Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

Тема 5. Османская империя

Проблемы формационного и цивилизационного развития

1. Османская империя в XVIII - первой половине XIX вв.

Османская империя к началу нового времени. Ее территория и население. Политический строй Османской империи. Особенности религиозной ситуации. Аграрные отношения, формы землевладения и землепользования, феодальная эксплуатация крестьянства. Группы турецких феодалов и разложение военно-промышленной системы.

Некоторые изменения в формах эксплуатации крестьянства в XVIII в. Обострение классовых противоречий и подъем народно-освободительной борьбы. Усиление феодальной раздробленности и использование турецкими феодалами народных движений в личных целях. Русско-турецкие войны XVIII в. и начало зависимости Османской империи от западных держав. Возникновение «восточного вопроса» и непримиримые позиции России, с одной стороны, и так называемого «европейского концерта» - с другой.

Экспедиция Бонапарта в Египет и действия турецкого султана. Приход к власти в Египте Мухаммеда Али и начало «египетского кризиса» в Османской империи. Вмешательство капиталистических держав во время продолжения египетского кризиса во внутренние дела Османской империи и усиление ее зависимости. Реформаторские попытки в Османской империи: реформы Селима III, Махмуда II и первый период танзимата.

2. Революция 1908-1909 гг. в Османской империи

Предпосылки буржуазной революции. Складывание революционной ситуации. Движение народных масс в Анатолии в 1905-1907 гг. Восстание в Эрзеруме. Роль армии в обшественно-политической жизни страны. Комитет «Единение и прогресс». Требования младотурок. Начало революции. Всеобщее восстание 1908 г. в Македонии Восстановление конституции и рост революционной активности на родных масс.

Созыв парламента и его деятельность. Создание единого фронт внутренней и внешней реакции против революции. Контрреволюционный мятеж 1909 г. и его разгром. Свержение Абдул Хамида II приход к власти младотурок. Отношение западных держав к младотурецкой революции, ее итоги и историческое значение.

Тема 7. Иран в Новое время.

Проблемы формационного и цивилизационного развития

1. Иран в XVIII - первой трети XIX в.

Феодальный кризис и начало полуколониальной зависимости

Социально-экономическое развитие Ирана. Особенности аграрных отношений, «пятигранная» форма ренты-налога. Группы иранских феодалов. Хозяйство и социально-политическая структура города. Кочевой элемент иранского населения и народные меньшинства. Шиитское направление ислама как государственная религия страны. Роль шиитского богословия.

Борьба Англии, Франции и России за влияние в Иране в начале XIX в. Первая русско-иранская война. Англо-иранский договор, 1814 г. Вторая русско-иранская война. Туркманчайский договор. Убийство А.С. Грибоедова. Англо-иранский торговый договор 1841 г. Усиление англо-русской борьбы и режима капитуляций.

2. Бабидские восстания в Иране

Последствия иностранного проникновения в Иран. Подрыв натуральных форм хозяйства, усиление феодальной эксплуатации крестьянства. Разорение ремесленников, мелкого и среднего купечества.

Секта шейхитов, возникновение бабидского движения. Сейид Али Мухаммед и его священная книга «Беян». Программа и идеология бабидов. Отражение в бабизме интересов торгово-ростовщической буржуазии, попытки реформации ислама и его привлекательность для широких народных масс.

Основные центры бабидских восстаний. Характер и движущие силы бабидского движения и дискуссий в связи с их оценкой. Причины поражений бабидских восстаний. Их разрозненный и оборонительный характер, присущая движению террористическая направленность. Преследование бабизма и реформы Амир Низама. Переоформление бабизма в бехаизм и претензии последнего на роль четвертой мировой религии.

Англо-иранская война 1856-1857 гг. Парижский мир. Усиление зависимости Ирана от Англии и России.

3. Революция 1905-1911 гг. в Иране

Объективные предпосылки иранской революции. Влияние русских событий 1905-1907 гг. на Иран. Начало иранской революции. Созыв меджлиса. Народные массы и либерально-буржуазное движение. Роль шиитского духовенства. Возникновение энджоменов. Конституция.

Соглашение 1907 г. между Россией и Англией. Контрреволюционный переворот в Тегеране. Восстание в Иранском Азербайджане, Тебризский энджомен, Сатар-хан. Восстание в Реште. Революционные походы в Тегеран. Отречение шаха и восстановление конституции. Обострение борьбы империалистических держав за экономическое и политическое господство в Иране. Американская миссия Шустера. Интервенция России и Англии против иранской революции, усиление реакции. Причины поражения иранской революции, ее последствия и историческое значение.

