Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра всеобщей истории

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

для заочного отделения

Составитель: к.и.н., доцент

Емалетдинова Г.Э.

Учебно – методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «___»_______200___г.

Заведующий кафедрой _____________ Сиротин С.В.

Стерлитамак – 2008

Учебная программа дисциплины

Введение

Новейшая история стран Азии и Африки освещает один из наиболее актуальных периодов истории стран Востока – начало кризиса и политического распада колониальной системы империализма, начала и завершения национально-освободительной борьбы и образование независимых государств стран афро-азиатского континента. Она освещает время социально-экономических реформ и выбора путем экономического и политического развития, включая современный этап исторического пути стран Востока.

В настоящее время актуальность курса определяется местом и ролью стран Азии и Африки в интеграционных процессах мирового сообщества.

Предполагаемая программа освещает историю стран Азии и Африки с момента окончания Первой мировой войны и до периода современности, т. е. С 1918 по 2005гг.

Курс «Истории стран Азии и Африки в новейшее время» является логическим продолжением курса «История стран Азии и Африки в новое время» и входит в число обязательных на исторических факультетах высших учебных заведений, обучающих по специальности 032600 «история».

Составление комплексного представления об истории стран афро-азиатского региона в новейшее время формируется на основе междисциплинарного подхода. Проблематика, рассматриваемая в рамках курса, находится на стыке ряда смежных дисциплин и может быть предметом анализа под разными углами зрения: геополитика, экономика, внутриполитические процессы, внешняя политика, религия, философия, общественная мысль, государственные институты, право, социальная психология. Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как история Древнего мира (Восток), история стран Востока в средние века и в новое время, истории России. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как история России, стран Европы и Америки в новейшее время.

Особенностью изучения курса является перенесение принятых ране акцентов с проблем раскола мира, с логики конфронтационных отношений на вопросы интеграции мирового пространства, эволюционного становления современной восточной цивилизации, феномен единства и многообразия мира.

Программа курса «Истории стран Азии и Африки в новейшее время» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032600 «история». Требования государственного стандарта и его основные положения определили структуру курса и логику изложения в нем материала.

Целью курса является формирование у студентов-историков на базе современной концепции «множественных модерностей» научно обоснованных представлений о развитии стран Азии и Африки в 1918-2005гг.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

- раскрытие новых, возникших после Первой мировой войны, концепций вестернизации восточных обществ (националистические, коммунистические);

- освещение проблемы вестернизации в условиях колониального режима (Индия);

- анализ тоталитарного варианта модернизации (Япония);

- анализ характера и форм национально-освободительных движений в странах Востока в межвоенный период;

- изучение типологии националистических идеологий в национально-освободительных движениях;

- изучение основных этапов крушения колониальной системы империализма;

- раскрытие характерных черт и особенностей развития стран Азии и Африки в постколониальный период;

- рассмотрение проблем взаимоотношений современного капиталистического мира и традиционного восточного общества;

- раскрытие сущности противоречий, возникших на каждом из этапов исторического развития восточных стран;

- выявление социально-экономических и политических проблем развития стран Востока в начале XXI века;

- определение места и роли стран Востока в мировом историческом процессе.

Курс ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная;

- научно-методическая;

- культурно просветительская.

Изучение курса «История стран Азии и Африки в новейшее время» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно-историческому наследию стран афро-азиатского региона;

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные события и процессы истории стран Азии и Африки в новейшее время;

- место и роль стран Азии и Африки во всемирном историческом процессе;

- основные комплексы источников по истории стран Азии и Африки в новейшее время;

- важнейшие историографические проблемы восточной истории;

- основные исторические понятия, уметь их формулировать и правильно применять.

уметь:

- решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

- приемами и методами научного анализа и критики источников по истории стран Азии и Африки в новейшее время.

I. Объем дисциплины и виды занятий

Виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

64

8-10

Аудиторные занятия

Лекции

40

8-10

Практические занятия (семинары)

24

8-10

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Курсовые работы/рефераты

8,10

Вид итогового контроля

Зачет - 8; экзамен - 9,10

Курс «Истории стран Азии и Африки в новейшее время». Общим объемом 64 часа аудиторных занятий изучается в течение 8-10 семестров. Учебным планом исторического факультета в VIII семестре отводится 14 часов аудиторных занятий: 8ч. – лекций, 6ч. – семинарских занятий; в IX семестре – 38 часов: 24ч. – лекций, 14ч. – семинарских занятий; в X семестре 12 часов: 8ч. – лекций, 4ч. – семинарских занятий.

Курс завершается зачетом в VIII семестре и экзаменом в IX, X семестрах.

Обязательным условием допуска студента к зачету, экзамену является выполнение всех видов учебной деятельности, связанных с изучением и освоением курса, предусмотренных программой и планом индивидуальной, самостоятельной работы. На экзамене студен, должен продемонстрировать комплекс знаний по общим проблемам развития восточных цивилизаций и региональной специфики истории отдельных государств; отчетливо представлять особенности эволюции восточной модели, показать знания фактологического и общетеоретического характера, умение оперировать необходимым блоком терминов, понятий и соответствующими положениями в учебной и научной литературе, умение анализировать источники.

II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы курса и виды занятий

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы

1.

История стран Азии и Африки в 1918-1945г.

20ч.

13ч.

2.

История стран Азии и Африки в1945-2005г.

20ч.

14ч.

2.2. Содержание разделов дисциплины

Часть I. История стран Азии и Африки в новейшее время (1918-1945гг.)

Тема 1. Введение: Восток в мировом историческом процессе первой половины XX века

Предмет и задачи курса. Страны Азии и Африки в новой расстановке сил на мировой арене после Первой мировой войны; методологические и теоретические подходы. Характер взаимосвязей между капиталистическими центрами и колониальной периферией. Проблема модернизации восточных структур: сущность, неравномерность и противоречивость этого процесса. Характерные черты вестернизации восточных обществ. «Западные» и «восточные» революции: общее и особенное. Вильсоновская и ленинская программы для колониальных и зависимых стран: общее и особенное. Мандатная система Лиги Наций. Основные черты идеологических систем националистических движений Востока: суньятсенизм, гандизм, кемализм, мархаэнизм. Светский национализм и религия. Проблема ориентации национально-освободительных движений в эпоху глобального противостояния либеральной демократии и тоталитаризма.

Тема 2. Национализм и коммунизм на Востоке

Переход представителей радикального национализма на позиции марксизма. Возникновение компартий в странах Азии и Африки. Проблема соотношения классовых и национально-освободительных задач в их деятельности. Вопросы стратегии и тактики компартий Востока на II Конгрессе Коминтерна. I съезд народов Востока. Тупики классового подхода к азиатским проблемам: «атакующая армия» М. Н. Роя, Гилянская Советская республика, «Красный Серекат Ислам» и восстание 1926 года в Индонезии, раскол единого фронта в китайской революции 1925-1927гг., VI конгресс Коминтерна о «подталкивании» социальной революции на Востоке. Возврат к лозунгу единого антиимпериалистического фронта в колониальных и зависимых странах на VII конгрессе Коминтерна и попытки ее практической реализации на Востоке накануне Второй мировой войны. Коминтерн и отношение компартий к войне. Резонанс роспуска Коминтерна.

  1. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору
  2. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать

Другие похожие документы..