При оформлении книг учебного комплекса «Общая социология» репро­дуцировались фрагменты работ П. Филонова: в базовом пособии «Человек в мире»; в Приктикуме

УДК 316 ББК 60.5 У 0 28

При оформлении книг учебного комплекса «Общая социология» репро­дуцировались фрагменты работ П. Филонова: в базовом пособии — «Человек в мире»; в Приктикуме — «Одиннадцать голов»; в Хрестоматии — «Композиция»

Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, 0 28 Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов;Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006. — 783 с.

ISBN 5-06-005307-5

Хрестоматия является частью учебного комплекса «Общая социология», победившего на конкурсе учебников и учебных пособий по гуманитарным дисциплинам для вузов, проведенном в 2001—2003 гг. Российским гуманитарным научным фондом и Министерством образования Российской Федерации. В составе этого учебного комплекса по единой программе подготовлены: Учебное пособие, Хрестоматия, Практикум. В Хрестоматию включено свыше 100 текстов, авторами которых являются 70 социологов мира: классиков и современников, зарубежных и отечественных. Тексты сгруппированы по разделам пособия «Общая социология», чтобы облегчить студентам усвоение учебного материала, а преподавателям — организацию учебного процесса. Хрестоматия будет полезна преподавателям других гуманитарных и общественных наук, всем, кто стремится глубже понять проблемы современного российского общества, тенденции его эволюции.

г,у;

УДК 316 ББК 60.5

ISBN 5-06-005307-5© ФГУП «Издательство "Высшая школа"», 2006

© Составление — В.Г. Здравомыслов, 2006 © Составление — Н.И. Лапин, 2006

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.

"****•*«»«.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Общая социология», подготовленного в рамках проекта (руководитель — Н.И. Лапин), получившего поддержку по резуль­татам совместного конкурса РГНФ и Министерства образования РФ. Этот комплекс включает базовое пособие, Практикум и Хре­стоматию1. Последняя обеспечивает необходимую базу источников по данному курсу.

За последние годы в России издано несколько хрестоматий по социологии — общих и специализированных. И все же пре­подаватели и студенты испытывают затруднения с подборкой источников по многим разделам общей социологии. Подготовлен­ная хрестоматия содержит систематизированную подборку более 100 важнейших текстов, их авторами являются 70 зарубежных и отечественных социологов. Это компактные тексты из классиче­ских и современных, зарубежных и отечественных источников; в совокупности они обосновывают понятия и термины, подходы и точки зрения по тематике курса, изложенные в базовом посо­бии учебного комплекса по общей социологии, что отмечается во вводных статьях к текстам. О каждом авторе текстов дана био­графическая справка. В отдельных случаях составители дали свои названия текстам, поясняющие их связь с задачами Хрестоматии; такие названия заключены в квадратные скобки. Источники, из которых заимствованы тексты, приведены в качестве примечаний к названию каждого текста.

Содержание Хрестоматии выражает общую логику курса, кото­рый строится в соответствии с принципами антропосоциетального подхода, обоснованного в базовом пособии учебного комплекса. Хрестоматия включает вводную часть («Методология курса») и три основные части: «Личность versus общество», «Структура общества» и «Динамика общества»; каждая из частей делится на разделы — всего, вместе с вводным, 6 разделов. В свою очередь, тексiы каждого раздела сгруппированы в небольшие проблемно-тематические подразделы.

Надеемся, что тексты Хрестоматии помогут читателям са­мостоятельно, творчески осмысливать тематику курса «Общая социология».

1 Здесь и далее под «базовым пособием учебного комплекса по общей социоло­гии» имеется в виду книга: Н.И. Лапин. Общая социология. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2006.

3

Отбирая тексты, составители руководствовались несколькими соображениями. Прежде всего, в Хрестоматии представлены авторы, которые предлагают собственную точку зрения на общество в целом, или общество как целое. Это и есть социетальный, точнее — антро-посоциетальный уровень рассмотрения социологических проблем. Точки зрения различных авторов по этим проблемам существенно отличаются одна от другой; взятые в совокупности, они предоставля­ют читателю возможность ознакомиться с реальным многообразием теоретических позиций в классической и современной социологии, которые и составляют основу плюралистического мировоззрения. Разумеется, эти точки зрения следует рассматривать в качестве вза­имодополнительных, а не взаимоисключающих.

Предпочтение отдано тем авторам, которые рассматривают общество в качестве совокупности взаимосвязей, системы со­циальных отношений между людьми. Система эта, однако, не статическая, а динамическая. В ней есть собственная внутренняя пружина саморазвития. Современная социология рассматривает мир социальных отношений в качестве такой реальности, в ко­торой объективные обстоятельства и субъективные намерения переплетены и реализуются в совокупности действий индивидов и социальных групп, мотивированных их потребностями, интере­сами, ценностными предпочтениями.

Классика социологической мысли представлена выдержка­ми из трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Вебера и Г. Зиммеля, Э. ДюркгеймаиЗ. Фрейда, Т. Парсонсаи Р. Мертона, П. Сорокина идругих. Вниманию читателя предлагаются извлечения изработ та­ких крупных социологов середины и второй половины XX столетия, как Р. Арон и А. Турен, Э. Гидденс и 3. Бауман, Б. Малиновский и Р. Инглехарт, К. Поппер и Н. Луман, С. Сигеле и С. Московичи, Дж. Мэрдок и К. Поланьи, Д. Белл и М. Кастельс.

Составители стремились сделать достоянием читателей работы известных западных социологов, до сих пор не переведенные на русский язык. Такие работы представлены в Хрестоматии доста­точно полно и составили свыше 30% ее объема.

Так, приведен отрывок из «Очерков политической экономии» Д.С. Милля — современника и корреспондента О. Конта. Милль является одним из основоположников либеральной доктрины в вопросах соотношения личности и государства. В российском обще­ственном мнении получила распространение известная формула «чем меньше государственное вмешательство в частные интересы, тем лучше». Текст Милля показывает несостоятельность подобной

4

трактовки даже для классических представителей либеральной доктрины. Он указывает на достаточно большой диапазон функ­ций, которые в этих взаимоотношениях относятся к государству и реализуются во имя общественного блага.

Имя другого английского мыслителя — А. Маршалла — почти неизвестно российскому читателю. Однако работы этого автора связаны с обоснованием поворота экономической науки от ма­кропроцессов к изучению «человечества в повседневной деловой жизни». Благодаря этому повороту Т. Парсонс в «Структуре со­циального действия» (1937) включил А. Маршалла в число осно­воположников современной социологии. А также и итальянского мыслителя В. Парето, взгляды которого известны у нас только в пересказе. Поэтому мы включили в Хрестоматию текст, в котором сформулирована его идея циркуляции элит как наиболее признан­ная в современной социологии.

Совершенно неизвестна в отечественной литературе и работа французского автора Э. Гобло «Класс и профессия». В ней как бы зафиксирован результат революционных преобразований Франции, свершившихся на протяжении XIX столетия. Представленный в 1925 г. анализ классовой структуры французского общества имеет огромное значение для оценки перспектив российского развития, которое приводит к новому соотношению правящих классов, тру­дящихся масс и представителей свободных профессий. Особенность представленной работы — характеристика образа жизни основных социальных групп французского общества через их отношение к фи­зическому труду как средству добывания средств существования.

Имя Роберта Моррисона Маки вера также, по сути дела, впервые вводится в научный оборот. Этот известный американский соци­олог допарсонсовского периода интересует нас как представитель эволюционизма, еще не испытавший влияния постмодернистких концепций. В публикуемом отрывке привлекает ясность теорети­ческой позиции, основанная на вере в прогресс человечества.

Не менее четырех из представленных в Хрестоматии текстов имеют отношение к быстро развивающемуся в России направлению экономической социологии. Это уже упомянутый А. Маршалл, который рассматривает кардинальную проблему взаимоотношения потребностей и родов человеческой деятельности, подчеркивая приоритет последних. Второй — Йозеф Шумпетер — более изве­стен как выдающийся экономист, представитель так называемой австрийской школы в экономической науке. В отрывке, который мы избрали, представлен свободный от упрощений социологиче-

5

ский анализ мотивов предпринимательской деятельности, особенно важный для понимания современной российской ситуации, где стержнем развития экономики становится борьба между крупным и средним (мелким) бизнесом. Франк Найт предлагает своего рода системный анализ основных функций всякой экономической ор­ганизации. Наконец, в Хрестоматию включен материал из книги Ф. Ротлисбергера и У. Диксона, дающий адекватное представление о широко известном Хоторнском эксперименте.

Важной новацией Хрестоматии является подборка материалов известной Чикагской школы в социологии и ряд текстов, обстоятель­но представляющих направление символического интеракционизма. Стоит заметить, что это направление американской социологии в известной степени противостояло классике структурно-функцио­нального анализа. В социальном плане символический интеракцио-низм вырос на основе синтеза социологического и психологического знания, он был обращен к изучению ресурсов личностного поведения и личностной мотивации в условиях реально развертывающихся конфликтов в американском обществе. Представленные здесь тексты В. Томаса, Ф. Знанецкого, Д. Мида, М. Блумера, Э. Гофмана до­статочно красноречиво свидетельствуют об этом. Кризис общества характеризуется тем, что для большинства людей разрушается при­вычная парадигма взаимодействия личности и среды. И именно со­циология предлагает новый взгляд на эту проблему. Американское общество начала XX в. оказывается во многом сходным с российским обществом, прошедшим через множество кризисных ситуаций. Поте­ря социальных ориентиров, разгул преступности, наплыв иммигран­тов, изменение привычной среды обитания — таковы характеристики кризиса. Поиск новых форм организации труда и необходимость формирования чувства социальной ответственности не только перед обществом в целом, но и перед своими близкими — перед семьей, перед родителями и детьми, перед кругом друзей — выступают как средства нормализации ситуации.

