Московское бюро по правам человека Юрий Табак Сумерки шовинизма Анализ российских ксенофобских изданий

Далее Назаров рассуждает о различных проблемах историографии 2-ой Мировой войны и событиях 11 сентября. Он ставит некоторые действительно серьезные вопросы, например, о политике некоторых еврейских банкиров, выкупе состоятельных евреев, но ответ ему опять заранее ясен в духе все той же конспирологической теории.

Раздел «Духовная причина иудейского экстремизма» начинается с теологических рассуждений автора, берущих начало в средневековых религиозных трактатах. Часть этих рассуждений строится на буквальном цитировании новозаветного материала, о чем уже шла речь выше, – а часть – из выдуманных автором и его предшественниками теологических положений: например, что дьявол похитил евреев у Бога и сделал своим народом, что между «двумя полюсами» развивается человеческая история. Как я уже отмечал выше, подобные религиозные верования, тем более такие страстные, обсуждению не подлежат по определению.

Далее Назаров переходит к оценке роли «антихристианского еврейства» у русских философов. И вот здесь с ним нельзя не согласиться. Многие русские религиозные философы, даже наиболее либеральные, были проникнуты антииудейским, а подчас и откровенно антисемитским, как у А. Лосева, духом. Это неудивительно, ибо они так и не оторвались от фундаментальной основы средневекового христианства, которое, не считая иудаизм живой религией, настаивало на том, что его должна заместить христианская религия (современные теологи называют это «теологией вытеснения»). В настоящее время эта теология, отвергнутая католиками и основными протестантскими течениями, сохранилась у православных. И Назаров абсолютно прав, утверждая, что философы «лишь высказали общепринятое в Православии объяснение еврейского вопроса». Что касается приведенной здесь же цитаты из А. Меня о «темных силах», то эти «темные силы» – вовсе не евреи, о чем с полной очевидностью свидетельствует контекст публикации.

Назаров с маниакальным упорством повторяет бесконечно воспроизводившиеся в десятках изданий антисемитские измышления о ритуальных убийствах евреями христиан. Для убедительности он ссылается на книги, давно уже признанные грязными фальшивками, и приводит легенду об «умученном жидами» младенце Гаврииле. Кстати, в духе привычных для него умолчаний, Назаров не упоминает о том, с каким презрением и отвращением многие русские интеллигенты относились к подобным фальшивкам, как выражали в письменном виде протест и возмущение, как на процессе Бейлиса русские профессора-теологи официально опровергли ложь о «ритуальных убийствах».

Раздел «Путин и еврейский экстремизм» следует признать одним из самых удачных в разбираемом опусе (разумеется, вопреки намерениям автора). Назаров собрал много материалов из разных источников, и все они убеждают читателя в том, что Россия действительно идет по пути цивилизованных стран. Политика же Владимира Путина, связанная с иудаизмом, достойна уважения и даже восхищения, ибо впервые за тысячелетнюю историю российского государства его глава радикально пересмотрел характер отношений к евреям в России. Позиционируя себя как православного человека (в данном случае это очень важно), президент Путин тем самым указывает, что представители различных религий не должны враждовать друг с другом. Кстати, Назаров опять-таки забыл упомянуть о том, что президент проявляет уважение и к другим религиям – в частности, к исламу.

Раздел «Еврейское счастье» посвящен известной и широко обсуждаемой проблеме: почему евреи играют столь значительную роль в экономической и политической жизни России (как, впрочем, и в жизни многих других цивилизованных стран). Рассуждения Назарова подпитывает не отличающаяся первой свежестью идея о «нестяжательном» характере культуры русского православного народа. Кажется, автор забыл или, по обыкновению, умолчал о некогда жарких спорах между православными «стяжателями», к коим относились св. Иосиф Волоцкий и его последователи, и православными же «нестяжателями», представленными св. Нилом Сорским и заволжскими старцами, – словно первые не относились к русскому народу). Понятно, что русскую «нестяжательность» автор противопоставляет алчности евреев. А как же еще? При этом Назаров цитирует главным образом Березовского и Гусинского, поскольку их действия, якобы, вполне соответствуют установлениям книги «Шулхан Арух», придуманным самим же Назаровым (о том, например, что еврею «позволено обманывать и обирать нееврея», хотя в Шулхан Арух сказано нечто прямо противоположное). В целом, содержание раздела банально и повторяет многочисленные антисемитские высказывания по этому поводу.

