Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

5.1.2. Дополнительная литература.

  1. Акимкина Н.А., Люксембург М.А. Практикум по истории стран зарубежного Востока (Индия, Иран, Турция).– М.: Высшая школа, 1963.– С. 74–94.

  2. Антонов К. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии.– М., 1952.– 280 с.

  3. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии.– М., 1979.– 558 с.

  4. Ашрафян К.В. Феодализм в Индии: особенности и этапы развития.– М., 1977.– 237 с.

  5. Гольдберг Д.И. Возникновение и первый этап рабочего и социалистического движения в Японии // Вопросы истории.–1956.– №8.– С. 33–43.

  6. Гольдберг Д.И. Рабочее движение в Японии в 1897–1906 годах // Вопросы истории.– 1960.– № 6.– С. 77–89.

  7. Гренвилл Дж. Индия: от британского владычества к независимости // Гренвилл Дж. История XX века. Люди. События. Факты.– М., 1999.– С. 398–404.

  8. Гренвилл Дж. Раскол китайской империи, 1900–1929 // Гренвилл Дж. История XX века. Люди, события, факты.– М., 1999.– С. 86–92.

  9. Динь Юань-ин. «Рисовый бунт» 1910 г. в Чанша // Вопросы истории.– 1955.– № 8.– С. 105–110.

  10. Емалетдинова Г.Э. Изучение Новой истории Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов 3-4-х курсов по специальности «История». Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т, 2003. – 137с.

  11. Емалетдинова Г.Э. Проблемы стадионально-формационного и цивилизационного развития стран Азии в Новое время: Учебное пособие для студентов по специальности «История». Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. акад, 2004. – 288с.

  12. Ерекешева Л.Г. Индийский национальный конгресс и конфессиональная проблема: обзор российской историографии // Вест. МГУ.– Сер. 13. Востоковедение.– 1997.– №4.– С. 83–94.

  13. Жебин А.З. КНДР: традиции и современность // восток. – 2003. № 2. – с. 85-95.

  14. История Китая с древнейших времен до наших дней.– М., 1974.

  15. Кантимирова Р.И. История стран Азии и Африки в Новое время: Учебное пособие для студентов 3 –4 –х курсов по специальности «История». Стерлитамак: Стерлитамак гос. пед. ин-т. 2003. – 171с.

  16. Кантимираова Р.И. Контрольные работы по новой истории стран Азии и Африки: Пособие для студентов 3-5-х курсовпо специальности «История» - Стерлитамак: Стерлитамак. Гос. пед. акад., 2005. – 102с.

  17. Кантимирова Р.И. Практикум по новой истории стран Азии: Для студентов 3-4-х курсов по специальности «История». - Стерлитамак: Стерлитамак. Гос. пед. акад., 2004. – 290с.

  18. Китай: История в лицах и событиях / Под общ. ред. С.Л. Тихвинского.– М.: Политиздат, 1991. – 254 с.

  19. Комаров Э.Н. Экономические предпосылки индийского народного восстания 1857–1859 гг. // Советское востоковедение.– 1957.– № 4.

  20. Лященко Н.Ф. История Японии в эпоху Токугава.– М., 1999.

  21. Мешков К.Ю. Особенности этнонационального развития Филиппин // Восток. – 1999. - № 1. – С. 20-31.

  22. Молодякова Э.В. Опыт столетней модернизации Японии // Восток.– 1993.– № 2.– С. 99–108.

  23. Мясников В.С. Реформы революции в Китае: историография // Новая и новейшая история.– 1997.– № 3.– С. 208–215.

  24. Нарочницкий А. К вопросу о японской агрессии в Корее и причинах японо-китайской войны 1894–1895 гг. // Вопросы истории.– 1950.– №5.– С. 61–76.

  25. Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б.Г.Тилака.– М.: Изд-во АН СССР, 1958.– С. 259–340.

