Формирование и функционирование органов самоуправления в современной россии

Федеральное агентство морского и речного транспорта

ФГОУ ВПО Волжская государственная академия водного транспорта

На правах рукописи

СМИРНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

Диссертация на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Научный руководитель

доктор философских наук,

профессор Владимиров А.А.

Нижний Новгород, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3

ГЛАВА I.СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ.16

    1. Развитие органов самоуправления в России ………………….16

    1. Региональная специфика органов самоуправления………...…39

ГЛАВА II. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ……………74

2.1. Сферы общественной жизни ………………………..………….74

2.2. Типы органов самоуправления ……………………..…………..87

ГЛАВА III. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ

САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………..115

3.1. Нормативные структуры и функции

органов самоуправления…………….........................................115

3.2. Перспективы развития структуры и функций

органов самоуправления…………………………………….…123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..154

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..158

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

Постперестроечный период развития России обозначил целый ряд проблем, которые ранее не являлись актуальными и в теоретическом, и в практическом отношении. Обществоведам всех типов предстоит не только исследовать с позиций науки данные проблемы, но и предложить конструктивные программы их практического решения.

В ряду этих проблем можно выделить такие как определение сущности правового государства, определение природы суверенной демократии, выяснение специфики социального государства, анализ структуры и функций общественной палаты, обоснование стратегического значения приоритетных национальных программ и др.

Нам важно отметить, что в ряду важных социальных проблем современной России находится и проблема выяснения сущности, структуры, функций, социального статуса, типоворганов самоуправления. Даже их статус (федеральные, региональные, местные) еще до конца не определен. Это имеет важное значение для принятия соответствующих законодательных актов. Достаточно сказать, что «Закон о развитии органов местного самоуправления» в основном обращен на проблемы развития местного управления. Мы считаем, что необходимо четко разграничивать прежде всего статус органов управления и органов самоуправления. Не надо забывать, что по свидетельству В.В.Путина, в стране существует около 650 тыс. общественных (внегосударственных) объединений, организаций, фондов, союзов, партий, ассоциаций и т.д. Это огромный интеллектуальный, организационный, финансовый потенциал страны, который может и должен быть задействован органами государственной власти как резерв, как помощник, как союзник в решении актуальных проблем социально-экономического развития России.

Важно подчеркнуть, что отсутствие или неэффективное использование этого самоуправленческого потенциала может приводить и уже приводит в ряде регионов к нежелательным эксцессам, конфликтам, противостояниям и террористическим действиям, которые подпитываются религиозными, национальными, конфессионными, политическими различиями. Если органы государственной власти со всеми их правовыми инструментами еще не могут в достаточной мере осуществлять диагностику, профилактику и пресечение действий экстремистского характера, то на помощь могут прийти внегосударственные организации.

При этом полезно иметь в виду, что общественные объединения имеют различный профильный статус: политические, религиозные, художественные, научные, экологические, образовательные, медицинские, спортивные и т.д. Эта многопрофильная организация открывает универсальные возможности воздействия на граждан.

Учитывая универсальный социальный характер различных общественных объединений в стране, охватывающих по существу все сферы общественной жизни, необходимо констатировать важность именно социально-философского их исследования.

Во-первых, следует отметить ограниченность чисто менеджерского подхода к данной проблеме, потому что теория менеджмента занимается изучением: 1)в основном только управленческих структур и функций и 2)только в экономической (хозяйственной, коммерческой, финансовой) сфере.

Во-вторых, именно социальная философия как целостное учение об обществе ближе всего смыкается с теорией социального управления, которая, к тому же, должна активно изучать не только управление, но и самоуправление во всех его типах и формах.

В третьих, особо подчеркнём, что объекты исследования в нашей работе входят непосредственно в поле интересов социальной философии: социум, управление и самоуправление, сферы общественной жизни, социальные структуры и социальные функции и т.д.

В стране существует множество народных академий, религиозных объединений, художественных союзов, педагогических ассоциаций, спортивных обществ, экологических движений и т.п. Объединить их потенциал, кадры, усилия, возможности – одна их задач государственных органов власти. И начало по инициативе Президента сделано – создана федеральная Общественная палата, которая уже начала активно функционировать. Подобные общественные палаты начинают создавать и в различных регионах страны. Мы убеждены, что им, как реальным органам самоуправления, принадлежит будущее.

Практическое развитие разных форм и видов самоуправления как управленческой самодеятельности народа требует теоретического осознания этого социального феномена. Дело в том, что этот процесс и характеризует, в конечном счете, становление гражданского общества в России. Если развитие государственных органов власти основано на потенциале позитивного права, то развитие внегосударственных органов опирается на традиции и реалии естественного права.

Осмысление всех этих процессов в современной России предполагает как научный анализ базовых проблем, так и выработку практических рекомендаций по становлению системы общественного самоуправления.

