Формирование и функционирование органов самоуправления в современной россии

В методологическом отношении мы самой логикой нашего исследования исходили из исторически проверенного и доказанного диалектического метода с учетом всего богатства его принципов, которые или в развернутом, или в имплицитном виде в нем содержатся: принцип поляризации, принцип системности, принцип развития, принцип мерности, принцип всесторонности и другие.

Научная новизна исследования

С точки зрения автора, то новое, что он мог внести в исследование достаточно актуальной проблемы, в том числе и с использованием своего практического опыта, может быть обозначено рядом положений:

  • предпринята попытка научного определения статуса системы самоуправления в общественной жизни как всех многообразных форм проявления и организации общественного потенциала;

  • совершен анализ сравнительного отношения управления и самоуправления в системе общественной жизни;

  • дан анализ оснований и форм проявления общественного самоуправления как особого типа управления;

  • представлена структура органов самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

  • самоуправление проанализировано как интегральная форма внутренне мотивированного и творческого проявления управленческого потенциала народа;

  • исследованы основные функции органов местного самоуправления с учетом особенностей их тактического программирования;

  • предложена концепция интегрального взаимодействия органов управления и самоуправления в решении общих социально-экономических проблем.

Положения, выносимые на защиту

Социально-философский анализ формирования и функционирования органов самоуправления в современной России позволяет сделать ряд выводов, которые выносятся на защиту.

  1. Прежде всего, автором обосновано разграничение понятий управления и самоуправления, что находит отражение и в аналогичном философском разграничении движения и самодвижения, сознания и самосознания, организации и самоорганизации, контроля и самоконтроля и т.д. Во всех случаях приставка «само» фиксирует внутреннюю активность субстрата или субъекта, известную свободу их от внешних воздействий.

  2. Если управление в широком смысле слова означает приведение одной системы в состояние, задаваемое программой другой системы, то самоуправление внутренне детерминировано, поскольку объект управления превращается одновременно и в субъект управления. Если управление как деятельность совершается по внешнему долженствованию и по сложившимся программам (способам), то самоуправление – это внутренне мотивированная и одновременно творческая, новационная деятельность.

  3. Важным в социально-философском плане является и рассмотрение диалектики управления и самоуправления как реализации общеисторического закона трансформации деятельности в самодеятельность. Это проявляется практически в всех сферах общественной жизни: художественная деятельность – художественная самодеятельность, медицинская деятельность – медицинская самодеятельность, педагогическая деятельность – педагогическая самодеятельность и т.д.

  4. Трансформация управленческой деятельности в управленческую самодеятельность (управление в самоуправление) – это историческая закономерность общества. Оно опирается и на действие «естественного права», и на закономерность становления гражданского общества, и на необходимость единства государства и общества, власти и народа, права морали.

  5. Универсальное понимание управления и самоуправления позволяет выйти за границы не только политико-правового представления самоуправления, а интерпретировать его как всеобщее проявление социальной активности общества. И это доказывается само практикой формирования не только политических, но и спортивных, научных, педагогических, медицинских, экологических и т.д. форм, институтов, типов самоуправления. Понятие «общественное самоуправление» и схватывает единство этого многообразия, что достаточно явно представлено в структуре комитетов, советов, подразделений созданной в нашей стране Общественной палаты.

  6. Введение понятия «местное самоуправление» заставляет более широко посмотреть на уровни самоуправления, выделяя в них федеральный, региональный и муниципальный типы.

  7. В работе на основе типологического анализа функций управления предлагается и аналогичное понимание функций самоуправления: самопланирование, самоорганизация, саморуководство, самоконтроль, саморегулирование.

  8. В то же время важно учитывать особенно в современных условиях диалектическое взаимодействие управления и самоуправления, чтобы избежать как опасности автократии, так и опасности охлократии.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Автор понимает, что в теоретическом отношении проблема анализа сущности, структуры, статуса, функций самоуправления на любом его уровне еще не является актуальной. Тем не менее, как показывает история становления теории маркетинга, теории менеджмента и других новых научных образований, возможны в перспективе и капитальные исследования в области разных видов самодеятельного творчества народа: самоуправление, народная медицина, народное искусство, самодеятельное творчество, народная педагогика, народная кулинария и пр. Все формы и виды народного творчества – это не что иное, как модусы самодеятельности. Профессиональная деятельность, основанная на внешнем долженствовании и на стандартных способах, себя изживает. Огромный потенциал многовекового опыта народа может проявить себя и в условиях постиндустриального общества. В области управления социальными процессами это наиболее очевидно. Именно здесь и развертывается потенциал самоуправления, т.е. управленческой самодеятельности народа.

