Формирование и функционирование органов самоуправления в современной россии
Анализ реформирования территориальных основ организации местного самоуправления проводился, исходя из выполнения требований Федерального закона, а также концептуальных положений о приближении органов местного самоуправления к населению (Указанное положение федеральный законодатель попытался нормативно реализовать введением критериев пешей и транспортной доступности, а также ограничением численности населения городских и сельских поселений).
В качестве образца для сравнения могут быть выбраны модели территориальной организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, в которых муниципальные образования до реформы местного самоуправления действовали на двух уровнях и на уровне сельских округов, поселков и небольших городов. Число территориальных единиц в субъектах Российской Федерации, в которых действовали органы публичной власти либо назначаемые ими территориальные администрации, существенно не изменялось на протяжении 30 лет, начиная с 1987 года1. Накануне реформы местного самоуправления 2003 года число таких территориальных единиц по данным различных исследователей составляло около 29 тыс. Эти оценки совпадают с данными Федеральной службы государственной статистики: на 1 января 2004года в субъектах Российской Федерации существовало 29183 административно-территориальные единицы, включая и муниципальные образования.
В результате реформы, по данным Министерства регионального развития, общее число муниципальных образований в Российской Федерации составило 24510, из них муниципальных районов – 1819, городских округов 520, городских поселений – 1823, сельских поселений – 20112. Вопреки прогнозам некоторых исследователей2, не произошло существенного увеличения муниципальных образований по сравнению с числом территориальных единиц, в которых действовали структуры публичной власти на местном уровне. Напротив, в субъектах Российской Федерации статусом муниципальных образований было наделено на 5 тыс. территориальных единиц меньше, чем их общая численность на начало проведения реформы (около 29 тыс.). Существенное сокращение численности муниципальных образований произошло за счет объединения нескольких территориальных единиц и наделения их статусом одного муниципального образования. Объединение территориальных единиц произошло в основном на уровне сельских поселений преимущественно в субъектах Российской Федерации, имевших территориальную организацию местного самоуправления на районном уровне.
В таблице №1 приведено сопоставление числа сельских территориальных единиц, существовавших до начала реформы, с числом сельских поселений, образованных (наделенных статусом сельских поселений) в некоторых из субъектов Российской Федерации, в которых местное самоуправление осуществлялось на двух территориальных уровнях (районном и сельском) и на одном уровне – на уровне групп сельских населенных пунктов (сельских округов), небольших городов и поселков.
В таблице №1 приведены также данные о числе населенных пунктов в соответствующем субъекте Российской Федерации и о среднем числе населенных пунктов, приходящихся на одно сельское поселение после проведения этапа территориальной реформы местного самоуправления. Определение среднего числа населенных пунктов, приходящихся на одно сельское поселение после проведения этапа территориальной реформы местного самоуправления, для субъектов Российской Федерации, в которых местное самоуправление до реформы осуществлялось только на одном районном уровне, проводилось только для тех субъектов Российской Федерации, в которых не менялось число районов и не произошло существенного увеличения числа городских поселений.
Таблица №1
Субъект Российской Федерации | Число сельских населенных пунктов | Число территориальных единиц1(сельских округов) до начала реформы | Число вновь образован- ных сельских поселений2 | Среднее число сельских населенных пунктов, при- ходящихся на одно сельское поселение | Число вновь об- разованных город- ских посе- лений | |
Субъекты Российской Федерации, в которых до реформы действовали муниципальные образования на двух уровнях | ||||||
1 | Воронежская область | 1747 | 493 | 471 | 3,7 | 30 |
2 | Липецкая область | 1540 | 303 | 295 | 5,22 | 6 |
3 | Орловская область | 2855 | 223 | 224 | 12,74 | 16 |
4 | Тамбовская область | 1659 | 309 | 309 | 5,36 | 13 |
5 | Астраханская область | 419 | 151 | 151 | 2,77 | 12 |
6 | Республика Мордовия | 1284 | 424 | 419 | 3,09 | 17 |
7 | Нижегородская область | 4427 | 539 | 529 | 8,37 | 79 |
8 | Курганская область | 1216 | 420 | 419 | 2,9 | 13 |
9 | Челябинская область | 1236 | 257 | 246 | 5,02 | 28 |
10 | Алтайский край | 1604 | 728 | 720 | 2,23 | 5 |
11 | Красноярский край | 1618 | 512 | 461 | 3,51 | 38 |
12 | Хабаровский край | 421 | 186 | 188 | 2,23 | 29 |
13 | Амурская область | 602 | 287 | 272 | 2,21 | 19 |
Среднее число сельских населенных пунктов для данной группы субъектов Российской Федерации | 4,57 |
Субъекты Российской Федерации, в которых до реформы действовали муниципальные образования на уровне сельских округов, небольших городов, поселков | ||||||
1 | Курская область | 2722 | 479 | 480 | 5,7 | 27 |
2 | Республика Адыгея | 220 | 50 | 43 | 5,1 | 5 |
3 | Ставропольский край | 731 | 284 | 281 | 2,6 | 14 |
4 | Оренбургская область | 1715 | 606 | 565 | 3,04 | 4 |
5 | Пензенская область | 1444 | 376 | 376 | 3,84 | 22 |
6 | Новосибирская область | 1523 | 428 | 429 | 3,55 | 79 |
Среднее число сельских населенных пунктов для данной группы субъектов Российской Федерации | 3,97 |
Выпускная квалификационная работа Местное самоуправление в современной России: первые итоги реформы Специальность
РефератАктуальность темы исследования. Становление гражданского общества в России непосредственно связано с развитием одного из значимых социальных институтов — системы местного самоуправления.Местное самоуправление в современной россии: формальные институты и неформальные практики (социально-философский аспект)
ДиссертацияНаучный руководитель: доктор философских наук, зав. сектором философии истории и культуры Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, профессор Шмаков Владимир Сергеевич.Формирование модели взаимодействия органов государственной и местной власти в условиях муниципальной реформы (на примере Центрального федерального округа)
ДокументРабота выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.Локальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования, структура и тенденции развития (1)
ДиссертацияЗащита состоится 9 декабря 2008 года в 15.15 на заседании Диссертационного совета К 212.189.04 по политическим наукам при Пермском государственном университете по адресу: 614990, г.Локальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования, структура и тенденции развития (2)
ДиссертацияАктуальность темы данного диссертационного исследования определяется возрастающей ролью, которую играет локальная политическая элита в территориях регионов РФ на протяжении последних полутора десятилетий.Институциональная организация местного самоуправления в постсоветской россии
Автореферат диссертацииЗащита состоится «22» октября 2008 г. в 15 ч. 00 мин. на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 в Московском государственном университете имени М.Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной россии: проблемы становления и функционирования
Автореферат диссертацииЗащита состоится «22» мая 2007 г. в « » часов на заседании диссертационного совета К-212.136.03 в Московском государственном гуманитарном университете им.Территориальное общественное самоуправление в контексте реформирования местного самоуправления современной россии: политические аспекты
ДиссертацияЗащита состоится «19» мая 2011 г. в на заседании Диссертационного совета Д 212.136.03 по историческим и политическим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им.Рабочая программа дисциплины «история государственных органов и учреждений в россии» Направление подготовки
Рабочая программасформировать у магистрантов целостное представление об истории становления и эволюции государственных органов и учреждений в России с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления;