Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

Тема 3. Проблема развития Арабских стран в новое время

Политическая ситуация на Аравийском полуострове. Шерифы и османские султаны в борьбе за священные города ислама.

Колониальная агрессия Англии. Ирак, Сирия, Ливан, Палестина в конце XIX – начале XX вв.

Национально-освободительное движение 1879-1882 гг. и оккупация Египта Англией. Английская агрессия в Восточном Судане. Народное восстание и создание махдистского государства. Захват Восточного Судана англичанами.

Захват Туниса и Марокко Францией. Колониальная агрессия Италии в Ливии.

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

«История стран Азии и Африки в новое время»

1. Периодизация истории стран Азии и Африки в Новое время.

2. Специфика цивилизационного развития стран Азии и Африки.

3. Основные черты восточного феодализма (XV – XVIII вв.). Типы феодальных отношений на Востоке (Китай, Япония, Индия, Османская империя).

4. Страны Азии и Африки в период возникновения и развития индустриальной системы. Общая характеристика.

5. Кризис традиционных социально-экономических и политических структур и отставание стран Азии и Африки в период домонополистического капитализма.

6. Общее и особенное в историческом развитии стран Азии и Африки.

7. Арабские страны Азии и Африки в период домонополистического капитализма.

8. Религиозно-цивилизационный фундамент народов Востока и его трансформация в Новое время.

9. Основные этапы колонизации стран афро-азиатского региона.

10. Первоначальное накопление капитала в Европе и Восток в XVI – XVIII вв.

11. Промышленный переворот в Европе, Северной Америке и Восток.

12. Историко-культурные контакты афро-азиатских обществ и европейских государств.

13. Формирование мирового рынка и колониальной системы.

14. Проникновение и колониальные завоевания европейских держав в Африке во второй половине XVI – первой половине XIX вв.

15. Колониальная политика Англии, Франции и России в Иране в XVIII – первой половине XIX вв.

16. Колониальная политика Англии в Индии в середине XVIII – первой половине XIX вв.

17. Колониальная политика Японии в 70-х гг. XIX – начале XX вв.

18. Система колониального управления и экономических отношений в странах Африки (1870-1918 гг.).

19. Роль индуизма в становлении и развитии восточных цивилизаций нового времени.

20. Роль буддизма в становлении и развитии восточных цивилизаций в новое время.

21. Роль ислама в становлении и развитии восточных цивилизаций в новое время.

22. Конфуцианство как религиозный фундамент стран дальневосточной цивилизации.

23. Религиозно-культурные традиции народов Африки.

24. Африканские племена и образование государственности.

25. Создание державы Дуррани. Характер власти, внутренняя политика, завоевание соседних территорий.

26. Арабские страны Азии и Африки в период домонополистического капитализма.

27. Арабские страны в конце XIX – начале XX вв.

28. Начало развития национальных буржуазных отношений в станах Азии и Африки.

29. Социально-экономическое и политическое положение стран Востока в годы Первой мировой войны (общая характеристика).

Китай

1. Завоевание Китая маньчжурами. Внутренняя и внешняя политика Цинской династии в XVII – XIX вв.

2. Состояние сельского хозяйства и промышленности Китая XVII – начале XIX вв.

3. Социально-экономическое и политическое развитие Китая во второй половине XIX в.

4. Причины, ход и результаты крестьянской войны тайпинов в Китае (1850-1864 гг.).

5. Китай на рубеже XIX – XX вв. Восстание ихэтуаней.

6. Политика «самоусиления»: причины, развитие, результаты.

7. 100 дней реформ Гуансюя.

8. Рост антиманьчжурской аппозиции в первые годы XX в. Революция 1911-1913 гг.

Япония

1. Социально-экономическое развитие Японии в период сёгуната Токугава (XVII – начало XIX вв.). Зарождение капиталистических отношений.

2. Обострение политической борьбы в Японии в середине XIX в. Преобразования «Мэйдзи».

3. Социально-экономическое и политическое развитие Японии в конце XIX – начале XX вв. Особенности японского империализма.

4. Агрессивная внешняя политика Японии в конце XIX – начале XX вв. Японо-китайская и русско-японская война.

Индия

1. Социально-экономическое положение Индии в XVII – XVIII. Упадок империи Великих Моголов.

2. Английские завоевания Индии. Политика колониальных властей (XVIII – первая половина XIX вв.).

3. Народное восстание в Индии (1857-1859 гг.).

4. Изменение форм колониальной эксплуатации и экономическое развитие Индии во второй половине XIX – начале XX вв.

5. Возникновение буржуазного национализма в Индии. Индийский Национальный Конгресс и течения в нем.

6. Рост революционного движения в индии в 1905-1908 гг. Роль Б. Тилака в ИНК.

Корея

1. Социально-экономические отношения во второй половине XVIII – середине XIX вв. Развитие сельского хозяйства в Кореи.

2. Внутренняя и внешняя политика корейского правительства.

Юго-Восточная Азия в XVII – середине XIX вв.

1. Бирма в XVII – середине XIX вв.