Автор надеется в данном исследовании рассмотреть наиболее важные аспекты проблемы, опираясь на существующие разработки и законодательные акты.

Степень разработанности проблемы

Сам многоаспектный характер исследования феномена социального самоуправления потребовал от автора обращения не только к междисциплинарным источникам, но и анализа тех концепций самоуправления, которые сложились в границах различных общественных наук: философии, социологии, политологии, юриспруденции, теории социального управления, прежде всего.

В философском плане проблема самоуправления в современной литературе исследуется в ее отношении к самоорганизации, синергетическим аспектам общества, тенденции движения от «хаоса к порядку», трансформации управления в самоуправление и т.д. В этом отношении интерес представляют работы И.Пригожина, А.И.Субетто, А.М.Пищика, С.И.Савчука, Л.Петрушенко, С.В.Соколова, Л.А.Зеленова, А.Н.Иванова, Н.Н.Александрова, В.Г.Афанасьева, В.А.Кутырева и др.

Данные работы и представленные в них положения для нас представляют интерес, прежде всего, с точки зрения анализа места управления в системе общества. Дело в том, что некоторые авторы отрицательно относятся к самой возможности управления социальными процессами, учитывая, что в этих процессах задействованы люди, обладающие сознанием и волей, а значит, управление ими может привести лишь к манипулированию их сознанием (С.Кара-Мурза). Но, тем не менее, исторически акты управления совершались и совершаются, поскольку существуют и объективные, и субъективные регуляторы поведения людей и социальных институтов. Мера их воздействия на социальные субъекты определяется не только мощью самих факторов, но и способностью субъектов противостоять им. Отсюда и вытекает сама проблема самоуправления: могут ли субъекты из объектов управления превратиться в субъектов управленческой деятельности.

В работах названных авторов дается и определение управления, и различение управления с близкими понятиями (организация, руководство, регулирование), и анализ компонентов управленческой деятельности, и функций управления. Но при всем этом единого понимания в существующей литературе по названным вопросам не выработано, что оставляет возможность автору выразить свою позицию.

Литература теоретико-управленческого характера призвана, по самой своей природе, анализировать базовые понятия теории управления, особенно теории социального управления. На этот счет имеются работы таких авторов как Л.Уманский, А.В.Бусыгин, А.П.Егоршин, А.С.Балакшин, В.П.Шалаев, А.В.Дахин, Г.Х.Попов, В.И.Терещенко, Д.Бодди, Р.Пейтон, М.Мескон, Р.Акофф, Ю.Осипов и др. Особый интерес могла бы представлять монография В.Золотова «Самоуправление непосредственных производителей: социально-экономические и организационные аспекты»1, но в ней рассматриваются прежде всего вопросы хозяйственно-экономического самоуправления.

В работах, посвященных проблемам социального управления, закономерно ожидать ответы на наиболее фундаментальные вопросы: сущность управления, специфика социального управления, функции управления, компоненты управленческой деятельности, система управления и т.п. К сожалению, сегодня однозначного ответа на эти и подобные вопросы в литературе получить нельзя, ибо проблематика как была дискуссионной, так и осталась. Особенно выяснению проблем социального управления препятствует мода на «менеджмент» (теория менеджмента в исследованиях вытеснила традиционную проблематику «теории управления» и «теории социального управления»). Менеджмент – это всего лишь один из конкретных видов управления, ориентированный на финансово-экономическую сферу, а управлять надо и искусством, и экологией, и наукой, и образованием, и медициной и т.д.

Если говорить о литературе правового характера, то надо учитывать, что она опирается на философские и теоретико-управленческие исследования. Сами проблемы философии права основаны на философском (историческом) анализе отношений естественного и позитивного права, гражданского общества и т.п., а растворять позитивно-правовые вопросы в проблематике магического, мистического, ритуального и т.п. характера, как это делает И.А.Исаев1, – это значит уходить от специфической правовой проблематики.

Что касается непосредственных вопросов самоуправления, то специальных философских исследований в этой области нам обнаружить не удалось. Конечно, нельзя не назвать опубликованных докладов Межвузовской научной конференции «Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление»2. В материалах конференции содержатся публикации более 80 авторов, посвящённые, прежде всего, выяснению цепочки связей в системе «самодвижение – самоорганизация – самоуправление». И это симптоматично, потому что проблема самоуправления органично связывается с фундаментальной философской проблемой «самодвижение». В то же время мы убеждены, что проблемы самоуправления (типы, структура, функции, статус) имеют важное теоретическое и практическое значение именно для нашей страны, которая имеет опыт Вечевых республик (11-13 вв.). Двигаясь вперед, полезно оглянуться и назад, на исторический опыт.