В обществе возникает проблема консолидации вокруг некоей системы ценностей. Это — основание стабильности на макроуровне и одновременно залог личностного благосостояния. Собственно, это та проблема, над разрешением которой работает американская социология с начала XX в. И эта проблема интуитивно осознается прежде всего представителями так называемой Чикагской школы. В. Томас — один из основоположников этой школы, предложивший переход от рассмотрения общества как некоей абстракции к со­циальным проблемам, переживаемым личностью в качестве своих

собственных проблем. Его интересуют такие сюжеты, как судьба не­замужней девушки, положение и страдания детей в Америке, судьбы огромного числа иммигрантов. На этой почве возникает его сотруд­ничество с выдающимся польским социологом Ф. Знанецким.

Другой основоположник Чикагской школы Джордж Герберт Мид — автор изданной посмертно книги «Mind, Self and Society», в которой на первый план выдвигается идея социальной обуслов­ленности индивидуального сознания. Но это обусловленность не условиями среды, а символическим содержанием самого сознания, совокупностью воспринимаемых символов, которые используются людьми в процессе их общения и совместной деятельности. Заслуга Мида состояла в том, что на первый план была выдвинута проблема личностного самосознания: восприятие собственного «Я» через «Другого» и открытие «внутреннего диалога» как самостоятельного источника мотивации. Мид показывает значение символического (культурного) пространства личности, в котором осуществляется взаимодействие людей. Всякая вещь и всякое действие — слово, поступок, жест — акт символической коммуникации, обращенный к «Другому». Но и «Другой», пользуясь тем же самым языком сим­волов, сообщает «Мне», кто он — друг, готовый прийти на помощь, или враг, стремящийся подтолкнуть падающего.

Дальнейшее развитие эта мысль получит у Герберта Блуме­ра — автора термина «символический интеракционизм» — и Эрви-на Гоффмана — автора драматургической социологии. Они также представлены в Хрестоматии.

В рамках Чикагской школы разрабатывается и теория иссле­дования зависимости индивидуального сознания и поведения от сознания группы общения. Из всего многообразия текстов по этой проблематике мы приводим отрывки из работы Ф. Трашера, изучавшего группы делинквентных подростков в Чикаго, и статью Э. Хьюза, предпринявшего серьезную попытку разобраться в меха­низмах преступлений против человечности, совершенных нацистами во время Второй мировой войны. Хьюз показал, что мотивы этих преступных действий лежат не только в области античеловеческой расистской идеологии, но и во внутри групповых отношениях.

Рэндалл Коллинз представляет собою новое поколение тео­ретиков в социологии, ставящее перед собой задачу преодоления теоретической конфронтации сквозь призму социологии конфликта. Конфликт для него — неустранимый факт социальной реальности. Маркс и Вебер, Дюркгейм и Гоффман, с его точки зрения, раскры­вают разные грани конфликтных отношений в обществе.

6

7

Один из распространенных недостатков переводных учебников и пособий по социологии (Э. Гидденс, Н. Смелзер,Д. Ритцеридр.) состоит в игнорировании самого факта существования российской социологической мысли. В предлагаемом издании этот недостаток преодолен. В Хрестоматии более 20 авторов из 70 являются рос­сийскими. В их отборе мы исходили не только из соображений национального престижа, но и из содержательной стороны дела, из значимости работ того или иного автора для понимания совре­менной ситуации в целом.

  1. Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии

    Книга
    Современные системы психологии./Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)
  2. Учебник для студентов высших учебных заведений (2)

    Список учебников
    В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онто­генеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ре­бенка происходит через его деятельность.
  3. Психологическая наука в россии XX столетия: проблемы теории и истории

    Документ
    Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.
  4. Б. В. Марков философская антропология

    Реферат
    В самых разных аспектах сегодня интенсивно обсуждаются про­блемы человека и человеческого. Их постановка и решение определя­ются как дисциплинарными рамками и методологическими програм­мами, так и различными мировоззренческими и ценностными установ­ками.
  5. Энциклопедия глубинной психологии

    Реферат
    Написать вступительную статью о Фрейде, психоанализе, выдающихся психоаналитиках, чарующих открытиях в душевной жизни человека, а также конфликтах и мелочных склоках исследователей, учителей и терапевтов — предприятие, в котором, пожалуй,
  6. Исследование мотивации: точки зрения, проблемы, экспериментальные планы

    Исследование
    Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания —психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений, даже
  7. Е. Н. Яркова история и методология

    Учебное пособие
    В предлагаемом вниманию читателя учебном пособии выявляется специфика научного ра­ционализма как формы познания, прослеживается генезис юридического научного знания, представ­ляются основные исторические типы юридической науки: классический,
  8. Избранные труды по философии культуры

    Документ
    В подготовке серии принимали участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам,
  9. Предмет, задачи и организация социальной статистики 3 (1)

    Документ
    Понятие "социальная статистика" имеет два тол­кования: как область науки и как область практической деятель­ности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа

Другие похожие документы..