Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

Лекция 7. Иран в Новое время. Проблемы формационного и цивилизационного развития. 255

Лекция 8. Афганистан. Проблемы формационного и цивилизационного развития. 267

Лекция 9. Арабские страны Азии и Африки в период домонополитического капитализма. 279

Лекция 10. Страны Азии и Африки во время Первой мировой войны. 289

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

В настоящее время актуальность приобретает изучение стран Востока. Возрастание роли и значения стран Азии и Африки в современном мире, влияния их политики на международную политику обуславливают необходимость более углубленного изучения их истории и современного положения, повышают требования к преподаванию соответствующий дисциплины.

Необходимость введения курса Новой истории стран Азии и Африки обусловлена тем, что он является продолжением исторического развития восточного мира в эпоху средневековья. История стран Азии и Африки является, наряду с другими курсами по всеобщей истории, одним из основных предметов, изучаемых студентами исторических факультетов педагогических учебных заведений. Новая история стран Азии и Африки представляет собой очень объемную дисциплину как в смысле территориальном (огромный регион, включающий десятки стран существовавших ранее), так и в хронологическом, потому что в рамках этой дисциплины проводится изучения стран Востока на протяжении почти трех столетий.

Новая история стран Азии и Африки является, наряду с другими курсами по всеобщей истории, одним из основных профилирующих предметов, изучаемых на исторических факультетах высших учебных заведений. Курс новой истории имеет важнейшее политическое и научное значение, определяемое ролью стран Азии и Африки во всемирно-историческом процессе, особенно возросшей за последние годы.

Интерес к Востоку в наши дни будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия древние первоосновы великих цивилизаций Востока.

История стран Азии и Африки в новое время является эпохой столкновения традиционных обществ Востока с капиталистическим миром Запада. При этом не следует рассматривать страны Азии и Африки в качестве новой единой, цельной системы, противопоставлять развитие “всего Востока” “Западу”. Каждая из стран имела свои особенности, хотя их развитие по многим параметрам отличалось от развития стран Европы.

Кроме того, много в современном мире вплотную связано с Востоком – достаточно напомнить о феномене развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и социокультурными проблемами, пути решения которых пока далеко еще не найдены. Как и когда эти проблемы будут решены, каков пути, ведущие к их решению, - все это волнует мир, подавляющее большинство населения которого живет именно в странах Востока.

Составление комплексного представления об истории стран Азии и Африки в новое время формируется на основе междисциплинарного подхода. Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как История средних веков, История древнего мира. Для изучения дисциплины необходимы знания в области этнографии, этнологии, религиоведения.

История стран Азии и Африки в новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Поэтому история этих государств неразрывно связано также с историей стран Европы и Америки в Новое время. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода представляется совершенно не однотипными. В передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистических экспансий со стороны стран Запада.

Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории, как для стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую схему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

Новая история стран Европы и Америки, Азии и Африки позволяет увидеть общие черты и различия в развитии модернизации в индустриальном и традиционном обществах: в отношении к техническому прогрессу, в организации власти, в положении человека в обществе, в отношении к собственности, в отношении к природе.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Программа курса «История стран Азии и Африки в новое время» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600 «История». Требования государственного стандарта и его основные положения определили структуру курса и логику изложения в нем материала.

Целью курса является изучение совокупности фактов событий и явлений новой истории стран Азии и Африки на основе анализа источников и исследовательской литературы.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

  • проанализировать основные эпохи и важнейшие события истории стран Азии и Африки в новое время;

  • раскрыть взаимосвязь экономической, политической и культурной истории стран Азии и Африки;

  • показать место афро-азиатского региона в мировом историческом процессе;

  • выделить систематическое взаимодействие западного и афро-азиатского мира на основе колониального синтеза;

  • раскрыть процесс превращения стран Востока в часть мирового капиталистического хозяйства;

  • продемонстрировать формирование на Востоке многоукладного общества и процесс модернизации;

  • описать рост буржуазно-национального движения и борьбу за создание условий для национального суверенного варианта развития.

Курс ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- научно-методическая;

- культурно просветительская.

Изучение курса «История стран Азии и Африки в новое время» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-историческому наследию стран афро-азиатского региона;

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные события и процессы истории стран Азии и Африки в новое время;

- место и роль стран Азии и Африки во всемирном историческом процессе;

- основные комплексы источников по истории стран Азии и Африки в новое время;

- важнейшие историографические проблемы восточной истории;

- основные исторические понятия и явления, такие как уровень развития индустриального и традиционного обществ, условия гармоничного развития общества, его менталитет, ценности индустриального и традиционного обществ, общечеловеческие ценности; личность в истории, соотношение объективного и субъективного факторов в историческом процессе; принцип неравномерного развития стран в эпоху индустриальной революции; уметь их формулировать и правильно применять.

уметь:

- решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

- приемами и методами научного анализа и критики источников по истории стран Азии и Африки в новое время.

В ходе изучения данного курса студент слушает лекции, посещает семинарские занятия и занимается индивидуально.

I. Объем дисциплины и виды занятий учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Семестры

Семестры

Общая трудоемкость

318

VI

VII

VIII

Аудиторные занятия

56

22

10

24

Лекции

36

14

6

16

Практические занятия (семинары)

20

8

4

8

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

262

87,3

87,3

87,3

Курсовые работы/рефераты

Вид итогового контроля

Зачет-к/р, экзамен

Зачет-к/р, экзамен

Зачет-к/р, экзамен

Курс «Истории стран Азии и Африки в новое время». Общим объемом 56 часа аудиторных занятий изучается в течение 6 - 8 семестров. Учебным планом исторического факультета в 6 семестре отводится 22 часов аудиторных занятий: 14ч. – лекций, 8ч. – семинарских занятий; в 7 семестре – 10 часов: 6ч. – лекций, 4ч. – семинарских занятий; в 8 семестре 24 часов: 16ч. – лекций, 8ч. – семинарских занятий.

Курс завершается зачетом по контрольной работе и экзаменом в 7, 8 семестрах.

Обязательным условием допуска студента к зачету и экзамену является выполнение всех видов учебной деятельности, связанных с изучением и освоением курса, предусмотренных программой и планом индивидуальной, самостоятельной работы. На экзамене студен, должен продемонстрировать комплекс знаний по общим проблемам развития восточных цивилизаций и региональной специфики истории отдельных государств; отчетливо представлять особенности эволюции восточной модели, показать знания фактологического и общетеоретического характера, умение оперировать необходимым блоком терминов, понятий и соответствующими положениями в учебной и научной литературе, умение анализировать источники.

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы курса и виды занятий

№ п/п

Тематический план

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

История стран Азии и Африки с середины XVII в. до 70-х гг. XIX в.

20

(14-VIсем., 6-VIIсем.)

10

(8-VIсем., 2-VIIсем.)

91,7

(87.3-VIсем., 44-VIIсем.)

2

История стран Азии и Африки в последней трети XIX в. – в начале XX в.

16

(16-VIIIсем.)

10

(2-VII, 8-VIIIсем.)

91,7

(43.3-VIIсем., 87.3-VIIIсем.)

2.2. Содержание разделов дисциплины

  1. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  2. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Новейшая история стран Азии и Африки освещает один из наиболее актуальных периодов истории стран Востока – начало кризиса и политического распада колониальной системы империализма, начала и завершения национально-освободительной борьбы
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать

Другие похожие документы..