«о работе педагогических коллективов учреждений, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, в 2011/2012 учебном году»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

____________ К.С. Фарино

«4» июля 2011 г.

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«О РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯНА

УРОВНЕ ОБЩЕГОСРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В

2011/2012 УЧЕБНОМ ГОДУ»

Система специального образования к 2011 году характеризуется:

созданием системы оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития до 3 лет. На базе 110 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) оборудованы кабинеты, где раннюю комплексную помощь получают 1140 детей;

развитием интегративных процессов в образовании. Определены опорные учреждения образования, на базе которых будет осуществляться интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР);

созданием необходимой образовательной среды для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе и свободный доступ в учреждения образования. Количество учащихся с ОПФР, получающих специальное образование в общеобразовательных учреждениях, увеличилось на 6,8% (для сравнения: в 2006 году обучалось 53,2% детей с ОПФР, в 2010 году – более 60%);

оптимизацией сети специальных интернатных учреждений. За период с 2006 года количество специальных общеобразовательных и вспомогательных школ-интернатов уменьшилось на 17 единиц;

созданием сайта управления специального образованияwww.аsabliva.by (информационно-образовательный ресурс для лиц с ОПФР, их законных представителей, специалистов сферы специального образования). Ежедневно сайт посещают около 1000 пользователей не только нашей страны, но и ближнего и дальнего зарубежья;

открытием учебной лаборатории «Образование без границ» на базе факультета специального образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. За год существования лабораторией подготовлены к изданию 10 комплектов методических и учебных материалов, проведено 10 региональных практических семинаров для учителей-дефектологов (из них 8 – выездных), 12 спецкурсов для студентов факультета специального образования;

научно-методическим обеспечением образовательного процесса для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Изданы методики обучения по 5 учебным предметам, учебные программы для ЦКРОиР;

созданием механизма обеспечения преемственности и межведомственного сотрудничества специальных учреждений образования и системы органов по труду, занятости и социальной защиты в вопросах сопровождения и социальной реабилитации детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития при достижении ими совершеннолетия. В 2010 году 61,8% выпускников ЦКРОИР перешли на социальное обслуживание в территориальные центры социального обслуживания населения.

Развитие специального образования в 2011/2012 учебном году будет направлено на:

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей образовательные отношения в сфере специального образования, приведение ее в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об образовании;

повышение доступности специального образования путем развития инклюзивных тенденций, создания необходимого образовательного пространства во всех учреждениях образования, где обучаются дети с ОПФР;

совершенствование качества специального образования через введение стандартов специального образования, разработку программно-методического обеспечения коррекционной работы, кадровое обеспечение обучения и воспитания детей с ОПФР.

С принятием 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования вносит в нормативную правовую базу соответствующие изменения.

Нормативные правовые документы, учебно-программная документациябудут размещаться на сайтах Министерства образования Республики Беларусь www.minedu.unibel.by и управления специального образования www.asabliva.by.

При организации образовательного процесса в 2011/2012 учебном году для учащихся с ОПФР следует руководствоваться Перечнем учебников и учебных пособий, пригодных для использования в школьных библиотечных фондах учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, который опубликован в «Зборніку нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» № 7, 2011.

Продолжается работа по обновлению учебно-методического обеспечения образовательного процесса. К новому учебному году издаются следующие учебные пособия.

Первое отделение вспомогательной школы

с белорусским языком обучения

Бобла І.М і інш. Буквар, II клас;

Бобла І.М. і інш. Пропісь 1, Пропісь 2, Пропісь 3, II клас;

Аляшкевіч В.І. Чалавек і свет, III клас (у 2-х частках);

Ляшчынская Т.Л., Чэркас А.Л. Беларуская мова, IV клас (у 2-х частках);

Бобла І.М. і інш. Літаратурнае чытанне, IV клас (у 2-х частках);

Грыханаў У.П. Матэматыка, IV клас (у 2-х частках);

Шаўчэнка Н.А., Серадзінская В.Х. Чалавек і свет, IV клас (у 2-х частках);

Шынкарэнка У.А. і інш. Працоўнае навучанне. Рамонтна-будаўнічыя работы ў быце, VI–X класы.

