Рабочая программа учителя на учебный год Наименование предмета

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большешатьминская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Васильева В.В.»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № ___ от

«___» августаг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______________

Васильева В.В.

«____» августаг.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Большешатьминская СОШ»

_____________________

Васильев А.И.

«___»августа г.

Рабочая программа учителя

на учебный год

Наименование предмета:

Русская литература

Класс (специфика): 11 класс, общеобразовательный

ФИО учителя: Антонова Татьяна Геннадьевна

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакциейС.К.Бирюкова, К.М.Нартов, 2006г.

. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.

Главная идея данной программы по литературе – помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс XI класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.

  5. Основные понятия по теории литературы.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.

  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.

  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.

  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.

  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.

  10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.

  11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

Учебник: С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, 2006г.Русская литература XX века.11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2005.

Дополнительная литература:

  • Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. Русская литература XX века. 11 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина. 2-е издание. М.: ООО «ТИД – «Русское слово – РС», 2006г.

  • Н.В.Егорова, Н.В.Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе в двух частях. 11 класс. М.: «Вако», 2005г.

  • М.А.Нянковский. Уроки литературы в 11 классе. Развёрнутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2005г.

  • В.Е.Пугач. Русская поэзия на уроках литературы. 9-11 классы. С.-П.: «Паритет», 2006г.

  • Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007

  • Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1998

  • Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989

  • Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990

  • Конспекты уроков литературы. Русская литература 20 в. Москва, «Владос», 2000

  • 6. Р.И. Альбеткова. Учимся читать лирическое произведение. Книга для учащихся 7- 11 классов

  • Н.И. Ломилина. В.К. Сигов. Русская литература 19-20 веков. Тесты и контрольные вопросы.

  • Г.В. Торкунова, Л.Ю. Алиева. Готовимся к экзамену по литературе. Лекции Вопросы.Задания.

  • 9.М.А.Нянковский. Уроки литературы. Развёрнутое планирование в 11 классе. Ярославль, «Академия развития», 2003

  • Справочные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ. М.: «АСТ-Астрель», 2004

Таблицы

Теория литературы

  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  19. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  20. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры

Электронные пособия

  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. (Беляев, Грин, Куприн, А.Н.Толстой)

  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  6. Русская поэзия XVII-XX веков.

  7. Хрестоматия по русской литературе.

  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  9. Б.Васильев. “А зори здесь тихие...”

  10. А.К.Толстой. “Князь Серебряный”.

  11. А.Приставкин. “Ночевала тучка золотая”

  12. Б.Васильев. “Завтра была война”

  13. В.Шекспир. “Гамлет”. Радиоспектакль.

  14. И.В.Гёте. “Фауст”.

  1. Рабочая программа Кафедра ботаники Шифр и наименование дисциплины: сд. 00. “Педагогическая практика” Статус дисциплины

    Рабочая программа
    приобретение профессиональных качеств личности будущего преподавателя, отвечающих требованиям на современном этапе, а так же личностных качеств специалиста;
  2. Рабочая программа по литертуре (учебный предмет) (1)

    Рабочая программа
    Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004),программы для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов, допущенной Департаментом общего
  3. Рабочая программа по литертуре (учебный предмет) (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.
  4. Рабочая программа Русский язык. 7 кл а срок реализации данной программы 2011 2012 учебный год. Данная учебная программа составлена на основе

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку и «Программы по русскому языку.
  5. Рабочая программа по дисциплине Педагогическая психология

    Рабочая программа
    Процесс воспитания и обучения, будучи сложным взаимодействием личностей, требует от инициатора этого процесса умения получать знания о собственной личности и личности воспитуемого; умения использовать эти знания для организации оптимального воздействия.
  6. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия 11 класс. Профильный уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О. С. М.: Дрофа, 2009. 399с

    Рабочая программа
    Программа рассчитана на 102 часа в XI классе, из расчета - 3 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часов, практических работ - 7 часов.
  7. Рабочая программа ориентирована на использование учебника (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание.
  8. Рабочая программа составлена на основе Концепция модернизации российского образования на период до 2009 г.

    Документ
    1.Концепция модернизации российского образования на период до 2009 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)
  9. Рабочая программа создается на основе примерной или авторской программы. Разработка примерных программ компетенция Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти

    Рабочая программа
    В соответствии с п.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Другие похожие документы..