Наконец, последний раздел – «Евреи как группа риска» – снова возвращает нас к проискам «закулисы». Назаров перечисляет имена тех, кто входит в правительство и в высшие финансовые круги. Как полагает Назаров, эти люди могут осуществлять замыслы «закулисы». При этом он ссылается на книгу раввина Штайнзальца и прямо относит весьма спорное мнение раввина о том, что сокрытие библейской Эсфирью своей национальности принесло пользу, к «некоторым» членам правительства. Как уверен автор, они «намеренно» скрывают свое еврейство, чтобы тайно работать на «закулису». Назаров указывает, что определенная группа евреев сознательно строит свое «благополучие», осуществляя геноцид русского народа. Это впрочем, не слишком согласуется с тем, что многие евреи, как замечает Назаров, уезжают из России – вместо того, чтобы строить свое «благополучие». Впрочем, то, что они уезжают, тоже плохо: евреи увозят секреты, которыми владеют, а к тому же в их образование вложены большие деньги. Из всех этих рассуждений не совсем ясно, чего, собственно, хочет Назаров. Остающиеся евреи колонизируют РФ, уезжающие грабят. Куда же деваться злокозненному еврею? Однако выше Назаров предлагает «мудрое» решение: «От этой традиционной ”двойной морали” еврея может исцелить лишь искреннее и полное обращение к Православию».

В целом, опус Назарова представляет собой гибрид классической антисемитской пропаганды и традиционных средневековых христианских воззрений. Опус крайне агрессивен, ряд его положений, вне всяких сомнений, подпадает под действие 282 статьи УК о разжигании национальной розни, хотя выделить это сочинение из многочисленных аналогичных ему трудов довольно трудно. Разве что широко цитировать светскую прессу: в ряде случаев это весьма информативно и полезно.

В заключение хотелось бы отметить действительно существенный недостаток издания книги «Шулхан Арух». Издавая средневековую книгу, содержащую положения об иноверцах, вполне естественные для своего времени, но совершенно неприемлемые для современного образованного человека, в предисловии необходимо подробно объяснять это, указывая на исторически-преходящий характер таких положений. Нельзя ограничиться словами о «дикости» некоторых законов, изъять из текста несколько строк и предложить прочитать «эту и многие другие святые книги» в полном объеме и без купюр. Тогда таким авторам как Назаров все-таки будет труднее мотивировать обращение в суд по поводу «разжигания межнациональной розни». Впрочем, в любом случае, подобное обращение носило бы столь же параноидальный характер, как и жалоба в суд по поводу антииудейских пассажей в Евангелии.

О Микуле Селяниновиче

Иванове (Сухаревском),

жене его Алле и Кагале-Горыныче1

Народная Национальная Партия (ННП) сформулировала свою программу и издала ее в виде учебника под названием «Основы русизма». Обычно партийные документы излагаются сухим языком, пестрят цифрами, разделами, краткосрочными и перспективными планами, поэтому интересны разве что профессиональным партийным же деятелям. «Основы русизма» написаны совсем в ином ключе, и откуда растут уши у столь необычного учебника, сразу ясно: из гитлеровской Германии. Книжка состряпана точно по образцу партийно-пропагандистской литературы Третьего рейха, где идеологические концепции нанизывались на биографическую канву харизматического лидера партии, сдабривались различными героико-мифологическими сюжетами, и вся эта пестрая смесь периодически подавалась в высоком, чуть ли не античном, «штиле». Так, уже в аннотации составители книжки не просто призывают «готовить кадры агитаторов», но и «оттачивать наше оружие – идею, светящуюся как стальной клинок в ярких лучах северного солнца». ННП устремляет взор на север, и это не случайно – южные народы, как и у нацистов, не популярны у партийцев, и животворящую силу они черпают у Зигфрида: именно там, на севере, «ярки» солнечные лучи, а не у каких-нибудь чернявых средиземноморцев.

