Основная образовательная программа начального общего образования гоу сош №1259

3.1. Этапы организации годового цикла образовательного процесса

Этапы организации

образовательного процесса

Педагогические действия

Промежуточные результаты

1 этап

первая четверть первого класса

(адаптационный период)

Обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

1) определить количественный и качественный прирост в предметных способах/средствах действия, компетентностях и социальном опыте;

2) оценить возможности первоклассников действовать в нестандартных условиях в малой группе;

3) восстановить и осмыслить собственный путь движения в учебном материале года (описание маршрута движения по "карте" знаний, определение достижений и проблемных "точек" для каждого ученика класса);

4) собрать все материалы в общий портфолио;

5) предъявить личные достижения и достижения класса

2 этап

Второе полугодие первого класса-первое полугодие четвертого класса

Конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса

Придумывание игр с правилами (практика первоначального конструирования); спортивные игры, требующие разметки площадок «городки», «вышибалы», «штандр» (практики измерения и отмеривания); сбор и коллекционирование разнообразных искусственных и естественных объектов (камни, сорта бумаги, листья и др.); конструирование (архитектурное и др.); практика мелких движений (каллиграфия, вышивание, движения кистью, вязание узлов и др.); словесные игры (конструирование слов и предложений из кассы букв и др.); предметные преобразования («как сделать, чтобы…», «что будет, если…); слушание и чтение различных литературных произведений; речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление загадок), спортивные игры (футбол, баскетбол) и тренировки, обеспечивающие физическую готовность к ним.

диагностика уровней освоения действий младших школьников по основным учебным предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

3 этап

Второе полугодие 4 класса

(5 класс)

Построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, некризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования:

1) разработка сценариев каждого дня образовательного модуля;

2) фиксация результатов наблюдений педагогов и пятиклассников;

3) организация разновозрастного сотрудничества первоклассников и пятиклассников;

4) организация работы детей в разных образовательных пространствах, в разных коллективных формах (группа, пара, класс)

5) проведение диагностики;

6) обработка результатов диагностики (характеристики);

7) проведение детских и родительских рефлексий

1) проведение проектной предметной задачи;

2) проведение итоговых проверочных работ по 4 предметам;

3) подготовка к презентации и презентация учащимися собственных достижений за учебный год:

- восстановление "маршрута" движения по карте "знаний";

- написание рефлексивных сочинений и анкетирование учащихся;

- подготовка "портфеля" класса (ученика) и представлений достижений класса как общности;

- публичное представление личных достижений учащихся и класса.

3.1. Этапы организации годового цикла образовательного процесса

Учебный год представляет собой условный отрезок времени в календарном году, выделенный для систематического обучения детей. Учебный год соответствует этапам разворачивания учебной деятельности в классе. В связи с этим в нем выделяются три фазы: фаза совместного проектирования и планирования задач учебного года (фаза «запуска»); фаза постановки и решения учебных задач года; рефлексивная фаза учебного года.

Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь месяц)

Основными задачами первой фазы учебного года являются следующие:

  • дать возможность младшим школьникам определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения;

  • провести коррекцию знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, восстановить навыки, которые могли бы быть утрачены в ходе летнего перерыва;

  • создать ситуации, требующие от учеников определения границы своих знаний и очерчивания возможных будущих направлений учения.

Для решения этих задач внутри первой фазы учебного года выделяется четыре последовательных этапа совместных действий учащихся и учителя:

1 этап – проведение стартовых проверочных работ по основным учебным предметам;

2 этап – коррекция необходимых для данного учебного года знаний (способов/средств предметных действий) на основе данных стартовых работ через организацию самостоятельной работы учащихся;

3 этап – определение границ знания и незнания в каждом учебном предмете; фиксация задач года и форма их представления;

4 этап – представление результатов самостоятельной работы учащихся по коррекции их знаний.

Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь-первая половина апреля)

В этой фазе в рамках постановки и решения учебных, учебно-практических задач создаются условия и предоставляются возможности для полноценного освоения следующих действий и систем действий:

  • инициативного поиска и пробы средств, способов решения поставленных задач, поиска дополнительной информации, необходимой для выполнения заданий, в том числе – в открытом информационном пространстве; сбора и наглядного представления данных по заданию;

  • моделирования выделяемых отношений изучаемого объекта разными средствами, работа в модельных условиях и решение частных задач;

  • самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесения средств, условий и результатов выполнения задания;

  • адекватной самооценки собственных учебных достижений на основе выделенных критериев по инициативе самого обучающегося (автономная оценка);

  • самостоятельного выполнения учащимися заданий на коррекцию своих действий, а также расширения своих учебных возможностей с использованием индивидуальных образовательных траекторий;

  • содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);

  • самостоятельного написания собственных осмысленных и связных небольших текстов (10-15 предложений);

  • понимания устных и письменных высказываний.

Рефлексивная фаза учебного года ( вторая половина апреля – май).

Основными задачами заключительной фазы учебного года являются:

  • определение количественного и качественного прироста (дельту) в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года;

  • восстановление и осмысление собственного пути движения в учебном материале года, определение достижений и проблемных точек для каждого ученика класса (учениками);

  • предъявление личных достижений ученика классу, учителю, родителям, предъявление достижений класса как общности (родителям, школьному сообществу).

Данная фаза имеет несколько этапов организации образовательного процесса:

1 этап – подготовка и проведение итоговых проверочных работ. Анализ и обсуждение их результатов;

2 этап - проведение межпредметного образовательного модуля в форме проектной задачи;

3 этап - подготовка и демонстрация (презентация) личных достижений

Раздел 4.