В практическом отношении наше исследование может помочь энтузиастам на местах использовать имеющиеся у них возможности для организации оригинальных форм самоуправления вплоть до замены официальных органов самодеятельными. Такова перспектива.

Апробация исследования

Содержание работы нашло отражение в сери публикаций автора, среди которых назовём основные.

1.Смирнов, А.Н. Типология и функции самоуправления: монография /А.Н.Смирнов. – Н.Новгород: Нижегородский печатник, 2007. – 80с.;

2. Смирнов, А.Н. Система и принципы местного самоуправления в Российской Федерации /А.Н.Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2006. - № 2,3. – С.92-101, 109-119;

3.Смирнов, А.Н. Орган самоуправления в становящемся гражданском обществе (типологический анализ) /А.Н.Смирнов //Вестник ВГАВТ. – Вып.19. – Н.Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2006. – С.85-87;

4.Смирнов, А.Н. Научные основы теории самоуправления /А.Н.Смирнов //Законы научной сферы общества. - Мат-лы 10-й Междунар. Нижегор. ярмарки идей. – Н.Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2007. – С.90-91;

5.Смирнов, А.Н. Местное самоуправление как политико-правовой институт /А.Н.Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2007. - №1. – С.86-96;

6.Смирнов, А.Н. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации /А.Н.Смирнов //Экономические споры: проблемы теории и практики. – 2007. - №2. – С.102-108;

7.Смирнов, А.Н. Перспективы развития России /А.Н.Смирнов //Инвестиции в Приволжском федеральном округе. – Н.Новгород: ВЗАО «Нижегородская ярмарка». – Июнь 2007. – С.9-11.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социальных наук ВГАВТ 27 августа 2007 года.

Структура диссертации

Сам объект исследования определил логику изложения проблемы.

В главе 1 «Социальная природа органов самоуправления» исследуется место органов самоуправления в системе российкого общества (1.1), а также специфика этих органов с учётом региональных особенностей страны (1,2).

В главе 2 «Типология органов самоуправления» даётся анализ типов сфер общественной жизни (2.1), которые определяют и типологию деятельности органов самоуправления (2.2).

Главе 3 «Структура и функции органов самоуправления» рассматриваются не только нормативы функционирования органов самоуправления (3.1), но возможные перспективы развития их структуры и функций (3,2).

В Заключении подведены итоги исследования и сделаны некоторые рекомендации.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Учитывая, что понятие самоуправления до сих пор остается дискуссионным и в философской, и в юридической литературе, мы намерены прежде всего изложить нашу интерпретацию становления и развития органов самоуправления в России (1.1.) с выявлением их сущности и статуса в системе общества, а также, опираясь на имеющиеся современные материалы теоретического и организационного характера, представить для обсуждения альтернативные трактовки региональной специфики органов самоуправления (1.2).

При этом, общей идеей первой главы является концепция не только специфики самоуправления как формы управленческой самодеятельности общества (наряду с другими видами самодеятельности), но и его диалектического взаимодействия с органами управления.

Мы убеждены, что в переходном состоянии общества именно поиск эффективных социальных механизмов согласования Управления и Самоуправления, а также институтов, их представляющих, является наиболее перспективным с точки зрения становления гражданского общества. Об этом говорит история.

    1. Развитие органов самоуправления в России.

Анализируемая проблема является безусловно актуальной, ибо в стране начаты активные процессы развития местного самоуправления, регионального и даже федерального (создание Общественной палаты РФ). Все эти процессы носят организационно-практический характер, но для своего эффективного осуществления они нуждаются в серьезном научном анализе и обосновании, чтобы исключить опасность волюнтаризма и субъективизма (вспомним времена правления Н.С. Хрущева).

Проводимая в стране административная реформа касается не только федеральных, но и региональных и местных органов власти.

Реформа местных органов власти должна осуществляться по двум принципиальным направлениям:

  1. совершенствование системы местного управления,

  2. совершенствование системы местного самоуправления.

Именно такое единство обеспечивает становление гражданского общества в России, ибо гражданское общество – это общество, регулируемое правовыми и нравственными нормами.

Нравственные регуляторы исходят от общества, от общественных объединений и охраняются общественным мнением.

Особое место в системе гражданского общества занимает бизнес, который исходит от общественных объединений и в то же время опирается на государственно-правовые нормы.

Прошедшие в стране Российские форумы продемонстрировали общую тенденцию становления трех социальных сил общества:

  1. государство – сила права, законов;

  2. бизнес – сила финансов;

  3. общество – сила интеллекта и морали.