На первых страницах читатель знакомится с программой партии: ее идеей и сущностью русизма, а также с его врагами. Это невообразимый винегрет из ницшеанства, расизма, язычества, социализма и фашизма. Чего здесь больше, разобраться нелегко, да и не нужно. Перечислим лишь несколько лозунгов. Государство русского народа будет называться Святой Русью. Один из основных постулатов русизма гласит: только Святость обладает правом власти. Народное национальное государство будет построено по принципу «аристократического сословного социализма», и «отбор юных дарований» в нем продлится до появления Сверхчеловека. Владеют государством и населяют его русы. Кто такие русы, толком не объясняется, но вроде бы это не продажные люди русской национальности. Государство строится по фашистско-расовым признакам, взяв за основу чистоту крови, языка и почему-то законы, направленные против роскоши. Для построения государства «гениев» (и никак не меньше!) необходимо устранить с телевидения все развлекательные низкопробные передачи: из них отдельного упоминания удостоилась по неизвестной причине программа «Аншлаг». Толпу, «кашеобразную» и «трусливую, как гиена» нужно разогнать: негров – в Африку, турок – на Аму-Дарью, а не на историческую родину, евреев же – в самый милый уголок – пустыню Гоби. Далее составители разглашают великую тайну, «одну из немногих тайн»: «мы, русские, призваны Богом сыграть особую, исцеляющую роль для человечества». Почему это такая уж невероятная тайна, трудно сказать. Ее уже разглашают много веков православные богословы и писатели. Потом следует оценка русского народа, как самого «идеалистического, широкого народа в душевном смысле», который явит «...зрелище доброты». Судя по вышеупомянутым планам относительно евреев, негров и турок, понятие «душевности» и «доброты» у деятелей ННП весьма специфическое.

Главка о врагах «русизма» сугубо теоретическая: прямо врагов не называют, остается только догадываться. Понятие врага основано на расовой теории – кто не нашей расы, тот враг. Поскольку в качестве главных злодеев в тексте фигурируют Лейба Троцкий и Дудаев с Удуговым, то нетрудно догадаться, кто главные «враги» автора: это чеченцы и евреи. Дисциплина в партии проста: все по военному образцу, предполагающему беспрекословное подчинение вертикали.

Наконец, составители переходят к центральной саге: героической биографии былинного героя, основателя и вождя партии Александра Кузьмича Иванова (Сухаревского).

Биография начинается с глубокомысленных рассуждений о судьбе, заключенной в днях рождения и смерти, которая определяется Волей Творца. Иванов («Сухаревский» пишется не как часть двойной фамилии, а в скобках, хотя это фамилия матери) имел пока только опыт рождения, ничем особо не примечательный (звезда в небе не засияла, ангелы не запели), так что непонятно, откуда такая удивительная судьба у нашего героя. Единственное, что стоит отметить – отец Иванова прошел всю войну. Интересно, как он относился к идеям своего сыночка, который быстро понял, что немцы – это и есть наши «расовые братья», в отличие от всех прочих? Зачем, вообще, Иванову-старшему понадобилось воевать, если авторы брошюры так безоглядно сочувствуют Германии, проигравшей войну? С юных лет гениальный Саша Иванов, ответственный за судьбы России, осознал необходимость борьбы с врагами русского народа и пытался прорваться к нему через телевидение, но еврейская мафия в лице Аллы Гербер мешала ему (как ранее иудобольшевики мучили его предков). Не прорвавшись на телевидение, Иванов стал создавать партию. Он долго боролся с бюрократами, но, получив благословения старца Кирилла на борьбу с жидовским игом (главного врага уже называют по имени), договорился о немедленной регистрации партии с министром юстиции В. Ковалевым (тем самым, которого обвинили в банных забавах). Потом глава уже официальной партии дал интервью CNN, и мировой кагал начал за ним охотиться. Героическая оборона Иванова достойна воплощения в романах и кинофильмах: однажды днем в квартиру нашего героя ворвались «троек» (видимо, трое) вооруженных мужчин. Завязалась схватка, и жена Иванова стала палить в представителей «золотого Интернационала» из газового пистолета, а сам Иванов завладел оружием одного из нападавших (пистолетом ТТ), после чего «мерзавцы обратились в бегство». Потом кагал попытался скрыть следы преступления, ибо вдруг понял – за все прошедшие тысячелетия не было у него более опасного врага во всем мире, чем Иванов (Сухаревский). Как Микула Селянинович, восстал Иванов против мирового зла. И кагал опять попытался убить нашего героя. Накануне Песаха, 3 апреля 1998 г. (странно, что не указаны часы, минуты и секунды этого исторического события), некий Турсунов (по фамилии сразу видна принадлежность к кагалу) вознамерился совершить ритуальное убийство Аллы, жены Иванова (читатель чувствует, что рядом с былинным героем, по закону жанра, должна находиться его былинная возлюбленная, жена, на которую все время обрушиваются удары судьбы), используя заточку в виде «швайки» (к своему стыду, не знаю что это такое). Иванов вновь завладел оружием нападавшего, и это опять оказался пистолет ТТ! Когда-нибудь ТТ будет лежать в музее русизма... Но на этот раз все было еще драматичней: Иванов спустил курок, и Турсунов отправился к «Иегове». По мысли авторов брошюры, этот Турсунов входил в число боевиков-бейтаровцев в структуре лужковской народной дружины. В том же году, в Йом-Кипур, нашего Микулу сбила машина, но «Провидение сохранило его», и Иванов выздоровел. Когда враги все же засадили Иванова в кутузку, ему снова пришлось защищаться от воров-инородцев, но родная «братва» поддержала его. Чувствовала, вероятно, что имеет дело не с обыкновенным человеком. В общем, пройдя все круги инородческого ада, Иванов лишь окреп в борьбе. Опускаю описание партийных дел, союзы Иванова с другими столпами русского освободительного движения – Токсаковым и Беляевым – и опору на «лучших русских публицистов», неких Широпаева и Дьякова. Впрочем, нужно отметить, что партийное строительство нашего героя неизменно сопровождается какими-то дрязгами. Столпы, очевидно, все время друг друга подсиживают.