Содержание образования

4.1.Учебный (образовательный) план

Пояснительная записка

к  учебному плану 1 классов ГОУ COШ № 1259

ЦАО ДО города Москвы  на 2010-2011 учебный год

Учебный план на 2010-2011 учебный год для первых классов составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Нормативно-правовой основой формирования учебного плана является:

Закон «Об образовании» (п.1-2 статьи 15);

Закон г. Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» с изменениями;

Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.1002 г. № 919);

«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 г. № 44;

Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089;

Письмо Министерства образования Российской Федерации «О соблюдении Законодательства РФ при применении новых образовательных технологий в образовательных учреждениях» от 01.06.2001 г. № 22-06-770;

Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);

Московский региональный базисный учебный план (Приказ Департамента Образования города Москвы года «Об утверждении новой редакции Московского базисного учебного плана» от  11.05.2010 г. №  958 с учетом особенности и специфики Основной образовательной программы начального общего образования, в основе которой лежит традиционная образовательная система. Обучение ведется по учебно – методическим комплексам «Школа России».

Приоритетным направлением школы № 1259 является создание условий развивающей образовательной среды.

Необходимым условием  достижения нового современного качества начального общего образования являются:

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся;

  • достижение предметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся;

  • усиление роли информационно – коммуникативных технологий, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся в современном информационном обществе.

ГОУ СОШ № 1259 реализует различные образовательные программы:

  • общеобразовательные (основные и дополнительные), которые включают начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование;

дополнительное образование следующих направленностей: культурологическая, научно-техническая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, эколого-биологическая,      При составлении учебного плана учитывались ряд принципиальных особенностей организации образовательного процесса на первой ступени школьного образования:

особое место в образовании младших школьников занимают интегративные курсы: изобразительное искусство и художественный труд; окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте;

важное место в образовательном плане занимают межпредметные образовательные модули. Основная цель подобных модулей – координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников. На первый учебный год приходится один образовательный модуль в «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на 18 часов первой четверти первого класса.

Все образовательные программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, доступности и личной  ориентации обучающихся.

Учебный план предусматривает работу в режиме 5-дневной учебной недели.

Учебный план предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели;

Продолжительность урока для 1 классов - 35 минут, число уроков в день, в сентябре - 3, в последующие месяцы – не более 4-х. С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч. В первом полугодии 1 класса обучение ведется без домашних заданий.

При составлении учебного плана учитывался ряд принципиальных особенностей организации образовательного процесса на первой ступени школьного образования:

-особое место в образовании младших школьников занимают интегративные курсы: изобразительное искусство и труд; окружающий мир (естествознание и москвоведение), математика и информатика, интегрированная проектная деятельность, английский язык - театральная деятельность;

-важное место в образовательном плане занимают межпредметные образовательные модули. Основная цель подобных модулей – координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников. На первый учебный год приходится один образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на 18 часов первой четверти первого класса.

Спецификой учебного плана для первого класса является включение внеурочной деятельности в объеме 10 часов.

Часы внеурочной деятельности используются для деления класса на подгруппы во второй половине дня для занятий интегрированного курса по следующим направлениям: досугово - развлекательная деятельность «Театр на английском языке» -2 часа;

  • игровая -«Легоконструирование» -2 часа,

  • спортивно – оздоровительное - «Спортивные игры» -2 часа. 

  • Художественное творчество «Очень умелые ручки» - 2 часа и «Юный художник». 2 часа.

Распределение числа часов между различными предметами  соответствует  рекомендациям базисного учебного плана. Номенклатура обязательных предметов  и базовое количество часов на обязательные предметы сохраняется.

Учебный  план включает федеральный базовый, региональный и компонент образовательного учреждения.

Учебный план школы нацелен на решение следующих задач:

- личностное развитие обучающихся;

- формирование универсальных учебных действий обучающихся;

- обеспечение базового образования для каждого обучающегося;

-развитие творческих способностей обучающихся;
- обновление содержания образования: формирование навыков практической деятельности по применению предметных знаний обучающихся
-удовлетворение социальных запросов;.

Базовый компонент учебного плана представлен следующими образовательными областями: филология, математика, окружающий мир, физическая культура, искусство и технология, музыка.

  1. Сводный план мероприятий, проводимых в системе образования города Москвы, с 16 по 22 апреля 2012 г

    Документ
  2. 1. Цели и задачи муниципальной системы образования

    Документ
    Система образования неразрывно связана с социально-экономическим развитием муниципального образования. Согласно Стратегии социально-экономического развития городского округа Красноуфимск на период до 2020 года главная цель долгосрочного
  3. А. В. Дамдинов Об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия в 2010 году и задачах на 2011 год

    Задача
  4. Закона Российской Федерации от 10. 07. 1992 г. №3266-1 «Об образовании»

    Закон
  5. Публичный доклад гбоу цо №124о цао г. Москва

    Доклад
    Наша школа – одно из старейших образовательных учреждений города Москвы с богатыми традициями, огромным опытом работы с подрастающим поколением. Школа основана в 1938 году.
  6. Сводный план основных мероприятий, проводимых в системе образования города Москвы, с 12 по 18 марта 2012 г

    Документ
  7. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы (1)

    Методические рекомендации
    На современном этапе развития система образования в целом, и средняя (полная) общеобразовательная школа, в частности, является приоритетным направлением российской государственной политики.
  8. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города москвы (2)

    Методические рекомендации

Другие похожие документы..