ
    1.1. Положение о республиканской системе оценки качества образования разработано в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Законом Республики Татарстан 19 октября 1993 года N 1982-XII «Об образовании» и с
  7. Совещание руководителей образовательных учреждений

    Документ
    Использование в педагогической практике эффективных информационно-коммуникативных, образовательных технологий, методов деятельного подхода в преподавании естественно-математического цикла - как средство достижения положительного результата.
  8. План работы министерства образования и науки республики марий эл на 2011 год оглавление

    Документ
    Основные итоги деятельности Министерства образования и науки Республики Марий Эл в 2010 году, стратегические цели, нормативно-правовые основы деятельности,
  9. Информационный бюллетень выпуск 7 Казань, 2009 Вбюллетене опубликованы материалы Общественной палаты Республики Татарстан за Iполугодие 2009 года

    Информационный бюллетень
    1.6. Список членов Общественной палаты РТ, рекомендуемых для привлечения в качестве экспертов для проведения оценки материалов участников конкурса «Поддержка лучших учителей».

Другие похожие документы..