Первое отделение вспомогательной школы

с русским языком обучения

Олешкевич В.И. Человек и мир, III класс (в 2-х частях);

Лещинская Т.Л., Черкас О.Л. Русский язык, IV класс (в 2-х частях);

Бобла И.М. и др. Литературное чтение, IV класс (в 2-х частях);

Гриханов В.П. Математика, IV класс (в 2-х частях);

Шевченко Н.О., Серединская О.Х. Человек и мир, IV класс (в 2-х частях);

Шинкаренко В.А. и др. Трудовое обучение. Ремонтно-строительные работы в быту, VI–X классы.

Специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении

с белорусским языком обучения

Альфер М.В., Сафонава А.П. Беларуская мова, III клас (у 2-х частках);

Варапаева В.С., Куцанава Т.С. Літаратурнае чытанне, III клас (у 2-х частках);

Серадзінская В.Х. Чалавек і свет, III клас (у 2-х частках).

Специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении

с русским языком обучения

Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Литературное чтение, III класс (в 2-х частях);

Серединская О.Х. Человек и мир, III класс (в 2-х частях).

Специальная общеобразовательная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи с белорусским языком обучения

Мулица Е.А., Хвойницкая В.Ч. Русский язык и чтение, IX класс.

Специальная общеобразовательная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи с русским языком обучения

Змушко А.М. Беларуская мова і чытанне, VII клас.

Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушением слуха(второе отделение)

Дубовик И.С., Волчек И.В. Предметно-практическое обучение, I класс;

Михайловская Л.В., Киселева А.В. Литературное чтение, III класс (в 2-х частях);

Томукевич О.Т., Урбан М.А. Математика, III класс (в 2-х частях);

Григорьева Т.А. Русский язык, IV класс (в 2-х частях);

Матвеева О.Р., Михайловская Л.В. Человек и мир, IV класс (в 2-х частях).

Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями зрения (издания шрифтом Брайля)

Мушинская Т.Ф. и др. Русская литература, V класс (в 2-х частях);

Халиманович А.А. и др. Человек и мир, V класс;

Красней В.П. і інш. Беларуская мова, VI клас;

Мушинская Т.Ф. и др. Русская литература, VI класс;

Лисов Н.Д. Биология, VI класс;

Валочка Г.М., Язерская С.А. Беларуская мова, VII клас;

Бадзевіч З.І., Саматыя І.М. Беларуская мова, VIII клас;

Валочка Г.М. і інш. Беларуская мова, X клас;

Мурина Л.А. и др. Русский язык, X класс;

Аношко В.С. и др. Общая география, XI класс;

Жилко В.В., Маркович Л.Г. Физика, XI класс.

К началу 2011/2012 учебного года издаются также следующие учебно-методические и учебные наглядные пособия для вспомогательных школ:

Гладкая В.В. Социально-бытовая ориентировка. Дидактический материал. III класс;

Серединская О.Х. Биология в VII классе;

Серединская О.Х. Биология. Дидактический материал. VII класс;

Лисовская Т.В. Элементы арифметики. Дидактический материал. I класс;

Шинкаренко В.А. и др. Трудовое обучение. Дидактический материал. VII–IX классы;

Новицкий П.И. Адаптивная физическая культура во втором отделении вспомогательной школы.

Обращаем внимание педагогов системы специального образования на комплект материалов по биологии для VII класса автора О.Х. Серединской, которые начинают серию учебных наглядных пособий и являются составляющей учебно-методического комплекса. Подробные рекомендации по организации работы с наглядным и дидактическим материалами учебного наглядного пособия «Биология. Дидактический материал. VII класс» представлены в учебно-методическом пособии «Биология в VII классе».

В 2011/2012 учебном году будет продолжаться опытная проверка учебных пособий для учреждений специального образования. Опытную проверку будут проходить учебные пособия для VIII класса первого отделения вспомогательной школы по учебным предметам «Математика», «Литературное чтение», «Літаратурнае чытанне», «Русский язык», «Белорусский язык», «Биология», «География», «История Беларуси». Как и ранее, при анализе учебных пособий внимание обращается на соответствие учебных пособий действующим учебным программам, реализацию основных общедидактических и специальных педагогических принципов, межпредметных связей, коррекционные возможности, методический компонент и иллюстративный материал издания.

