Формирование и функционирование органов самоуправления в современной россии

С теоретической точки зрения создание общественных объединений разного типа вполне согласуется с философским учением о праве, согласно которому в обществе существует наряду с позитивным, государственным правом и естественное право народа, право, на страже которого стоит общественное мнение, общество. Вероятно, закономерно говорить о том, что гражданское общество может существовать на основе двух названных регуляторов - нравственных норм и государственного права. Союз государства и общества, власти и народа, права и морали – основа движения к гражданскому обществу.

Следует отметить специфику этих двух социальных сил: на стороне государства – власть, на стороне общества – интеллект. Особое место в этой системе занимает бизнес (предпринимательство). Сила бизнеса – в капитале.

Общественная палата России создана с целью поощрения, стимулирования отечественного предпринимательства с его социально-гуманитарными целями. Эти цели ориентированы на развитие науки, образования, здравоохранения, искусства, спорта и т.д. Уже первые шаги деятельности Общественной палаты говорят об этом.

Разумеется, существует множество вопросов по данной проблеме: способ формирования общественной палаты, ее социальный статус, типология комитетов, функции палаты, возможности ее трансформации. В частности, и вопрос об аналогичном создании общественных палат регионального характера. Полезно здесь учесть опыт вечевых республик Руси, опыт Земств, устройство русской крестьянской общины, примеры казачества и другие исторические примеры развития России.

В целом, надо положительно оценить становление подобных общественных органов самоуправления, именно самоуправления, поскольку это организации, руководствующиеся внутренними мотивами и творческим, нестандартным отношением к делу. Будущее за ними.

Природа местного самоуправления предопределена основными особенностями самоуправления вообще. Самоуправление представляет собой такую форму социального регулирования, при которой субъект управляет своими собственными делами, действует на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоконтроля.

Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (статья 3); признает и гарантирует его (статья 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя – свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, что является несомненным признаком строительства демократического правового государства.

Местное самоуправление – одна из форм самоуправления как социального явления. Действующий Федеральный закон от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что местное самоуправление – это «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

В Федеральном законе от 06.10.2003г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступающем в силу с 01.01.2009г. дается несколько отличающееся понятие: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Хочется подчеркнуть разницу в этих двух понятиях, разделенных по времени. Если в Законе 1995 года говорится только о самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения, то в Законе 2003 года местное самоуправление названо формой осуществления народом своей власти. Тем самым данное положение приведено в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации.

Под местным самоуправлением понимается система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения решающих вопросы местного значения. Местное самоуправление не является аналогом коммунистической идеи общественного самоуправления или проявлением только непосредственного волеизъявления населения, хотя отдельные элементы непосредственной демократии в нем имеются. Одно то, что на местном уровне сосредоточена немалая муниципальная собственность, требует установления властных отношений и определенной системы органов управления. Но влияние населения на деятельность этих органов может быть очень значительным, рождать эффективные организационно-правовые формы решения местных вопросов.

Местное самоуправление – составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1986 года устанавливает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или даже конституции каждой страны.

Само понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, которое наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации).

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепления иных основ взаимоотношений центральных и местных органов.

Местное самоуправление – одна из форм самоуправления как социального явления, и для него характерен ряд признаков данного социального явления.

Во-первых, местное самоуправление есть система организации деятельности граждан на соответствующей территории, представляющая собой совокупность разнообразных органов и институтов. Эта совокупность функционирует как единый, целостный механизм.

Во-вторых, местное самоуправление предполагает единство самодеятельности и ответственности. Самостоятельно решая вопросы экономического, социального, культурного развития населения, соответствующих коллективов граждан, структуры местного самоуправления одновременно несут ответственность за положение дела в этих сферах на определенной территории.

В-третьих, местное самоуправление имеет свой объект. Оно предполагает самостоятельное решение вопросов местного значения, то есть круга проблем, непосредственно затрагивающих интересы территориальных коллективов, поселений граждан.

В-четвертых, для местного самоуправления при осуществлении управленческих функций характерно доминирование интересов населения соответствующей территории, которые имеют приоритет по отношению к общегосударственным интересам.

В-пятых, местное самоуправление организуется и функционирует как система, учитывающая исторические, национально-этнические и иные традиции местного населения. Эти особенности оказывают значительное влияние на формирование институтов самоуправления, характер их взаимодействия между собой, определяют управленческую активность граждан, правила и процедуры принятия управленческих решений.

В-шестых, местное самоуправление опирается на правовую базу. Ее составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. Правовые акты федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации дополняются и конкретизируются в уставах, положениях о местном самоуправлении.

Местное самоуправление начало развиваться в Европе в середине ХIХ века. В то время сложились и доныне существуют три основные системы местного самоуправления: англосаксонская, при которой исключаются какие–либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий; французская, допускающая контроль центральной власти через специально назначаемых представителей, или в иных формах; германская, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

В России местное самоуправление также имеет свои исторические корни. Наиболее последовательно оно развивалось на уровне сельских (крестьянских) общин. Основы городского самоуправления были заложены в России Петром I (1672-1725 годы; единоличный правитель, император с 22.10.1721).

«При первом взгляде на преобразовательную деятельность Петра, - говорил профессор истории В.О.Ключевский, - она представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни». Так, в 1708 году все государство было разделено на губернии, губернии – на провинции, провинции – на уезды. Был определен круг их полномочий.

Одним из первых правописных актов, представляющих городам некоторую независимость и самостоятельность, была жалованная Грамота Екатерины II (1762 – 1796гг. царствования) от 21.04.1785г. «На права и выгоду народам Российской Империи». Данной Грамоте предшествовало издание в 1775г. Указа для управления губерний. Прежнее (Петровское) деление губерний на провинции, а провинций на уезды, носило случайный характер, так что в Московской губернии было два с половиной миллиона жителей, а в Архангельской – менее пятисот тысяч. Екатерина II определила количество населения для губерний в 300-400 тысяч, а для уезда – в 20-30 тысяч. Вместо прежних 30 губерний в 1795 году было образовано уже 50 губерний. Само управление губерний и уездов тоже было изменено: к участию в нем было призвано местное население, главным образом дворянство.