  26. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая: 1894–1914.– М.: Наука, 1980.– С. 367.

  27. Новая история стран Азии (вторая половина XIX – начало XX вв.): Учеб. пособие для самост. работы студ. вузов / Под ред. В.И. Овсянникова.– М., 1995.– С. 258–290.

  28. Новая история стран Азии и Африки: Программа курса / Сост. В.Н. Грак.– Екатеринбург, 2001.– С. 13.

  29. Новая история Ирана: Хрестоматия / Отв. Ред. М.С. Иванова, В.Н. Зайцев. – М.: Наука, 1988. – С. 153-279.

  30. Овсянников В.И. Массовые движения народов Азии и оценка их К. Марксом и Ф. Энгельсом (середина XIX в.).– М., 1989.

  31. Пескова Г.Н. Иностранная торговля опиумом в Китае и позиция России // Документы опровергают: Против фальсификации истории русско-китайских отношений.– М., 1982.

  32. Практикум по Новой истории стран Азии: Пособие для студентов-заочников 3–4-го курсов ист. фак. пед. ин-тов / Моск. гос. заоч. пед. ин-т; Сост. И.В. Базиденко и др.; Под ред. В.И. Овсянникова.– М.: Просвещение, 1990.– 192 с.

  33. Ромэн Роллан. Вселенское евангелие Вивекананды: Опыт исследования мистики и духовной жизни современной Индии.– Самара, 1994.– 222 с.

  34. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая.– М.: Наука, 1985.– 301 с.

  35. Стрепова О.Ю. История Японии в наших учебниках // Преподавание истории и обществознание в школе. 2001. - %2. – С. 22-30

  36. Тихвинский С.Л. Современная зарубежная историография о Сунь Ятсене // Вопросы истории.– 1985.– № 11. – С. 36–49.

  37. Тяпкина Н.И. Государство в Китае: Сословия и классы // Социально-экономические и политические проблемы Китая в Новое и Новейшее время.– М., 1991.

  38. Уразов Ф. Последний император Пу И // Генералиссимусы мира XVI–XX вв.– Уфа, 1993.– С. 317–319.

  39. Фицджеральд С.П. Китай при маньчжурах // Китай: Краткая история культуры – СПб., 1998.– С. 397–438.

  40. Япония – страна Востока, не ставшая колонией // Всемирная история: Учеб. для вузов. – М., 2000. – С. 435-440.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- мультимедийное обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса «Новая история стран Азии и Африки»;

- электронные библиотеки по курсу «Новая история»:

- электронная база данных для создания тематических итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами;

- видеофильмы по новой истории стран Азии и Африки;

- учебно-наглядные пособия, карты;

технические средства обучения: видеомагнитофон, мультимедийный переносной проектор, лазерный копировальный аппарат, сканер.

5.3. Материально-техническое обеспечение курса

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- оборудованные аудитории (специальная мебель);

- технические средства обучения: видеомагнитофон, мультимедийный переносной проектор, мультимедийное обеспечение, настенный экран: принтер, лазерный копировальный аппарат, сканер.

VI. Словарь основных терминов

Азан – в исламе призыв к молитве, возглашаемый с минарета муэдзином.

Аллах – имя Бога в исламе.

Австро-турецкие войны 15-17 вв. - войны, которые велись между Австрией и Османской империей за обладание северной части балканского полуострова и территории Венгрии. 4 войны в 1540-1547, 1551-1562, 1566-1568, 1683-1689 гг. Турция проиграла коалиции, в которую входили Австрия, Польша, Венеция, а с 1686 г. и Россия, и потеряла много земель в Европе. Войны 1737-1739 и 1788-1790 гг. закончились возвратом части Сербии и Валахии османам.