Очевидно, что развитие системы местного управления и самоуправления должно ориентироваться на использование и укрепление единства этих трех сил.

В современных условиях России необходима разработка системы местного управления и самоуправления в рамках административной реформы и в условиях становления гражданского общества. Такая система может быть экспериментально апробирована на любом уровне местного управления и самоуправления, в частности, в таком важном центре как Нижний Новгород.

Сформулированная идея может быть содержательно развернута в концепцию:

  1. Местное управление – это система административно-правовой управленческой деятельности на любом уровне, кроме федерального и окружного. Эта система включает в себя взаимодействие всех базовых компонентов управленческой деятельности: субъекты, объекты, средства, процессы, условия, среда.

  2. Местное самоуправление – это система управленческой самодеятельности всех видов общественных объединений граждан. Она тоже включает в себя все компоненты управленческой самодеятельности: субъекты, объекты, средства, процессы, условия, результаты, среда.

  3. Гражданское общество – это управленческий социальный институт, который базируется на системе управления (власть) и на системе самоуправления (общество).

  4. Объектом управления со стороны гражданского общества являются все сферы социума:

    • экономическая,

    • экологическая,

    • научная,

    • художественная,

    • педагогическая,

    • управленческая,

    • медицинская,

    • физкультурная.

Создание Общественной палаты Федерального уровня - знаменательное событие в истории современной России. Впечатляет и то, что палата создана по инициативе высших органов власти. Не будем забывать и того, что этой инициативе властей способствовали 3 Всероссийских форума, посвященных по существу одной проблеме: единству власти, общества и бизнеса. Грубо говоря, эти три силы сегодня в России представляют 3 социальных субъекта, деятельность которых определяет становление Гражданского общества в стране. Отрицательное отношение к командно-директивному и охлократическому режимам существует у всех слоев населения. Преодоление автократии на основе естественного права и преодоление охлократии на основе позитивного права – это и тенденции, и перспектива развития России.

Необходимо учитывать, что в современной России существует более 650 тысяч общественных объединений, т.е. организаций, фондов, партий, ассоциаций и пр. внегосударственного характера. Они все очень многообразны и типологически трудно определяемы: религиозные, художественные, научные, политические, медицинские, спортивные, образовательные, экологические и т.д. Все это формы проявления самодеятельности народа. Если власть со всеми ее органами не справляется с регуляцией общественной жизни, то нужна помощь общества, общественных объединений. Достаточно вспомнить известные добровольные народные дружины (ДНД).

  1. Выпускная квалификационная работа Местное самоуправление в современной России: первые итоги реформы Специальность

    Реферат
    Актуальность темы исследования. Становление гражданского общества в России непосредственно связано с развитием одного из значимых социальных институтов — системы местного самоуправления.
  2. Местное самоуправление в современной россии: формальные институты и неформальные практики (социально-философский аспект)

    Диссертация
    Научный руководитель: доктор философских наук, зав. сектором философии истории и культуры Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, профессор Шмаков Владимир Сергеевич.
  3. Формирование модели взаимодействия органов государственной и местной власти в условиях муниципальной реформы (на примере Центрального федерального округа)

    Документ
    Работа выполнена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
  4. Локальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования, структура и тенденции развития (1)

    Диссертация
    Защита состоится 9 декабря 2008 года в 15.15 на заседании Диссертационного совета К 212.189.04 по политическим наукам при Пермском государственном университете по адресу: 614990, г.
  5. Локальная политическая элита в регионах рф: особенности формирования, структура и тенденции развития (2)

    Диссертация
    Актуальность темы данного диссертационного исследования определяется возрастающей ролью, которую играет локальная политическая элита в территориях регионов РФ на протяжении последних полутора десятилетий.
  6. Институциональная организация местного самоуправления в постсоветской россии

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» октября 2008 г. в 15 ч. 00 мин. на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 в Московском государственном университете имени М.
  7. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной россии: проблемы становления и функционирования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» мая 2007 г. в « » часов на заседании диссертационного совета К-212.136.03 в Московском государственном гуманитарном университете им.
  8. Территориальное общественное самоуправление в контексте реформирования местного самоуправления современной россии: политические аспекты

    Диссертация
    Защита состоится «19» мая 2011 г. в на заседании Диссертационного совета Д 212.136.03 по историческим и политическим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им.
  9. Рабочая программа дисциплины «история государственных органов и учреждений в россии» Направление подготовки

    Рабочая программа
    сформировать у магистрантов целостное представление об истории становления и эволюции государственных органов и учреждений в России с учетом особенностей развития российского общества и национальных моделей власти и управления;

Другие похожие документы..