Параллельно с городским самоуправлением в России активно развивалось самоуправление сельских жителей, основой которого являлись земские учреждения. В ходе отмены крепостного права в 1864 г. были созданы выборные земские собрания, которые выполняли значительные объемы работы по ведению местного хозяйства. В Советское время местное самоуправление осуществлялось через Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты.

В переходный период от коммунистического общества к демократическому местное самоуправление начало создаваться с принятием в 1990г. союзного, а в 1991 г. российского Законов о местном самоуправлении. В 1993г. были изданы Указы Президента РФ по этому вопросу, утвердившие Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Основные положения о выборах в органы местного самоуправления». Эти Указы прекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временно возлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. Президент 28.08.1995г. подписал Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации, хотя и предусматривал временное действие ряда статей прежнего закона. В настоящее время действует новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, который вступит в силу с 01.01.2009г. (за исключением отдельных положений Закона). До 01.01.2009 установлен переходный период, в связи с чем действуют и Закон от 28.08.1995, и отдельные положения нового Закона от 06.10.2003. Большое место отводится нормативному регулированию на уровне субъектов Российской Федерации.

Становление органов местного самоуправления проходит весьма медленно вследствие недостаточного усвоения населением негосударственного характера этих органов и отсутствия у него навыков общественной самодеятельности. Дело тормозят и некоторые органы власти субъектов Российской Федерации, не согласные с передачей собственности и полномочий формирования бюджета на места, а также с введением выборности нижнего слоя местного чиновничества, не подчиняющегося «верхам». В связи с этим в ряде субъектов Российской Федерации, особенно в республиках, приняты свои законы, извращающие самую суть самоуправления и ставящие его под контроль региональных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что местное самоуправление представляет собой достаточно сложное явление современной политической и правовой практики России. Чтобы раскрыть его природу, назначение, необходимо, по меньшей мере, ответить на три основных вопроса: кто осуществляет местное самоуправление; на решение каких вопросов направлено местное самоуправление, каков его объект; с помощью каких средств и инструментов осуществляется местное самоуправление, то есть каков его механизм. В Конституции Российской Федерации не дано развернутой характеристики субъекта местного самоуправления. В части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации только констатируется, что местное самоуправление осуществляется населением. Между тем, законодательная регламентация этого вопроса крайне важна, ибо от нее зависят территориальные пределы местного самоуправления, его уровни.

Население, проживающее на соответствующей территории, объединяется общими интересами, потребностями, проблемами. Новый Федеральный закон от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает, что муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Система местного самоуправления не должна сводиться к организационным структурам, она призвана отразить все многообразие субъектов отношений управления и хозяйствования на местах. Именно ориентация на население позволяет правильно определить функции, механизмы взаимодействия институтов самоуправления, а также дать точное представление о системе контроля их деятельности. Население муниципального образования как субъект самоуправления реализует управленческую деятельность и непосредственно через членов выборных органов, главу муниципального образования, муниципальных служащих, лиц, принимающих участие в управлении на общественных началах. Для непосредственного осуществления населением муниципального образования управленческих функций используются местный референдум, муниципальные выборы, собрания граждан, народная правотворческая инициатива и другое.

Механизм самоуправления представляет собой органически взаимосвязанную совокупность инструментов, обеспечивающих решение населением вопросов местного значения.

Механизм местного самоуправления наиболее развернут в законодательстве. Часть 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

  1. Выпускная квалификационная работа Местное самоуправление в современной России: первые итоги реформы Специальность

    Реферат
    Актуальность темы исследования. Становление гражданского общества в России непосредственно связано с развитием одного из значимых социальных институтов — системы местного самоуправления.
  2. Местное самоуправление в современной россии: формальные институты и неформальные практики (социально-философский аспект)

    Диссертация
    Научный руководитель: доктор философских наук, зав. сектором философии истории и культуры Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, профессор Шмаков Владимир Сергеевич.
  3. Формирование модели взаимодействия органов государственной и местной власти в условиях муниципальной реформы (на примере Центрального федерального округа)

    Документ
    Работа выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  4. Локальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования, структура и тенденции развития (1)

    Диссертация
    Защита состоится 9 декабря 2008 года в 15.15 на заседании Диссертационного совета К 212.189.04 по политическим наукам при Пермском государственном университете по адресу: 614990, г.
  5. Локальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования, структура и тенденции развития (2)

    Диссертация
    Актуальность темы данного диссертационного исследования определяется возрастающей ролью, которую играет локальная политическая элита в территориях регионов РФ на протяжении последних полутора десятилетий.
  6. Институциональная организация местного самоуправления в постсоветской россии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» октября 2008 г. в 15 ч. 00 мин. на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 в Московском государственном университете имени М.
  7. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной россии: проблемы становления и функционирования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» мая 2007 г. в « » часов на заседании диссертационного совета К-212.136.03 в Московском государственном гуманитарном университете им.
  8. Территориальное общественное самоуправление в контексте реформирования местного самоуправления современной россии: политические аспекты

    Диссертация
    Защита состоится «19» мая 2011 г. в на заседании Диссертационного совета Д 212.136.03 по историческим и политическим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им.
  9. Рабочая программа дисциплины «история государственных органов и учреждений в россии» Направление подготовки

    Рабочая программа
    сформировать у магистрантов целостное представление об истории становления и эволюции государственных органов и учреждений в России с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления;

Другие похожие документы..