«Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

На правах рукописи

УДК

Станкевич Петр Владимирович

Модели содержания естественнонаучного образования

бакалавров и магистров

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(естествознание, уровень профессионального образования)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

2010

Диссертация выполнена на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Литвиненко Сергей Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Смирнов Василий Алексеевич

доктор педагогических наук, профессор

Суслов Валерий Геннадьевич

Ведущая организация: Государственное образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный

областной университет»

Защита состоится «____» ___________2010 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.28 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена (198097, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 30, ауд. 59).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Автореферат разослан «___» ____________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат медицинских наук, доцент Г.И. Сопко

Общая характеристика работы

Актуальность исследования определяется новыми задачами совершенствования содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров в системе подготовки специалистов естественнонаучного педагогического образования. Воплощение в жизнь идей Болонской декларации и связанные с этим процессы вхождения России в европейское образовательное пространство ориентируют ученых на исследование инновационных путей реформирования отечественной высшей школы. Поиск резервов оптимизации естественнонаучного образования сегодня смещается в плоскость активизации и инициативы самих студентов, создания условий для их индивидуального развития и саморазвития. Новая стратегия предполагает такую вовлеченность студента в процесс обучения, которая дает ему право свободного выбора образовательного маршрута, соответствующего уровню знаний и умений в допрофессиональной подготовке, его индивидуальным способностям и познавательным потребностям.

Предварительное исследование позволило констатировать отсутствие в науке обобщенного знания о методических основах построения содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» в педагогическом университете; о наиболее адекватном типе образовательного пространства и способах его создания в современной ситуации модернизации высшей школы; о структуре содержания учебного процесса и его научно-методическом обеспечении.

Переход на уровневую систему связан с необходимостью адаптации положений Болонской декларации к условиям подготовки бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» в России, обосновании новых концептуальных подходов, цели, задач профессиональной подготовки, разработки моделей содержания образования, методического обеспечения, их проверки экспериментальным путем в практической деятельности педагогического вуза.

В связи с этим проблема настоящего исследования актуализирует наличие ряда противоречий в современной теории и практике вузовской естественнонаучной подготовки бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» между:

  • устаревшими подходами к содержанию, формам и методам естественнонаучного образования и необходимостью определения его новых концептуальных основ;

  • ориентацией действующих учебных планов и программ содержания образования, методов профессиональной подготовки на усредненного по профессиональным параметрам выпускника и потребностью рынка образовательных услуг в творческой личности, индивидуальности бакалавров и магистров естественнонаучного образования с повышенным уровнем конкурентоспособности;

  • пассивной позицией студента в образовательном процессе и новой парадигмой высшей школы, нацеленной на развитие субъективных свойств будущего специалиста, его самостоятельности, познавательной и творческой активности, рефлексии.

Ведущая идеяисследования заключается в том, что система уровневой подготовки специалиста в области естественнонаучного образования в педагогическом университете должна быть построена с учетом требований Болонской декларации при сохранении отечественных традиций и накопленного положительного опыта естественнонаучного педагогического образования в России.

В соответствии с концепцией исследования предполагается создать теоретико-методический комплекс системы естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование», включающий в себя:

  • социальные предпосылки, определяющие необходимость совершенствования уровневой системы естественнонаучного педагогического образования в современном вузе;

  • модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование»;

  • условия, обеспечивающие эффективность реализации моделей содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование»;

  • методику реализации содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» в современном педагогическом университете.

Цель исследования - разработать модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров, реализуемые на основе модульного и вариативного подходов к подготовке специалистов высшего профессионального уровневого естественнонаучного педагогического образования.

Объектом исследования является учебный процесс профессиональной подготовки специалистов высшего профессионального уровневого естественнонаучного педагогического образования.

Предмет исследования модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров как базис методики реализации содержания естественнонаучного образования в процессе подготовки специалистов высшего профессионального уровневого естественнонаучного педагогического образования на основе модульного и вариативного подходов.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровневое естественнонаучное педагогическое образование может быть организовано с учетом новых требований, если будут разработаны и внедрены модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров, основанные на:

  • учете современных тенденций развития высшей педагогической школы;

  • использовании инновационных подходов к отбору и разработке структуры содержания уровневого естественнонаучного педагогического образования;

  • проектировании вариативно-модульного содержания естественнонаучного педагогического образования бакалавров и магистров;

  • формировании моделей содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» на основе системного, компетентностного, интегративного, вариативного, индивидуально - ориентированного и модульного подходов;

  • создании основной образовательной программы уровневого естественнонаучного педагогического образования, включающей модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров, которые влияют на процесс её реализации;

  • разработке методики реализации содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров, определении ее цели, содержания, условий реализации в педагогическом процессе;

  • определении методов диагностики результатов исследования, позволяющих контролировать и корректировать учебный процесс по реализации содержания естественнонаучного образования у бакалавров и магистров в педагогическом вузе.

С учётом поставленной цели и выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:

    1. Проанализировать литературу, нормативно-правовые и регламентирующие документы для выявления закономерностей и тенденций развития высшего профессионального уровневого естественнонаучного педагогического образования.

    2. Определить теоретико-методическую базу моделирования содержания уровневого естественнонаучного педагогического образования.

    3. Осуществить отбор содержания естественнонаучного образования для уровневого естественнонаучного педагогического образования, который реализуется в структурно-содержательном аспекте.

    4. Обосновать и сконструировать модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование».

    5. Выявить условия успешной реализации моделей содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование».

    6. Разработать методику реализации содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование».

    7. Апробировать модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование» и оценить их эффективность.

Методолого-теоретическую основу исследования составили:

  • философия и теория профессионального образования (А.П. Беляева, В.А. Болотов, В.А. Бордовский, Г.А. Бордовский, В.В. Лаптев, В.А. Козырев, Я.И. Кузьминов, Д.В. Пузанков, В.П. Соломин, В.Д. Шадриков и др.);

  • методология компетентностного подхода в высшем педагогическом образовании (О.В. Акулова, И.С. Батракова, В.И. Бойденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.);

  • теоретико-методологические подходы к осуществлению подготовки педагога в области естественнонаучного образования: (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, С.В. Васильев, Е.М. Нестеров, О.Г. Роговая, Н.Е. Кузнецова, М.С. Пак, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, И.И. Соколова, В.П. Соломин, Н.Л. Стефанова, М.А. Шаталов и др.);

  • психолого-педагогические теории деятельности и развитии личности в обучении, методология личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, М.С. Коган, С.А. Расчетина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, А.Д. Урсул, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина и др.);

  • теоретико-методологические исследования основ высшего профессионального образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Бойденко, И.С. Батракова, И.В. Блауберг, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, П.Г. Пономарев, П. А. Юцявичене);

  • научно-практические подходы к проектированию, конструированию и управлению разноуровневыми основными образовательными программами в системе высшего прфессионального уровневого педагогического образования (А.П. Беляева, В.П. Беспалько, C.В. Литвененко, В.В. Пасечник, Е.С. Полат, Г.Н. Пономарев, В.А. Сластенин, В.П. Соломин, Н.Л. Стефанова, А.В Усова, Н.В.Чекалева, Н.Л. Шубина);

  • работы, раскрывающие сущность, структуру и содержание высшего педагогического образования (С.В. Алексеев, О.В. Акулова, В.И. Богословский, В.А. Бордовский, Г.А. Бордовский, З.И. Васильева, В.В. Краевский, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, В.В. Николина, Н.Ф. Радионова, В.П. Соломин, С.В. Суматохин, А.П. Тряпицина, В.Д. Шадриков, С.М. Шилов);

