Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература

Продуктивные и непродуктивные классы глаголов. Взаимо­действие классов глаголов.

Категория вида русского глагола. Семантическое содержа­ние категории вида. Значение глаголов совершенного и несовер­шенного вида. Видовая оппозиция. Видовая глагольная пара — основа видовой оппозиции. Признаки видовой пары. Способы об­разования видовых глагольных пар (процессы имперфективации и перфективации). Одновидовые глаголы. Двувидовые глаголы как омонимичные члены видовой пары. Функционирование видов глагола. Частные видовые значе­ния.

Лексико-грамматические разряды способов глагольного дей­ствия. Способы действия глаголов совершенного и несовершен­ного вида.

Категория переходности и непереходности глагола. Особен­ности переходных глаголов. Лексико-грамматические разряды возвратных глаголов и их соотношения с соответствующими не­возвратными.

Категория залога и ее связь с категорией переходности и не­переходности. Значение категории залога. Система залоговых от­ношений в русском языке. Теории залога.

Категория наклонения глагола. Значение категории накло­нения. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклоне­ние. Система оппозиции в категории наклонения. Наклонение и время. Образование форм наклонения. Употребление формы од­ного наклонения в значении другого.

Категория времени глагола. Значение категории времени. Связь категории времени и категории вида. Система времен рус­ского глагола. Образование форм времени. Абсолютное и относи­тельное употребление времени. Функционирование форм време­ни в русском языке. Переносное употребление форм времени. Оп­позиция глагольных времен.

Категория лица глагола. Значение категории лица. Связь ка­тегории лица с категорией времени. Образование форм лица, не­достаточные глаголы. Употребление форм лица. Безличные гла­голы. Личные глаголы в безличном употреблении.

Категория числа глагола.

Категория рода глагола и ее связь с категорией времени.

Причастие как глагольная форма, в которой объединены признаки глагола и прилагательного. Значение причастия. Вид, залог и время причастий. Действительные и страдательные при­частия, их образование, значение. Синтаксические функции причастий. Адъективация причастий.

Деепричастие как глагольная форма, в которой объединены признаки глагола и наречия. Значение деепричастия. Вид, пере­ходность и залог деепричастий. Синтаксические функции дее­причастий. Образование деепричастий совершенного и несовер­шенного вида. Употребление деепричастий в современном рус­ском языке. Переход деепричастий в другие части речи.

Наречие. Значение, морфологические признаки, синтаксиче­ские особенности наречия. Разряды наречий по значению: опре­делительные и обстоятельственные. Местоименные наречия. Сте­пени сравнения наречий. Переход наречий в другие части речи.

Категория состояния (предикативы; безлично-предикативные слова). Вопрос о категории со­стояния как о части речи в русском языкознании. Значение, мор­фологические признаки, синтаксическая функция. Структура слов категории состояния. Семантические разряды слов категории состояния. Критерии разграничения и специфика функцио­нирования слов категории состояния и омонимичных слов при­лагательных и наречий.

Модальные слова как особая группа слов. Значение, структу­ра и синтаксическая функция модальных слов. Разряды модаль­ных слов по значению. Переход слов разных частей речи в разряд модальных слов.

Служебные части речи

Предлог как служебная часть речи. Семантика и синтаксиче­ское употребление предлогов. Разряды предлогов по структуре. Предлоги непроизводные (первообразные) и производные. Пред­логи простые, сложные и составные. Предлоги отыменные и на­речные. Отглагольные предлоги. Употребление предлогов: пред­логи, употребляемые с одним падежом существительных, с дву­мя, тремя. Семантические группы предлогов. Синонимия пред­логов.

Союз как служебная часть речи. Семантика и употребление союзов. Союзы непроизводные (первообразные) и производные. Разряды сочинительных и подчинительных союзов. Многознач­ность союзов. Синонимия союзов.

Частица как служебная часть речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц по значению. Переход других частей речи в час­тицы,

Междометие как особая группа слов. Значение и синтакси­ческие функции междометий. Семантические разряды междоме­тий. Разряды междометий по их составу и образованию.

Звукоподражательные слова как особая группа слов. Отли­чие звукоподражательных слов от междометий.

Распределение учебного времени на лекционные и практические занятия

РО

п/п

Наименование тем и разделов

ЛК

ПК

5 СЕМЕСТР: «МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

28

28

1.

Словообразование и его место среди лингвистических дисциплин.

2

2+2 (к/р)

2.

Морфемика как раздел языкознания. Морфема как минимальная значимая единица языка.

2

2

3.

Классификации морфем русского языка.

2

2

4.

Виды аффиксов.

2

2

5.

Корень как основной носитель значения слова.Основа.

2

2

6.

Членимость и производность основы.

2

2

7.

Исторические изменения морфемного состава слова.

2

2

8.

Производное слово как основная единица словообразования.

4

2

9.

Мотивация в современном русском языке. Словообразовательная модель. Системность русского словообразования. Словообразовательная парадигма.

2

2

10.

Способы русского словообразования.

2

2

11.

Способы русского словообразования.

2

2

12.

Анализ структуры слова: словообразовательный, морфемный, этимологический.

2

2+2 (к/р)

6 СЕМЕСТР: «МОРФОЛОГИЯ»

28

28

1.

Морфология как научная и учебная дисциплина.

2

2

2.

Части речи и принципы их классификации.

2

2

3.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

2

2

4.

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

2

2

5.

Категория рода имен существительных.

2

2

6.

Категория числа имен существительных.

2

2

7.

Категория падежа имен существительных.

2

2

8.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические

разряды имен прилагательных.

2

2

9.

Полные и краткие формы имен прилагательных.

Степени сравнения.

2

2

10.

Склонение имен прилагательных.

2

2

11.

Имя числительное как часть речи. Разряды имен

числительных по значению и составу.

2

2

12.

Склонение имен числительных.

2

2

13.

Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений.

2

2

14.

Склонение местоимений.

2

2

7 СЕМЕСТР: «МОРФОЛОГИЯ»

28

28

1.

Глагол как часть речи.

2

2

2.

Основы и классы глаголов.

2

2

3.

Категория вида глагола. Способы глагольного действия.

2

2

4.

Переходные и непереходные глаголы. Категория залога.

2

2

5.

Категория наклонения глагола.

2

2

6.

Категория времени глагола.

2

2

7.

Категория лица. Спряжение глаголов. Род и число глагола

2

2

8.

Причастие в морфологической системе глагола.

2

2

9.

Деепричастие в морфологической системе глагола.

2

2

10.

Наречие как часть речи.

2

2

11.

Категория состояния как особая часть речи (слова состояния, безлично-предикативные слова, предикаты).

2

2

12.

Модальные слова как особая часть речи.

2

2

13.

Служебные части речи.

2

2

14.

Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.

2

2

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  2. Учебно-методический комплекс «Просеминарий по литературе» Учебно-методический комплекс Составитель: д педагог н., канд филол н

    Учебно-методический комплекс
    для студентов ДО и ОЗО филологического факультета по специальностям: «032900.00 (050301.65) - Русский язык и литература», «050301.00 – Русский язык и литература.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «просеминариум: организация научного исследования» для студентов 3-го курса дневного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Современные требования к высшему образованию в первую очередь ставят перед педагогическими институтами задачу формирования учителя-творца, потому что только учитель творческого склада способен достичь основной цели осуществляемой в
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (2)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине латинский язык специальность: 050301 «Русский язык и литература»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Латинский язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.

Другие похожие документы..