Англо-Бурская война 1899-1902 гг.— война между Великобританией и южноафриканскими бурскими республиками — Трансваалем и Оранжевой Республикой, завершившаяся поражением буров, оккупацией и включением территорий бурских республик в состав Британской империи. В середине 1890-х гг. бурские республики, на территории которых обнаружились залежи алмазов и золота, стали объектом соперничества Англии и Германии. Попытка империалистов С. Родса и Дж. Чемберлена создать огромную территорию английских колониальных владений в Африке — от Кейптауна до Каира — встретила сопротивление лидеров Трансвааля, предлагавших образовать «Соединенные Южноафриканские Штаты». Инициированное С. Родсом нападение военных отрядов под командованием Л. Джемсона для захвата Трансвааля (декабрь 1885 г.) закончилась не-удачно, и вызвало обострение англо-германских противоречий. Когда британское правительство отказалось выполнить ультиматум президента Трансвааля П. Крюгера и прекратить военные приготовления в Натале, бурские республики объявили Великобритании войну. 11 октября 1899 г. объединенная армия Трансвааля и Оранжевой (40 тыс. человек, 80 орудий, 40 пулеметов) вторглась на территорию британских колоний в Южной Африке (Наталь и Капская колония), где им противостояли английские колониальные войска (30 тыс. человек). После ряда тяжелых поражений в первые месяцы войны англичане начали массовую переброску войск в Южную Африку; перейдя в наступление, в июне 1900 г. они захватили столицу Трансвааля — Преторию. Буры развернули партизанскую войну. Одновременно они пытались добиться коллективного дипломатического вмешательства европейских держав и скорейшего заключения мира. По итогам мирного договора (май 1902 г.) Трансвааль и Оранжевая Республика были лишены независимости и превращены в английские колонии. Англо-бурская война нанесла удар по престижу британской империи и повлияла на межгосударственные отношения в Европе. Она стала одним из серии конфликтов, подготовивших Первую мировую войну.

Аннексия — захват, насильственное присоединение территории чужого государства.

Анклав — часть территории одного государства, окруженная территорией другого или других государств и не имеющая выхода к морю. Если анклав имеет выход к морю, то принято говорить о полуанклаве.

Арабские завоевания – военно-захватнические походы арабов в 6-12 вв., в ходе которых были завоеваны страны Ближнего и Среднего Востока, Африки, Юго-Западной Европы и создан халифат.

Аббатство – крупный католический монастырь. Управляет им аббат или аббатиса. Они подчиняются епископу, а в некоторых случаях Папе Римскому.

Адат – обычное право у мусульманских народов, противостоящее шариату (религиозному правительству). Основано на древних обычаях и традициях, возникших до принятия Ислама.

Агрессия – нападение одного государства на другое с целью захвата территории, порабощения населения, лишения независимости.

Африканеры (буры) - народ в Южной Африке, в основном потомки голландских поселенцев XVII в. В XIX в. создали на юге Африки республики Наталь, Свободное Оранжевое государство и Трансвааль, воевали с племенами банту, но сами оказались покоренными англичанами.

Ахмадия – мусульманская секта, основанная в 1889 г. в Пенджабе Мирзой Гуламом Ахмадом Кадиане, которого адепты почитают как пророка и махди. Последователи секты, наряду с догмата-ми ислама, признают учение Кришны, заповеди Иисусу Христа. Имеет свыше 12 млн. последователей, главным образом в Пакистане и Индии.

Бабизм – религиозное учение секты бабидов, созданная Бабом в 40-х гг. 19 в. в Иране. Бабизм провозглашал окончание господства законов, основанных на Коране и шариате, замену их новыми, исходящие из принципов: равенства всех людей и защиты их прав, установление священного царства бабидов и д.р.. в 1848 -1852 гг. последователи бабизма возглавляли народные восстания в Иране.

Бей – титул феодалов в странах Ближнего и Среднего Востока. В Иране бей – правитель племен. В Османской империи бей является правителем округа; также называли старших офицеров. В 19 в. слово превратилось в форму почтительного обращения; упразднено в Турции в 1934 г. в Тунисе с 1705 по 1957 этот титул носили наследственные правители.