Ну что еще сказать? Приложены положения о членстве в партии и кодексе поведения русиста. Он должен быть чистокровным белым человеком и недоверчиво относиться к представителям других рас. Как истинному пионеру, ему следует быть примерным хлопцем – не пить водку (про самогон и другие горячительные ничего не сказано), вежливо вести себя со старшими и младшими. В общественных местах Он не должен светиться в форменной одежде (про нее толком ничего не сказано; только о белых рубашках, как символе очищения крови, из чего можно сделать вывод, что в общественных местах русистам нужно появляться только в цветных сорочках. О штанах речь и вовсе не идет). Символ – рунический крест. Партия называется «церковью русизма» и «нитью Ариадны, ведущей в Золотой Век».

Завершается брошюра программой партии, типично фашистской. Из особо любопытных пунктов отмечу требование выслать всех иностранцев, попавших в Россию после 8 декабря 1991 г., замену римского права в России (?) на русское, уничтожение плотин на Волге, торжественно названной Священной рекой Ра, организацию «православной армии вместо воинской наемщины по контракту». Гражданское население должно представлять собой «иерархию талантов»; необходимо выносить смертные приговоры ростовщикам (работникам банков, надо понимать). Порой вылезают почти ностальгические лозунги – вроде «спорт для всех».

  1. Московское бюро по правам человека Юрий Табак Сумерки шовинизма Анализ российских ксенофобских изданий (2)

    Документ
    Эта книжка не претендует на глубину академической мысли и масштабные социологические обобщения, в чем читатель легко убедится. Более того, у читателя чуткого, кажется, должен возникнуть неизбежный вопрос: а зачем все это? Зачем автору
  2. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку апрель 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в апреле 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.
  3. Эхо теракта: вопросы с ответами и без… (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  4. Эхо теракта: вопросы с ответами и без… (2)

    Реферат
    – Кому на Руси жить хорошо? – список все тот же, что и в первом вопросе, подкрепленный последними предвыборными лозунгами: «Как трудно быть в России русским!», «Мы за бедных, мы за русских!».
  5. А. А. Красикова и Е. С. Токаревой (1)

    Книга
    Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Составление и общая редекция А.А.Красикова и Е.С.Токаревой. – М.: Московское бюро по правам человека, Academia, 2006.
  6. А. А. Красикова и Е. С. Токаревой (2)

    Книга
    Основу монографии составляют доклады и сообщения, представленные на международной научной конференции, которая состоялась в Институте Европы РАН в ноябре 2004 года.
  7. А. А. Красикова и Е. С. Токаревой (3)

    Книга
    Проект финансируется Европейской Комиссией Проект реализуется Московским Бюро по правам человека совместно с Московской Хельсинкской группой Религиозная толерантность.
  8. А. А. Красикова и Е. С. Токаревой (4)

    Книга
    Проект финансируется Европейской Комиссией Проект реализуется Московским Бюро по правам человека совместно с Московской Хельсинкской группой Религиозная толерантность.
  9. Москва (9)

    Документ
    деятельности доктора исторических наук, профессора кафедры «Мировая политика и народонаселение» РГГУ, действительного члена Академии политической науки и почетного академика АН Татарстана Агдаса Хусаиновича Бурганова

Другие похожие документы..