Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

имени Зайнаб Биишевой»

Кафедра русского языка

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Современный русский язык»

для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета

по специальности

050301 – Русский язык и литература;

050301 – Русский язык и литература. Чувашский язык и литература;

050302 – Родной (татарский) язык и литература. Русский язык и литература

Составитель – С.В.Минибаева,

кандидат филологических наук, доцент

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«___»___________2008г.

Заведующий кафедрой_________профессор И.А.Сыров

Стерлитамак – 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Учебная программа

Введение (Пояснительная записка)

Содержание разделов дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Рабочая программа

Цели и задачи дисциплины

Содержание дисциплины

Распределение учебного времени на лекционные и практические занятия

Методические рекомендации для преподавателей

Методические рекомендации для студентов

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Вузовские учебники, справочники и энциклопедии

Словообразование: Основная литература

Дополнительная литература

Морфология: Основная литература

Дополнительная литература

Словари

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Самостоятельная работа студентов

Лекционный блок:

Тексты лекций

Электронный носитель с текстами лекций

Практический блок: планы семинарских занятий

Учебная программа

Ведение (Пояснительная записка)

Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.

Основными принципами построения программы являются:

1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения, излагаются альтернативно, в соответствии с одной из концепций;

2) аналогично сделан отбор рекомендуемой литературы, которая включает: учебные пособия по предмету; работы, ставшие классическими и представляющими отечественную лингвистическую традицию; исследования последних лет, отражающие современные направления в русистике; работы ученых других стран, где имеются наиболее ценные сведения по изучаемому вопросу. Обширный список обязательной и дополнительной литературы дает возможность студентам использовать разнообразные способы изучения материала; традиционные разделы курса изучаются по источникам; проблемные и узловые вопросы - излагаются в лекциях; материал, вызывающий трудности при анализе языковых факторов - рассматривается на практических занятиях:

3) программа имеет профессиональную направленность и характеризуется перспективностью;

4) полнота освещения разделов курса поможет ознакомить студентов с методикой научно-исследовательской работы в институте и подготовить их к ведению занятий на высоком уровне в школе.

В основе рассмотрения языковых единиц положен структурно-семантический подход к истолкованию лингвистических явлений, позволяющий заявить их многоаспектность, раскрыть связи в системе языка и показать переходность языковых единиц. Такой подход позволяет также выявить нормативность языковых фактов и тенденции их развития. Программа учитывает особенности функционирования единиц в различных социолингвистических условиях и предполагает анализ их стилистических характеристик.

Дисциплина связана с философией, историей, социологией, этнографией, культурологией и другими предметами вузовского образования

Лекционный курс строится в соответствии с основной литературой: учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой - монографиями, статьями и др.

Основные задачи практических занятий заключаются в закреплении знаний, приобретенных на лекциях; выработке навыков и умений лингвистического анализа; приобретении навыков работы с учебной и научной лингвистической и лингводидактической литературой; овладении нормами письменной и устной речи; формировании умений наблюдать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления, что способствует одной из важнейших задач высшей школы - развитию навыков самостоятельной работы студента. Впоследствии привычка к приобретению углубленных теоретических и практических знаний позволит учителю самостоятельно повышать свою квалификацию.

На практических занятиях по русскому языку в каждом семестре:

  1. проводится не менее двух домашних письменных работ, одна на которых посвящена отдельной теме (проблеме), а другая, семестровая - обобщает материал, изучаемый в данном полугодии;

  2. выполняется 2-4 аудиторные работы с анализом конкретных языковых явлений;

  3. пишется 2 контрольных диктанта (общим объемом 240-260 слов).

Результаты письменных работ и устных сообщений учитываются при аттестации студента в семестре, при проведении зачета и экзамена.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов (РО/ТРО;РЧО)

Семестры

Общая трудоемкость

68/63+80/105+75/120

5-6-7

Аудиторные занятия

Лекции

28/10+28/24+28/24

Практические занятия (семинары)

28/6; 22+28/40; 18+28/40;18

Вид итогового контроля

Экзамен (РО)

6; 7

Экзамен (ТРО);

5

Экзамен (РЧО)

7

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший курс, должен:

знать теоретические основы курса «Современный русский литературный язык», дифференциацию общенационально­го языка на разные подсистемы, основные характеристики этих подсистем, закономерности функционирования язы­ковых единиц разных уровней, активные процессы, харак­терные для развития языка;

уметь четко разграничивать основные единицы языка и их разновидности, употреблять их в соответствии с нормами литературного языка, применять эти знания при анализе текстов;

владеть навыками морфемного, словообразовательного и морфологическо­го анализа. В процессе изучения данной дисциплины должно быть при­обретено умение самостоятельно пополнять и углублять лингвис­тические знания, совершенствовать владение нормами русского литературного языка, а также сформированы начальные навыки научно-исследовательской работы в области русистики.

Рабочая программа

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

- приобретение студентами серьезных теоретических знаний в области русистики, а также прочных умений и навыков анализа языковых единиц разных уровней.

Задачи дисциплины:

- изучение теоретических основ современного русского лите­ратурного языка. Формирование самостоятельного творче­ского осмысления фактов языка с учетом тенденций вих развитии и нового истолкования в науке;

- воспитание у студентов любви к русскому языку, развитие языкового вкуса, чувства слова;

- совершенствование владения нормами литературного языка. Данная дисциплина ориентирует на педагогическую, науч­но-методическую, воспитательную и социально-просветитель­скую деятельность студентов.

Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы и в соответствии с учеб­ным планом;

- использование современных научно обоснованных прие­мов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информаци­онных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание студентов: формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры студентов.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  2. Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс Составитель: д педагог н., канд филол н

    Учебно-методический комплекс
    для студентов ДО и ОЗО филологического факультета по специальностям: «032900.00 (050301.65) - Русский язык и литература», «050301.00 – Русский язык и литература.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Современные требования к высшему образованию в первую очередь ставят перед педагогическими институтами задачу формирования учителя-творца, потому что только учитель творческого склада способен достичь основной цели осуществляемой в
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине латинский язык специальность: 050301 «Русский язык и литература»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.

Другие похожие документы..