Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономика» Для студентов специальностей: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 190401 «Электроснабжение железных дорог»,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖЕНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической

работе - директором РОАТ

« 29 » 10 2010 г.

Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: Дан-Неренгин Г.А

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ЭКОНОМИКА»

Для студентов специальностей: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 190401 «Электроснабжение железных дорог», 230201 «Информационные системы и технологии», 190301 «Локомотивы», 190302 «Вагоны», 190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», 190303 «Электрический транспорт железных дорог», 210100 «Управление и информатика в технических системах»,190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте( железнодорожный транспорт)», 270102 «Промышленное и гражданское строительство», 270112 «Водоснабжение и водоотведение», 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», 270201 «Мосты и транспортные тоннели», 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», 280202 «Инженерная защита окружающей среды»

Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол №__1___ Протокол № ___2________

«26» __10______ 2010г. «28» ___09_______ 2010г.

Москва 2010 г.

Москва 2010 г.

Автор-составитель: Дан-Неренгин Г.А., ст. преп.

Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Экономика»

Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для технических специальностей

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин

Федеральный компонент

Является обязательной для изучения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖЕНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Выпускающая кафедра «Экономическая теория» Проректором по учебно-методической

работе - директором РОАТ

«_29_» __10____ 2010 г.

Декан факультета «Управление процессами перевозок»

Декан факультета «Транспортные сооружения и здания»

Декан факультета «Транспортные средства»

Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: Дан-Неренгин Г.А., ст. преп.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА»

Для студентов специальностей: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 190401 «Электроснабжение железных дорог», 230201 «Информационные системы и технологии», 190301 «Локомотивы», 190302 «Вагоны», 190205 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», 190303 «Электрический транспорт железных дорог», 210100 «Управление и информатика в технических системах»,190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте( железнодорожный транспорт)», 270102 «Промышленное и гражданское строительство», 270112 «Водоснабжение и водоотведение», 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», 270201 «Мосты и транспортные тоннели», 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», 280202 «Инженерная защита окружающей среды»

Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол №__1___ Протокол № ___2________

«26» __10______ 2010г. «28» ___09_______ 2010г.

Москва 2010 г.

Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по указанным специальностям.

Курс 3

Семестры 5-6

Всего часов – 112 час

Лекционные занятия – 8 час

Практические (семинарские) занятия - 8 час

Самостоятельная работа – 96 ч

Зачет - 1 (5 семестр)

Экзамен – 1 (6 семестр)

  1. Организационно-методический раздел

1. Цель изучения дисциплины

Экономика как наука имеет большое мировоззренческое значение, поскольку вводит в круг знаний, описывающих рациональное поведение самостоятельных экономических агентов, и имеет практическое применение каждым человеком в его жизни.

Цель курса "Экономика»:

- дать студентам знания фундаментальных основ микро- и макроэкономики и целостное представление об экономике;

- показать аналитический аппарат исследования экономических проблем;

- привить навыки решения задач;

- сформировать экономическое мышление.

  1. Задачи курса и требования к уровню освоения дисциплины

Курс экономики предназначен для специалистов технических специальностей и предполагает, как усвоение основных принципов и базовых понятий экономической теории, так и изучение фундаментальных экономических моделей.

Дипломированный специалист должен:

Знать:

- основные концепции экономики;

- кругообороты благ и финансовых потоков;

- основные классификации благ;

- альтернативные издержки благ;

- понятие эластичности;

- понятие спроса и предложения;

- предельный анализ издержек и результатов;

- типы рыночных структур;

- основные экономические институты;

- понятие равновесия;

- характерные признаки трансформационных процессов в экономике.

Уметь:

- анализировать основные экономические события в стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в текущих проблемах экономики;

- анализировать социальную, внешнеэкономическую, бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику государства; издержки и результаты собственной хозяйственной деятельности;

- определять текущую ценность будущих благ, наличие положительных и отрицательных внешних эффектов хозяйствования, основные мотивы и тенденции в институциональных преобразованиях.

II. Темы и краткое содержание курса

Тема 1. Экономика как наука. Базовые экономические понятия

Предмет экономики и его различные трактовки. Позитивная и нормативная экономика. Микро- и макроэкономика. Методы исследования экономических явлений. Метод абстракции. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Экономические модели.

Потребности, их виды. Блага. Экономические блага и их классификация. Понятие и классификация экономических ресурсов. Безграничность потреб­ностей и относительная редкость ресурсов. Проблема эффективного использования ресурсов. Кривая производственных возмож­ностей общества. Альтернативные издержки. Закон возраста­ющих альтернативных издержек. Существующие альтернативы и будущие воз­можности развития экономики. Сдвиг кривой производственных возможностей. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом.

Права собственности и экономическое поведение. Модель кругооборота благ и доходов. Потоки и запасы. Понятие, структура и основные функции экономической системы. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная. Сравнительный анализ экономических систем.

Литература (1, 7, 14)

Тема 2. Основы теории рыночных отношений

Рынок как система экономических связей. Условия возникнове­ния рыночных отношений. Основные субъекты рыночного хозяйства. Классификация рынков. Функции рынка. Несовершенства рынка.

Основные категории рынка. Спрос. Объем спроса. Функция спроса. Кривая индивидуального спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене. Эластич­ность спроса относительно дохода. Перекрестная эластичность. Факторы, вызывающие изменение величины спроса.