Учебные предметы «Беларуская мова і літаратура» в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи с русским языком обучения и «Русский язык и литература» в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи с белорусским языком обучения изучаются с V класса. Учебные пособия по данным предметам, изданные в 2006–2011 годах, действительны и используются следующим образом:

в V классе используются учебные пособия для VI класса (издания 2006 года);

в VI классе используются учебные пособия для VII класса (издания 2008 года);

в VII классе используются учебные пособия для VII класса (издания 2011 года по белорусскому языку и литературе) и для VIII класса (издания 2009 года по русскому языку и литературе);

в VIII классе используется учебное пособие для VIII класса (издания 2010 года по русскому языку и литературе);

в IX и X классах используется учебное пособие для IX класса (издания 2011 года по русскому языку и литературе).

Обращаем ваше внимание на изменения в учебной программе по математике для III класса специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха (таблица 1)*:

Таблица 1

Исключены из программы

Добавлены в программу

Сложение и вычитание в пределах 100

Письменное сложение («в столбик») двузначных чисел

Умножение и деление в пределах 100

Равенства

Знакомство с уравнениями

Решение уравнений вида 15 + x = 20,

x + 15= 20, 20 – х = 15, х – 15 = 20

Геометрический материал

Прямая. Отрезок как часть прямой (изучено во 2 классе)

Стороны треугольника, квадрата, прямоугольника (изучено во 2 классе)

Многоугольник

Луч

Величины и их измерение

Секунда

Задачи на определение продолжительности события

Литр

Килограмм

Решение задач

Решение сюжетных арифметических задач с помощью уравнений

Отношения «старше-моложе»

*Изменения в программе за III классы опубликованы в Инструктивно-методическом письме к началу 2010/2011 г.

Внесены следующие дополнения в учебную программу по русскому языку для V класса второго отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха:

Имя существительное.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

I, II, III склонение имен существительных.

Глагол.

I и II спряжение глаголов.

Обращаем внимание руководителей специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении, для детей с нарушением слуха, что выпускные экзамены по истории Беларуси проводятся в соответствии с билетами, утвержденными приказом Министра образования Республики Беларусь от 24.01.2011 № 31 (размещены в «Зборніку нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь», № 6, 2011, на сайтах www.asabliva.by, www.adu.by). В помощь педагогу разработаны Примерные тезисы ответов на вопросы экзаменационных билетов по истории Беларуси(опубликованы в журнале «Спецыяльная адукацыя», № 2, 2011, размещены на сайте www.asabliva.by).

  1. О деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Центра образования №204 имени А. М. Горького в 2011-2012 учебном году (1)

    Документ
    Аннотация. Ежегодный публичный доклад информирует учащихся и их родителей, учредителей, социальных партнеров , местную общественность об образовательной деятельности центра образования, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития.
  2. О деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Центра образования №204 имени А. М. Горького в 2011-2012 учебном году (2)

    Документ
  3. Публичный отчет мку управление образования за 2011-2012 учебный год

    Публичный отчет
    Ежегодный публичный доклад муниципального казенного учреждения Управление образования муниципального района Белорецкий район по итогам 2011-2012 учебного года подготовлен на основе мониторинга образовательных результатов, условий функционирования
  4. Итоги образовательной деятельности за 2011-2012 учебный год 2012

    Документ
    Лицензия на ведение образовательной деятельности: Лицензия Департамента образования Пермской области серия А № 1076681 от 07.05.2010г. и Свидетельства о государственной аккредитации № 665 от 23.
  5. Учебный план и пояснительная записка основного и дополнительного образования 22 Цели и задачи педагогического коллектива Центра образования №324 «Жар-птица» на 2011-2012 учебный год. 23

    Пояснительная записка
  6. Анализ работы государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка при посольстве россии в египте за 2011 2012 учебный год

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ В ЕГИПТЕ
  7. План работы мкоу «Средняя общеобразовательная школа №1» имени Героя Советского Союза Шелаева Антона Стефановича г. Киров Калужской области на 2011-2012 учебный год

    Содержательный отчет
    План методической работы на 2011-2012 учебный год (Педагогические советы, методические советы, предметные недели, школьные предметные олимпиады и т.д.)
  8. Публичный доклад о деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №28 имени А. А. Суркова города Рыбинска Ярославской области за 2011 2012 учебный год Введение

    Доклад
    Публичный доклад подготовлен администрацией Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 имени А.А. Суркова города Рыбинска.
  9. Годовой план работы школы на 2011-2012 учебный год г. Нижний Новгород 2011 год (1)

    Анализ
    Современная школа – это не только образовательное учреждение, но и система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Другие похожие документы..