Бенаресское восстание 1781 г. – антианглийское в индийском княжестве Бенарис, вассальном (с 1775 г.) от английской ост-индской компании. Вспыхнуло стихийно в связи с поборами английского генерал-губернатора У. Хейстинга. Распространилась также на Ауд.

Бедуины – кочевые арабы и берберы-скотоводы, в основном верблюдоводы. Обитают с древних времен в Передней Азии и Северной Африке.

Богдыхан – термин, которым в русских грамотах в 16-17 вв. называли императоров Китая.

Бакуфу - военное правительство трех династий военно-феодальных правителей Японии (сегунов) – Минамото, Осикага. Токугава, правивших с к. 17 в. по 1867 г.

Буси - военно-феодальное сословие в Японии, правившее в 12-19 вв.

Бусидо – (от японского «Путь воина») кодекс поведения японских самураев. Требовал верности господину, строгого соблюдения клятв, признания военного дела единственным достойным самурая занятием.

Вакф – в мусульманских странах имущество, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.

Ваххабиты — сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. Ратуют за очищение ислама от новшеств и возврат к его изначальным установлениям, а также к борьбе с отступниками.

Вивекананда Свами (1863—1902) - индийский мыслитель, религиозный реформатор и общественный деятель. Настоящее имя Датт Наренрдантах. В 1897 г. основал полу религиозную организацию «Миссия Рамакришны».

Восточный вопрос — в дипломатической и исторической литературе термин, обозначающий в XVIII—XX вв. целый комплекс противоречий, связанный с ослаблением Османской империи (см.), находившейся на грани распада, а также стремлением населяющих империю народов завоевать национальную независимость и борьбой сильных европейских государств за раздел ее владений. Некоторые ученые под этим термином понимают более широкие проблемы Ближнего, Среднего Востока и Кавказа.

Газават – священная война против иноверцев. Разновидность джихада.

Гулямы – конная гвардия в халифате Аббасидов, созданная при халифе Мамуне. Так же назывались в Османской империи рядовые ополченцы.

Гяур – презрительное прозвище всех немусульман.

Гоминьдан – политическая партия в Китае. Создана в 1912 Сунь Ятсеном. С 1931 Гоминьдан – правящая партия. После провозглашения КНР сторонники Гоминьдана переехала на Тайвань, где Гоминьдан являлась правящей партией.

Госи - сельские самураи, низший слой японских мелкопоместных дворян с 12 по 19 век. Постоянно проживали в деревнях; занимались сельским хозяйством, находились на административно-полицейских должностях, были ростовщиками.

Двадцать одно требование – предъявлены Японией Китаю в январе 1915 с целью обеспечить ее господство в Китае. В мае 1915 требования были приняты президентом Китая Юань Шикаем.

Доминион — государство, бывшая английская колония, входящее в Британское Содружество (прежде в Британскую империю). Главой государства в доминионе считается английский король, но при этом сохраняется внутреннее административное и политическое самоуправление.

Диван – в мусульманских странах в средние века налогово-финансовое ведомство. В османской империи и некоторых других – совет при государе. В некоторых современных государствах Ближнего и Среднего Востока – правительственные учреждения по административным и судебным делам.

Династия – ряд правящих монархов из одного и того де рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследования

Джизья - подушный налог с немусульманского населения в мусульманских странах Востока. В Османской Империи этот налог в 18 в. слился с хараджем.

Джихад - долг мусульманина любыми средствами распространять и утверждать Ислам. Частью его является газават – «священная война» против иноверцев. Далеко не все исламские правоведы считали джихад обязательным, хотя и называли его одной из основных обязанностей мусульманина.