Предложение благ. Объем предложения. Функция предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Эластичность предложения. Фак­торы, вызывающие изменение величины предложения.

Рыночное равновесие. Взаимосвязь спроса и предложе­ния. График рыночного равновесия. Равновесная цена. Излишки потребителя и производителя. Государственное регулирование рынка.

Литература (1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14)

Тема 3. Основы теории потребительского поведения

Понятие полезности. Общая и предельная полезность. Кардиналистская концепция полезности. Закон убывающей предельной полезности. Оптимум полезности. Ординалистская концепция полезности. Потребительское поведение. Кривые безразличия. Пре­дельная норма замещения. Карта кривых безразличия. Бюджетная линия и факторы, определяющие ее положение на графике. Положение равновесия потребителя и фак­торы, влияющие на его изменение. Рента потребителя.

Изменение дохода потребителя и цен благ. Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление». Эффект замещения и эффект дохода. Влияние эффекта замещения и эффекта дохода на величину потребительского спроса.

Литература ( 1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 )

Тема 4. Фирма. Производство и издержки

Понятие фирмы, ее цели и функции. Внешняя и внутренняя среда фирмы. Классификация деловых предприятий.

Производство. Факторы производства и их классификация. Произ­водственной функции, ее свойства и значение. Общий, средний и предельный продукт. Средняя и предельная производительность факторов. Равенство между ценой фактора производства и его предельной производительностью. Изокванта. Карта изоквант. Закон убывающей производительности. Эффект изменения масштаба производства. Изокоста. Траектория развития производственной деятельности предприятия.

Доходы и издержки фирмы. Валовой, средний и предельный дохо­д. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности. Экономические издержки. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Равновесие фирмы. Максимизация прибыли и минимизация убытков.

Литература ( 1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 )

Тема 5. Конкурентная стратегия фирмы

Сущность конкуренции.Понятие совершенной конкуренции. Спрос на продукт конкурент­ного продавца. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции. Условия равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Характерные черты чистой монополии. Естественная монополия. Определение цены и объема производства в условиях чистой монопо­лии. Монопольный спрос. Экономические последствия монополии. Це­новая дискриминация.

Понятие монополистической конкуренции. Дифференциация про­дукта, неценовая конкуренция. Определение цены и объема произ­водства в условиях монополистической конкуренции.

Понятие олигополии. Поведение предприятий в отношении цен и выпуска. Лидерство в ценах. Роль неценовой конкуренции. Олигопо­лия и экономическая эффективность.

Литература (1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14)

Тема 6. Производство и спрос на экономические ресурсы

Формирование цен на ресурсы в условиях совершенной конкурен­ции. Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной произ­водительности. Предельный продукт в денежной форме. Правило ис­пользования ресурсов. Факторы, определяющие изменения в величине спроса на ресурс. Эластичность спроса на ресурс. Оптимальное со­отношение ресурсов. Правило наименьших издержек. Правило максими­зации прибыли. Правило замещения. Распределение доходов в соот­ветствии с теорией предельной производительности. Формирование цен на ресурсы в условиях несовершенной конкуренции.

Литература (1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14)

Тема 7. Рынки факторов производства и распределение доходов

Рынок труда. Спрос на труд и предложение труда. Определение заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата на конкретных рынках труда. Модель конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Модель двусторонней монополии. Дифференциация ставок заработной платы. Предпринимательский доход и экономическая прибыль. Источники экономической прибыли. Стимули­рующая роль прибыли. Ссудный процент. Определение ставки ссудного процента. Номинальная и реальная ставка процента. Факторы, определяющие ставку процента. Дисконтирование. Рынки природных ресурсов. Земельная рента. Виды ренты. Цена земли.

Литература (1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14)

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «предпринимательство и малый бизнес» Для студентов специальностей: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 190401 «Электроснабжение железных дорог»,

    Учебно-методический комплекс
    Для студентов специальностей: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 190401 «Электроснабжение железных дорог», 230201 «Информационные системы и технологии»,
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине иностранный язык (название) (7)

    Учебно-методический комплекс
    080103.65 Национальная экономика (НЭ), 080105.65 Финансы и кредит (ФК), 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (ТБ), 080 .65 Маркетинг (МК), 080502.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине иностранный язык

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности/направлению:
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные методы мониторинга окружающей среды

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в региональный компонент общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения для перечисленных технических и экономических специальностей.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине иностранный язык (название) (4)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения и является обязательной для изучения.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине современные методы мониторинга окружающей среды (название)

    Учебно-методический комплекс
    В основу разработанного комплекса положена Примерная программа дисциплины «Современные методы мониторинга окружающей среды», утверждённая Министерством образования Российской Федерации (2 г.
  7. Нормативно методическое обеспечение по разработке

    Реферат
    Главным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в России, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО).
  8. Учебник читающаякафедра

    Список учебников
    Alma mater = Альма матер : учебное пособие / ПГУПС. Каф. "Иностранные языки" ; сост.: Т. Г. Боголюбова, М. В. Петрова ; ред. И. Д. Фадеева. - СПб.
  9. Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (1)

    Краткое содержание
    «…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам…(2004 г.

Другие похожие документы..