  • исследования по общим проблемам в системе высшего профессионального уровневого естественнонаучного педагогического образования (Н.М. Александрова, Н.Д. Андреева, В.Н. Бредихин, С.В. Васильев, Ю.Ю. Гавронская, С.Н. Глазычев, О.М. Кривошапкина, Л.П. Макарова, В.Г. Мосин, Е.М. Нестеров, Т.М. Носова, М.С. Пак, И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.А. Смирнов, И.И. Соколова, В.П. Соломин, Н.Л. Стефанова, В.Г. Суслов, В.Д. Сухоруков, З.И. Тюмасева, Д.П. Финаров).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические: сравнительный анализ философской, психолого-педагогической, методической и научной литературы, системный анализ, изучение нормативно-правовых документов и материалов в области высшего профессионального образования, сравнительно-сопоставительный, логический анализ, прогнозирование, моделирование, проектирование образовательного процесса и другие;

- эмпирические: изучение педагогического опыта в вузе, прямое и косвенное наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, интервьюирование, самооценка студентов, опрос, контрольные срезы, экспертные оценки;

- статистические методы обработки и представления экспериментальных данных.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1994-2000 гг.) - подготовительно-аналитический. Выявлялись исходные позиции исследования: изучалось состояние проблемы естественнонаучной подготовки бакалавров и магистров естественнонаучного образования в отечественной практике; изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая и научная литература по проблемам уровневой подготовки педагога; определялись требования к квалификационным требованиям специалиста в области естественнонаучного образования; определялись цель, объект, предмет исследования; формулировалась рабочая гипотеза; выявлялись основные подходы к разработке моделей содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров; формировался понятийно-категориальный аппарат. Проводился констатирующий педагогический эксперимент по изучению возможностей внедрения в учебный процесс вариативно-модульного содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование».

Второй этап (2000-2003 гг.) – поисково-теоретический. Разрабатывались теоретико-методологические основы, определяющие структуру и содержание моделей естественнонаучного образования бакалавров и магистров по направлению «Естественнонаучное образование». Проводился сравнительно-сопоставительный и логический анализ реализации вариативно-модульного содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров в структурных подразделениях РГПУ им. А.И. Герцена в условиях реализации экспериментальной методики. Определялись возможные образовательные маршруты студентов на бакалаврском и магистерском уровнях подготовки педагога в области естественнонаучного образования. Проводился анализ и обобщение результатов констатирующего исследования. Проектировалась методика реализации содержания естественнонаучного образования в процессе подготовки специалистов высшего профессионального уровневого естественнонаучного педагогического образования и определялись условия её успешной реализации в педагогическом университете.

Третий этап (2003-2008 гг.) – теоретико-экспериментальный. Проводился формирующий эксперимент, внедрялась методика реализации содержания естественнонаучного образования в процессе подготовки специалистов высшего профессионального уровневого естественнонаучного педагогического образования на базе структурных подразделений РГПУ им. А.И. Герцена. Проводилась проверка эффективности предложенной методики.

Четвертый этап (2008-2010 гг.) – заключительно-обобщающий. Проводился системный и логический анализ, оценка, систематизация и обобщение полученных результатов исследования с применением методов математической статистики и представления экспериментальных данных. Формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования.

Экспериментальная база исследования: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (Институт естествознания, факультет безопасности жизнедеятельности, факультет биологии, факультет географии, факультет химии), Дагестанский филиал Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

  1. Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена Институт Практической психологии сзо рао безгодова С. А., Васильева С. В., Микляева А. В. Научно-исследовательская работа студентов 1 курса (методические рекомендации)

    Научно-исследовательская работа
    доктор психологических наук, профессор Панферов В.Н. (главный редактор); доктор психологических наук, профессор Посохова С.Т. (зам. главного редактора); кандидат психологических наук, доцент Семикин В.
  2. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (3)

    Заседание
    2. Подписание договора о сотрудничестве между ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена» и Институтом всеобщей истории РАН.
  3. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (5)

    Автореферат диссертации
    Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  4. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (6)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «17» июня 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.19 на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете им.
  5. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре русского языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
  6. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (1)

    Диссертация
    Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
  7. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (2)

    Диссертация
    Защита состоится 11 декабря 2006 года в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 199. 23 – по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.
  8. «Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена» (1)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российскийгосударственный педагогический университета им.
  9. «Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена» (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « 9 » ноября 2007г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 212. 199. 24 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Российском государственном педагогическом университете им.

Другие похожие документы..