Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература

Методические рекомендации для преподавателей

  1. Лекции

Теоретическое изучение соответствующей части курса современного русского литературного языка проводится на поточных лекциях, читаемых по программе курса современного русского языка, отвечающей требованиям государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Содержание рабочей программы полностью соответствует вузовской программе по курсу «Современный русский язык» (М., 2004). Для дополнительной или самостоятельного изучения курса существует возможность пользоваться учебными пособиями и учебно-методическими материалами, разработанными и изданными преподавателями кафедры русского языка, а также рекомендованной литературой по соответствующей части курса.

  1. Практические (семинарские) занятия

Параллельно с изучением теоретического материала студенты осваивают методы и приемы анализа языковых единиц на практических (семинарских) занятиях. Темы семинарских занятий с перечнем вопросов для аудиторного обсуждения и практических заданий для домашнего выполнения приведены в программе и в приложении к данным методическим рекомендациям. Контроль текущей успеваемости студентов осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия по эффективности работы студента в аудитории, проверке выполнения домашних заданий и результатам аудиторных контрольных работ (которых в течение семестра проводится не менее двух). При подготовке к практическому занятию и контрольным работам студенты могут использовать учебные пособия с образцами языковых разборов, подготовленные и изданные преподавателями кафедры русского языка, а также рекомендованную учебную и справочную литературу.

  1. Проведение контрольных работ по современному русскому языку

Контрольные работы по современному русскому языку могут проводиться в нескольких формах. Во-первых, это тестирование, включающее в себя практические задания по анализу языковых явлений. Оценивание производится по пятибалльной системе. Во-вторых, это письменная работа, которая может быть двух видов: 1) состоящая из теоретического(их) вопроса(ов) и практического(их) задания(ий); 2) практическая работа с теоретическим комментарием. В-третьих, это может быть терминологический диктант с практическим заданием.

Все виды проверочных работ оцениваются по пятибалльной системе.

  1. Подведение итогов за семестр

Студенты получают зачет при выполнении следующих условий:

  1. число пропусков практических занятий в течение семестра не превышает 30%;

  2. успешно написаны контрольные работы и пройдено тестирование на семинарских занятиях;

  3. отсутствуют неудовлетворительные оценки на семинарских занятиях в течение семестра.

Студенты могут претендовать на получение «экзамена-автомата». Чтобы претендовать на оценку «отлично», необходимо набрать в сумме по итогам семинарских занятий (устные ответы на занятии, домашние практические задания, контрольные работы, тестирование) средний арифметический балл не менее 4,7.

Методические рекомендации для студентов

Курс современного русского языка требует от студента основательных знаний по введению в языкознание и практикуму по орфографии и пунктуации. Поскольку курс подразделяется на два аудиторных блока – лекционные и семинарские занятия, – то и требования к студентам на разных видах занятий делятся на две группы.

1. Требования на лекционных занятиях

  1. Посещаемость.

  2. Ведение записи лекции в общей тетради.

  3. Выделение в тексте лекции специальными знаками и цветом важных и спорных вопросов, на которых делает акцент преподаватель; особое внимание анализируемым примерам.

2. Требования к подготовке на семинарских занятиях

  1. Подготовка к семинарскому занятию включает ознакомление с планом семинара, при этом обязательным является выполнение всех видов практических заданий (конспектирование статей, выполнение упражнений, знакомство со статьями в лингвистических словарях и грамматиках и др.).

  2. Теоретический ответ на семинарском занятии включает в себя демонстрацию умения анализировать различные языковые явления на конкретном языковом материале, поэтому ответ должен сопровождаться примерами с подробным анализом.

  3. Выполнение задания, связанного с изучением энциклопедий и грамматик состоит в знакомстве и сравнительном анализе данных из разных источников.

  4. Конспектирование включает в себя анализ записанного материала, что должно быть отражено на полях конспекта; термины и определения необходимо выделить цветом.

3. Подведение итогов за семестр

Студенты получают зачет при выполнении следующих условий:

  1. число пропусков практических занятий в течение семестра не превышает 30%;

  2. успешно написаны контрольные работы и пройдено тестирование на семинарских занятиях;

  3. отсутствуют неудовлетворительные оценки на семинарских занятиях в течение семестра.

Студенты могут претендовать на получение «экзамена-автомата». Чтобы претендовать на оценку «отлично», необходимо набрать в сумме по итогам семинарских занятий (устные ответы на занятии, домашние практические задания, контрольные работы, тестирование) средний арифметический балл не менее 4,7.

Учебно-методическое обеспечения дисциплины

ВУЗОВСКИЕ УЧЕБНИКИ, СПРАВОЧНИКИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

1. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. — М., 2000.

2. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. — М., 1997.

3. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. — М.,1997.

4. Русский язык. Энциклопедия. — М.,1999.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной. Изд-е 6-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2002.

4. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. - В 3-х Ч. 1/2 / Под ред. Дибровой Е.И. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

5. Касаткин Л.Л, Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык. В 2-х частях. - Ч.1; 2 / Под ред. Л.Ю. Максимова. - М.: Просвещение, 1989.