Тема 8. Афганистан.

Проблемы формационного и цивилизационного развития

1. Афганские племена и образование государственности.

Держава Дуррани

Расселение, хозяйство и родовая организация афганских племен. Различный уровень феодализации родовой верхушки. Обычай «вэш» как мощное средство сдерживания разложения родоплеменных отношений и появления большесемейной собственности в афганских племенах. Появление племенных союзов, «высших» и «низших» племен, завоевание оседлого неафганского населения, пережитки рабовладения.

Возникновение Кандагарского и Гератского княжеств. Их племенная основа, хозяйство и политическая структура. Войны между обоими княжествами и завоевательные походы в соседние государства. Завоевание Ирана, создание там афганской династии. Приход Надир-шаха к власти в Иране, разгром Кандагара, падение княжеств.

Создание державы Дуррани, характер власти, завоевание соседних территорий. Пуштунский и непуштунский компоненты населения афганского государства. Зависимость от характера власти, занятий различных групп населения. Сочетание аграрного и кочевого элементов в экономике и социальной структуре государства Дуррани. Афганцы и сикхское государство. Угроза со стороны англичан.

2. Афганистан во второй половине XIX- начале XX вв.

Первые годы правления Шер-Али. Британская колониальная агрессия. Русская миссия генерала Столетова. Отказ Шер-Али допустить в Кабул британскую миссию. Якуб-хан. Вторая англо-афганская война 1878-1881 гг. Гандамакский договор 1879 г. Резидент Каваньяри. Кабульское восстание. Абдуррахман. Борьба за изгнание английских завоеваний. Сражение 27 июля 1880 г. близ Майвана. Неудача англичан в войне с Афганистаном. Абдуррахман и борьба за афганский престол.

Внутренняя и внешняя политика эмира Абдуррахман (1880-1901). Борьба с феодальным сепаратизмом. Кризис англо-русских отношений 1885 г. Угроза войны. Граница между Россией и Афганистаном. Соглашение 1893 г. с Англией.

Афганистан в начале XX в. Хабибулла (1901-1919). Нажим Англии в 1904 г. Проект договора между Англией и Афганистаном. Англо-русский договор 1907 г. Социально-экономические сдвиги. «Хабибия», «Харбия». Движение младоафганцев. Германо-австро-турецкая миссия. Восстание 1916-1917 гг. Культура.

Тема 9. Арабские страны Азии и Африки в период домонополистического капитализма

Арабские страны в составе Османской империи, формальный характер их подчинения Стамбулу. Аравия в XVIII начале XIX в. Значение священных городов Мекки и Медины как культовых центров всего мусульманского мира. Религиозное учение ваххабитов и возникновение первого саудовского государства. Его войны с турецким султаном и египетским пашой.

Ирак, Сирия, Ливан, Палестина в конце XVIII - первой половине XIX вв. Борьба против турецкого господства. Антифеодальное движение крестьян. Экспансия английских и французских колонизаторов.

Северная Африка к началу XIX в. Захват Францией Алжира. Освободительная война под руководством Абд аль-Кадира. Франко-марокканская война 1844 г. Народное восстание в 50-х гг. XIX в.

Египет в позднемамлюкский период. Египетский поход Бонапарта и его значение для всего Ближневосточного региона. Изгнание французов, каирские восстания, изгнание англичан и приход к власти Мухаммеда Али. Его реформы в Египте и борьба за гегемонию в арабском мире и Османской империи. Мухаммед Али и капиталистические державы. Лондонская и Парижская конвенции, начало английского закабаления Египта.

Строительство Суэцкого канала. Проникновение европейских держав во все арабские страны.

Тема 10. Страны Азии и Африки во время Первой мировой войны

Насильственное втягивание зависимых стран в мировую войну. Страны Азии и Африки в войне: военные действия на их территориях, призыв огромных контингентов населения в сражающиеся армии метрополий, организация трудовых армий, приспособление экономики зависимых стран к военным нуждам держав.

Участие Турции в Первой мировой войне на стороне германского блока. Нарушение нейтралитета Ирана обеими воюющими коалициями. Усиление империалистического гнета и рост демократического движения в Китае, Индии и других странах в годы войны. Арабские страны и страны Африки в годы Первой мировой войны. Социально-экономические последствия войны в странах Востока.

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в программе по курсу «Новая история стран Азии и Африки» раскрываются основные проблемы восточных государств с середины XVII до начала XX века.