В нашу задачу входит исследование проблем органов самоуправления в современной российской действительности, хотя нельзя не отметить, что аналогичные проблемы существуют и в других странах. Прекрасный анализ мировой практики развития органов и форм самоуправления в основном в правовом аспекте дан в коллективной монографии А.С.Прудникова, Л.А.Ларина, М.В.Максютина, М.Ю.Петрюк, С.А.Акимовой, М.И.Эриашвили «Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах»3. В то же время можно высказать замечание, что авторы нередко отождествляют управление самоуправление, что отражено уже в названии, и акцент делают на конкурентные отношения управления и самоуправления, хотя, как известно, не отношение конкуренции является оптимальной формой их взаимоотношения, а соревнование, ибо соревнование предполагает не только состязательность, но и взаимопомощь.

Предметом нашего исследования является феномен самоуправления в системе современного состояния России. Этот феномен является многогранным, поэтому автору было необходимо определить в нем тот аспект, который и превращается в объект диссертационного анализа.

Объектом нашего анализа является исследование социального статуса, структуры, типологии и функций органов самоуправления в современной России.

Обозначенные выше актуальность проблемы, степень ее разработанности, а также предмет и объект исследования определили цель и задачи исследования.

Целью нашего исследования является системный анализ формирования и функционирования органов самоуправления.

Мы понимаем, что «самоуправление» можно трактовать, по крайней мере, на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Но необходимо учитывать связь всех этих трех уровней, поэтому автор намерен предложить свою концепцию не только их структуры и функций, но и взаимоотношения.

Этот замысел определил необходимость решения серии достаточно сложных задач, которые конкретизируют цель исследования:

  • исследование социального статуса органов самоуправления во всех их возможных формах;

  • определение структуры правового и общественного статуса органов самоуправления;

  • выявление оснований и принципов типологизации органов самоуправления на всех их уровнях;

  • анализ реальных и возможных функций органов самоуправления.

Теоретические и методологические основы исследования

Поскольку проблема развития системы самоуправления обращена на социум, на общественные системы, постольку она должна базироваться на системном представлении общества, всех сфер общественной жизни. Это определило необходимость исследовать существующие точки зрения относительно сфер общества, ибо и управление и самоуправление обращены на свой единый объект – социум. Сам социум в литературе представлен не однозначно, ибо терминологически «общество» и «социум» постоянно отождествляются. Мы опираемся на те трактовки социума, которые в его структуре выделяют лишь то, что характеризует «человеческое измерение» общественной жизни. Иначе говоря, природно-экологические и предметно-вещественные, технические образования, которые входят в общество, не являются социумом. Эта проблема остается дискуссионной в современной социально-философской литературе, поэтому автор имеет возможность опираться на ту или иную концепцию, которая работает в системе его анализа.

  1. Выпускная квалификационная работа Местное самоуправление в современной России: первые итоги реформы Специальность

    Реферат
    Актуальность темы исследования. Становление гражданского общества в России непосредственно связано с развитием одного из значимых социальных институтов — системы местного самоуправления.
  2. Местное самоуправление в современной россии: формальные институты и неформальные практики (социально-философский аспект)

    Диссертация
    Научный руководитель: доктор философских наук, зав. сектором философии истории и культуры Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, профессор Шмаков Владимир Сергеевич.
  3. Формирование модели взаимодействия органов государственной и местной власти в условиях муниципальной реформы (на примере Центрального федерального округа)

    Документ
    Работа выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  4. Локальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования, структура и тенденции развития (1)

    Диссертация
    Защита состоится 9 декабря 2008 года в 15.15 на заседании Диссертационного совета К 212.189.04 по политическим наукам при Пермском государственном университете по адресу: 614990, г.
  5. Локальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования, структура и тенденции развития (2)

    Диссертация
    Актуальность темы данного диссертационного исследования определяется возрастающей ролью, которую играет локальная политическая элита в территориях регионов РФ на протяжении последних полутора десятилетий.
  6. Институциональная организация местного самоуправления в постсоветской россии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» октября 2008 г. в 15 ч. 00 мин. на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 в Московском государственном университете имени М.
  7. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной россии: проблемы становления и функционирования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» мая 2007 г. в « » часов на заседании диссертационного совета К-212.136.03 в Московском государственном гуманитарном университете им.
  8. Территориальное общественное самоуправление в контексте реформирования местного самоуправления современной россии: политические аспекты

    Диссертация
    Защита состоится «19» мая 2011 г. в на заседании Диссертационного совета Д 212.136.03 по историческим и политическим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им.
  9. Рабочая программа дисциплины «история государственных органов и учреждений в россии» Направление подготовки

    Рабочая программа
    сформировать у магистрантов целостное представление об истории становления и эволюции государственных органов и учреждений в России с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления;

Другие похожие документы..