Далай-лама – титул первосвященника в ламатинской церкви в Тибете. После оккупации Тибета Китаем в1950 году Далай-лама проживает в Индии

Дервиш – мусульманский профессиональный нищенствующий аскет-мистик, суфист. Дервиши еще в средние века стали объединяться в общины и ордена, многие из которых существуют и по сей день. Дервиши – аналог нищенствующих монахов в христианстве.

Дехкан – представитель средних и крупных землевладельцев, общинной верхушке в средневековой Средней Азии и Иране.

Друзы – приверженцы одной из мусульманских шиитских сект. В 20 в. друзы активно участвовали в национально-освободительном движении в Ливане.

Дурбар – в государство Среднего и Ближнего Востока – совет знати при монархе, торжественный прием.

Египетская экспедиция 1798—1801 гг. — поход французской армии Наполеона Бонапарта в Египет с целью захвата этой страны и нарушения коммуникаций Англии с Индией. Наполеон вторгся в Египет в июне 1798 г. Но после поражения французского флота в сражении при Абукире в августе того же года положение сухопутной армии, отрезанной от Франции, оказалось печальным. После неудачного похода в Сирию, а также из-за обострившейся ситуации в самой Франции в 1799 г. Бонапарт был вынужден покинуть Египет и свою армию и отправиться на родину. В 1801 г. французский экспедиционный корпус в Египте капитулировал.

Заминдар – в государствах средневековой Индии обычно наследственный держатель земли. После английского завоевания Индии заминдарами стали называть утвержденных в правах земельных собственников, плативших земельный налог в пользу колониальных властей.

«Зулюм» - название периода деспотического режима турецкого султана Абдул-Хамида

Император - титул монархов в государствах имперского типа.

Империализм - период в истории капитализма, охватывающий 1870 - 1920-е гг. Эпоха империализма характеризуется крайне неравномерным развитием стран, изменением соотношения между ними. Наиболее экономически развитые в 19 в. державы Англия и Франция оттеснялись на второй план странами молодого капитализма — США, Германией и Японией, что приводило к росту международной напряженности, гонки вооружения. Империализм в различных странах имел специфические черты. В Великобритании, занимавшей 1-е место в мире по вывозу капитала в колонии, он приобрел характер колониального империализма; во Франции, вывозившей капиталы за границу в виде вкладов в государственные займы, транспорт, промышленность, — ростовщический; в Гер-мании, где был достигнут союз юнкеров-помещиков и крупной буржуазии, — юнкерско-буржуазный, отличавшийся агрессивным характером и претензией на мировое господство. Впервые термин «империализм» использовал английский экономист Дж. Гобсон. В 1902 г. он опубликовал книгу с одноименным названием, где дал характеристику захватнической внешней политики великих европейских держав. Известный немецкий социал-демократ Р. Гильфердинг в работе «Финансовый капитал» (1910 г.) обратил внимание на особенности экономия, структуры новейшего капитализма; стремление ряда стран к новым рынкам сбыта, районам экспорта он связывал с перерождением капитализма. В. И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1915 г.) сформулировал свою теорию империализма, включавшую пять основных признаков: концентрация производства и капитала привела к созданию монополий, играющих решающую роль в хозяйственной жизни; слияние банковского капитала с промышленным и создание финансового капитала и финансовой олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает решающее значение; образование международных монополистических союзов капиталистов, делящих мир; закончен территориальный раздел мира между крупнейшими капиталистическими державами. В отличие от Р. Гильфердинга, полагавшего, что капитализм имеет большие перспективы, Ленин считал, что империализм является высшей и последней стадией капитализма, кануном социалистической революции. Если Дж. Гобсон был уверен, что негативные последствия империализма можно преодолеть путем развития демократизации, то Ленин не видел другого пути, кроме революционного.

  1. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  2. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Новейшая история стран Азии и Африки освещает один из наиболее актуальных периодов истории стран Востока – начало кризиса и политического распада колониальной системы империализма, начала и завершения национально-освободительной борьбы
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать

Другие похожие документы..