2. Юго-Восточная Азия: Шри-Ланка, Тайланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам в XVII – середине XIX вв.

3. Малайя и Филиппины в XVIII – первой половине XIX вв.

4. Нидерландская Ост-индская компания и борьба за Индонезию. Индонезия под английским господством.

5. Возвращение голландцев в Индонезию.

6. Яванская народная война.

7. Система принудительных культур.

8. Распространение голландского господства в Индонезии и проникновение англичан на Калимантан.

9. Ламаизм.

Османская империя в 40-е годы XIX – начале XX вв.

1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития Османской империи в 40 - 70-е гг. XIX в.

2. Танзиматские реформы в Османской империи в 40 – 50-е гг. XIX в.

3. Крымская война 1853-1856 гг. и Османская империя.

4. Социально-экономическое и политическое развитие Османской империи в 60 – 70-е гг. XIX в.

5. Система реформаторских мероприятий в Османской империи конца 50-х – начала 70-х гг. XIX в.

6. Общественно-политическое развитие Османской империи в 60 - 70-е гг. XIX в.

7. Русско-турецкие войны 1877-1878 гг.

8. Социально-экономическое развитие в 80 – 90-е гг. XIXв.

9. Режим «Зулюм».

10. Общественно-политическое развитие в конце XIX – начале XX вв. Младотурецкое движение.

11. Буржуазная революция 1908 г. Правление младотурок.

Египет

1. Социально-экономическое и политическое положение страны в конце XVIII в.

2. Египетская экспедиция Бонапарта.

3. Реформы Мухаммеда Али.

4. Завоевательные войны Мухаммеда Али.

5. Египет в 50 – 70-е гг. XIX в.

6. Освободительное движение и революция 1881 г. в Египте.

4.3. Примерная тематика курсовых работ

1. Причины упадка Османской империи в XVIII - XIX вв.

2. Реформы в Османской империи XIX в.

3. Борьба за конституцию 1876 г. в Турции.

4. Англо-русское соперничество на Балканах и Восточный вопрос,

5. Германское проникновение в Османскую империю в конце XIX - начале XX вв.

6. Политика младотурок в Османской империи 1908-1909 гг.

7. Буржуазные реформы в Японии второй половины XIX в.

8. Война буров с англичанами за владение Южной Африкой.

9. Создание Африканского Национального Конгресса в Южной Африке.

10. Кан Ювэй и его политические взгляды.

11. «Боксерское» восстание в Китае.

12. Сунь Ятсен и его политические взгляды.

13. Англо-русское соглашение 1907 г. и его роль в подавлении революции в Иране.

14. Восстание Араби-паши в Египте.

15. Восстание Абд аль-Кадира в Алжире.

16. Движение махдистов в Судане.

17. Менелик и его роль в борьбе Эфиопии за независимость.

18. Создание Английской колониальной империи: принципы, структура, формы.

19. Создание Французской колониальной империи: принципы, структура, формы.

20. Франко-германская борьба за Марокко в начале XX в.

21. Создание Германской колониальной империи.

22. Превращение Индонезии в колонию Нидерландов.

23. Захват Кореи Японией.

24. Захват Бельгией Конго.

25. Последствия работорговли в Африке.

26. Походы Г. Стенли в Африку.

27. Д. Ливингстон и его исследования в Африке.

28. Русские исследователи в Африке.

4.4. Примерный перечень вопросов, вынесенных на государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории

  1. Основные тенденции социально-экономического развития стран Востока в новое время.

  2. Реформационное движение в странах Востока в конце XVIII – XIX вв.

  3. Национально-освободительные и антифеодальные движения в странах Азии в середине XIX в.

  4. Цивилизационные особенности японского общества в период сегуната Токугава. Японский опыт модернизации эпохи Мэйдзи.

  5. Характер и формы эпохи «пробуждения» Азии в начале XX в.

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Выбор учебно-литературной и научно-исследовательской литературы обусловлен, прежде всего, значимостью исследований в учебном процессе, актуальностью, а также их новизной. При составлении списка литературы ученые библиотечно-информационные ресурсы СГПА. Имеющиеся литература, в том числе, изданная в последние годы, позволяет обеспечить усвоение студентами важнейших проблем курса.

5.1.1. Основная литература

  1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т.: Учеб. по спец. «История». – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – Т.2. – 551 с.

  2. Губер А.А., Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. – М.: Наука. – 1975. – 543 с.

  3. История Востока: В 6 т. /Гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков; Ген – т востоковедения. – Т.4. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.) – 2004. – 608 с.

  4. История стран Азии и Африки в новое время. Ч.1: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 384 с.

  5. История стран Азии и Африки в новое время. Ч.2: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1991 – 368 с.

  6. Новая история стран Азии и Африки: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. А.М. Родригеса: В 3 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

  1. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  2. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Новейшая история стран Азии и Африки освещает один из наиболее актуальных периодов истории стран Востока – начало кризиса и политического распада колониальной системы империализма, начала и завершения национально-освободительной борьбы
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать

Другие похожие документы..