  1. Новиков Л.А., Зубкова Л.Г., Иванов В.В. и др. Современный русский язык/ Под общей ред. Л.А. Новикова. - СПб.: «Лань», 1999.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Международные отношения, 1995. (и др. издания)

8. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. - В 3-х частях. - Ч.2. - М.: Просвещение, 1981.

9. Русский язык. / Под ред. Касаткина Л.Л. - М.: Академия, 2001.

10. Грамматика русского языка / Под ред. В.В. Виноградова: В 2-х т. Т. I. Фонетика и морфология. - М.,1952.

11. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой: В 2-х т. Т. 1. - М., 1980.

12. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990 (и др. издания).

13.Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997.

14.Русский язык: энциклопедия / Под ред. Ф.П. Филина. - М., 1979.

15. Кузнецова В.М., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986.

16.Касаткин Л.Л., Клобуков Е.Б., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под. ред. П.А.Леканта. - М., 1991.

17. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. - М., 1985. Т. I-II.

Словообразование

Основная

  1. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Просвещение, 1973.

  2. Развитие современного русского языка: Словообразование. Членимость слова / Отв. ред. Е.А.Земская. – М., 1975.

  3. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М.: ВШ, 1987.

  4. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2003.

  5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. – М.: Изд-во МГУ, 1968.

Дополнительная

  1. Виноградова В.В. Словообразование в отношении к грамматике и лексике. Вопросы русского словообразования // Избр. труды: Исследования по русской грамматике. - М., 1975.

  2. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. - М. 1984.

  3. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избр. работы по русскому языку. - М., 1959.

  4. Ермакова С.П. Лексические значения производных слов в русском языке. - М., 1984.

  5. Красильникова Е.В. Инвентарь морфем // Способы номинации в современном русском языке / Под ред. Д.Н. Шмелева. - М., 1982.

  6. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного, слова. - М., 1981.

  7. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. - М., 1977.

  8. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. - М., 1980.

  9. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. - Л., 1987.

  10. Развитие современного русского языка: Словообразование. Членимость слова / Отв. ред. Е.А. Земская. - М., 1975.

  11. Русский язык и советское общество: Словообразование современного русского языка / Под ред. М.В. Панова. - М., 1968.

  12. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. - М., 1977.

Морфология

Основная

  1. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. - М., Л., 1935.

  2. Виноградов В. В. Русский язык: грамматическое учение о слове. - М., 1972.

  3. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике // Избр. труды. - М., 1975.

  4. Из трудов А.А. Шахматова по современному русскому языку: Учение о частях речи. - М., 1952.

  5. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. - М., 1989.

  6. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 7-е изд. - М., 1956.

  7. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. - М., 1958. Т. I-II. Введение. Составные части предложения и их замены в русском языке. - М., 1968. Т. III. Об изменении значения и заменах существительного. - М., 1977. Т. IV. Глагол. Местоимение. Числительное. Предлог.

  8. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избр. работы по русскому языку. - М., 1957.

Дополнительная

  1. Авилова Н.С. Вид и семантика русского глагола. - М., 1976.

  2. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. - М., 1971.

  3. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. - Л., 1976.

  4. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. - Л., 1984.

  5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. - М., 1976.

  6. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. - М., 1976.

  7. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. - М., 1967.

  8. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. - М.,1978.

  9. Курилович Е. Проблема классификации падежей // Очерки по лингвистике. - М., 1962.

  10. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. - Л., 1984.

  11. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М., 1981.

  12. Морфологическая семантика // Грамматические исследования: Функционально-стилистический аспект / Под ред. Д. Н. Шмелева. - М., 1989.

  13. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. - М., 1971.

  14. Новое в зарубежной лингвистике: Современная зарубежная русистика / Под ред. Т.В. Булыгиной, А.Е. Кибрика. - М..1985. Вып. ХV.

  15. Поспелов Н.С. Общие вопросы грамматики русского языка // Мысли о русской грамматике. - М., 1990.

  16. Супрун Е.А. Части речи в русском языке. - М., 1971.

  17. Филлмор Ч. Дело о падеже. Дело о падеже открывается вновь // Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистическая семантика / Пер. с англ. / Под ред. В.А. Звягинцева. - М., 1981. Вып. X.

  18. Черкасова Е.Т. Переход полнозначных слов в предлоги. - М., 1967.

  19. Якобсон Р.О. О структуре русского глагола. К общему учения о падеже // Избр. работы. - М., 1985.

  20. Янко-Триницкая К.А. Возвратные глаголы в современном русском языке. - М., 1962.

  21. Янко-Дриницкая К.А. Русская морфология. - М., 1982.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  2. Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс Составитель: д педагог н., канд филол н

    Учебно-методический комплекс
    для студентов ДО и ОЗО филологического факультета по специальностям: «032900.00 (050301.65) - Русский язык и литература», «050301.00 – Русский язык и литература.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Современные требования к высшему образованию в первую очередь ставят перед педагогическими институтами задачу формирования учителя-творца, потому что только учитель творческого склада способен достичь основной цели осуществляемой в
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине латинский язык специальность: 050301 «Русский язык и литература»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.

Другие похожие документы..