Программа курса «Новая история стран Азии и Африки», реализуется в процессе чтения лекций, проведения занятий, семинарских организации самостоятельной работы студентов, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, написанием курсовых работ, докладов для учебно-методических студенческих конференций.

В программе отражены результаты современных научных исследований по основным проблемам зарубежной новой истории.

В программе раскрываются:

- место и роль стран Азии и Африки во всемирно-историческом процессе;

- смысл и содержание основных событий, явлений и процессов в новой истории;

- взаимосвязь экономического, социального, политического и культурного развития стран Востока.

Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии восточных обществ в изучаемую эпоху.

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы студентов

Тема 1. Развитие Кореи в Новое время. Проблемы

1. Корея в XVIII – середине XIX вв.

Социально-экономические отношения Вов торой половине XVIII – середине XIX в. Янбане. Кончжон. Сачжон. Минчжон. Тхохо. Торговые корпорации. Положение в сельском хозяйстве. Рост частного землевладения. Крестьянское восстание под руководством Хон Гён Нэ. Внутренняя и внешняя политика корейского правительства. Попытка «открыть» Корею.

Король Кочжон, регент Тэвонгун (1863-1873). Американское судно «Генерал Шерман». Военная экспансия американцев 1871 г. Отпор корейцев. Общественная мысль в XVIII – XIX вв.

2. Корея во второй половине XIX – начале XX вв.

Политика изоляции страны. Теория с эйканрон военно-самурайских кругов Японии. Канхванский договори 1876 г. Открытие портов Пусан, Вонсан, Инчхон. Реформаторское движение и борьба прокитайской и прояпонской партий в 70 – 80-х гг. Ким Ок Кюн. Восстание в Сеуле. Договор 1882 г. в Генчхоне. Дворцовые перевороты 1885 г. Китайско-японский Тяньцзинский договори. Крестьянское восстание 1893-1894 гг. Корейский вопрос в период японо-китайской войны 1894-1895 гг. Симоносэкский мирный договор. 1895 г. Новый этап крестьянского восстания (июль-декабрь 1894 г.). Развитие капиталистических отношений. Внутреннее положение страны. Обострение борьбы капиталистических держав за Корею в конце XIX в. Установление японского протектората над Кореей. Аннексия Кореи Японией.

Тема 2. Развитие стан Юго-Восточной Азии в Новое время. Проблемы

1. Юго-Восточная Азия в XVIII – середине XIX в.

Малайя и Филиппины в XVIII – первой половины XIX в. Испанский колониальный режим на Филиппинах. Система энкомиенд. Христианизация филиппинского населения. Народы Филиппин (пагалы, илоки, бисайя, пашнатан и др.). Социально-экономический строй.

Нидерландская Ост-индская компания и борьба Нидерландов и Англии за Индонезию. Индонезия под английским господством. Возвращение голландцев и поиски новых методов эксплуатации. Яванская народная война 1825-1830 гг. Система принудительных культур. Пагеран Дипонегоро из Джокьякарты. Распространение голландского господства в Индонезии и проникновение англичан на калимантан.

Вьетнам к 70-м годам XVIII в. Династия Ле. Восстания нэйтонов (1771-1802). Начало французского проникновения во Вьетнам. Внутренняя политика Нгуенов. Захват Францией Южного Вьетнама. Образование единого феодального государства в Бирме. I и II англо-британские войны (1824-1826, 1852-1853).

Тайланд (Сиам), Камбоджа.

2. Юго-Восточная Азия в середине XIX – начале XX вв.

Филиппины. Восстание в Кавите. Движение за реформы. Хосе Рисаль. «Лига Филипина», «Катипунан». I этап филиппинской революции (1896-1897), II этап филиппинской революции, американо-филиппинская война. Филиппины в годы Первой мировой войны.

Индонезия. Законодательство 70-х гг. XIX в. Война в Аче. Установление голландского господства во всей Индонезии. «Этическая политика». Индонезия во время Первой мировой войны.

Вьетнам. Проникновение французских колонизаторов в Северный Вьетнам. Китайско-французская война 184-1885 гг. Захват Вьетнама Францией. Вьетнам в годы Первой миррой войны.

Тайланд (Сиам), Бирма во второй период нового времени.

  1. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  2. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Новейшая история стран Азии и Африки освещает один из наиболее актуальных периодов истории стран Востока – начало кризиса и политического распада колониальной системы империализма, начала и завершения национально-освободительной борьбы
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать

Другие похожие документы..